Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 80480-5 О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

в первом чтении
10.10.2008

Номер законопроекта:80480-5
Комментарий законопроекта:в части установления перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, совершенствования правового регулирования организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды л
Дата внесения законопроекта в ГД:04.07.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/80480-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Профильный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Дата изменения статуса/фазы:10.10.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1074-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственный Совет Удмуртской Республики
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №80480-5 О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

в части установления перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, совершенствования правового регулирования организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, а также совершенствования порядка использования лесов для ведения сельского хозяйства в целях пчеловодства

Дата заседания 10.10.2008, номер заседания 46, строк в стенограмме 5647

О проекте федерального закона № 80480-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в части установления перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, а также порядка использования лесов для ведения сельского хозяйства в целях пчеловодства).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4640 Пункт 27. Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс

4641 Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного

4642 кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Государственного

4643 Совета Удмуртской Республики депутат Государственной Думы Евгений Исаакович

4644 Богомольный.

4645

4646 БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4647

4648 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по природным

4649 ресурсам, природопользованию и экологии будет рекомендовано депутатам

4650 Государственной Думы отклонить проект федерального закона "О внесении

4651 изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О

4652 введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", внесённый

4653 Государственным Советом Удмуртской Республики. Вместе с тем хотелось бы

4654 обратить внимание депутатов на ряд обстоятельств, которые, может быть,

4655 способны изменить указанное мнение.

4656

4657 В заключениях Комитета Совета Федерации по промышленной политике и Комитета

4658 по природным ресурсам, природопользованию и экологии указывается на

4659 нецелесообразность предлагаемого законопроектом дополнения части 3 статьи 29

4660 Лесного кодекса Российской Федерации положением о необходимости учёта

4661 потребностей местного населения в древесине для собственных нужд при

4662 предоставлении в пользование лесных участков для заготовки древесины. При

4663 этом указывается на отсутствие такой необходимости ввиду наличия аналогичного

4664 требования в Лесоустроительной инструкции. Вместе с тем в указанных

4665 заключениях не учитывается, что в Лесоустроительной инструкции, утверждённой

4666 приказом Министерства природных ресурсов 6 февраля 2008 года, учтено, что к

4667 этому времени проектирование лесных участков в значительной степени

4668 завершено, причём далеко не всегда с учётом указанного требования. Без

4669 внесения предлагаемого дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации,

4670 устанавливающего критерии отвода площадей лесных участков в рубку, учёт

4671 потребностей местного населения в древесине для собственных нужд на практике

4672 обеспечен не будет.

4673

4674 Кроме регулирования возможности проведения рубок лесных насаждений при

4675 эксплуатации и реконструкции линейных объектов, что учтено федеральным

4676 законом № 143-ФЗ, законопроектом предлагается путём внесения дополнения в

4677 статью 45 Лесного кодекса установить возможность выполнения работ по

4678 эксплуатации и (или) реконструкции линейных объектов без предоставления

4679 лесного участка на основании разрешения органов государственной власти или

4680 органов местного самоуправления. Необходимость внесения такого дополнения

4681 продиктована тем, что при эксплуатации линейных объектов, расположенных на

4682 землях лесного фонда, часто приходится проводить срочный ремонт трубопроводов

4683 и линий электропередач. На устранение неисправностей требуется короткое

4684 время, исчисляемое днями или даже часами, между тем оформление предоставления

4685 лесных участков при соблюдении всех процедур согласования - от согласования

4686 сторонами условий договора аренды до подачи лесной декларации - занимает

4687 продолжительное время.

4688

4689 С учётом внесённых федеральным законом № 143-ФЗ дополнений в статью 45

4690 Лесного кодекса, согласно которым лесные участки, занятые линейными

4691 объектами, предоставляются на правах, предусмотренных статьёй 9 Лесного

4692 кодекса, владельцам, пользователям таких объектов предлагаемые законопроектом

4693 дополнения о возможности выполнения работ по эксплуатации и (или)

4694 реконструкции линейных объектов без предоставления лесного участка на

4695 основании разрешения позволят решить правовую неопределённость относительно

4696 возможности выполнения таких работ до момента оформления прав на указанные

4697 лесные участки, конечно же, при условии соответствующей корректировки

4698 предполагаемой законопроектом нормы.

