Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 74039-5 О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

в первом чтении
20.05.2009

Номер законопроекта:74039-5
Комментарий законопроекта:в части увеличения предельного размера дохода, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения
Дата внесения законопроекта в ГД:20.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/74039-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:20.05.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2129-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Приморского края
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №74039-5 О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

в части увеличения предельного размера дохода, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения

Дата заседания 20.05.2009, номер заседания 95, строк в стенограмме 7453

О проекте федерального закона № 74039-5 "О внесении изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об увеличении предельного размера доходов, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощённой системы налогообложения; внесён Законодательным Собранием Приморского края).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5958 Уважаемые коллеги, пункты 16.1, 16.2, 16.3. Обращаю ваше внимание, что по

5959 пункту 16.2 есть письменное обращение Законодательного Собрания Приморского

5960 края, а по пункту 16.3 - депутата Резника, который просит рассмотреть данный

5961 вопрос без своего участия, поэтому по пункту 16.1 для доклада я даю слово

5962 депутату Сметанюку Сергею Ивановичу, а потом выступит бюджетный комитет.

5963

5964 Пожалуйста.

5965

5966 СМЕТАНЮК С. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего я

5967 хочу сказать, что по уважительной причине один из основных разработчиков и

5968 авторов законопроекта Екатерина Юрьевна Семёнова не смогла представить

5969 законопроект, поэтому по решению группы авторов я представляю на ваше

5970 рассмотрение этот законопроект.

5971

5972 В законопроекте предлагается увеличить предельный размер годового дохода

5973 налогоплательщика до 45 миллионов рублей взамен действующего предельного

5974 размера в 15 миллионов рублей в части права перехода на упрощённую систему

5975 налогообложения и до 60 миллионов рублей взамен действующего в 20 миллионов

5976 рублей в части утраты права на применение упрощённой системы налогообложения.

5977 Законопроектом также предусматривается в целях применения упрощённой системы

5978 налогообложения установить на 2009 год коэффициент-дефлятор, равный 1. Вы

5979 знаете, что сегодня этот коэффициент составляет 1,538, его устанавливает

5980 правительство.

5981

5982 Рассматриваемый законопроект является действительно альтернативным по

5983 отношению к проектам федеральных законов, которые обозначены в нашей повестке

5984 в пунктах 16.2 и 16.3, на самом деле они отличаются только по суммам, по

5985 размерам годового дохода. Наши коллеги из Приморского края предлагают сделать

5986 соответственно 195 миллионов рублей и 260 миллионов рублей, а наши коллеги

5987 член Совета Федерации Солонин и депутат Резник предлагают установить размеры

5988 соответственно 37,5 миллиона рублей и 50 миллионов рублей.

5989

5990 Вы знаете, что переход на упрощённую систему налогообложения существенно

5991 снижает налоговые и административные издержки предпринимателей. По данным

5992 экспертов, с момента введения главы "Упрощённая система налогообложения"

5993 Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2003 года, наблюдается почти

5994 трёхкратный рост числа налогоплательщиков, применяющих данный налоговый

5995 режим, при этом налоговые поступления от упрощённой системы налогообложения

5996 увеличились, по данным экспертов, в пять раз.

5997

5998 Я не стану подробно останавливаться на методике расчётов, по которой мы вышли

5999 на цифры "45 миллионов рублей" и "60 миллионов рублей". Эти данные подробно

6000 изложены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, которое у вас

6001 имеется. Я хочу лишь вам напомнить, что данные цифры рассчитаны с учётом

6002 изменения показателей уровня инфляции на период с 1 января 1996 года по 31

6003 декабря 2007 года, который возрос в 9,5 раза, а если считать по 31 декабря

6004 2008 года, то в десять с лишним раз.

6005

6006 Принятие данного законопроекта позволит поддержать российский малый и средний

6007 бизнес в период финансово-экономического кризиса, а также даст толчок для

6008 дальнейшего развития этого важного сегмента экономики нашего государства

6009 после преодоления кризисных явлений в мировой и национальной экономике. Я

6010 хочу сказать, что мы достаточно подробно обсуждали эту позицию при принятии

6011 постановления Госдумы о действиях правительства по минимизации последствий

6012 финансово-экономического кризиса.

6013

6014 Ответственный комитет - Комитет по бюджету и налогам - в целом поддерживает

6015 рассматриваемый законопроект при условии учёта замечаний, что вполне возможно

6016 сделать при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. На

6017 законопроект также имеется отрицательное заключение правительства. На наш

6018 взгляд, те замечания, которые есть в заключении правительства, вполне

6019 возможно учесть ко второму чтению.

6020

6021 В связи с изложенным мы предлагаем, просим вас принять законопроект в первом

6022 чтении.

6023

6024 Спасибо.

