Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 75574-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федера

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федера

у Президента РФ
03.06.2009

Номер законопроекта:75574-5
Комментарий законопроекта:в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования
Дата внесения законопроекта в ГД:24.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/75574-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет ГД по образованию
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по образованию
Дата изменения статуса/фазы:03.06.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:104-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №75574-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования

Дата заседания 13.05.2009, номер заседания 93, строк в стенограмме 6576

О проекте федерального закона № 75574-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

927 Переходим к обсуждению пункта 2. Проект федерального закона "О внесении

928 изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в

929 части установления административной ответственности за нарушение

930 законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12

931 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладывает первый заместитель

932 председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному

933 строительству Александр Петрович Москалец.

934

935 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

936

937 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется

938 проект федерального закона об установлении административной ответственности

939 за нарушение законодательства в области образования. Законопроект в полном

940 объёме подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Материалы размещены в

941 информационной системе. Правовым управлением проведены правовая и

942 лингвистическая экспертизы, замечаний не имеется.

943

944 Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству

945 рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в

946 третьем чтении.

947

948 Спасибо.

949

950 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу? Есть.

951 Я так понимаю, что депутат Смолин и депутат Жириновский хотят выступить по

952 мотивам при голосовании, правильно? Правильно.

953

954 Присаживайтесь.

955

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1003 Депутат Смолин, пожалуйста, по мотивам по пункту 2 от фракции КПРФ.

1004

1005 СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

1006

1007 Уважаемые коллеги, несмотря на некоторое положительное содержание этого

1008 законопроекта, фракция Компартии Российской Федерации за него голосовать не

1009 будет, и я призываю вас сделать то же самое. Объясняю почему.

1010

1011 Законопроект крайне диспропорционален. Он значительно усиливает

1012 ответственность за нарушение законодательства учителя, вообще педагога,

1013 директора школы, ректора вуза и так далее, но в нём не говорится ни одного

1014 слова об ответственности учредителя, будь то государство, негосударственная

1015 организация или частное лицо, не говорится ни одного слова об ответственности

1016 государственного чиновника.

1017

1018 О чём идёт речь, уважаемые коллеги? Мы знаем массовую практику, например,

1019 следующего толка. Собирают директоров школ, говорят, что они отвечают за

1020 пожарную сигнализацию, при этом денег не выделяют. После этого директоров

1021 школ ведут в суд и штрафуют за то, что школы не оборудованы пожарной

1022 сигнализацией. Вот вам другой пример. Совсем недавно в Омской области снижают

1023 заработную плату педагогическим работникам в школах и детских садах, собирают

1024 директоров и говорят, что они отвечают за то, чтобы не было социального

1025 взрыва. Так, может, всё-таки лучше зарплату не снижать, уважаемые коллеги?

1026

1027 Мы полагаем, что этот законопроект, скорее всего, превратится в закон о

1028 наказании невиновных. Мы предлагали поправки, направленные на то, чтобы хоть

1029 какая-то ответственность была предусмотрена для учредителей, для

1030 государственных чиновников. К сожалению, Государственная Дума отклонила все

1031 эти наши поправки. Я думаю, что педагогическое сообщество вам за такой закон

1032 спасибо не скажет.

1033

1034 Спасибо.

1035

1036 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракции ЛДПР - депутат Жириновский.

1037

1038 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У нас тоже есть замечания по данному проекту закона. И мы

1039 сталкиваемся с тем, что и учащиеся в школах, и студенты недовольны. Вот у нас

1040 как бы уже начался клинч с депутатом Смолиным. Только если он хочет провести

1041 диалог в редакции "Эхо Москвы", надо договориться, там ведь есть кураторы,

1042 так сказать, заказчики. И, депутат Смолин, вы снова можете выиграть этот

1043 клинч, но не потому, что вы правы, а потому, что большинство

1044 детей-абитуриентов с удовольствием за взятки будут приняты в 2009 году в

1045 вузы, и они с удовольствием будут голосовать, чтобы не было ЕГЭ. Их родители

1046 знают, кому давать взятку. И когда вы выступаете против ЕГЭ и в данном случае

1047 против этого закона, вы как раз и способствуете тому, что коррупция

1048 внедряется в систему образования, вернее, уже внедрилась.

1049

1050 А нарушений здесь, конечно, много. Во-первых, директора школ могут не принять

1051 ученика на учёбу, ссылаясь на какой-то институт прописки, или регистрации. Не

1052 должно быть ограничений, любой гражданин имеет право учиться там, где ему

1053 удобно. Маловероятно, чтобы родители устраивали ребёнка для учёбы в школу на

1054 другой конец города, все стремятся учить своих детей по месту жительства.

1055 Во-вторых, вузы некоторые до сих пор злоупотребляют и общежития сдают в

1056 аренду другим организациям. Это прямая вина ректоров. Если бы действительно

1057 деньги, собираемые в вузах, школах, шли на улучшение образовательного

1058 процесса, ещё как-то можно было бы это понять, но когда на этом наживаются

1059 некоторые руководители вузов и школ... Вы помните, в школе сдавали часть

1060 помещения под сауну? Вот тот самый директор школы, наверное, у которого не

1061 хватало денег на противопожарную сигнализацию, да, депутат Смолин?

1062

1063 То есть честные директора школ, ректоры вузов есть, но есть и те, кто

1064 нарушает законы. Нарушают их и в государственных вузах, когда незаконно

1065 требуют денег за лабораторные работы, за практику. Есть вузы, где некоторые

1066 студенты-южане заставляют русских ребят писать за них курсовые, дипломные

1067 работы бесплатно, они будут числиться студентами, потом получат дипломы.

1068 Бывает, вузы выдают фальшивые дипломы. Мы не раз ставили в известность

1069 Генеральную прокуратуру, но никакой реакции нет. Вот университет сервиса под

1070 Москвой - даже в Узбекистане запретили использовать дипломы этого вуза, но

1071 ничего не решается в отношении ректора. Для кого-то это лавочка, где они

1072 получают деньги за счёт выдачи фальшивых дипломов или... (Микрофон отключён.)

1073

1074 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1075

1076 Уважаемые коллеги, точки зрения по мотивам высказаны.

1077

1078 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

1079 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части

1080 установления административной ответственности за нарушение законодательства

1081 Российской Федерации в области образования..."...

1082

1083 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1084

1085 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы не заявляли позицию, извините...

1086

1087 Коллеги, я могу сейчас, вообще говоря, не давать слова представителям фракции

1088 "Справедливая Россия", потому что, когда я обращаюсь к палате, задаю вопрос,

1089 есть ли замечания по докладу комитета, который вносит предложение принять

1090 законопроект в третьем чтении, обычно в этот момент я и фиксирую желающих

1091 выступить по мотивам. Вот сейчас я такой заявки не видел, у меня записано:

1092 депутат Смолин и депутат Жириновский.

1093

1094 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1095

1096 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает фракция "Справедливая Россия"?

1097

1098 Пожалуйста, Асеев, комитет по Регламенту.

1099

1100 АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1101

1102 Уважаемый Олег Викторович, у нас есть Регламент. Вы правильно сказали, не

1103 было заявки больше ни от кого, теперь она появилась. Я прошу проголосовать:

1104 прекратить по этому поводу выступления.

1105

1106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Асеева:

1107 прекратить процедуру обсуждения по мотивам голосования и перейти к

1108 голосованию.

1109

1110 Включите режим голосования.

1111

1112 Покажите результаты голосования.

1113

1114 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 12 сек.)

1115 Проголосовало за 315 чел.90,3%

1116 Проголосовало против 33 чел.9,5%

1117 Воздержалось 1 чел.0,3%

1118 Голосовало 349 чел.

1119 Не голосовало 0 чел.0,0%

1120 Результат: принято

1121

1122 Принимается.

1123

1124 Ещё раз обращаю внимание депутатов, чтобы потом не было претензий ко мне как

1125 к ведущему: внимательно следите за нашим обсуждением, я всегда вам дам

1126 возможность выступить от фракции, если вы внесёте это предложение.

1127

1128 Объявляется голосование по пункту 2, третье чтение, название законопроекта я

1129 уже зачитал.

1130

1131 Включите режим голосования.

1132

1133 Покажите результаты.

1134

1135 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 00 сек.)

1136 Проголосовало за 315 чел.70,0%

1137 Проголосовало против 38 чел.8,4%

1138 Воздержалось 0 чел.0,0%

1139 Голосовало 353 чел.

