Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 75357-5 О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в первом чтении
07.10.2014

Номер законопроекта:75357-5
Дата внесения законопроекта в ГД:24.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/75357-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по промышленности
Профильный комитет:Комитет ГД по промышленности
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
Дата изменения статуса/фазы:07.10.2014
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:5039-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Бесчетнов Константин Викторович, Депутат ГД
Валенчук Олег Дорианович, Депутат ГД
Головнёв Владимир Александрович, Депутат ГД
Лазарев Георгий Геннадьевич, Депутат ГД
Плескачевский Виктор Семенович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №75357-5 О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Дата заседания 07.10.2014, номер заседания 187, строк в стенограмме 7538

О проекте федерального закона № 75357-5 "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (внесён В. А. Головнёвым, К. В. Бесчётновым, Г. Г. Лазаревым, В. С. Плескачевским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2747 Далее по повестке мы слушаем два альтернативных законопроекта: пункт 24.1 -

2748 проект федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" и

2749 пункт 24.2 - проект федерального закона "О национальной промышленной политике

2750 в Российской Федерации". Законопроект из пункта 24.3 снят нами.

2751

2752 Итак, докладывает Глеб Сергеевич Никитин, первый заместитель министра

2753 промышленности и торговли Российской Федерации.

2754

2755 Пожалуйста, Глеб Сергеевич.

2756

2757 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2758

2759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, коллеги, мы рассматриваем три

2760 альтернативных законопроекта. Я сделал ошибку, извините.

2761

2762 Пожалуйста, Глеб Сергеевич.

2763

2764 НИКИТИН Г. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2765 первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.

2766

2767 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги-депутаты! Разработанный

2768 Министерством промышленности и торговли законопроект "О промышленной политике

2769 в Российской Федерации", как большинство из вас знает, прошёл широкую

2770 общественную экспертизу, был поддержан большинством субъектов Российской

2771 Федерации, бизнес-сообществом, профильными комитетами Государственной Думы.

2772 Формат сегодняшнего пленарного заседания с участием представителей

2773 непарламентских партий также способствует, на наш взгляд, обретению широкого

2774 содержательного политического консенсуса по законопроекту и одновременно

2775 подчёркивает его значимость.

2776

2777 В российском обществе отчётливо сформировался спрос на законодательную

2778 инициативу такого рода. Сейчас по поводу того, что закон необходим, у нас

2779 сформировался полный консенсус, ведь на сегодня отсутствует комплексный

2780 законодательный акт, регламентирующий отношения, возникающие между

2781 юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами

2782 государственной власти при формировании и реализации промышленной политики в

2783 стране. Ситуация в промышленности, связанная с замедлением роста в

2784 обрабатывающих отраслях, также требует применения новых подходов, в том числе

2785 и на законодательном уровне.

2786

2787 В связи со вступлением России в ВТО оказались существенным образом

2788 ограниченными возможности государства по стимулированию предприятий. Свято

2789 соблюдая наши международные обязательства, мы тем не менее должны обеспечить

2790 поддержку отечественного производителя, вынужденного действовать в условиях

2791 более жёсткой конкурентной борьбы. Кроме того, хорошо известный вам переход к

2792 формированию федерального бюджета по программному принципу требует также

2793 систематизации и увязки воедино всех мер господдержки промышленности, отсюда

2794 своего рода инструментальный характер нашего законопроекта.

2795

2796 Недавно Сергей Евгеньевич сказал, что законопроект о промышленной политике

2797 вынашивался годами в российском парламенте. Здесь особо хочется отметить, что

2798 мы, как разработчики законопроекта, выражаем признательность авторам всех

2799 альтернативных версий, многие из них присутствуют сегодня в зале. Мы в очень

2800 большой степени использовали наработки наших коллег, находя компромисс по

2801 спорным вопросам в специально созданной рабочей группе, в которую вошли

2802 представители всех фракций в Государственной Думе.