4699

4700 В заключении комитета указывается, что предлагаемое законопроектом

4701 определение исключительных случаев заготовки древесины не законами субъектов

4702 Российской Федерации, а Лесным кодексом Российской Федерации приведёт к

4703 значительному сужению полномочий регионов в сфере заготовки древесины. Вместе

4704 с тем имеющаяся в настоящее время в Лесном кодексе норма, уполномочивающая

4705 субъекты Российской Федерации устанавливать исключительные случаи заготовки

4706 древесины (часть 6 статьи 75), не имеет практического смысла, так как Лесной

4707 кодекс не предусматривает возможности в таких случаях заключать договора

4708 купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов. А на необходимость

4709 проведения аукционов в таких случаях неоднократно указывал Верховный Суд

4710 Российской Федерации при рассмотрении дел по заявлениям об оспаривании

4711 законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих исключительные

4712 случаи. Все законопроекты, внесённые ранее субъектами Российской Федерации в

4713 Государственную Думу, содержащие предложения о возможности заключения

4714 договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов при

4715 исключительных случаях заготовки древесины, отклонены по причине отсутствия в

4716 Лесном кодексе критериев, на основании которых эти исключительные случаи

4717 определялись бы. В связи с этим настоящим законопроектом предлагается

4718 определить такие исключительные случаи путём изложения части 6 статьи 75

4719 Лесного кодекса в новой редакции. При этом в исключительных случаях заготовки

4720 древесины заготовка древесины для собственных нужд бюджетных учреждений и

4721 сельхозорганизаций, заготовка древесины в целях выполнения государственных

4722 или муниципальных контрактов установлена законопроектом на основе анализа

4723 соответствующих законов субъектов Российской Федерации, в которых эти случаи

4724 определены. Думается, этот перечень случаев может быть скорректирован на

4725 стадии принятия законопроекта.

4726

4727 Комитеты в своих заключениях не соглашаются с предложенными законопроектом

4728 изменениями статей 78 и 79 Лесного кодекса, в соответствии с которыми в

4729 качестве критерия допуска к участию в аукционах по продаже права на

4730 заключение соответствующих договоров в целях заготовки древесины будет

4731 учитываться наличие у участников аукционов объектов основных средств для

4732 заготовки и (или) переработки древесины. Возражения обусловлены тем, что

4733 установление таких критериев ограничит права лиц, желающих участвовать в

4734 аукционах, приведёт к ограничению конкуренции.

4735

4736 Вместе с тем внесение предлагаемых законопроектом изменений в статьи 78 и 79

4737 Лесного кодекса позволит избежать недобросовестной конкуренции, криминальной

4738 ситуации, спекуляции лесными участками, обеспечит приоритет доступа к лесным

4739 участкам участников аукциона, имеющих мощности по заготовке и (или)

4740 переработке древесины. Данные изменения в части ограничения гражданских прав

4741 согласуются с требованием статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4742 Кроме того, предполагаемые изменения устанавливают критерии участия в

4743 аукционах, которые не подпадают под понятие "признаки ограничения

4744 конкуренции", указанное в Федеральном законе "О защите конкуренции".

4745

4746 Положения законопроекта, касающиеся уточнения порядка использования лесных

4747 угодий в целях пчеловодства, поддержаны комитетами, за исключением Комитета

4748 по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Однако возражения

4749 указанного комитета по данному вопросу носят характер предположений,

4750 вероятностных суждений (например, суждение комитета о возможных

4751 злоупотреблениях, насколько велика вероятность выдать лесной участок, не

4752 используемый для пчеловодства, установки ульев, под пасеку), в то время как

4753 решение обозначенного в законопроекте вопроса необходимо в свете жизненных

4754 реалий.

4755

4756 На основании изложенного прошу поддержать данный законопроект. Доклад

4757 окончен. Спасибо за внимание.

