Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 81536-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

у Президента РФ
05.04.2009

Номер законопроекта:81536-5
Комментарий законопроекта:в части совершенствования законодательства правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:08.07.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/81536-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам национальностей
Профильный комитет:Комитет ГД по делам национальностей
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока
Дата изменения статуса/фазы:05.04.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:40-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Антонов Виктор Васильевич, Депутат ГД
Баскаев Аркадий Георгиевич, Депутат ГД
Гольдштейн Ростислав Эрнстович, Член СФ
Кармазина Раиса Васильевна, Депутат ГД
Киекбаев Мурат Джелилович, Депутат ГД
Комарова Наталья Владимировна, Депутат ГД
Купцов Валентин Александрович, Депутат ГД
Острягин Анатолий Иванович, Депутат ГД
Пивненко Валентина Николаевна, Депутат ГД
Тумусов Федот Семёнович, Депутат ГД
Усольцев Василий Иванович, Депутат ГД
Чернышенко Игорь Константинович, Член СФ
Шоршоров Степан Мкртычевич, Депутат ГД
Юрчик Владислав Григорьевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №81536-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

в части совершенствования законодательства правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации

Дата заседания 18.03.2009, номер заседания 80, строк в стенограмме 6645

О проекте федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4551 Следующий законопроект - это проект федерального закона "О внесении изменений

4552 в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов

4553 Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по делам

4554 национальностей Анатолий Иванович Острягин.

4555

4556 ОСТРЯГИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4557

4558 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается

4559 проект федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный

4560 закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",

4561 подготовленный к третьему чтению. Законопроект прошёл правовую и

4562 лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления Аппарата

4563 Государственной Думы нет. Прошу принять в третьем чтении.

4564

4565 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по докладу комитета? Нет.

4566

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4585 Следующий - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4586 закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",

4587 третье чтение.

4588

4589 Включите режим голосования.

4590

4591 Каков результат?

4592

4593 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 14 сек.)

4594 Проголосовало за 408 чел.90,7%

4595 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4596 Воздержалось 0 чел.0,0%

4597 Голосовало 408 чел.

4598 Не голосовало 42 чел.9,3%

4599 Результат: принято

4600

4601 Принято, поддерживается законопроект.

4602

Дата заседания 25.02.2009, номер заседания 76, строк в стенограмме 6473

О проекте федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1470 Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

1471 закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

1472 Доклад председателя Комитета по делам национальностей Валентина

1473 Александровича Купцова. Пожалуйста.

1474

1475 КУПЦОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам

1476 национальностей, фракция КПРФ.

1477

1478 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона

1479 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных

1480 малочисленных народов Российской Федерации" принят Государственной Думой в

1481 первом чтении 29 октября прошлого года. Законопроект направлен на дальнейшее

1482 совершенствование и реализацию федеральных законов "О гарантиях прав коренных

1483 малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации

1484 общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

1485 Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования

1486 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской

1487 Федерации", а также ряда других законов и подзаконных актов, регулирующих

1488 отношения в сфере правового статуса и реализации прав коренных малочисленных

1489 народов Российской Федерации. Более того, только что, 4 февраля 2009 года,

1490 распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция

1491 устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

1492 Востока. Принятие данного законопроекта является логическим продолжением

1493 совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты прав

1494 коренных народов Российской Федерации.

1495

1496 Законопроект направлен на унификацию терминологии, а именно термин "в местах

1497 традиционного проживания и хозяйственной деятельности" предлагается заменить

1498 на термин "в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной

1499 деятельности". Кроме того, представленный законопроект предусматривает

1500 установление полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению

1501 перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных

1502 народов Российской Федерации, а также перечня мест традиционного проживания и

1503 традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

1504

1505 К законопроекту поступили поправки, которые носят в основном

1506 юридико-технический и лингвистический характер. Комитет Государственной Думы

1507 по делам национальностей обобщил эти поправки и предлагает вашему вниманию

1508 две таблицы. Первая таблица - это поправки, рекомендованные комитетом к

1509 принятию, их двенадцать, и вторая таблица - это три поправки, рекомендованные

1510 комитетом к отклонению. Прошу утвердить данные таблицы поправок и принять

1511 данный законопроект во втором чтении.

1512

1513 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1514

1515 Уважаемые коллеги, в первой таблице двенадцать поправок, есть ли

1516 необходимость отдельного обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на

1517 голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за?