6025

6026 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, теперь Василий Васильевич

6027 Толстопятов сделает содоклад от Комитета по бюджету и налогам по всем трём

6028 законопроектам.

6029

6030 Пожалуйста.

6031

6032 ТОЛСТОПЯТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6033

6034 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются

6035 альтернативные законопроекты. Комитет по бюджету и налогам поддерживает идею,

6036 концепцию всех законопроектов, однако рекомендует к принятию в первом чтении

6037 проект федерального закона № 100239-5 "О внесении изменений в статьи 346-12 и

6038 346-13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" по следующим

6039 основаниям.

6040

6041 Предусмотренный в настоящее время размер предельного дохода для применения

6042 упрощённой системы налогообложения, скорректированный на

6043 коэффициент-дефлятор, не в полной мере учитывает темпы роста потребительских

6044 цен в связи с сокращением покупательской способности национальной валюты в

6045 условиях экономического кризиса и тем самым существенно ограничивает

6046 возможности субъектов малого и среднего предпринимательства в части

6047 применения указанного льготного налогового режима. Кроме того, принимая

6048 положительное решение в отношении данного законопроекта, комитет учитывал,

6049 что в комплексе мер, содержащихся в принятом 20 февраля текущего года

6050 заявлении Государственной Думы "О действиях Правительства Российской

6051 Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и

6052 отдельных отраслях экономики", предусматривается увеличение предельного

6053 размера годового дохода субъектов малого и среднего предпринимательства,

6054 позволяющего применять упрощённую систему налогообложения, до 60 миллионов

6055 рублей.

6056

6057 Вместе с тем комитет отмечает, что предложенный законопроектом механизм

6058 установления коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 кодекса не

6059 соответствует положениям пункта 2 статьи 346-12 кодекса, согласно которым

6060 коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в

6061 порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также комитет

6062 отмечает необходимость приведения установленного статьёй 2 законопроекта

6063 порядка вступления в силу федерального закона в соответствие с положением

6064 пункта 1 статьи 5 кодекса, регламентирующим порядок вступления в силу актов

6065 законодательства о налогах и сборах.

6066

6067 Таким образом, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе

6068 принять в первом чтении проект федерального закона № 100239-5 "О внесении

6069 изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового кодекса Российской

6070 Федерации" и доработать его ко второму чтению с учётом обозначенных

6071 замечаний.

6072

6073 Предлагаемые проектами законов № 74039-5 и № 388357-4 предельные размеры

6074 доходов налогоплательщиков, допускающие переход на упрощённую систему

6075 налогообложения и её применение, их авторами в пояснительных записках не

6076 обосновываются. Предъявленные в финансово-экономических обоснованиях к ним

6077 расчёты основаны на данных одного субъекта Российской Федерации. При этом

6078 расчёты изменения сумм поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной

6079 системы Российской Федерации не проводились. Поэтому комитет рекомендует

6080 Государственной Думе отклонить указанные законопроекты.

6081

6082 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и

6083 содокладчику? Есть вопросы: депутаты Федоткин, Решульский и третий -

6084 Питкевич.

6085

6086 Федоткин.

6087

6088 ФЕДОТКИН В. Н. Я хочу задать вопрос. Я много работал по данной проблеме с

6089 предпринимателями, с Торгово-промышленной палатой, узнавал

6090 финансово-экономическое состояние и возможности развития. Вот эти данные,

6091 которые вы отвергаете сегодня, комитет предложил не поддерживать - ваша

6092 позиция с Торгово-промышленной палатой или хоть с какой-то ассоциацией малого

6093 бизнеса согласована или просто вы посидели в комитете и приняли решение?

6094

6095 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

6096

6097 ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Во-первых, есть авторы у законопроекта. Во-вторых, комитет

6098 поддерживает концепцию законопроекта, так как, по нашему мнению, авторы

6099 предложили достаточно объективные расчёты, я думаю, они проработали во всех

6100 направлениях и не с одним субъектом Федерации. Цифры, которые представлены

6101 были в комитет, достаточно объективные, они показывают ту картину, которая

6102 сейчас имеется.

6103

6104 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский.

6105

6106 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.

6107

6108 Василий Васильевич, у меня такой вопрос. Несомненно, один из этих

6109 законопроектов надо принимать в обязательном порядке, мы очень много об этом

6110 говорим, но мне непонятно... Я смотрю предварительную повестку на 22-е число:

6111 там есть законопроект № 143844 на ту же самую тему, подготовленный и

6112 внесённый нашими коллегами Дмитриевой, Левичевым, Грачёвым, Михеевым. Там

6113 несколько другие цифры, но мне кажется, что он лучше прописан, но, как

6114 говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Я не пойму, почему эти три

6115 законопроекта сегодня рассматриваются как альтернативные, а подобный

6116 законопроект переносится на 22-е число. Не лучше ли было бы их рассматривать

6117 вместе? И я хотел бы надеяться, что мы примем подготовленный нашими коллегами

6118 законопроект, который я обозначил. Он действительно лучше написан, и суммы

6119 там обоснованные, кстати. Не скажете, почему такой разрыв: три альтернативных

6120 - сегодня, а один - на пятницу?.. (Микрофон отключён.)