2803

2804 Законопроект "О промышленной политике..." станет нормативной основой для

2805 запуска новой индустриализации, для проведения структурной реформы,

2806 направленной на опережающее развитие обрабатывающих отраслей промышленности,

2807 он призван решить три основные задачи: первое - определить роль государства в

2808 сфере промышленной политики; второе, что также очень важно, - устранить

2809 пробелы, неточности или противоречия в толковании отраслевого

2810 законодательства при применении мер поддержки промышленной деятельности, это

2811 налоговое, бюджетное, гражданское законодательство, в том числе уточнить

2812 термины и определения, это тоже важно; третье - создать основу для применения

2813 новых инструментов поддержки промышленной деятельности.

2814

2815 Ещё задолго до внесения законопроекта в Думу Минпромторг предложил

2816 инструменты стимулирования, которые, по сути, явились новациями законопроекта

2817 "О промышленной политике...", о них рассказывал вам министр в ходе

2818 "правительственного часа". Речь шла о создании так называемого фонда развития

2819 промышленности, о предоставлении налоговых преференций для новых проектов в

2820 приоритетных направлениях промышленности, о специальном инвестиционном

2821 контракте, о развитии индустриальных парков и о создании государственной

2822 информационной системы промышленности. После согласования законопроект

2823 сохранил все основные новации, концепция документа осталась неизменной. Он

2824 чётко формулирует приоритеты государственной промышленной политики и - что

2825 очень важно, по этому поводу задавали вопросы - предлагает исключительно

2826 рыночные меры стимулирования высокотехнологичных производств.

2827

2828 Существенным образом расширяется инструментарий промышленной политики.

2829 Сегодня можно констатировать, что некоторые идеи законопроекта ещё до его

2830 принятия оказались реализованными или реализуются в настоящий момент, что

2831 свидетельствует об их востребованности, это уникальный пример для

2832 законотворческой практики.

2833

2834 В мае на Петербургском международном экономическом форуме Президент России

2835 Владимир Владимирович Путин высказался за создание фонда развития

2836 отечественной промышленности. Сама идея фонда возникла у нас с вами именно в

2837 ходе работы над законопроектом, и мы её предложили в ходе соответствующих

2838 процессов согласования высшему руководству. Мы параллельно с рассмотрением

2839 нашего документа уже развернули работу над этим проектом, основной задачей

2840 фонда будет предоставление займов предприятиям на льготных условиях на этапе

2841 предбанковского финансирования в целях импортозамещения и перехода на

2842 наилучшие доступные технологии.

2843

2844 В качестве одного из новых инструментов развития высокотехнологичных

2845 производств в законопроекте предложен специальный инвестиционный контракт.

2846 Государство будет заключать такие контракты с промышленниками, готовыми

2847 создавать новые производства, прямых затрат из бюджета это не потребует.

2848 Контрактом будет предусмотрен широкий спектр стимулирующих изъятий, а также

2849 так называемая "дедушкина оговорка". Данный инструмент может стать важнейшим

2850 механизмом для привлечения инвестиций.

2851

2852 Кратко назову и другие основные новации законопроекта: это налоговые льготы и

2853 преференции для новых комплексных проектов до 2025 года, это новые принципы

2854 субсидирования НИОКРов, предусматривающие обязательства бизнеса по выпуску

2855 определённых объёмов продукции с использованием полученных результатов

2856 интеллектуальной деятельности, а также создание государственной

2857 информационной системы промышленности.

2858

2859 Уважаемые депутаты, мы внимательно изучили замечания, которые были изложены в

2860 заключениях комитетов Государственной Думы, я классифицировал бы их следующим

2861 образом. Первая группа - это замечания, не касающиеся концепции, содержания

2862 законопроекта, то есть они касаются уточнения формулировок понятий и

2863 определений. Мы уверены, что в ходе корректировки этих формулировок ко

2864 второму чтению мы придём к общему пониманию и снимем замечания подобного

2865 рода.

2866

2867 Вторая группа - замечания, указывающие на несоответствие отдельных положений

2868 законопроекта действующему законодательству, в том числе Налоговому и

2869 Бюджетному кодексам. В этой части могу вас заверить, что ко второму чтению мы

2870 готовы представить полный комплект сопутствующих законопроектов, вносящих

2871 поправки в действующие нормативные правовые акты.