1518 Прошу голосовать.

1519

1520 Включите режим голосования.

1521

1522 Покажите результаты голосования.

1523

1524 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 48 сек.)

1525 Проголосовало за 403 чел.89,6%

1526 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1527 Воздержалось 0 чел.0,0%

1528 Голосовало 404 чел.

1529 Не голосовало 46 чел.10,2%

1530 Результат: принято

1531

1532 Принято.

1533

1534 Вторая таблица содержит три поправки. Есть необходимость отдельного

1535 обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 2

1536 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.

1537

1538 Включите режим голосования.

1539

1540 Покажите результаты голосования.

1541

1542 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 30 сек.)

1543 Проголосовало за 404 чел.89,8%

1544 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1545 Воздержалось 0 чел.0,0%

1546 Голосовало 404 чел.

1547 Не голосовало 46 чел.10,2%

1548 Результат: принято

1549

1550 Принято.

1551

1552 Мы рассмотрели таблицу, уважаемые коллеги. Ставится на голосование во втором

1553 чтении данный проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать.

1554

1555 Включите режим голосования.

1556

1557 Покажите результаты голосования.

1558

1559 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин.04 сек.)

1560 Проголосовало за 439 чел.97,6%

1561 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1562 Воздержалось 3 чел.0,7%

1563 Голосовало 442 чел.

1564 Не голосовало 8 чел.1,8%

1565 Результат: принято

1566

1567 Принято. Спасибо.

1568

Дата заседания 29.10.2008, номер заседания 50, строк в стенограмме 7201

О проекте федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5073 Переходим к пункту 15, это блок "Государственное строительство и

5074 конституционные права граждан", проект федерального закона "О внесении

5075 изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных

5076 народов Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по делам

5077 национальностей Валентин Александрович Купцов.

5078

5079 КУПЦОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам

5080 национальностей, фракция КПРФ.

5081

5082 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается

5083 проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

5084 гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",

5085 внесённый группой депутатов Государственной Думы разных фракций. В апреле

5086 1999 года, как известно, был принят базовый закон с подобным названием,

5087 который предоставил этим народам значительные права в решении многих

5088 вопросов, в том числе гарантировал защиту исконной среды обитания,

5089 традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Закон впервые чётко

5090 определил, кто относится к коренным малочисленным народам Российской

5091 Федерации, открыв им перспективы самосохранения как этносов. В 2000 году

5092 Правительство Российской Федерации утвердило Единый перечень коренных

5093 малочисленных народов Российской Федерации, в соответствии с которым к этим

5094 народам относится сорок пять этносов, общая численность которых составляет

5095 чуть более четырёхсот тысяч человек. Сорок народов относятся к коренным

5096 малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, одиннадцать из них

5097 проживают в условиях Арктики.

5098

5099 Законопроект разработан во исполнение решений третьего заседания

5100 Национального организационного комитета по подготовке и проведению в

5101 Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов

5102 мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.

5103 В современных условиях проблемы коренных малочисленных народов России всё

5104 больше привлекают к себе общественное внимание. Появляются попытки раскачать

5105 и эту проблему внутри нашей страны. В этой связи стремление государства

5106 определить правовые формы бытия данных народов, создать юридические гарантии

5107 защиты их прав и интересов становятся всё более актуальными.

5108

5109 Данный законопроект направлен на дальнейшее совершенствование реализации

5110 федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов...", "Об

5111 общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера,

5112 Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О территориях традиционного

5113 природопользования коренных малочисленных народов...", а также ряда других

5114 законов, подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере правового статуса

5115 и реализации прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.

5116

5117 Особо хотелось подчеркнуть, что такие термины, как "места традиционного

5118 проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных

5119 народов", "традиционное хозяйствование", "традиционные промыслы",

5120 используются действующим законодательством в целях закрепления отдельных прав

5121 лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и в ряде случаев лиц, не

5122 относящихся к таковым, но осуществляющих аналогичную традиционную

5123 хозяйственную деятельность и постоянно проживающих в местах традиционного

5124 проживания коренных народов. То есть эти же термины уже используются в

5125 Налоговом, Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации, в Федеральном

5126 законе "О животном мире" и в ряде других законодательных актов. Авторы

5127 законопроекта вносят предложение по унификации терминологии, а именно замену

5128 слов "в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности" на

5129 слова "в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной

5130 деятельности".