1140 Не голосовало 97 чел.21,6%

1141 Результат: принято

1142

1143 Принято, закон принимается в третьем чтении.

1144

Дата заседания 08.05.2009, номер заседания 92, строк в стенограмме 5290

О проекте федерального закона № 75574-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (принят в первом чтении 3 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования)").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

789 Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской

790 Федерации об административных правонарушениях в части установления

791 административной ответственности за нарушение законодательства Российской

792 Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об

793 образовании". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по

794 конституционному законодательству и государственному строительству Александр

795 Петрович Москалец.

796

797 Пожалуйста.

798

799 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Изучив

800 представленные ко второму чтению материалы по рассматриваемому законопроекту,

801 обоснованно отмечаю, что и комитет, и авторы законопроекта, Правительство

802 Российской Федерации, значительно поработали над ним после первого чтения и

803 имеющимися поправками устранили все замечания, учли предложения, которые были

804 высказаны на первом этапе рассмотрения. Законопроект приобрёл чёткую и ясную

805 направленность на обеспечение административно-правовыми мерами гарантий

806 соблюдения норм и правил, установленных Законом "Об образовании". Отмечу, что

807 ответственность устанавливается за такие действия, как незаконный отказ в

808 приёме в образовательное учреждение, за реализацию в неполном объёме

809 образовательных программ, за незаконный отказ в выдаче документов

810 государственного образца, за нарушение правил оказания платных услуг и так

811 далее, в том числе и за умышленное искажение результатов государственной

812 аттестации. Также законопроектом вносятся изменения в Закон "Об образовании"

813 о введении запрета на ведение образовательной деятельности в

814 представительствах образовательных учреждений.

815

816 К законопроекту поступило девять поправок, из которых шесть комитетом

817 одобрено и включено в таблицу 1, три поправки предлагаются к отклонению, и

818 они включены в таблицу 2.

819

820 Обоснование принятия и отклонения поправок в таблицах имеется. Таблицы

821 поправок вам представлены, предлагаем их утвердить и принять законопроект во

822 втором чтении.

823

824 Спасибо.

825

826 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

827

828 Уважаемые коллеги, первая таблица содержит шесть поправок. Есть ли

829 необходимость отдельного обсуждения каких-либо из них? Нет.

830

831 Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к

832 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

833

834 Включите режим голосования.

835

836 Покажите результаты голосования.

837

838 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 53 сек.)

839 Проголосовало за 320 чел.71,1%

840 Проголосовало против 0 чел.0,0%

841 Воздержалось 1 чел.0,2%

842 Голосовало 321 чел.

843 Не голосовало 129 чел.28,7%

844 Результат: принято

845

846 Принято.

847

848 Вторая таблица содержит три поправки. Есть ли необходимость отдельного

849 обсуждения поправок? Вижу одну руку.

850

851 Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.

852

853 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

854

855 Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Получилось так, что все три

856 отклонённые поправки - это поправки депутата Смолина и группы депутатов. Я

857 прошу все поправки последовательно вынести на голосование.

858

859 Спасибо.

860

861 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда начинаем процедуру обсуждения поправок. Поправка

862 1 из таблицы 2.

863

864 Пожалуйста, Олег Николаевич.

865

866 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Законопроект,

867 который мы сегодня принимаем, содержит некоторые положительные моменты, но

868 при всём при этом он явно не сбалансирован. Этим законопроектом возлагается

869 очень серьёзная ответственность на образовательные учреждения, на их

870 руководителей, на самих педагогов, но практически никакой ответственности не

871 возлагается на учредителей образовательных учреждений, будь то

872 государственные чиновники или негосударственные учредители. Нашими поправками

873 мы пытаемся сбалансировать этот законопроект. В частности, мы предлагаем ту

874 ответственность, которая предусмотрена тремя пунктами соответствующей статьи,

875 распространить и на учредителей образовательных учреждений.

876

877 Напомню, о чём идёт речь. Пункт 1 - нарушение или незаконное ограничение

878 права на образование либо иных прав, обеспечивающих реализацию права на

879 образование. Нам уважаемый комитет пишет, что учредители не могут допускать

880 таких нарушений. Но, коллеги, я вам приведу элементарный пример. За

881 предпоследний учебный год, 2007/08, в России было закрыто две тысячи

882 четыреста сельских школ. А между прочим, в Законе "Об образовании" говорится,

883 что человек имеет право на образование независимо от места жительства. Их

884 закрыли не педагоги, не директора, их закрыли учредители. Значит, это прямое

885 нарушение права на образование.

886

887 Вот вам пункт 2 - нарушение или незаконное ограничение прав и свобод

888 обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Коллеги, таких

889 примеров тоже пруд пруди. Я вам могу рассказать только историю Кати

890 Тимочкиной из Самарской области, у которой церебральный паралич. Психически

891 вполне нормального ребёнка, что было подтверждено экспертизой, лишили права

892 на образование и поместили в дом-интернат для людей с ментальными проблемами,

893 для людей с психическими отклонениями.

894

895 А вот вам третья позиция: нарушение предусмотренных законодательством

896 Российской Федерации в области образования прав, в том числе прав педагогов

897 на выбор учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний

898 обучающихся и так далее.

899

900 Вот у меня письмо Натальи Кокурниковой из города Фрязино, которая

901 рассказывает, что родители и педагоги требовали поменять в школе учебник, а

902 руководитель роно объявил: будете учиться по тем, по которым мы скажем, а в

903 этих учебниках, если верить автору письма, - сплошные ведьмы, вампиры и бог

904 знает ещё какие вещи.

905

906 Поэтому мы предлагаем поддержать эту поправку, для того чтобы учредитель тоже

907 за что-то отвечал, а не только перекладывал ответственность на школу, на

908 учителя, на родителей.

909

910 Спасибо.

911

912 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович, позиция комитета.

913

914 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, применение предлагаемой правовой нормы, к

915 сожалению, расширяется до бесконечного числа возможных вариантов действий,

916 что, на наш взгляд, не только создаёт неясную правовую ситуацию, но и может

917 повлечь состояние произвольного применения предлагаемой нормы права на

918 практике. И поэтому мы не поддерживаем данную поправку и предлагаем её к

919 отклонению.

920

921 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

922

923 Ставится на голосование поправка 1 из таблицы 2. Кто за то, чтобы её принять?

924 Предложение комитета - отклонить.

925

926 Включите режим голосования.

927

928 Председательствует Первый заместитель

929 Председателя Государственной Думы

930 О. В. Морозов

931

932 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

933

934 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 04 сек.)

935 Проголосовало за 100 чел.22,2%

936 Проголосовало против 8 чел.1,8%

937 Воздержалось 1 чел.0,2%

938 Голосовало 109 чел.

939 Не голосовало 341 чел.75,8%

940 Результат: не принято

941

942 Отклоняется поправка.

943

944 Пожалуйста, Олег Николаевич, обоснуйте следующую поправку.

945

946 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Поправкой 2 мы

947 предлагаем ввести санкции за незаконное вмешательство в деятельность

948 образовательного учреждения. Понятно, что речь идёт прежде всего о

949 вмешательстве государственных и муниципальных органов власти и их должностных

950 лиц.

951

952 Уважаемые коллеги, я обычно не использую аргументов, связанных с политикой,

953 но сегодня позволю себе вам напомнить, что, как депутат, пятикратно

954 избиравшийся по одномандатному избирательному округу, в своём регионе я

955 многократно сталкивался со следующей проблемой. Даже в период между выборами

956 по команде сверху депутата, представляющего политическую оппозицию, зампреда

957 комитета по образованию, одно время даже первого зампреда не пускали в

958 образовательные учреждения, прятали глаза, говорили: конечно, мы всё понимаем

959 и мы внутренне с вами, но вы же понимаете, что... В то же время, как только

960 более или менее близились выборы, под определённых кандидатов специальным

961 образом по команде сверху организовывались родительские собрания и

962 проводилась в школе незаконная в доагитационный период агитация. Таких

963 примеров можно привести сколько хотите. Поэтому будет правильно, если мы

964 установим ответственность за незаконное вмешательство органов власти и

965 должностных лиц в деятельность образовательных учреждений. Пусть всё будет по

966 закону.

967

968 Спасибо.

969

970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет.

971

972 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Николаевич, всё-таки нужно отметить, что

973 предлагаемые дополнительные нормы отчасти носят декларативный характер, но

974 при определённом допущении мы бы с этим и согласились, однако при этом они

975 весьма неконструктивно определяют суть деликта, а вот без этого мы можем

976 загнать правоприменителя в тупик, а желающим злоупотребить правом будут

977 предоставлены самые широкие возможности. Поэтому эту поправку никак нельзя

978 поддержать.