4758

4759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4760

4761 Уважаемые депутаты, предоставляю слово для содоклада Валерию Владимировичу

4762 Прозоровскому.

4763

4764 ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поскольку

4765 очень обстоятельно Евгений Исаакович от имени Госсовета Удмуртской Республики

4766 доложил законопроект, позвольте по пунктам тоже рассказать. Итак,

4767 законопроектом предлагается внести изменения в целый ряд положений Лесного

4768 кодекса Российской Федерации, регулирующих различные аспекты лесных

4769 отношений.

4770

4771 Первое. Законопроектом предлагается дополнить часть 3 статьи 29 Лесного

4772 кодекса Российской Федерации положением о необходимости учёта потребностей

4773 местного населения в древесине для собственных нужд при предоставлении в

4774 пользование лесных участков для заготовки древесины. Хочу напомнить о

4775 существовании такого документа, как Лесоустроительная инструкция, которая

4776 утверждена приказом Министерства природных ресурсов 6 февраля этого года.

4777 Этим документом интересы граждан обеспечиваются ещё на этапе проектирования

4778 лесных участков, предшествующем процедуре предоставления соответствующих

4779 прав.

4780

4781 Второе. Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 45 Лесного кодекса

4782 новой частью 2.1, регулирующей возможность проведения рубок лесных насаждений

4783 при эксплуатации линейных объектов, утратило свою актуальность в связи с

4784 принятием Федерального закона от 22 июля сего года № 143-ФЗ, который решил

4785 эту проблему.

4786

4787 Далее. Авторы законопроекта предлагают установить непосредственно в Лесном

4788 кодексе Российской Федерации перечень исключительных случаев заготовки

4789 древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, а также

4790 внести изменения, в соответствии с которыми в данных случаях указанные

4791 договоры заключаются без проведения аукционов. Большинство субъектов

4792 Российской Федерации, представивших отзывы на законопроект, возражают против

4793 этого предложения, против этой поправки. Комитет разделяет эти позиции.

4794

4795 Во-первых, предложенный перечень исключительных случаев ограничивается

4796 нуждами бюджетных учреждений и сельскохозяйственных организаций. В настоящее

4797 время исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров

4798 купли-продажи лесных насаждений определяются законами субъектов Российской

4799 Федерации, и в различных субъектах Российской Федерации перечень случаев

4800 значительно варьируется. Изменение в данной части приведёт на практике к

4801 значительному сужению полномочий регионов в сфере заготовки древесины, а

4802 также потребует значительной переработки регионального законодательства.

4803

4804 Во-вторых, принятие законопроекта приведёт к выпадению доходов субъектов

4805 Российской Федерации, так как превышение минимального размера платы по

4806 договору купли-продажи лесных насаждений, которое появляется в результате

4807 аукционов, зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

4808

4809 В-третьих, недостаточно правовых оснований для установления льготного порядка

4810 приобретения древесины в отношении отдельных субъектов предпринимательской

4811 деятельности (в данном случае - сельскохозяйственных организаций). Что

4812 касается удовлетворения нужд бюджетных учреждений в древесине, то эта

4813 проблема должна решаться на основании Федерального закона "О размещении

4814 заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для

4815 государственных и муниципальных нужд", который мы с вами приняли 21 июля 2005

4816 года.

4817

4818 Изменениями в статьи 78 и 79 Лесного кодекса предлагается установить в

4819 качестве критерия допуска к участию в аукционах на предоставление

4820 соответствующих прав в целях заготовки древесины наличие у участников

4821 аукционов объектов основных средств для заготовки и (или) переработки

4822 древесины. При этом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации

4823 право своими законами устанавливать перечень указанных объектов. Комитет не

4824 может согласиться с предложенными изменениями, так как введение данного

4825 условия приведёт к созданию неравных условий предоставления права заготовки

4826 древесины в разных субъектах Российской Федерации, следовательно, приведёт к

4827 ограничению конкуренции. Кроме того, есть основания считать, что данная норма

4828 может стать препятствием для привлечения инвестиций в освоение новых лесных

4829 массивов.