5131

5132 Кроме того, представленный законопроект предусматривает установление

5133 полномочий федеральных органов государственной власти по утверждению перечня

5134 видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, а также

5135 перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной

5136 деятельности этих народов. Отсутствие в базовом федеральном законе таких

5137 полномочий служило длительное время формальным поводом для отказа в принятии

5138 на уровне Правительства Российской Федерации подзаконных нормативных правовых

5139 актов, необходимых для реализации малочисленными народами своих прав,

5140 предусмотренных действующим законодательством.

5141

5142 Учитывая изложенное, Комитет по делам национальностей рекомендует

5143 Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Считаю, что

5144 принятие данного проекта федерального закона будет способствовать обеспечению

5145 защиты традиционной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционного

5146 природопользования коренных малочисленных народов и преодолению проблемы

5147 декларативности отдельных норм федерального законодательства.

5148

5149 На данный законопроект получены отзывы из шестидесяти семи субъектов

5150 Федерации, все они положительные, положительные отзывы комитета-соисполнителя

5151 - Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, а также Комитета Совета

5152 Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Правительство Российской

5153 Федерации поддерживает концепцию закона. Вношу предложение поддержать

5154 законопроект в первом чтении.

5155

5156 Благодарю за внимание.

5157

5158 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли

5159 вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть.

5160

5161 Присаживайтесь, Валентин Александрович, поскольку вопросов нет.

5162

5163 Записались на выступление депутат Тумусов и депутат Багдасаров. Кто первый

5164 выступает? Депутат Тумусов, пожалуйста.

5165

5166 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "Справедливая Россия".

5167

5168 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

5169 Российская Федерация выделяет коренные малочисленные народы в отдельные

5170 социальные группы населения, нуждающиеся в особой правовой защите и

5171 государственной поддержке не по признаку национальной принадлежности, а в

5172 силу их особой уязвимости вследствие внешнего воздействия, наносящего ущерб

5173 исконной среде обитания и традиционному образу их жизни. Россия - одна из

5174 немногих стран, которая смогла сохранить коренные малочисленные народы с их

5175 традиционными формами хозяйствования и образом жизни в том классическом виде,

5176 в каком они были созданы природой, однако не остановлены негативные процессы

5177 в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера,

5178 Сибири и Дальнего Востока, приведшие к ухудшению здоровья, снижению уровня

5179 образования, разрушению хозяйственных основ жизнедеятельности и

5180 катастрофическому снижению уровня жизни. Я хочу остановиться только на трёх

5181 кричащих проблемах.

5182

5183 Первое. Серьёзное опасение вызывает состояние здоровья представителей

5184 коренных малочисленных народов Севера: средняя продолжительность жизни людей

5185 крайне низкая, до пенсионного возраста доживают только 8,5 процента;

5186 показатели заболеваемости в полтора раза выше среднероссийских, наблюдается

5187 значительный рост таких заболеваний, как туберкулёз, вирусный гепатит, кожные

5188 паразитарные заболевания. Мы считаем, что система медицинского обслуживания

5189 должна быть изменена. Требуются новые подходы, инновационные решения, менее

5190 затратные, но более эффективные технологии медицинского обслуживания для

5191 улучшения состояния здоровья, сокращения смертности и увеличения

5192 продолжительности жизни представителей коренных малочисленных народов. Должна

5193 быть создана северная кочевая медицина. Существующая сегодня европейская

5194 система организации медицинского обслуживания основана на трёх "п", образно

5195 говоря: приболел, пришёл, полечился. Для северных условий нужно добавить

5196 концепцию, основанную на трёх "в": выехал, выявил, вылечил. В дополнение к

5197 первичной медико-санитарной помощи на местах в отдалённые населённые пункты

5198 должны направляться комплексные бригады врачей, оснащённые передвижными

5199 медицинскими комплексами на базе вездеходного транспорта, использующие

5200 инновационные мобильные лечебно-диагностические технологии.

5201

5202 Второе. Денежные доходы малочисленных народов в два-три раза ниже

5203 среднероссийского показателя, на 25-30 процентов меньше, чем в среднем по

5204 регионам их проживания. Размер пенсии составляет всего 26 процентов

5205 прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на

5206 территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Абсолютное

5207 большинство представителей этих народов живёт за чертой бедности. Поэтому мы

5208 считаем, что коренным образом надо изменить систему финансирования

5209 традиционных форм хозяйствования - необходимо организовать финансирование

5210 через семейные бюджетные счета, банковские счета.