979

980 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы

981 отклонённых. Комитет против.

982

983 Включите режим голосования.

984

985 Покажите результаты.

986

987 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 33 сек.)

988 Проголосовало за 63 чел.14,0%

989 Проголосовало против 0 чел.0,0%

990 Воздержалось 0 чел.0,0%

991 Голосовало 63 чел.

992 Не голосовало 387 чел.86,0%

993 Результат: не принято

994

995 Поправка отклоняется.

996

997 Поправка 3. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин.

998

999 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, поправка 3 касается уже не столько

1000 образовательной политики, сколько образовательных технологий. Дело в том, что

1001 законопроектом предполагается запретить образовательную деятельность в

1002 представительствах, однако мы предлагаем сделать одно важное исключение:

1003 кроме тех представительств, которые реализуют дистанционные образовательные

1004 технологии.

1005

1006 О чём идёт речь, уважаемые коллеги? Недавно президент Медведев на заседании

1007 совета по информационному обществу заявил, что по развитию электронных

1008 технологий мы находимся на девяносто втором месте в мире. Ну, место, мягко

1009 говоря, Россию не украшает. И между прочим, могу вам подтвердить, что с

1010 каждым годом наши места в рейтингах всё более ухудшаются. Да, мы понимаем,

1011 что нужно повышать качество образовательной деятельности, но вместе с тем не

1012 нужно перекрывать дорогу новым технологиям. Между прочим, мы с

1013 представителями соответствующих структур были у заместителя министра

1014 образования Исаака Иосифовича Калины в своё время, и даже в министерстве

1015 образования нам подтвердили, что они не против того, чтобы эти самые

1016 представительства использовались как пункты электронного доступа. Давайте

1017 все-таки не будем тормозить движение нашего общества в общество знаний,

1018 скажем так, информационное общество, а то в следующий раз в рейтинге мы будем

1019 уже не девяносто вторыми, а какими-нибудь сто девяносто вторыми.

1020

1021 Прошу поддержать поправку. Спасибо.

1022

1023 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.

1024

1025 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, рассматривая этот законопроект в первом

1026 чтении, мы приняли норму, которой в представительствах образовательных

1027 учреждений ведение образовательной деятельности запрещено. Авторы предлагают

1028 сделать исключение для реализации дистанционных образовательных технологий,

1029 однако по своей правовой природе представительство не является юридическим

1030 лицом и может только представлять интересы юридического лица и осуществлять

1031 их защиту. И вообще, вопросы представительства регулируются гражданским

1032 законодательством, а не Законом "Об образовании". Поэтому мы предлагаем

1033 данную поправку к отклонению.

1034

1035 Спасибо.

1036

1037 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3 из таблицы

1038 отклонённых. Комитет возражает.

1039

1040 Включите режим голосования.

1041

1042 Покажите, пожалуйста, результаты.

1043

1044 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 05 сек.)

1045 Проголосовало за 96 чел.21,3%

1046 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1047 Воздержалось 0 чел.0,0%

1048 Голосовало 96 чел.

1049 Не голосовало 354 чел.78,7%

1050 Результат: не принято

1051

1052 Отклоняется поправка.

1053

1054 Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.

1055

1056 Включите режим голосования.

1057

1058 Пожалуйста, покажите результаты.

1059

1060 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 34 сек.)

1061 Проголосовало за 314 чел.69,8%

1062 Проголосовало против 37 чел.8,2%

1063 Воздержалось 0 чел.0,0%

1064 Голосовало 351 чел.

1065 Не голосовало 99 чел.22,0%

1066 Результат: принято

1067

1068 Принимается законопроект во втором чтении.

1069

Дата заседания 20.02.2009, номер заседания 75, строк в стенограмме 6613

О проекте федерального закона № 75574-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (принят в первом чтении 3 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования)").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

554 ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному

555 законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

556

557 Уважаемый Олег Викторович, просим перенести вопрос 3 на 27 февраля. Нам

558 необходимо досогласовать размеры санкций, которые предусматриваются данным

559 законопроектом, с учётом того сложного обсуждения, которое состоялось в зале

560 Государственной Думы при принятии данного законопроекта в первом чтении.

561

562 Спасибо.

563

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

748 Депутат Плигин предложил перенести рассмотрение пункта 3 с сегодняшнего

749 заседания на другой день. Коллеги, нет возражений? Надо ставить на

750 голосование? Никто не возражает? Нет. Тогда будем считать, что пункт 3

751 исключен сегодня из порядка работы.

752

Дата заседания 03.12.2008, номер заседания 58, строк в стенограмме 6656

О проекте федерального закона № 75574-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3803 Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс

3804 Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона

3805 Российской Федерации "Об образовании" (в части установления административной

3806 ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области

3807 образования)". Докладывает официальный представитель Правительства Российской

3808 Федерации статс-секретарь - заместитель министра образования и науки

3809 Российской Федерации Юрий Петрович Сентюрин.

3810

3811 СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

3812 статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской

3813 Федерации.

3814

3815 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается

3816 проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской

3817 Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской

3818 Федерации "Об образовании" (в части установления административной

3819 ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области

3820 образования)". Законопроектом предлагается дополнить названный мною кодекс

3821 новыми статьями, в которых устанавливается административная ответственность

3822 за правонарушения в области образования, а также внести изменения в Закон "Об

3823 образовании" в части запрета ведения образовательной деятельности

3824 представительствами образовательных учреждений.

3825

3826 Законопроект был разработан в соответствии с планом законопроектной

3827 деятельности правительства. Необходимость его разработки вызвана ростом числа

3828 нарушений прав граждан в сфере образования и нарушений законодательства

3829 Российской Федерации в этой области. Проводимые проверки показывают, что в

3830 последние годы увеличилось число нарушений прав граждан в сфере образования.

3831 При проверках организации приёма в высшие учебные заведения выявляются такие

3832 нарушения, как установление дискриминационных условий приёма граждан в

3833 образовательные учреждения в зависимости от места жительства, пола, состояния

3834 здоровья, например для лиц с ограниченными физическими возможностями, которые

3835 не зачисляются вне конкурса; незаконное введение платы за оформление

3836 документов; проведение разного рода платных конкурсов и олимпиад для

3837 выпускников общеобразовательных учреждений, результаты которых

3838 рассматриваются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные

3839 заведения, и тому подобное. Также встречаются случаи необеспечения права

3840 граждан на бесплатное образование. Например, устанавливается плата за учебные

3841 курсы, которые уже предусмотрены образовательной программой, или с родителей

3842 обучающихся взимается плата на различные нужды учебного заведения.

3843

3844 Кроме того, большое количество обращений граждан касается нарушения принципа

3845 общедоступности общего образования, например в отношении лиц, которые не

3846 имеют гражданства Российской Федерации, их не допускают к государственной

3847 итоговой аттестации или отказывают им в выдаче документа государственного

3848 образца о соответствующем уровне образования.

3849

3850 Зачастую образовательными учреждениями умышленно нарушаются установленные

3851 требования к качеству образования, в том числе не в полном объёме реализуются

3852 основные образовательные программы, уменьшается количество учебных часов на

3853 изучение ряда предметов, которое предусмотрено федеральными государственными

3854 образовательными стандартами, не соблюдаются нормативные сроки освоения

3855 профессиональных образовательных программ и требования федеральных

3856 государственных образовательных стандартов.

3857

3858 Вместе с тем имеющиеся полномочия государственных органов, которые

3859 осуществляют контроль и надзор в сфере образования, не позволяют должным

3860 образом реагировать на выявленные нарушения законодательства Российской

3861 Федерации в области образования. В связи с этим предлагается установить

3862 административную ответственность за нарушение конституционных прав граждан в

3863 области образования, а также за нарушение законодательства в этой области.