2872

2873 Необходимо особо отметить, что наш законопроект - это документ

2874 стратегического характера, который задаёт вектор развития промышленности,

2875 обозначает приоритеты и предлагает открытый перечень мер стимулирования, он

2876 не может, да и не должен (этого и не предполагалось!) быть исчерпывающим

2877 регламентом, прописывающим каждый шаг хозяйствующих субъектов, каждое

2878 действие власти, служить инструкцией на все случаи жизни, поэтому особое

2879 значение приобретают нормативные правовые акты и законы-спутники,

2880 разрабатываемые в развитие этого закона. Под законами-спутниками

2881 подразумеваются законы о внесении изменений в Налоговый кодекс... (Микрофон

2882 отключён.)

2883

2884 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.

2885

2886 Завершайте, пожалуйста.

2887

2888 НИКИТИН Г. С. Десять секунд буквально, Сергей Евгеньевич.

2889

2890 ...а также отраслевые законодательные акты. Кроме данных правовых актов

2891 предстоит разработать как минимум двенадцать постановлений правительства. В

2892 настоящий момент Минпромторг уже ведёт активную работу над данными

2893 документами, и концепции важнейших из этих проектов уже направлены в

2894 общественные организации, в техплатформы для подготовки предложений по

2895 содержательному наполнению будущих постановлений Правительства Российской

2896 Федерации.

2897

2898 Уважаемые коллеги, мы искренне благодарны за все замечания и готовы к

2899 конструктивному взаимодействию при доработке законопроекта ко второму чтению,

2900 к такому же взаимодействию, какое у нас было до сих пор, за что ещё раз

2901 огромное вам спасибо! Готов ответить на ваши вопросы.

2902

2903 Благодарю за внимание.

2904

2905 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Сергеевич, присаживайтесь.

2906

2907 Пункт 24.2 повестки, альтернативный законопроект, проект федерального закона

2908 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает

2909 Елена Владимировна Панина.

2910

2911 Пожалуйста.

2912

2913 ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2914

2915 Уважаемые коллеги, законопроект "О национальной промышленной политике..." был

2916 разработан депутатами и внесён в Государственную Думу в 2008 году, то есть

2917 шесть лет назад, и, к сожалению, в течение многих лет приходилось

2918 преодолевать сопротивление правительства, убеждать в необходимости поддержать

2919 данный законопроект. Слава богу, что сегодня ситуация, как правильно сказал

2920 Глеб Сергеевич, созрела и доработанный совместно законопроект внесён в

2921 Государственную Думу. Таким образом, вряд ли эти два законопроекта можно

2922 считать совсем уж альтернативными, так как текст предлагаемого правительством

2923 законопроекта где-то на семьдесят - восемьдесят процентов совпадает с текстом

2924 закона "О национальной промышленной политике...". В правительственном

2925 законопроекте есть целый ряд ценных новелл, например о специальном

2926 инвестиционном контракте, и ряд других, о которых уже говорил замминистра

2927 промышленности, но вместе с тем из него выпали существенные моменты, которые

2928 присутствуют в законе "О национальной промышленной политике...". В первую

2929 очередь отсутствует глава, которая есть в законопроекте "О национальной

2930 промышленной политике...", связанная с прогнозированием в сфере промышленной

2931 деятельности и определяющая в качестве важнейшего документа прогнозирования и

2932 планирования концепцию промышленной политики на долгосрочный период, которая

2933 включает в себя приоритетные направления развития промышленности; направления

2934 развития инфраструктуры промышленной деятельности; баланс трудовых ресурсов

2935 (важнейший момент!), предусматривающий выстраивание под это всей нашей

2936 системы образования - от школьного, среднего профессионального до вузовского;

2937 предложения по разработке целевых программ, которые необходимы для реализации

2938 промышленной политики, то есть в проекте закона "О национальной промышленной

2939 политике..." выстраивается логика, которая позволяет не распылять ресурсы, а

2940 сконцентрировать их на стратегически выбранных в соответствии с планами

2941 развития страны приоритетных направлениях, а затем уже, используя

2942 мультипликативный эффект, обеспечить подъём всей экономики страны, в первую

2943 очередь её промышленности.