5211

5212 Третье. Несмотря на то что в последние годы выпускаются учебные пособия более

5213 чем на двадцати языках малочисленных народов России, обучение родному языку,

5214 который в школах изучают не более 50 процентов учащихся, является особой

5215 проблемой. Так, итоги Всероссийской переписи населения 2002 года показали,

5216 что родным языком владеет всего каждый седьмой из удэгейцев, каждый пятый из

5217 алеутов, каждый четвёртый манси и так далее. Мы считаем, что необходимо

5218 коренным образом поменять технологию образовательного процесса для

5219 малочисленных народов России, использовать телекоммуникационные технологии.

5220

5221 Уважаемые депутаты, обязательства Российской Федерации в области защиты прав

5222 коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами

5223 международного права выполняются ещё далеко не в полном объёме. Так, 13

5224 сентября 2007 года Организацией Объединённых Наций была принята декларация о

5225 правах коренных народов, содержащая ряд обязательств государства по различным

5226 вопросам жизнедеятельности коренных народов, включая соблюдение права на

5227 сохранение и развитие их культурного своеобразия и особой идентичности. Это

5228 касается права на образование, участие в политической, экономической и

5229 социальной жизни общества, в котором живут коренные народы. Декларацией

5230 установлены права коренных народов на землю, территории и природные ресурсы,

5231 на консультации с органами власти при принятии ими законодательных и

5232 административных мер. Декларация является единственной декларацией

5233 Организации Объединённых Наций, которая была разработана с широким участием

5234 представителей самих коренных народов.

5235

5236 Следует отметить, что в ряде федеральных законов закреплены нормы о

5237 приоритетном праве представителей коренных народов и их общин на пользование

5238 объектами животного мира, водных биологических ресурсов, закрепление

5239 земельных участков для ведения традиционного образа жизни и традиционной

5240 хозяйственной деятельности, однако некоторые нормы законов носят заявительный

5241 характер или содержат внутренние противоречия. В действующем

5242 законодательстве, в частности, не учитываются специфические особенности

5243 развития бизнеса коренных малочисленных народов, в том числе развития малого

5244 предпринимательства. Например, недавно ко мне обратился руководитель кочевой

5245 родовой общины коренных малочисленных народов Севера тунгус Андреев Николай

5246 Николаевич с просьбой помочь, и мы увидели, что статья 8 Федерального закона

5247 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных

5248 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"

5249 попросту не работает. Почему? Потому что образование территорий традиционного

5250 природопользования местного значения осуществляется решениями органов

5251 местного самоуправления на основании обращения лиц, относящихся к

5252 малочисленным народам. Данная община уже третий год не может получить

5253 согласие органов местного самоуправления и местной администрации на получение

5254 территории традиционного природопользования, так как заинтересовать и

5255 уговаривать надо всех депутатов, глав местных администраций, тем более в

5256 промышленном районе. Освоение земель и добыча природных ресурсов и полезных

5257 ископаемых ведутся хищническим методом. Община вынуждена вести борьбу за

5258 сохранение своих земель и своего образа жизни, но вместо оказания действенной

5259 помощи в защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и

5260 законных интересов малочисленных народов органы местного самоуправления

5261 тормозят и всячески мешают исполнению данного закона. Конечно, можно сказать,

5262 что вопросы нужно решать через суд, однако оплачивать услуги юристов они не в

5263 состоянии, поэтому мы и предлагаем создавать отдельные юридические конторы

5264 или хотя бы устанавливать какие-то гранты для оказания юридической помощи

5265 общинам малочисленных народов.

5266

5267 Мы предлагаем, первое, разработать концепцию реальной программы устойчивого

5268 развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а

5269 также разработать перечень видов традиционной хозяйственной деятельности

5270 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской

5271 Федерации. Мы считаем, что предлагаемый законопроект внесёт свой вклад в

5272 решение проблем малочисленных народов Севера, поэтому просим поддержать.

5273

5274 Спасибо за внимание.

5275

5276 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

5277

5278 Депутат Багдасаров. С места, да?

5279

5280 Включите микрофон.