6121

6122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

6123

6124 ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Уважаемый Сергей Николаевич, я думаю, этот вопрос не ко

6125 мне, этот вопрос или к Совету Думы, или к аппарату комитета: они формируют.

6126 Поэтому я не могу ничего вам сказать.

6127

6128 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Питкевич.

6129

6130 ПИТКЕВИЧ М. Ю. Вопрос к докладчику. Закон правильный, понятный, хороший, но

6131 скажите, пожалуйста, как в реальной жизни сделать так, чтобы собственники

6132 предприятий не дробили предприятия, дабы платить меньше налогов? То есть

6133 если, например, оборот предприятия - 120 миллионов, то, наверное,

6134 собственникам выгоднее разбить предприятие на два и декларировать по 60

6135 миллионов и, таким образом, платить меньше налогов, и предприятие уже будет

6136 являться мелким, а не средним. Вот какой существует механизм для этого?

6137

6138 ТОЛСТОПЯТОВ В. В. В комитете этот вопрос рассматривался подробно, он

6139 поднимался неоднократно. Я думаю, что если проблема существует, то над ней

6140 надо работать. Но мне трудно представить, что, допустим, какой-то тракторный

6141 завод можно разбить на маленькие предприятия или завод по производству

6142 железнодорожных вагонов. Это нереально. А что касается маленьких предприятий,

6143 которые могут заниматься такими делами, то это уже предмет, я думаю, не этого

6144 закона.

6145

6146 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Есть ли желающие

6147 выступить? Есть. Депутат Федоткин.

6148

6149 Присаживайтесь, пожалуйста, докладчик.

6150

6151 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проблема эта

6152 сегодня уже не новая, но предельно острая.

6153

6154 30 января руководитель нашей партии и фракции Геннадий Андреевич Зюганов

6155 вручил наши предложения по поддержке малого и среднего бизнеса Президенту

6156 России Медведеву Дмитрию Анатольевичу. Мы готовили их с участием огромного

6157 количества представителей малого и среднего бизнеса в Рязанской области и во

6158 многих подмосковных районах, и вопрос касался определения предельного размера

6159 дохода, который может служить критерием при применении упрощённой системы

6160 налогообложения. Но прежде всего хочу сказать, насколько эта проблема для нас

6161 остра.

6162

6163 Вот возьмём Рязанскую область, где семь тысяч предприятий малого бизнеса, на

6164 которых заняты шестьдесят восемь тысяч человек, то есть люди кормят себя,

6165 кормят свою семью и ещё нередко кормят своих родственников. И это не

6166 обязательно торговля. В сельском хозяйстве занято восемь с половиной тысяч

6167 человек, в промышленности - двенадцать тысяч, в строительстве - пятнадцать

6168 тысяч, то есть для нас это тоже выгодно, потому что выполняются огромные

6169 работы по возведению жилья, объектов соцкультбыта, по производству блоков,

6170 которые необходимы нашей промышленности, а также продуктов питания.

6171

6172 Вот когда мы в Рязанской области провели опрос представителей малого бизнеса,

6173 при каких условиях они могут развиваться, при каких удержаться, а при каких

6174 условиях просто свернут своё производство или уйдут в тень, практически все

6175 сказали, что если будет предельный размер дохода ниже 100 миллионов рублей,

6176 то они все будут работать в тени, ни о каком развитии речи быть не может, или

6177 они будут вынуждены просто сократить своё производство. Возникает вопрос:

6178 государство готово только по одной Рязанской области кормить шестьдесят

6179 восемь тысяч человек? У нас уже 12 процентов населения за последние полгода

6180 потеряло работу или отправлено в отпуска с частичным содержанием или вообще

6181 без содержания, а это десять с половиной тысяч, и ещё в шесть раз большую

6182 цифру мы можем получить. Я думаю, государство сегодня к этому не готово. Так

6183 что не надо, наверное, бить по рукам тех, кто вынужден уйти в этот малый

6184 бизнес (подчёркиваю: нередко вынужден), потому что заводы закрываются,

6185 производство закрывается, на селе вообще полный обвал. Как-то меня

6186 пикетировали в Рязани дальнобойщики: там тоже возникают вопросы по

6187 налогообложению, в частности по транспортному налогу. Я к ним вышел, а они

6188 говорят: "Что же вы делаете? Вы нас с заводов выгнали и здесь нам работать не

6189 даёте. Вы нам не нужны как государство и как власть". И нечего было, по

6190 большому счёту, сказать.