2944

2945 Важнейший момент, который тоже выпал из правительственного законопроекта и

2946 который есть в законопроекте "О национальной промышленной политике...", - это

2947 широкое использование механизма финансовой аренды (лизинга), это то, что

2948 применяется во всех странах мира, в первую очередь государственного лизинга

2949 по нулевым или по низким процентным ставкам. Коммерческий лизинг у нас не

2950 работает: ставки выше, чем кредиты в коммерческих банках. Среди мер

2951 стимулирования отсутствует также имущественная поддержка, предусмотренная в

2952 законопроекте "О национальной промышленной политике...", в виде передачи

2953 субъектам промышленной деятельности земельных участков, зданий, сооружений,

2954 транспортных средств и иного имущества без бюрократических проволочек в

2955 первую очередь в рамках государственно-частного партнёрства. Мы с вами для

2956 этого все инструменты имеем, ведь мы недавно приняли закон о государственном

2957 стратегическом планировании, закон о государственном частном партнёрстве, а

2958 вот из проекта закона "О промышленной политике...", представленного

2959 правительственной стороной, к сожалению, эти моменты выпали.

2960

2961 Конечно, ещё одним серьёзным упущением правительственного законопроекта по

2962 сравнению с проектом закона "О национальной промышленной политике...",

2963 который я сейчас здесь представляю, является то, что в нём фактически не

2964 сформулированы полномочия органов местного самоуправления в сфере

2965 промышленной политики, то есть то, что есть, повторяю, в законопроекте "О

2966 национальной промышленной политике...". А ведь уровень местного

2967 самоуправления - это не только сельские районы, малые города (хотя и там

2968 присутствует промышленность, чаще всего это малая и средняя промышленность,

2969 малые и средние предприятия), это ещё и крупные города, это и

2970 города-миллионники и, как правило, это крупные промышленные центры. И вот их

2971 задачи не прописаны в правительственном законопроекте, я просила бы это

2972 вернуть туда, поскольку это есть в проекте закона "О национальной

2973 промышленной политике...". Есть, конечно, и другие моменты, на которых я не

2974 хотела бы останавливаться в коротком выступлении.

2975

2976 Ну и завершая своё выступление, я хочу сказать: конечно, было бы рациональным

2977 сейчас при голосовании поддержать законопроект, представленный

2978 правительством, тем более, как я уже сказала вначале, эти два законопроекта в

2979 значительной мере корреспондируются, но при доработке ко второму чтению

2980 учесть те важные, ценные положения, которые есть в законопроекте "О

2981 национальной промышленной политике...". Конечно, коллеги, горько осознавать,

2982 что понадобилось шесть лет, чтобы достичь вот этого консенсуса, о котором

2983 сказал Глеб Сергеевич, и чтобы закон о промышленной политике наконец дошёл до

2984 первого чтения. Если бы мы его приняли тогда, может быть, сегодня наша

2985 страна, наша экономика не были бы в столь сложном положении, особенно в

2986 условиях экономических санкций. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

2987 Поэтому наша задача, мне кажется, в кратчайшие сроки принять и доработать не

2988 только базовый законопроект, но и пакет сопутствующих нормативных правовых

2989 актов, без которых ни один базовый закон работать не будет. Этого ждёт

2990 страна, этого ждёт общество, этого ждёт от нас народ!

2991

2992 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна.

2993

2994 Пункт повестки 24.3, проект федерального закона "О промышленном развитии

2995 Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные

2996 законодательные акты Российской Федерации". Сергей Васильевич Собко делает

2997 доклад и, как председатель Комитета по промышленности, делает содоклад по

2998 всем трём альтернативным законопроектам.

2999

3000 Пожалуйста, Сергей Васильевич.

3001

3002 СОБКО С. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,

3003 фракция КПРФ.

3004

3005 Уважаемые друзья, прежде чем доложить вам заключение Комитета по

3006 промышленности по трём альтернативным законопроектам, хотелось бы обратить

3007 ваше внимание на ту ситуацию, в которой мы обсуждаем эти законопроекты.