5281

5282 БАГДАСАРОВ С. А. Я хотел бы сказать, что я буду голосовать за этот закон, вне

5283 всякого сомнения, потому что не так уж у нас много принимается законов,

5284 которые касаются национальной проблемы. Я вообще хотел бы сказать, что у нас

5285 есть вот такое - национальные проекты. На самом деле национальный проект

5286 номер один - это вопрос, касающийся межнациональных и межрелигиозных

5287 отношений в нашей огромной многонациональной стране. И что же тут происходит?

5288 Вот нужный закон, вне всякого сомнения, но вопрос: а кто у нас будет защищать

5289 интересы коренных народов Российской Федерации, не малых, не менее пятидесяти

5290 тысяч, а более пятидесяти тысяч? Я имею в виду русский народ, татар, башкир,

5291 народы Дагестана и так далее, и так далее. Вы смотрите, что происходит: у нас

5292 постепенно исчезает русский народ. Вот элементарная статистика, я сейчас

5293 посмотрел, у нас на следующий год в России ожидается четыре миллиона

5294 мигрантов. Представляете, четыре миллиона мигрантов на страну, где сто сорок

5295 пять миллионов человек, и из них русских - сколько там? - миллионов,

5296 наверное, сто. Из них пятьсот тысяч мигрантов будет в Москве. И это в год! То

5297 есть это 3-4 процента в год. Нетрудно подсчитать, что при таких темпах через

5298 десять лет русский народ исчезнет как этнос. Вот малые народы, которые тоже

5299 надо защищать, останутся, потому что мы принимаем законы и потом они живут в

5300 таких местах, куда, как говорится, мигранты не ездят, а русские исчезнут. И

5301 это не фантастика, это становится реальностью, это понимаешь, когда с этим

5302 ознакомишься.

5303

5304 Возникает соответствующий вопрос: как защитить коренные народы Российской

5305 Федерации? В моём понимании, в первую очередь надо срочно резко сократить

5306 миграционные потоки, принять закон, который предполагал бы, что миграционные

5307 потоки в Россию не должны превышать 0,2-0,3 процента от общего числа

5308 населения. Если мы будем дальше такими темпами идти, то мы получим то, что, в

5309 общем-то, есть.

5310

5311 Второй вопрос. Вот странно, многонациональная страна, многорелигиозная страна

5312 - у нас нету даже министерства по делам национальностей. Исторически всегда

5313 тот или иной инструмент в стране существовал. Во времена Центрального

5314 комитета нашей партии секретарём ЦК КПСС по этому вопросу был Валентин

5315 Александрович Купцов. Ну был, значит, отвечал за это, да? Специалистов, мягко

5316 говоря, не очень-то много было и в те времена, но была структура, которая за

5317 это отвечала. В последующие годы после распада Советского Союза был Миннац.

5318 Да, опять можно сказать, что не такие специалисты, но был, и люди занимались

5319 чем-то. А сейчас кто у нас занимается национальными и религиозными вопросами?

5320 У нас даже в Государственной Думе два комитета: один - Комитет по делам

5321 национальностей, а другой - комитет по делам религии и общественных

5322 организаций. Как можно религию и национальный вопрос отрывать? Такого ещё

5323 никто в мире не придумывал, а у нас придумали. Это тесно взаимосвязанные

5324 вопросы, отрыв которых невозможен.

5325

5326 И что у нас получается? У нас получается, что нет полной картины того, что

5327 происходит в этом крайне важном вопросе. Если смотрю газету, у меня такое

5328 ощущение, что в некоторых регионах Северного Кавказа идёт гражданская война.

5329 Идёт она или нет, я не знаю. Серьёзные проблемы имеются в других регионах.

5330 Так? И кто у нас этим занимается? Нам говорят: силовики занимаются. Но

5331 силовики - это последний рубеж тех, кто должен заниматься национальными и

5332 религиозными проблемами. Если уж они начали заниматься, значит, это может

5333 закончиться не совсем хорошо. Да и нельзя на них это сваливать, у них есть

5334 другие задачи.