3864

3865 Административная ответственность для образовательных учреждений и должностных

3866 лиц предусмотрена за нарушение права на образование, прав и свобод

3867 обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, предусмотренных

3868 законодательством об образовании, в том числе за нарушения, связанные с

3869 незаконным отказом в приёме граждан в образовательные учреждения или

3870 незаконным отчислением граждан из образовательных учреждений; за нарушение

3871 прав и свобод педагогических работников образовательных учреждений на выбор и

3872 использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных

3873 пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и

3874 воспитанников; за нарушение требований к организации образовательного

3875 процесса, требований к максимальному объёму учебной нагрузки и к применяемым

3876 в образовательном процессе методам воспитания и обучения; за нарушение

3877 установленного порядка ведения образовательной деятельности, в том числе за

3878 ведение образовательной деятельности представительствами образовательных

3879 учреждений и за нарушение установленных законодательством в области

3880 образования правил оказания платных образовательных услуг (часто не

3881 заключается необходимый договор по этому поводу); за нарушение порядка выдачи

3882 документов гособразца об уровне образования и квалификации, связанное с

3883 выдачей образовательными организациями, которые не имеют государственной

3884 аккредитации, таких документов, а также за умышленное искажение результатов

3885 государственной итоговой аттестации при проведении единого государственного

3886 экзамена.

3887

3888 В качестве видов административного наказания за названные правонарушения в

3889 сфере образования предлагается установить три разновидности наказания - это

3890 предупреждение, административный штраф, который может налагаться на

3891 юридические и физические лица (в зависимости от того, на какую категорию лиц

3892 такой штраф налагается, его размеры колеблются от 5 до 50 тысяч рублей в

3893 случае с физическими лицами и от 50 до 200 тысяч - в случае с юридическими

3894 лицами), а также дисквалификация в отношении должностных лиц на разные сроки:

3895 от шести месяцев до трёх лет в зависимости от вида правонарушения.

3896

3897 Кроме того, хотелось бы отметить, что отдельными статьями Кодекса об

3898 административных правонарушениях уже установлена ответственность за

3899 административные правонарушения, характерные также и для сферы образования. С

3900 учётом этого законопроект предлагает наделить должностные лица органов,

3901 осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, полномочиями по

3902 составлению протоколов об административных правонарушениях не только за

3903 названные мною правонарушения в сфере образования, но также и за те, которые

3904 имеют общий характер и уже предусмотрены Кодексом об административных

3905 правонарушениях.

3906

3907 Предлагаемые изменения в кодекс позволят создать необходимые эффективные

3908 правовые механизмы недопущения и ликвидации нарушений обязательных требований

3909 в сфере образования, позволят своевременно реагировать и устранять нарушения

3910 в сфере образования и обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов

3911 всех участников образовательного процесса.

3912

3913 Для реализации законопроекта дополнительных средств из федерального бюджета

3914 не потребуется.

3915

3916 Законопроект прошёл все необходимые процедуры согласования в правительстве,

3917 кроме того, он поддержан органами государственной власти субъектов Российской

3918 Федерации. Мы получили сорок восемь положительных заключений на законопроект,

3919 ещё одиннадцать положительных заключений содержали предложения, которые были

3920 учтены в ходе работы над законопроектом.

3921

3922 Уважаемые коллеги, прошу поддержать.

3923

3924 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Присаживайтесь.

3925

3926 Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному

3927 законодательству и государственному строительству Александр Петрович

3928 Москалец.

3929

3930 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3931

3932 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Изучение рассматриваемого

3933 законопроекта показало, что его целью является создание новых правовых

3934 механизмов реализации установленных Конституцией Российской Федерации и

3935 Законом "Об образовании" государственных гарантий осуществления права граждан

3936 на образование посредством установления административной ответственности

3937 должностных и юридических лиц за нарушение прав граждан в сфере образования,

3938 в том числе и таких значимых, как право на получение бесплатного и

3939 качественного образования.

3940

3941 Концепция законопроекта комитетом поддерживается, поскольку необходимость

3942 обеспечения гарантий ещё более эффективного исполнения норм законодательства

3943 в области образования, конечно, ни у кого не может вызывать возражений, но по

3944 тексту законопроекта имеется ряд замечаний, требуется обсудить изложение ряда

3945 диспозиций, поскольку в предложенной редакции составы предусмотренных ими

3946 правонарушений сформулированы очень широко и ответственность может наступать

3947 за любое нарушение.

3948

3949 Неудачно сформулирован и требует уточнения один из составов правонарушений,

3950 предусмотренных, как указано в законопроекте, частью 1 статьи 5.57, так как

3951 предусмотренная ответственность, например за отчисление из образовательного

3952 учреждения, сформулирована таким образом, что из формулировки следует, будто

3953 ответственность влечёт как незаконное, так и законное отчисление из

3954 образовательного учреждения.

3955

3956 Уточнения требует и перечень статей, отнесённых в части составления

3957 протоколов об административных правонарушениях к компетенции должностных лиц

3958 органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере образования, поскольку

3959 кроме правонарушений, предусмотренных указанными статьями, в перечень включён

3960 ряд других статей особенной части кодекса, что, конечно же, требует

3961 дополнительного обоснования. Но при этом эти замечания, как мы полагаем, не

3962 носят концептуального характера и вполне могут быть учтены в процессе

3963 дальнейшей работы над законопроектом. С учётом этого комитет, как я сказал

3964 уже, законопроект поддерживает и рекомендует Государственной Думе к принятию

3965 в первом чтении.

3966

3967 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3968

3969 Уважаемые коллеги, я должен обратиться к залу, потому что я вижу уже руки

3970 желающих задать вопросы и знаю, что есть желание выступить у представителей

3971 практически всех фракций, а это минимум ещё полчаса работы. Есть два

3972 варианта: после шестнадцати обсуждать или сейчас продлить время для

3973 завершения обсуждения данного вопроса.

3974

3975 Никто не настаивает на продлении работы, тогда вопросы.

3976

3977 Включите режим записи.

3978

3979 У нас осталось четыре с половиной минуты, Владимир Вольфович, один-два

3980 вопроса успеем задать.

3981

3982 Покажите результаты записи.

3983

3984 Депутат Локоть.

3985

3986 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, вообще, честно говоря, было неожиданно,

3987 но приятно услышать от представителя министерства образования вот этот пассаж

3988 о том, что у нас каждому гарантировано бесплатное образование. Есть желание и

3989 решимость проголосовать за этот законопроект. Но я вспоминаю другой закон,

3990 который мы приняли в этом зале, это закон "Об автономных учреждениях",

3991 который легализовал платные услуги в образовательных учреждениях, и в

3992 средних, и в высших, и который фактически подготовил, ну, если хотите,

3993 приватизацию этих учебных учреждений. Хотелось бы понять, если сегодня в

3994 министерстве произошла переориентация, так, может, вернуться к тому закону,

3995 отменить его и закончить с этой темой? Платность образования я имею в виду.

3996

3997 Спасибо.

3998

3999 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович.

4000

4001 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое за вопрос. Хочу сказать, что закон, который вы

4002 упомянули, "Об автономных учреждениях", и рассматриваемый законопроект

4003 формально не связаны. Что касается платности или бесплатности услуг, то мы

4004 увязываем эту тему с выполнением образовательных программ, установленных

4005 федеральными государственными образовательными стандартами, которые платность

4006 не предусматривают. Платные услуги в образовательной системе, в

4007 образовательном процессе могут присутствовать, но дополнительные

4008 образовательные услуги. Перечень услуг устанавливается правительством. В том

4009 случае, если за образовательную услугу помимо этого перечня будет взиматься с

4010 родителей или тем более с воспитанников, обучающихся плата, это будет

4011 правонарушением и подпадает под санкции в соответствии с тем законопроектом,

4012 который был представлен сегодня вашему вниманию. Поэтому, наоборот, эта

4013 ситуация систематизируется и всё вводится в нормальное русло, более чётко

4014 регламентируется, чем, может быть, сегодня.

4015

4016 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский.

4017

4018 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сейчас встаёт вопрос о сокращении университетов, их слишком

4019 много, по-моему пятьсот, хотят оставить пятьдесят. Когда начиналась эта

4020 кампания по преобразованию, почему министерство разрешало преобразовывать?

4021 Чем плох институт, почему все - университеты, академии? А теперь обратно

4022 начнём преобразовывать, все будут институты. Может быть, будем возвращать

4023 техникумы? Сколько бланков, сколько печатей, сколько денег впустую уходит!

4024 Вот почему в этом смысле контроль нельзя было осуществлять? С какой стати

4025 меняли названия? Вообще, хорошее название "училище", это по-русски: учащиеся

4026 в училищах, и называть, какое училище - по строительству, по торговле. Нет,

4027 даже Бауманское училище с вековым брендом и то превратили в университет!

4028 Почему вы сперва пропускаете, а потом начинаете сокращать? Как некоторые:

4029 сперва принимают в партию огромное количество, потом начинают зачищать

4030 партию. Да не принимайте вы в партию под нажимом и не создавайте... (Микрофон

4031 отключён.)