3008

3009 Я напомню, сегодня 7 октября 2014 года. Все слова здесь имеют значение: 2014

3010 год - что мы видим? Идёт война на юге Украины, и это не свежеиспечённый

3011 пирожок, эта квашня готовилась столетиями! Я напомню, были ещё 1812 год, 1914

3012 год, то есть наши "заклятые друзья" каждое столетие с нами воюют, пытаясь

3013 захватить или расчленить нашу Россию. В промежутках между этими столетними

3014 вехами применяются разные варианты, например силовой, когда фашистские орды в

3015 XX веке пытались захватить Россию, но обломали зубы - почему? Потому что

3016 народ был един и система управления была единой! XXI век. К этому времени они

3017 уже услышали Кеннеди, услышали Бжезинского, услышали Даллеса и поняли: не

3018 проходят с Россией такие варианты, значит, нужны мягкие, например

3019 ультралиберализм, основная фабула которого - рынок расставит всё по своим

3020 местам, а государство пусть отойдёт в сторону, и живите счастливо, добывайте

3021 нефть и покупайте у нас всё, что вам нужно. Итог: потеря 60 процентов

3022 промышленного потенциала страны, уход со второй позиции в мире по масштабам

3023 экономики и образование значительного технологического разрыва не только с

3024 развитыми, но и со многими развивающимися странами. Сегодня мы отстаём от

3025 развитых стран по производительности труда в три-семь раз, по темпам

3026 обновления основных фондов - в десять раз, доля предприятий, осуществляющих

3027 технологические инновации, не превышает 15 процентов - мы не можем быть в

3028 этих условиях конкурентоспособными!

3029

3030 И вновь напоминаю: сегодня 2014 год, 7 октября, день рождения Владимира

3031 Владимировича Путина. Почему сейчас народ настолько един? Да потому что

3032 Россия начала подниматься с колен, и это объединяет нас! Вот эта великая идея

3033 - это и есть тот объединяющий символ, вокруг которого русские люди могут

3034 сплотиться!

3035

3036 Сегодня мы делаем конкретный шаг: рассматриваем закон о промышленной

3037 политике. Мы шли к этому десять лет - я поправлю Елену Владимировну:

3038 законопроект был внесён в 2008 году, но первый раз возникла тема ещё в

3039 комитете, который возглавлял Мартин Люцианович Шаккум, в октябре 2004 года,

3040 то есть десять лет эта тема уже обсуждается в Государственной Думе. И если мы

3041 примем сегодня этот законопроект и он станет законом, то это будет сравнимо с

3042 тем, как если бы мы шли десять лет вдоль стены, бились головой о стену -

3043 риторика вокруг: "Давайте модернизировать страну! Давайте

3044 реиндустриализировать!" - и вдруг открывается калитка и мы выходим на

3045 стройплощадку. Понятно, что этот закон не панацея, что это базовый закон, но

3046 это фундамент для того, чтобы мы могли выстраивать ту промышленную политику,

3047 которая действительно поможет нам восстановить реальный сектор экономики и,

3048 соответственно, повысить качество жизни населения, обеспечить гарантированную

3049 защиту нашего государства от всех посягательств. У всех уже навяз в зубах

3050 пример с Китаем, но тем не менее в 80-м году Китаю принадлежало 2,1 процента

3051 мирового производства, а в 2010-м - уже 19,8 процента, то есть в девять раз

3052 больше, и всемирную славу Китаю принесли не коммерческие банки, не фондовые

3053 валютные рынки, а промышленность, удельный вес которой в ВВП превышает 45

3054 процентов. В основе китайского чуда лежит государственная промышленная

3055 политика, сочетающая механизмы рыночного самоуправления и государственного

3056 участия. Мы также выступаем за то, чтобы и государственно-частное партнёрство

3057 было, и чтобы государство могло руководить теми основными векторами, по

3058 которым должна развиваться промышленность.

3059

3060 Теперь непосредственно о законопроектах, которые сегодня обсуждаются.