5335

5336 Я вам приведу такой пример, когда недооценка ситуации в национальном вопросе

5337 при очень хороших показателях в экономическом плане привела к трагедии одной

5338 из очень больших стран мира - это Иран. К 79-му году в этой стране был

5339 огромный запас нефтедолларов, шла так называемая белая революция, проводил

5340 шах Мухамед Реза Пехлеви. Валовой продукт рос от 9 до 12 процентов в год,

5341 строились заводы, школы и так далее. Всё было очень хорошо. Оппозиции как

5342 таковой не было, она была, в общем-то, подавлена одной из самых лучших

5343 спецслужб в мире - так называемой службой информации "САЛАК". Всё было

5344 хорошо, но грянул гром, и в течение нескольких месяцев страна, по сути, резко

5345 развернулась, так сказать, в другую степь. Почему? Да потому что - и это

5346 никто не скрывает, кто внимательно изучал этот феномен, потому что это

5347 действительно феномен, не должно было там быть никаких революций - это

5348 революция духа, когда значительная часть населения, в первую очередь персы,

5349 просто восстала против того, что им навязывался западный образ жизни,

5350 игнорировались национальные и религиозные проблемы и так далее.

5351

5352 Мне кажется, мы недооцениваем эти вопросы. Нам очень серьёзно надо к этому

5353 отнестись и принять целый блок актов, которые защищали бы в первую очередь

5354 коренные народы Российской Федерации, в первую очередь русских. Мы потеряем

5355 титульную нацию, главную нацию. Мы потеряем другие нации: татар, башкир. Это

5356 будет катастрофа. Это мы сейчас говорим: да ладно... Десять - двадцать лет

5357 при таких темпах миграции, при такой низкой рождаемости, при такой высокой

5358 смертности - и всё, нация исчезнет, как таковой её просто-напросто не будет.

5359

5360 Ещё вопрос такой очень важный возникает. Нет Миннаца, у нас нет сейчас

5361 структуры, которая внимательно следила бы за национально-религиозной

5362 ситуацией. И смотрите, что на этом фоне происходит. Многие не замечают, а

5363 ведь недавно произошла вопиющая вещь. У нас есть такой председатель Совета

5364 муфтиев Равиль Гайнутдин, предельно порядочный человек, человек,

5365 ориентированный на российскую власть, который всячески борется с экстремизмом

5366 и которого даже приговорили к смерти за это. И что? Вдруг у нас появляется

5367 решение людей из экспертного совета при Федеральной регистрационной службе,

5368 где объявляется, что книга, которую он редактировал и к которой писал

5369 предисловие в связи с 1400-летием ислама на Руси (она называется "Личность

5370 мусульманина"), экстремистская, её надо запретить, а того, кто её печатает,

5371 то есть издателя, посадить в тюрьму, возбудить уголовное дело, что и было

5372 сделано. Внимательный анализ этой литературы, а я, слава богу, в своё время в

5373 подлиннике читал и Альбану, и Маудуди, других экстремистов, показал, что это

5374 книга, которую власть сама должна издавать миллионным тиражом, которая,

5375 наоборот, борется с экстремизмом и призывает к мирному сосуществованию

5376 христиан, мусульман, иудеев и так далее. Это сходит с рук, потому что этим у

5377 нас никто не занимается, а есть группа провокаторов, которые сидят и этим

5378 пользуются.

5379

5380 Мне кажется, вот как-то надо помочь Комитету по делам национальностей целый

5381 блок в законодательстве разработать, который позволял бы решать эти вопросы.

5382 В противном случае это может очень дорого стоить стране.

5383

5384 Спасибо.

5385

5386 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к представителям президента и

5387 правительства: есть ли желание у вас выступить? Нет. Докладчик и содокладчик

5388 настаивают?.. У нас в данном случае один докладчик. Настаивает ли он?

5389 Настаивает. Валентин Александрович, пожалуйста.

5390

5391 Купцову включите микрофон.

5392

5393 КУПЦОВ В. А. Я благодарю от имени комитета товарищей, которые выступили, но

5394 хочу сказать, что все темы, которые подняты, действительно имеют место быть,

5395 но они относятся, конечно, к проблемам другого закона. Общая озабоченность

5396 проблематикой национальных отношений известна. Поэтому давайте все вместе

5397 работать.

5398

5399 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5400

5401 Коллеги, я могу поставить на голосование законопроект, да? Вижу ваше

5402 согласие. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении

5403 изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных

5404 народов Российской Федерации" в первом чтении.

5405

5406 Включите режим голосования.

5407

5408 Покажите результаты.

5409

5410 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 16 сек.)

5411 Проголосовало за 418 чел.92,9%

5412 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5413 Воздержалось 0 чел.0,0%

5414 Голосовало 418 чел.

5415 Не голосовало 32 чел.7,1%

5416 Результат: принято

5417

5418 Принято.

5419