4032

4033 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

4034

4035 СЕНТЮРИН Ю. П. Уважаемый Владимир Вольфович, вопрос, который вы ставите,

4036 имеет отношение к статье 9 закона "О высшем и послевузовском профессиональном

4037 образовании", в соответствии с которым устанавливаются виды образовательных

4038 учреждений. Хочу сказать, что те виды, которые установлены на сегодняшний

4039 день законом, предполагают дифференциацию не в названиях, а в сущностном,

4040 содержательном наполнении, в зависимости от масштабов образовательной работы,

4041 а также качества тех услуг, которые предоставляет соответствующее

4042 образовательное учреждение. И если шёл процесс перехода с одной ступеньки на

4043 следующую ступеньку этой дифференциации, это означало, что образовательное

4044 учреждение развивается, растёт, реализует собственную программу развития и

4045 обеспечивает более качественное, более масштабное образование для тех, кто

4046 поступает в это образовательное учреждение. На сегодняшний день ужесточаются

4047 требования к аккредитации, требования лицензионного порядка. Это неминуемо

4048 сопровождается тем, что ряд образовательных учреждений не может на

4049 современном этапе развития образовательной системы подтвердить своё

4050 соответствие этим требованиям, и, как следствие, существует риск изменения

4051 вида учреждения, в который в предыдущие годы данное образовательное

4052 учреждение было преобразовано. Такой процесс тоже идёт, но он не связан с тем

4053 законопроектом, который сегодня предложен для рассмотрения Государственной

4054 Думе.

4055

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4099 Мы продолжаем обсуждать 10-й вопрос. Мы остановились на том, что был задан

4100 вопрос депутатом Жириновским, сейчас задаёт вопрос депутат Свечников Пётр

4101 Григорьевич. Его нет, значит, Останина Нина Александровна. А где докладчик?

4102 Я-то был уверен, что докладчик здесь, я даже не посмотрел. А кто у нас там, в

4103 ложе, сидит? Где докладчик? Вот это новость, у нас такого ещё не было. (Шум в

4104 зале.)

4105

4106 По ведению - Владимир Вольфович Жириновский, он законопослушный, он нажал

4107 кнопку.

4108

4109 Включите микрофон.

4110

4111 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я предлагаю перейти к выступлениям, а когда придёт

4112 заместитель министра, будем продолжать ему задавать вопросы. Самое главное,

4113 чтобы они узнали наше отношение к этому.

4114

4115 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто же узнает, если его нет в зале?

4116

4117 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Стенограмму прочтут. Он и так не сможет всё донести до

4118 министра, до коллегии, стенограмму будут обсуждать. А может, где-то в

4119 кабинете сидит. Время-то нельзя терять, мы же не можем...

4120

4121 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я согласен, что нельзя терять время.

4122

4123 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Так давайте выступать.

4124

4125 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, ваше предложение.

4126

4127 ЛОКОТЬ А. Е. Я не согласен с Владимиром Вольфовичем. Дело в том, что у нас

4128 тенденция наметилась уже такая, когда представитель правительства...

4129

4130 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, появился статс-секретарь - заместитель министра. Я

4131 вынужден, Юрий Петрович, сделать вам замечание, учитывая, что у нас почти

4132 четыре минуты назад заседание началось, а вас нет в ложе.

4133

4134 Продолжаем обсуждение вопроса. Пожалуйста, депутат Останина.

4135

4136 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Юрий Петрович, у меня, как и у моих коллег, вопрос,

4137 который, быть может, формально отношения к данному законопроекту не имеет, в

4138 чём вы сегодня упрекнули депутатов, которые задавали вам вопросы. Речь пойдёт

4139 вот о чём.

4140

4141 Вы, конечно, знаете закон о материнском капитале и о том, куда можно

4142 потратить эти деньги, основные направления - это улучшение жилищных условий,

4143 пенсионного обслуживания и плата за образование. Я специально во время

4144 перерыва ещё раз посмотрела статью 43 Конституции, где говорится о

4145 доступности и бесплатности всех видов образования. Не считаете ли вы закон о

4146 материнском капитале антиконституционным и с этой точки зрения требующим

4147 внесения поправок в нашу Конституцию, ибо не только этот закон, но и многие

4148 другие акты, в том числе выходившие из-под пера вашего министерства, как раз

4149 провозглашают платные услуги в образовании?

4150

4151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

4152

4153 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.

4154

4155 В данном случае я хотел бы изложить позицию министерства. Она сводится к

4156 тому, что мы, как ведомство в составе правительства, готовы рассматривать

4157 любые законодательные инициативы, направленные на совершенствование

4158 действующего законодательства, в установленном режиме согласно Регламенту.

4159 Если будут предложения, нацеленные на то, чтобы внести изменения и

4160 совершенствовать закон, который вы упомянули сейчас, в большей степени

4161 учитывающие вопросы, связанные с образованием, с образовательной политикой,

4162 безусловно, такая инициатива попадёт и в наше министерство, и мы готовы

4163 внимательно к ней отнестись и проработать в полном объёме, выдав

4164 соответствующую позицию министерства.

4165

4166 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин, последний вопрос.

4167

4168 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Юрий Петрович, два момента. Вам не кажется, что мы

4169 уже, простите за грубое слово, замордовали руководителей учреждений

4170 образования всякими наказаниями, штрафными санкциями. Нет пожарной

4171 сигнализации (не дали денег) - накажем рублём, рамы вываливаются (не дают

4172 денег на ремонт) - накажем рублём, крыша течёт, не сделано крыльцо и дети

4173 спотыкаются - накажем рублём. А у руководителя сегодня 8 тысяч зарплата со

4174 всеми надбавками. Вы не думаете, что из-за дальнейшего ужесточения наказания

4175 руководителей учреждений образования мы просто их потеряем - они разбегутся?

4176

4177 И второе. Не надо ли в первую очередь наказывать того, кто не дал денег? Нет

4178 в школе денег - наказать главу района или области, а потом уже руководителя

4179 учреждения образования. Нет денег на пожарную сигнализацию - наказать

4180 руководство района или города, а потом уже руководителя учреждения

4181 образования. Не их вина, а они постоянно крайними оказываются. Мы не только

4182 не решаем проблему, а её усугубляем.

4183

4184 Вот два вопроса. Как вы считаете, может, ослабить всё-таки прессинг на

4185 директоров и наказывать в первую очередь тех, кто денег не даёт?

4186

4187 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо.

4188

4189 Что касается прессинга и наказания рублём, то хочу отметить, что в настоящее

4190 время органы надзора и контроля, которые наблюдают за соблюдением

4191 законодательства, имеют право выносить только обязательное для исполнения

4192 предписание, а также использовать такую форму наказания в отношении

4193 администрации, должностных лиц, как лишение лицензии или приостановка её

4194 деятельности. А те изменения, которые предлагаются сейчас в Кодекс об

4195 административных правонарушениях, - я в своём докладе пытался как можно шире

4196 их описать и охарактеризовать - как раз не касаются санкций, имеют отношение

4197 только к диспозиции в законодательстве об образовании. Поэтому предлагаемый

4198 набор мер расширяет возможности воздействия на администрацию, на должностных

4199 лиц, ни в коей мере не ущемляя их возможностей для выполнения своих задач.

4200 Наоборот, главная цель образования - обеспечить качественное доступное

4201 образование в соответствии с гарантиями, которые содержатся в Конституции и в

4202 Законе "Об образовании". Поэтому наказание рублём - это как раз новая форма

4203 наказания, которая ранее в практике взаимодействия с образовательными

4204 учреждениями, должностными лицами и их администрациями просто не

4205 присутствовала.

4206

4207 Что касается привлечения к ответственности должностных лиц муниципального

4208 уровня или уровня субъекта, то это не является в данном случае предметом

4209 регулирования данного законопроекта, а регулируется в рамках других

4210 правоотношений, уже не относящихся к теме законодательства об образовании и

4211 предлагаемых изменений в КоАП.

4212

4213 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все вопросы заданы, переходим к

4214 процедуре выступлений. Я вижу, подняли руки депутаты Обухов, Останина,

4215 Жириновский, Шудегов. Кто ещё? Четыре выступления, подводим черту.

4216

4217 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4218

4219 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы первым хотите... Да, вы первый подняли руку,

4220 согласен. Первый - депутат Жириновский. Поскольку у нас выступления не от

4221 фракций, а по записи, требование Владимира Вольфовича справедливо.

4222

4223 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Важнейшая тема - образование. И самая первая претензия к

4224 министерству: освободите все общежития студенческие, две трети заняты

4225 посторонними лицами.