3061

3062 Законопроект № 75357-5 (я для краткости, если можно, не буду наименование

3063 повторять, все знают) направлен на обеспечение промышленного развития в

3064 Российской Федерации до 2020 года, однако авторам законопроекта не удалось

3065 избежать серьёзных недостатков при его разработке. Отсутствуют принципы

3066 выбора мер поддержки промышленного развития: большинство предлагаемых мер

3067 поддержки не входят в сферу регулирования данного федерального закона и

3068 являются предметом регулирования других федеральных законов. Правительство

3069 данный законопроект не поддерживает. В комитете имеется отрицательное

3070 заключение комитета-соисполнителя. От исполнительных, законодательных органов

3071 государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 85 отзывов,

3072 из которых семь - отрицательные, 14 отзывов содержат замечания

3073 концептуального характера. Правовое управление Аппарата Государственной Думы

3074 также имеет по законопроекту возражения концептуального характера. Комитет

3075 Госдумы по промышленности рекомендует Государственной Думе отклонить данный

3076 законопроект в первом чтении.

3077

3078 Законопроект № 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской

3079 Федерации". Моя коллега и соавтор по законопроекту Панина Елена Владимировна

3080 очень подробно доложила обо всех достоинствах и недостатках данного

3081 законопроекта. Многие его нормы нашли своё место в правительственном

3082 законопроекте, представленном сегодня Глебом Сергеевичем Никитиным, среди них

3083 - принципы промышленной политики, нормы о создании национального

3084 промышленного совета, меры государственной поддержки. Однако данный

3085 законопроект, как и предыдущий, не лишён недостатков: нуждается в уточнении

3086 понятийный аппарат, кроме этого, многие нормы потеряли актуальность в связи с

3087 изменением законодательства.

3088

3089 Правительство данный законопроект не поддерживает. В комитет поступило восемь

3090 заключений от комитетов-соисполнителей, из которых три положительных и пять

3091 отрицательных. От исполнительных и законодательных органов государственной

3092 власти субъектов Российской Федерации поступило 108 положительных отзывов,

3093 часть из которых содержит замечания. Правовое управление Аппарата

3094 Государственной Думы имеет по законопроекту замечания неконцептуального

3095 характера, однако с учётом внесённого правительством законопроекта Комитет

3096 Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе

3097 отклонить данный альтернативный законопроект в первом чтении.

3098

3099 Законопроект № 555597-6. Глеб Сергеевич подробно изложил нам концепцию

3100 законопроекта, я не буду повторяться. Правительственный законопроект должен

3101 стать базовым законом в полном смысле этого слова. Это не панацея, ещё раз

3102 говорю, это базовый закон, но это конкретный шаг к реиндустриализации страны.

3103 В целом он является компромиссным вариантом, учитывающим основные положения

3104 альтернативных законопроектов и реалии сегодняшнего времени.

3105

3106 Предполагается создать структуру, позволяющую обеспечить диалог между

3107 участниками формирования и реализации промышленной политики и президентом, -

3108 Совет по промышленной политике. Заслуживает поддержки государственная

3109 информационная система промышленности, создающая единое информационное

3110 пространство для организации промышленности, это чрезвычайно важно для

3111 распространения новых технологий, ноу-хау по всем отраслям промышленности. С

3112 целью развития государственно-частного партнёрства и привлечения инвесторов

3113 законопроектом предполагается заключение специального инвестиционного

3114 контракта, что даёт широкий перечень преференций на весь период действия, до

3115 десяти лет.

3116

3117 Комитет очень внимательно и детально подошёл к анализу законопроекта,

3118 поступивших отзывов и замечаний, среди которых нет замечаний концептуального

3119 характера. Есть предложения, как улучшить или дополнить уже имеющиеся в

3120 законопроекте нормы, уточнить понятийный аппарат, определить порядок

3121 представления Советом по промышленной политике президенту предложений по

3122 формированию и реализации промышленной политики, уточнить содержание и

3123 порядок работы государственной информационной системы промышленности. Все

3124 замечания изложены в заключении нашего комитета и могут быть учтены в

3125 процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. В комитет поступило

3126 шесть заключений от комитетов-соисполнителей. От исполнительных и

3127 законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

3128 поступил 101 положительный отзыв. Правовое управление Аппарата

3129 Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не

3130 имеет.

3131

3132 В связи с этим Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает

3133 концепцию законопроекта, внесённого правительством, и рекомендует

3134 Государственной Думе принять его в первом чтении. Прошу поддержать

3135 предложение комитета.