4830

4831 И наконец, о пчеловодстве, о котором говорил Евгений Исаакович. Здесь нет у

4832 комитета никаких домыслов. Законопроект предлагает разрешить заниматься

4833 пчеловодством в зелёных зонах и предоставить гражданам, осуществляющим до 1

4834 января 2009 года использование лесов для целей пчеловодства на основании

4835 лесных билетов, право заключить договоры аренды соответствующих лесных

4836 участков без проведения аукциона. Правовой режим использования лесов для

4837 ведения сельского хозяйства, в том числе для пчеловодства, допускает

4838 возведение временных построек. Данное понятие не имеет исчерпывающего

4839 определения в законодательстве и на практике трактуется весьма широко, с чем

4840 мы неоднократно сталкивались. Снятие запрета на осуществление пчеловодства в

4841 зелёных зонах без детализации правового режима этой деятельности в иных

4842 нормах лесного законодательства может на практике привести к использованию

4843 лесных участков в зелёных зонах в личных целях либо в целях, противоречащих

4844 функциональному назначению зелёных зон. Кроме того, если учесть, что

4845 использование лесов в целях ведения сельского хозяйства допускает ограждение

4846 лесных участков (напомню, это статья 38 Лесного кодекса), возникает опасение,

4847 что под видом использования лесов для пчеловодства будут приобретены в

4848 льготном порядке в пользование лесные участки в зелёных зонах, которые будут

4849 огорожены и доступ граждан на которые будет ограничен.

4850

4851 Таким образом, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии

4852 не поддерживает принятие в первом чтении данного законопроекта.

4853

4854 Спасибо.

4855

4856 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4857

4858 Уважаемые коллеги, обстоятельнейшее обсуждение темы. Есть ли вопросы? Нет

4859 вопросов. Есть ли выступления? Есть.

4860

4861 Пожалуйста, депутат Драпеко. А, вопрос? Пожалуйста. К кому?

4862

4863 ДРАПЕКО Е. Г. К содокладчику.

4864

4865 Валерий Владимирович, уважаемый, у меня такое ощущение от посещения наших

4866 провинций, в частности Республики Карелия, северных территорий, что там

4867 сельскохозяйственные предприятия, в общем, практически разорены все и в

4868 условиях проведения аукционов они неконкурентоспособны по сравнению с другими

4869 регионами, с пришлыми более богатыми организациями из других районов. И таким

4870 образом, те, кто находится на этой территории, не в состоянии наладить хоть

4871 какое-нибудь производство, для того чтобы поднять свою собственную экономику,

4872 понимаете, а лес у них вывозят. Вот этот запрет не приведёт ли к дальнейшей

4873 деградации таких территорий?

4874

4875 ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо за вопрос, Елена Григорьевна. Дело в том, что это

4876 немножко другая тема. Я с вами полностью согласен, проблема, которую вы

4877 подняли, стоит отдельного обсуждения и, более того, отдельных поправок. Но я

4878 пытался объяснить, что, наоборот, мы сейчас отклонением законопроекта

4879 Госсовета Удмуртской Республики пытаемся вот этих всех пришлых граждан,

4880 которые в личных целях хотят взять участки и огородить их под видом

4881 пчеловодства, льноводства, не допустить туда. Вот единственная цель этого

4882 законопроекта.

4883

4884 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступающих нет, как я понимаю, да? Никто не

4885 настаивает. Представители президента и правительства также не настаивают.

4886

4887 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

4888 Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие

4889 Лесного кодекса Российской Федерации".

4890

4891 Включите режим голосования.

4892

4893 Комитет против.

4894

4895 Покажите результаты.

4896

4897 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 46 сек.)

4898 Проголосовало за 1 чел.0,2%

4899 Проголосовало против 2 чел.0,4%

4900 Воздержалось 0 чел.0,0%

4901 Голосовало 3 чел.

4902 Не голосовало 447 чел.99,3%

4903 Результат: не принято

4904

4905 Отклоняется законопроект.

4906