4226

4227 Чему учат наши ректоры? Они учат теневой экономике. Сдают студенческие

4228 общежития, и куда идут доходы? Что делают они с пунктами питания для

4229 студентов? Мне предлагали взятку, не взятку - миллион рублей в год предлагали

4230 давать за то, чтобы я устроил одного товарища директором комбината питания

4231 одного крупнейшего вуза. Представляете, как они воруют, если мне за то, что я

4232 позвоню ректору и устрою этого товарища, - миллион в год, каждый месяц даже?!

4233 Ну что делают! Вы проверьте, чем кормят студентов!

4234

4235 Поэтому здесь есть много вопросов, проверять надо, чтобы было использование

4236 общежитий именно целевое, чтобы было нормальное питание, библиотеки...

4237

4238 Библиотеки! Я им предлагаю бесплатно книги, а они жалуются, что вот, мол, не

4239 хватает денег на комплектование библиотек университетов. Мешают встречаться

4240 депутатам Государственной Думы с молодёжью вузов. Что это за ректор МГТУ

4241 имени Баумана?! Я, говорит, никого не пущу никогда. Слушайте, он кто такой

4242 вообще, этот ректор? Он подчиняется вам? Это же государственное учреждение!

4243 Мы же не для пропаганды должны прийти к студентам, а для того, чтобы они

4244 могли получить разную информацию, чтобы они были более образованными. Поэтому

4245 убирайте ректоров, 70 процентов нужно убрать, а то и 90, особенно тех, кто

4246 уже двадцать лет сидит. Они ничему учить не могут.

4247

4248 Учебные планы - здесь надо дать больше свободы. Меня учил академик - я с ним

4249 один на один сидел - по предмету "Введение в специальную филологию". Кому

4250 нужен этот предмет? Он мне рассказывал про какого-то чудака Махмуда

4251 Кажгарского, который ходил где-то по Китаю, собирал какие-то надписи на

4252 тюркских языках. Никому это не надо! Но академику нужна работа. То есть вузы

4253 работают не на молодёжь, а на трудоустройство ненужных учёных,

4254 преподавателей. Пускай найдёт учебный центр, где нужны будут его знания, а то

4255 ему негде свои знания применить - и вот тысячи молодых людей сидят и слушают

4256 этих людей. Совершенно ненужные знания, ненужная профессия, не требуется

4257 нашей экономике. Но мне говорят: а куда мы его денем? Чтобы его никуда не

4258 девать, я должен сидеть слушать его пять лет, должен забивать свои прекрасные

4259 мозги его чушью, потому что ему трудоустройство нужно. Министерство должно

4260 работать на студентов, а не на преподавателей. Там очень много нарушений.

4261

4262 И не нужно никакого изменения статуса, все высшие учебные заведения -

4263 институты, а университетов должно быть только семь, по одному в каждом

4264 федеральном округе: Московский, Ростовский, Красноярский, Нижегородский,

4265 Санкт-Петербургский и Хабаровский - всё! Семь федеральных университетов, а

4266 все остальные пускай слово "университет" забудут, есть хорошее, устоявшееся

4267 слово "институт". И не надо будет тратить время и деньги.

4268

4269 И естественно, нужно менять учебный процесс. Дайте возможность выбирать,

4270 скажите, что сорок дисциплин студент должен изучить, и дайте ему на выбор сто

4271 двадцать, пускай он из ста двадцати выберет любые сорок. Дайте ему конечный

4272 итог, скажите, сколько он должен сдать экзаменов. Допустим, сорок экзаменов,

4273 а всё остальное - это его дело. Неужели вы думаете, что если будете насильно

4274 заставлять изучать какие-то дисциплины... Он шпаргалки напишет, он заплатит

4275 деньги. Впустую сидят, слушают негодных профессоров! Посмотрите: они же спят

4276 на лекциях. Кто им лекции читает?!

4277

4278 И потом почему вы запрещаете дистанционное обучение? Это XXI век! Пускай

4279 сидят в своих малых городах, населённых пунктах и слушают на расстоянии

4280 лекции профессоров из Москвы, из Петербурга - откуда угодно. Зачем ему ехать,

4281 зачем ему общежитие? Он будет находиться дома, приходить в класс - перед ним

4282 экраны, и вопросы можно задавать. То есть современный способ обучения -

4283 дистанционный, на расстоянии. Ведь это дешевле, выгоднее. Нет, вы

4284 препятствуете! Мы вам дали проект, восемь вузов страны попросили у вас

4285 разрешения осуществлять этот проект. Вы начинаете говорить, что вы не имеете

4286 права разрешать проводить эксперимент. Да всё образование - это эксперимент!

4287 За пять-шесть лет молодой человек должен научиться экспериментировать. Нужны

4288 совсем другие подходы. Кому нужны эти утверждённые вами планы?

4289

4290 Учебники. Разные учебники. Октябрьская революция - пять-шесть оценок, пусть

4291 выбирает любую и на экзамене отвечает, что он такую оценку даёт. Советский

4292 период, демократический, царский, забастовки, революции - дайте пять-шесть

4293 ответов, как при проведении ЕГЭ. ЕГЭ должен быть в учебниках, не один раз в

4294 год во время экзаменов, а в учебниках. И если молодой человек даст вообще

4295 другой ответ, но его обоснует, то оценки нужно ставить за обоснование ответа,

4296 а не за то, что он цифры запомнит. "Когда произошла Грюнвальдская битва?" -

4297 "В 1410 году". - "Молодец, отличник". А почему произошла битва, кто с кем

4298 воевал, какие пружины, зачем была нужна эта война, он не знает. Но всё - дату

4299 он запомнил.

4300

4301 По-другому должен идти учебный процесс: он должен быть состязательным и в

4302 основном должны быть семинарские занятия, собеседования.

4303

4304 И ошибок очень много. В государственных вузах деньги берут за пересдачу, за

4305 лабораторные работы, за курсовые, за практику. Вот он может не ходить:

4306 заплати - и практику тебе засчитают, в лабораторию не ходи, ничего не делай.

4307 И это в государственных вузах! Была история в педагогическом университете

4308 (станция метро "Проспект Вернадского"), я выезжал туда несколько раз.

4309 Обнаглели там: заместитель декана и все остальные... То есть из студентов

4310 вытягивают деньги за всё. Это же коррупция, это издевательство, это произвол!

4311

4312 Поэтому никаких вступительных экзаменов, всё это отмените, ЕГЭ отмените! Всех

4313 принять в вузы - мест уже больше, чем абитуриентов, - пускай учатся! И не

4314 надо их исключать из вуза! Помогите перейти на другой факультет, в другой

4315 вуз. Что вы их вышвыриваете на улицу? Тем более по политическим причинам:

4316 что-то там не понравилось, критикуют, ещё что-то, выступления против декана.

4317 Никого не исключать, помогать им учиться, помогать, чтобы они начинали

4318 работать, и не грузчиками где-нибудь на вокзале подрабатывать должны, а

4319 приходить в учреждения.

4320

4321 Очень много проблем у вашего ведомства. Почему? Оно очень важное. Вы готовите

4322 специалистов для всей страны. Все министерства должны быть заинтересованы в

4323 подготовке хороших специалистов. Мы все должны быть заинтересованы, потому

4324 что бороться с коррупцией, с преступностью, с алкоголизмом - только через

4325 грамотное молодое поколение, а оно начинает свой путь в школах, в вузах.

4326

4327 В вузах хватает мужчин-преподавателей, в школах одни женщины. Что же вы

4328 делаете? Самый трудный - переходный возраст у мальчиков, девочек, а у вас 90

4329 процентов учителей - женщины. И каждый раз: вот, маленькая зарплата. Находите

4330 деньги! Находите деньги и не калечьте молодое поколение. Создайте специальный

4331 фонд, чтобы доплачивали специально мужчинам-учителям, начиная с начальной

4332 школы и, может быть, даже с детского сада.

4333

4334 Интернаты развивать надо, но хорошие интернаты, чтобы туда с удовольствием на

4335 пятидневку сдали своих детей родители. Потому что очень часто в доме плохое

4336 воспитание, в домашних условиях нет возможности учиться, нет библиотеки,

4337 компьютера. В интернате всё это можно сделать, и физкультуру, и

4338 дополнительные задания, и музыку, и кружки. Но министерство этому внимания

4339 мало уделяет.