3136

3137 Благодарю за внимание.

3138

3139 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич, присаживайтесь.

3140

3141 Доклады по законопроектам представлены, переходим к блоку вопросов. Но прежде

3142 хотел бы сказать всего два слова.

3143

3144 Сегодня в пленарном заседании Государственной Думы принимают участие

3145 руководители непарламентских политических партий. Приглашения были направлены

3146 всем, но, по-моему, около тридцати представителей сегодня находятся в зале,

3147 вот здесь, под крылом Александра Юрьевича, в ложе, и на балконе. Поэтому

3148 попрошу, уважаемые коллеги, давайте прежде всего поприветствуем наших коллег!

3149 (Аплодисменты.)

3150

3151 С учетом того что вопросов сегодня будет больше - руководители девяти

3152 непарламентских политических партий также зададут вопросы и будут выступать,

3153 - мы были вынуждены несколько изменить регламент. Что касается вопросов, то,

3154 как всегда, минута на формулирование вопроса и - обращаю внимание

3155 докладчиков, поскольку вопросы будут к вам, - одна минута на ответ на каждый

3156 вопрос. Начинаем.

3157

3158 Николай Иванович Сапожников, пожалуйста. Прошу сразу говорить, в чей адрес

3159 вопрос.

3160

3161 САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.

3162

3163 Вопрос Глебу Сергеевичу.

3164

3165 Уважаемый Глеб Сергеевич, существо текущего момента ведь состоит в переходе

3166 российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально

3167 ориентированному типу развития, а вот статья 4, в которой говорится о целях,

3168 задачах и принципах промышленной политики, не в полной мере отвечает этому

3169 требованию. Я на заседании комитета говорил о том, что вот эти четыре цели,

3170 которые обозначены, они расплывчатые, трудно измеримые, так, может быть,

3171 поставить в качестве стратегической цели новую модернизацию, вернее, новую

3172 индустриализацию, или реиндустриализацию? Тогда при грамотном, нормальном

3173 подходе мы сумеем всё, как говорится, расставить по своим полочкам, по своим

3174 местам. Готовы ли вы при доработке законопроекта рассмотреть эти предложения?

3175

3176 НИКИТИН Г. С. Спасибо большое, Николай Иванович. Сразу, забегая вперёд,

3177 скажу, что безусловно готовы. Мы над этой статьёй, как ни странно, работали,

3178 может быть, больше, чем над многими другими. Но хотел бы отметить, что и

3179 импортозамещение, и экспортная ориентация промышленности упомянуты и в ней, и

3180 в отдельной главе, которая посвящена поддержке внешнеэкономической

3181 деятельности субъектов промышленной деятельности. То есть у нас есть такая

3182 статья, но тем не менее мы, безусловно, готовы работать ко второму чтению над

3183 этими формулировками.

3184

3185 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3186

3187 Василий Михайлович Тарасюк.

3188

3189 ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР.

3190

3191 Уважаемый Глеб Сергеевич, Комитет по энергетике рассмотрел правительственный

3192 законопроект и в своём заключении указал, что реализация мер по вступлению

3193 данного закона в силу требует дополнительных источников финансирования,

3194 предоставления различных мер поддержки, в том числе налоговых преференций

3195 субъектам промышленной деятельности, и приведёт к риску недопоступления

3196 денежных средств в доходную часть федерального бюджета, однако в

3197 финансово-экономическом обосновании к законопроекту не определён их объём.

3198 Хотелось бы узнать, какие расходы повлечёт принятие этого закона?

3199

3200 НИКИТИН Г. С. Спасибо большое, Василий Михайлович. На самом деле данный

3201 законопроект - это не прототип госпрограммы или бюджета, он не предполагает

3202 конкретных объёмов поддержки, конкретные объёмы будут указаны в

3203 соответствующих законах-спутниках либо в законе о бюджете. Собственно, эти

3204 данные уже есть, потому что ряд мер по поддержке промышленной деятельности

3205 уже осуществляется, таких мер, как субсидии, я имею в виду.