6191

6192 Представленные сегодня три законопроекта имеют разный подход, но они

6193 подчёркивают одну и ту же мысль: или мы дадим этой огромной, многомиллионной

6194 армии малого бизнеса жить, кормиться и кормить других, или государство должно

6195 взять заботу о них на свои плечи. Государство сегодня этого не может сделать.

6196 Поэтому я считаю, что нужно обязательно один из трёх законопроектов принимать

6197 в первом чтении, а во втором чтении внести поправку, чтобы предельный размер

6198 дохода был не менее 100 миллионов, если мы не хотим в этой сфере натворить

6199 бог знает что. А вообще, уже назрела проблема: не надо, так сказать,

6200 примерять один-единственный костюм на всю страну - у нас разные условия, а

6201 надо принимать разный предельный уровень дохода как по сферам деятельности,

6202 так и по территориям, если мы действительно заинтересованы в возрождении

6203 нашей экономики.

6204

6205 Закон этот обязательно сегодня нужно принимать. Нас просто не поймут - и те,

6206 кто работает, и их семьи.

6207

6208 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6209

6210 Депутат Воложинская, пожалуйста, от фракции ЛДПР.

6211

6212 ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л., фракция ЛДПР.

6213

6214 Фракция ЛДПР выступает за снижение налогового бремени для предприятий малого

6215 и среднего бизнеса с целью поддержки таких предприятий, что особенно

6216 актуально в период экономического кризиса. Налогоплательщики давно ждали

6217 увеличения суммы предельного дохода для применения упрощённой системы

6218 налогообложения.

6219

6220 Мы считаем целесообразным поддержать данный закон, так как его принятие

6221 позволит избежать дробления, о чём уже раньше говорилось, предприятий

6222 среднего бизнеса на более мелкие предприятия, позволит более широко

6223 использовать упрощённую систему налогообложения венчурным и инновационным

6224 предприятиям, а также легализовать частично сокрытые доходы предприятиям

6225 малого и среднего бизнеса, позволит увеличить доходы субъектов Российской

6226 Федерации.

6227

6228 Единственное, что неясно из финансово-экономического обоснования, так это

6229 каким образом планируется восполнять потери федерального бюджета и насколько

6230 просчитанным и обоснованным является значение предельного дохода для

6231 применения упрощённой системы налогообложения в размере 60 миллионов рублей.

6232 Насколько будут реально увеличены налоговые поступления в региональные

6233 бюджеты?

6234

6235 Фракция ЛДПР просит подготовить ко второму чтению уточнённые цифры потерь

6236 федерального бюджета, а также уточнённые цифры наполнения бюджетов субъектов

6237 Российской Федерации в результате применения данного закона.

6238

6239 Также хочется отдельно поблагодарить инициаторов двух других альтернативных

6240 законопроектов - Законодательное Собрание Приморского края, господина

6241 Соломина и господина Резника, - давших толчок к появлению рассматриваемого

6242 законопроекта, поскольку, несмотря на некоторую недоработанность их

6243 законопроектов, они полностью укладываются в концепцию снижения налогового

6244 бремени на предприятия малого и среднего бизнеса.

6245

6246 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном

6247 слове? Нет. Представители президента и правительства?.. Нет. Уважаемые

6248 коллеги, сейчас рейтинговое голосование. Пункт 16.1.

6249

6250 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

6251

6252 Покажите результаты... Ой, прошу прощения.

6253

6254 Пункт 16.2. Голосуйте. (Идёт голосование.)

6255

6256 И пункт 16.3.

6257

6258 Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.)

6259

6260 Вот теперь покажите результаты по пункту 16.1.

6261

6262 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 40 сек.)

6263 Проголосовало за 445 чел.98,9%

6264 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6265 Воздержалось 0 чел.0,0%

6266 Голосовало 445 чел.

6267 Не голосовало 5 чел.1,1%

6268

6269 По пункту 16.2.

6270

6271 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 09 сек.)

6272 Проголосовало за 39 чел.8,7%

6273 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6274 Воздержалось 0 чел.0,0%

6275 Голосовало 39 чел.

6276 Не голосовало 411 чел.91,3%

6277

6278 И по пункту 16.3.

6279

6280 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 33 сек.)

6281 Проголосовало за 38 чел.8,4%

6282 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6283 Воздержалось 0 чел.0,0%

6284 Голосовало 38 чел.

6285 Не голосовало 412 чел.91,6%

6286

6287 Уважаемые депутаты, по итогам рейтингового голосования считается принятым в

6288 первом чтении законопроект под пунктом 16.1.

6289