4340

4341 Хотелось бы, чтобы всё-таки быстрее вы дали большую свободу вузам, чтобы

4342 меньше было инструкций, меньше было проверок. Знания проверять! Я сколько раз

4343 вашему министру говорил: давайте я приму участие во вступительных экзаменах в

4344 вуз. Кто у вас принимает экзамены? Одни и те же члены приёмной комиссии.

4345 Почему? Получить взятку. Меняйте каждый раз на сто процентов состав всех

4346 комиссий, пока есть вступительные экзамены или ЕГЭ. Одни и те же сидят. Уже

4347 мамы знают, на кого выйти, кому дать, сколько дать - и экзамены сдаст, и в

4348 вуз возьмут. Ставки известны. Сколько составляет оборот теневых денег в

4349 системе образования? Вы нам не сказали, я вам говорю: 5 миллиардов долларов.

4350 Это деньги, которые мы вытягиваем из бюджета семьи. А если мы оставим эти

4351 деньги в семье, эти же деньги пойдут этому молодому человеку или девушке на

4352 учёбу. А мы вытягиваем, и ещё ваши преподаватели жалуются: маленькая

4353 зарплата. Поменьше взятки пускай берут! У них отличная зарплата, у них две,

4354 три, четыре зарплаты. Можете проверить их квартиры, какие они купили новые,

4355 машины, дачи и всё остальное. Отлично живёт преподавательский состав, но в

4356 основном в столице, конечно.

4357

4358 Какие вузы отказались от ЕГЭ? Те, где больше всего размер взяток, - МГУ,

4359 МГИМО, ещё несколько вузов. Там, где больше всего берут взяток, вот это и

4360 есть коррупция, вот туда и направляйте проверки, там заменяйте ректоров. Всех

4361 ректоров сменить в ближайшие два-три года, начните с 1 января 2009 года.

4362

4363 Желаем вам успехов! Если вы не сможете работать, мы другое министерство

4364 сформируем, направим туда других чиновников, потому что нам дорого молодое

4365 поколение. Они хорошие ребята, они уже не курят, не употребляют алкоголь,

4366 хотят получить больше знаний, а мы им мешаем - не те профессора и не те

4367 проверяющие. Поэтому... (Микрофон отключён.)

4368

4369 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4370

4371 Пожалуйста, депутат Нина Александровна Останина. С места.

4372

4373 Включите микрофон.

4374

4375 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Юрий Петрович, откровенно говоря, этим

4376 законопроектом минобразования нас удивило. Это как небольшая ложка мёда,

4377 которую опустили в бочку с дёгтем. А удивило нас Минобрнауки своей

4378 непоследовательностью, потому что инициативы или эксперименты, которые

4379 предлагает ваше министерство, они настолько противоречат друг другу, что

4380 периодически повергают всё образовательное сообщество в состояние шока, не от

4381 радости, конечно.

4382

4383 Вам сегодня не очень понравились вопросы, которые задавали коллеги-депутаты.

4384 Честно говоря, я не удовлетворена тем ответом, который получила на свой

4385 вопрос, вы даже не поняли, о чём шла речь. А речь шла о том, что у нас

4386 отдельные законы перечёркивают основное положение Конституции, статью 43,

4387 базовую, о том, что образование является бесплатным, против чего вы боретесь

4388 данным законопроектом. По сути дела, те вопросы, которые мы задавали, имеют

4389 отношение к стратегии образования, ко всей образовательной политике, а эта

4390 стратегия давно уже отошла от требований Конституции об общедоступности и

4391 бесплатности образования. И за последние годы министерство сделало очень

4392 много шагов к тому, чтобы, наоборот, усилить неравенство в получении

4393 образовательных услуг всех видов - дошкольного, школьного, высшего

4394 образования.

4395

4396 Я назову только основные законы. 131-й закон, трёхуровневая система

4397 финансирования образования. Конечно, заработная плата, которую получает

4398 учитель в маленьком городе Прокопьевске и учитель в городе Москве, отличается

4399 в разы, потому что понятно, что налогооблагаемая база муниципалитета в одном

4400 и другом случае абсолютно разная. Сейчас что делает правительство? Оно

4401 повышает на 30 процентов заработную плату только работникам федеральных

4402 учреждений. А что делать тогда работникам региональных и муниципальных

4403 учреждений образовательных? Закрывать эти учреждения? Ещё один - подушевое

4404 финансирование. Ну, наивно думать, что деньги будут гоняться за учеником,

4405 сейчас администрация и власти всех уровней гоняются за учениками, закрывая

4406 школы. И вот эта система подушевого финансирования уже привела к массовому

4407 закрытию сельских школ, о чём мы не раз предупреждали министерство

4408 образования. Ваше министерство ликвидировало все налоговые льготы для

4409 образовательных учреждений, сократили бюджетные места в высших учебных

4410 заведениях.

4411

4412 Я очень внимательно прочитала пояснительную записку, да собственно, Юрий

4413 Петрович, вы и не отошли в своём выступлении от того, что предложили нам в

4414 этой записке. Меня удивляет: а вы что, впервые, что ли, узнали о том, что у

4415 нас есть дискриминация при приёме в высшие учебные заведения, что у нас есть

4416 плата за оформление документов, что проводятся платные олимпиады и конкурсы

4417 высшими учебными заведениями? Ведь вы сами выпустили джинна из бутылки, вы

4418 создали эти условия, а теперь ещё и выставляете себя главными борцами за то,

4419 чтобы у нас не было платных образовательных услуг.

4420

4421 Наша фракция, конечно, поддержит этот законопроект, но при том условии, что

4422 будет объективное отношение к тем поправкам, которые мы внесём перед вторым

4423 чтением. Спасибо.

4424

4425 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4426

4427 Пожалуйста, Обухов.

4428

4429 ОБУХОВ С. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Юрий Петрович!

4430 Действительно, проблема актуальна, и не только потому, что - Владимир

4431 Вольфович назвал известную всем цифру - объём теневых услуг в сфере

4432 образования составляет 5 миллиардов долларов. Мои коллеги по фракции

4433 правильно подчёркивают, что, с одной стороны, министерство образования

4434 калечит систему образования, всячески способствует вот этому внедрению

4435 принципа платности, а с другой, вроде бы сегодня предлагает неплохой, можно

4436 сказать, нужный закон о каких-то санкциях за поборы, за принуждение к оплате

4437 за бесплатное образование.

4438

4439 О масштабах проблемы. Да, 5 миллиардов - это оценка умозрительная, она

4440 давалась экспертами. Вот что нам сообщает Генеральная прокуратура, она

4441 специально проводила проверку соблюдения прав граждан на общее образование

4442 перед началом нынешнего учебного года. Как оказалось, повсеместно -

4443 подчёркиваю, повсеместно, это вывод Генеральной прокуратуры - на родителей

4444 обучающихся возлагают обязанности по финансированию содержания учебных

4445 зданий, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательных

4446 учреждений. Это выводы прокуратуры, которая проверяла все субъекты Российской

4447 Федерации. В определении указано, что подобные нарушения выявляются органами

4448 прокуратуры почти во всех регионах, что требует безотлагательного принятия

4449 жёстких мер с использованием всего спектра полномочий как органов

4450 прокуратуры, так и министерства. Вот какой масштаб проблемы, и об этом бьёт

4451 во все колокола прокуратура. Министерство предлагает хороший законопроект, но

4452 нужно разобраться в собственном ведомстве, в собственных подзаконных актах, в

4453 собственных решениях.

4454

4455 Я представляю Краснодарский край. Наш центр современной политической культуры

4456 проводил опрос среди жителей города: как они считают, существует ли проблема

4457 вот этих поборов в школах в условиях вроде бы гарантированного государством

4458 бесплатного образования. Оказывается, более половины опрошенных жителей

4459 Краснодара заявили, что постоянно сталкиваются с проблемой сбора денег в

4460 школах. Более того, каждый пятый заявил, что с родителей в школах тянут,

4461 вымогают деньги за всё. Вот какой масштаб проблемы.