3206

3207 Что же касается налоговых льгот, то по этому поводу в правительстве очень

3208 много было копий сломано. На самом деле речь идёт о новых проектах, то есть о

3209 гринфилд-проектах - по сути, о промышленных предприятиях, которых нет,

3210 поэтому мы считаем, что доходы от их деятельности не должны были быть

3211 предусмотрены в прогнозе поступлений в федеральный бюджет. В связи с этим

3212 выпадающих доходов от такого рода мер мы не видим. Что же касается

3213 специального инвестиционного контракта, то там речь идёт о стабильности

3214 условий ведения промышленной деятельности с точки зрения налоговых условий,

3215 то есть имеется в виду "дедушкина оговорка" в первую очередь.

3216

3217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3218

3219 Владимир Игорьевич Афонский.

3220

3221 АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3222

3223 Уважаемый Глеб Сергеевич, уверен, что законопроект послужит выработке и

3224 реализации приоритетов развития промышленности как основы развития экономики,

3225 социальной сферы, а также решению задач укрепления экономического потенциала

3226 страны. А вопросы следующие: позволят ли предусмотренные законопроектом

3227 механизмы уменьшить технологическую зависимость российского сельского

3228 хозяйства от иностранных производителей и как конкретно законопроект повлияет

3229 на развитие отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство, например таких, как

3230 тракторное или сельскохозяйственное машиностроение?

3231

3232 НИКИТИН Г. С. Спасибо большое.

3233

3234 В законопроекте есть такое понятие, как продукция, не имеющая аналогов в

3235 Российской Федерации, это понятие, которое должно быть определено

3236 соответствующим подзаконным актом, постановлением правительства. Это реально

3237 очень нужный и важный закон, он позволит направить средства, которые сейчас

3238 выделяются и будут в дальнейшем выделяться, на поддержку

3239 сельхозпроизводителей, в том числе на закупку сельхозтехники, в первую

3240 очередь на поддержку именно отечественных производителей. Мы полагаем, что

3241 закон в этой части безусловно поможет, не говоря уже о том, что другие меры,

3242 такие как специнвестконтракт, например, тоже могут быть направлены на

3243 развитие сельхозмашиностроения.

3244

3245 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3246

3247 Федот Семёнович Тумусов.

3248

3249 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3250

3251 Спасибо.

3252

3253 Уважаемый Глеб Сергеевич, вот наша Родина Российская Федерация - огромная

3254 страна, здесь и жаркий юг, и холодный север, в общем, многообразие регионо

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6545 Вопрос 24.1, проект федерального закона "О промышленной политике в Российской

6546 Федерации".

6547

6548 Включите режим голосования.

6549

6550 Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)

6551

6552 Спасибо.

6553

6554 Вопрос 24.2, проект федерального закона "О национальной промышленной политике

6555 в Российской Федерации".

6556

6557 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

6558

6559 И пункт 24.3, проект федерального закона "О промышленном развитии Российской

6560 Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные

6561 акты Российской Федерации".

6562

6563 Включите режим голосования.

6564

6565 Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)

6566

6567 Покажите результаты голосования по пункту 24.1.

6568

6569 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 04 сек.)

6570 Проголосовало за 437 чел.97,1 %

6571 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6572 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6573 Голосовало 437 чел.

6574 Не голосовало 13 чел.2,9 %

6575

6576 437.

6577

6578 Покажите результаты голосования по пункту 24.2.

6579

6580 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 26 сек.)

6581 Проголосовало за 146 чел.32,4 %

6582 Проголосовало против 4 чел.0,9 %

6583 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6584 Голосовало 150 чел.

6585 Не голосовало 300 чел.66,7 %

6586

6587 146.

6588

6589 И покажите результаты голосования по пункту 24.3.

6590

6591 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 53 сек.)

6592 Проголосовало за 0 чел.0,0 %

6593 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

6594 Воздержалось 2 чел.0,4 %

6595 Голосовало 3 чел.

6596 Не голосовало 447 чел.99,3 %

6597

6598 0 голосов "за".

6599

6600 Принимается законопроект под пунктом 24.1, законопроекты под пунктами 24.2 и

6601 24.3 отклоняются.

6602