4462

4463 Если говорить о проверках, которые проводила прокуратура в Краснодарском крае

4464 в отношении соблюдения этого законодательно закреплённого принципа

4465 бесплатности образования, то надо сказать, что здесь тоже много вопиющих

4466 нарушений. Причём эти нарушения допускаются в том числе и руководителями

4467 образовательных учреждений. То есть да, вы уповаете на административную

4468 ответственность, но в том числе и ваши директора образовательных учреждений,

4469 ректоры порождают... Оказывается, что прокуратура уже - я не назову

4470 конкретные цифры, но существуют десятки примеров - привлекает руководителей

4471 образовательных учреждений к ответственности за нарушения и за издание

4472 незаконных актов. Дело доходит до того, что принимаются специальные положения

4473 о целевых взносах с родителей учащихся, положения об ответственности семьи,

4474 которые предусматривают обязанности родителей оказывать материальную помощь

4475 школе, а также помощь в ремонте школьных помещений. Более того, вводятся

4476 санкции в отношении родителей: в случае невыполнения названных требований

4477 школе предоставляется право обращаться в административную комиссию сельского

4478 поселения, а в исключительных случаях - отчислять учащихся из

4479 общеобразовательного учреждения. Да, прокуратура опротестовывает такие

4480 решения там, где это выявляется, но наверняка и само министерство обязано

4481 отреагировать на эту проблему. Ну, а уж если говорить о наиболее вопиющих

4482 фактах, которые проводят через нормативные документы, то здесь отличилась

4483 Ивановская государственная текстильная академия, её филиал в Краснодаре (я в

4484 данном случае рассказываю про проблемы краснодарские), которая от обучающихся

4485 в филиале за счёт средств федерального бюджета требовала, чтобы они заключали

4486 договора на перечисление денежных средств. Это всё не только взятки, о

4487 которых мы говорим, это фактически узаконенная система поборов. Да, слава

4488 богу, прокуратура обращает внимание, слава богу, она вносит протесты, но и

4489 министерство тоже за этим должно следить.

4490

4491 Поддерживаю мнение коллег из нашей фракции о том, что закон нужен, что его

4492 нужно принимать, но министерство должно отдавать себе отчёт в том, что его

4493 собственная непоследовательная политика приводит в том числе и к нарушению

4494 принципа бесплатности среднего образования, который заложен в Конституции

4495 Российской Федерации.

4496

4497 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович.

4498

4499 ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".

4500

4501 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Если не вдаваться в детали

4502 законопроекта, может показаться, что он направлен на защиту прав граждан в

4503 области образования. На самом деле это не так. Детальное рассмотрение

4504 законопроекта свидетельствует, что значительная часть отдельных положений

4505 законопроекта направлена не на пользу, а во вред образованию. По существу,

4506 предлагается объявить "красный террор" против руководителей образовательных

4507 учреждений, видеть в них исключительно преступников. Например, пункт 1 статьи

4508 5.57 предусматривает, что за отчисление из образовательного учреждения -

4509 причём обращаю ваше внимание: законопроект не говорит о незаконности

4510 отчисления, это, кстати, отмечается и в заключении профильного комитета,

4511 просто об отчислении - грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или

4512 дисквалификация на срок до двух лет. А что, было сложно дописать буквально

4513 одно слово: незаконное? При наличии такой нормы можно с уверенностью

4514 штрафовать абсолютное большинство руководителей образовательных учреждений по

4515 несколько раз в год, а затем дисквалифицировать. Правда, авторам

4516 законопроекта надо было уточнить, какова заработная плата директора сельской

4517 школы. Где он найдёт 50 тысяч рублей?

4518

4519 Той же нормой предусмотрено наказание за нарушение права на образование. Как

4520 вы знаете, здесь уже говорили о статье 43 Конституции и о статье 5 Закона "Об

4521 образовании", где предусмотрены гарантии гражданам на общедоступность и

4522 бесплатность - особо хочу подчеркнуть - дошкольного образования в том числе.

4523 Где вы видели бесплатное дошкольное образование? Но когда вы обращаетесь в

4524 детский сад, и вам отказывают, а это бывает в 50 процентах случаев - недавно

4525 наш комитет проводил парламентские слушания, там по всем регионам была дана

4526 картина: в лучшем случае у нас 50-60 процентов обеспечены сегодня дошкольными

4527 образовательными учреждениями - то наступает чья-то ответственность в размере

4528 от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до двух лет. Кто

4529 виноват, что детские сады сегодня распроданы? Думаю, не директор детского

4530 сада и не заведующей районо, которых придут штрафовать и дисквалифицируют.

4531 Может быть, губернатор здесь виноват или ещё кто-то.

4532

4533 А кто может на самом деле определить ту грань, за которой признаётся

4534 нарушение прав педагогических работников на выбор и использование методик

4535 обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов

4536 оценки знаний обучающихся, воспитанников? Коллеги, я всё по закону как раз

4537 говорю, там сказано, что за отклонение от указанных норм к учителю можно

4538 применить штрафные санкции - до 100 тысяч рублей. А кто может определить эту

4539 грань, если до сих пор у нас нет нового поколения государственных федеральных

4540 стандартов, а варианты варьирования до 25 процентов мы с вами сами отменили

4541 (регионально-национальный компонент), и теперь учитель должен строго по

4542 бумажке читать, что написано в федеральном образовательном стандарте, а в

4543 противном случае, если это понадобится руководителю образовательного

4544 учреждения, можно применить против него санкцию до 100 тысяч рублей? Можно

4545 было бы ещё много говорить по замечаниям, касающимся данного законопроекта.

4546

4547 Представляется также важным подчеркнуть неадекватность размеров штрафов,

4548 устанавливаемых нормами законопроекта. Действительно, можно согласиться,

4549 когда за неправомерную выдачу документов государственного образца (это

4550 откровенное мошенничество) предлагается дисквалификация до трёх лет или штраф

4551 до 50 тысяч рублей, аналогично - за отказ заведующему детским образовательным

4552 учреждением. Но сравните: продажа липовых дипломов и штраф 50 тысяч рублей.

4553 Да он за один день всё это с лихвой окупит! Здесь уголовное должно быть

4554 наказание. Где логика? Совершенно непонятно.

4555

4556 И конечно, я бы хотел, товарищи, особую благодарность выразить Аппарату

4557 Государственной Думы, который очень тщательно на этот раз посмотрел данный

4558 законопроект. Написано очень квалифицированное заключение: из двух с

4559 половиной страниц заключения две страницы - это замечания. Хотел бы также

4560 поблагодарить профильный комитет - Комитет по конституционному

4561 законодательству и государственному строительству: из полутора страниц

4562 заключения одна страница - это замечания. Прочитайте эти замечания, здесь уже

4563 Александр Петрович говорил, что действительно есть замечания по этому

4564 законопроекту.

4565

4566 Да, мы за установление жёсткого контроля в сфере образования, но контроля

4567 справедливого, учитывающего в том числе и уровень заработной платы, который

4568 мы установили для работников образования. Более того, представляется, что

4569 рассматриваемый законопроект подготовлен без учёта специфики образовательных

4570 отношений, которые зиждутся в первую очередь на педагогике, и это надо

4571 учитывать.

4572

4573 Одновременно мы должны понимать, что настоящий законопроект разработан с

4574 учётом действующего образовательного законодательства. Когда-то наш Закон "Об

4575 образовании" был лучшим в системе ЮНЕСКО, но с тех пор мы внесли туда уже

4576 порядка двухсот поправок, и наш закон превратился в лоскутное одеяло, где уже

4577 заплата на заплате стоит, и мы опять предлагаем поставить ещё одну заплату.

4578

4579 Юрий Петрович, неужели нам сложно завершить наш образовательный кодекс, или

4580 интегративный закон по образованию, в котором мы бы уже учли всё, что туда

4581 внесено, и просто избавились бы от тех многочисленных противоречий, которые

4582 там уже есть?

4583

4584 Поэтому представляется необходимым до принятия законопроекта в части

4585 административной ответственности за нарушение в области образования вначале

4586 доработать интегративный закон, или образовательный кодекс. Поэтому я считаю,

4587 и точно так же считает наша фракция "Справедливая Россия", что законопроект

4588 этот следует отклонить.

4589

4590 Спасибо за внимание.

4591

4592 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4593

4594 Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Представители президента и

4595 правительства настаивают на выступлении? Нет. Докладчик и содокладчик?

4596 Содокладчик - нет, а докладчик настаивает.

4597

4598 Пожалуйста, Юрий Петрович.

4599

4600 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое.

4601

4602 Во-первых, я хотел бы поблагодарить всех депутатов, которые задали вопросы и

4603 которые выступили сейчас при обсуждении законопроекта. Для меня становится

4604 вполне очевидным, что предложенный на рассмотрение законопроект затронул

4605 огромный пласт проблем в системе образования, которые касаются стратегии

4606 образовательной политики. Речь идёт и об общедоступности, и о финансировании,

4607 и о бесплатности. Я думаю, что это предмет для большого разговора, даже,

4608 возможно, за рамками законопроекта, который мы о?