Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 85433-5 О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

у Президента РФ
28.02.2009

Номер законопроекта:85433-5
Комментарий законопроекта:о порядке формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды
Дата внесения законопроекта в ГД:17.07.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/85433-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:28.02.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:30-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Валенчук Олег Дорианович, Депутат ГД
Гималетдинов Ильдар Мансурович, Депутат ГД
Горбачев Владимир Лукич, Депутат ГД
Железняк Сергей Владимирович, Депутат ГД
Звагельский Виктор Фридрихович, Депутат ГД
Матханов Владимир Эдуардович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №85433-5 О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

о порядке формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды

Дата заседания 11.02.2009, номер заседания 72, строк в стенограмме 5732

О проекте федерального закона № 85433-5 "О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о порядке формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и о прямом возмещении убытков в последующие периоды; принят в первом чтении 12 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2652 Переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в

2653 статьи 22 и 23 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской

2654 ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает член Комитета

2655 по финансовому рынку Александр Павлович Коваль.

2656

2657 КОВАЛЬ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2658

2659 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В редакции законопроекта,

2660 принятого в первом чтении 12 декабря 2008 года, предлагалось с момента

2661 вступления закона в силу привести размер страхового резерва в соответствие с

2662 величиной, равной 10 процентам резерва произошедших, но не заявленных

2663 убытков.

2664

2665 В период подготовки к рассмотрению во втором чтении к законопроекту поступило

2666 три поправки, которые рекомендованы комитетом к принятию. Их суть сводится к

2667 следующему. Статья 2 законопроекта излагается в новой редакции, которая

2668 предусматривает установление требований к новому размеру страхового резерва

2669 не по истечении десяти дней со дня официального опубликования, а с 1 января

2670 2010 года. Этот отложенный срок вступления в силу позволит страховщикам с

2671 учётом введения с 1 марта текущего года прямого возмещения убытков

2672 подготовиться к указанным изменениям. Также поправками вносится изменение в

2673 статью 33 закона об ОСАГО, которое предусматривает приведение

2674 стабилизационного резерва, сформированного на сегодняшний день, в

2675 соответствие с величиной, равной 10 процентам размера резерва произошедших,

2676 но незаявленных убытков, к 1 января 2013 года. Данное предложение позволит

2677 сохранить платёжеспособность страховщиков и их финансовую устойчивость прежде

2678 всего в условиях финансового кризиса.

2679

2680 Исходя из вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку

2681 рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект во втором

2682 чтении.

2683

2684 Председательствующий. Уважаемые депутаты, в таблице 1 три поправки,

2685 рекомендованные к принятию. Есть ли замечания? Нет. Ставится на голосование

2686 таблица 1.

2687

2688 Включите режим голосования.

2689

2690 Покажите результаты.

2691

2692 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 37 сек.)

2693 Проголосовало за 315 чел.70,0%

2694 Проголосовало против 46 чел.10,2%

2695 Воздержалось 2 чел.0,4%

2696 Голосовало 363 чел.

2697 Не голосовало 87 чел.19,3%

2698 Результат: принято

2699

2700 Принимается таблица.

2701

2702 Законопроект ставится на голосование во втором чтении.

2703

2704 Включите режим голосования.

2705

2706 Покажите результаты.

2707

2708 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 05 сек.)

2709 Проголосовало за 306 чел.68,0%

2710 Проголосовало против 55 чел.12,2%

2711 Воздержалось 0 чел.0,0%

2712 Голосовало 361 чел.

2713 Не голосовало 89 чел.19,8%

2714 Результат: принято

2715

2716 Законопроект принят во втором чтении.

2717

2718 Центральная трибуна, пожалуйста.

2719

2720 КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект

2721 рассмотрен Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Замечаний по

2722 нему правового, лингвостилистического и юридико-технического характера не

2723 имеется. В этой связи прошу поставить законопроект на голосование в третьем

2724 чтении.

2725

2726 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по данному предложению

2727 комитета? Нет.

2728

2729 Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" данный

2730 законопроект ставится на голосование в третьем чтении.

2731

2732 Включите режим голосования.

2733

2734 Покажите результаты.

2735

2736 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 06 сек.)

2737 Проголосовало за 316 чел.70,2%

2738 Проголосовало против 61 чел.13,6%

2739 Воздержалось 1 чел.0,2%

2740 Голосовало 378 чел.

2741 Не голосовало 72 чел.16,0%

2742 Результат: принято

2743

2744 Законопроект принимается в третьем чтении.

2745

Дата заседания 12.12.2008, номер заседания 61, строк в стенограмме 7860

О проекте федерального закона № 85433-5 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о порядке формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и о прямом возмещении убытков в последующие периоды).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3959 Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22

3960 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности

3961 владельцев транспортных средств". Докладывает депутат Государственной Думы

3962 Владимир Эдуардович Матханов.

3963

3964 МАТХАНОВ В. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3965

3966 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект разработан

3967 в целях снижения риска возникновения страхового случая по обязательному

3968 страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

3969

3970 Действующей редакцией статьи 22 Федерального закона "Об обязательном

3971 страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

3972 предусмотрено, что в случае, если при осуществлении обязательного страхования

3973 разница между доходами и расходами страховщика за год превысит 5 процентов от

3974 указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование

3975 страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат

3976 и прямое возмещение убытков в последующие периоды. Законопроектом

3977 предлагается установить предельный уровень формируемого страховыми

3978 организациями страхового резерва в размере 10 процентов от страхового

3979 резерва, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по

3980 страховым случаям, о факте наступления которых не заявлено страховщику. Это

3981 позволит направить суммы, превышающие установленный законопроектом лимит, на

3982 превентивные меры.

3983

3984 При разработке законопроекта брался за основу международный опыт реализации

3985 обязательного страхования автогражданской ответственности, который показал,

3986 что благодаря проведению превентивных мероприятий в европейских странах

3987 добились существенного снижения риска возникновения страхового случая по

3988 обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных

3989 средств.

3990

3991 На основании изложенного, уважаемые коллеги, комитет предлагает вам принять

3992 данный законопроект в первом чтении.

3993

3994 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь.

3995

3996 Содоклад делает Александр Павлович Коваль, член Комитета по финансовому

3997 рынку.

3998

3999 КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Олег Викторович.

4000

4001 Уважаемые коллеги, с этим законопроектом как раз обратная ситуация: он

4002 направлен на повышение качества обслуживания пострадавших в ДТП. И если мы

4003 уже говорили о том, чьи интересы ущемляются, то в первую очередь, конечно,

4004 ущемляются интересы страховщиков, если быть объективными.

4005

4006 Комитет по финансовому рынку, рассмотрев предложенный законопроект, отмечает,

4007 что авторы предлагают установить предельный размер формируемого страховщиками

4008 по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев

4009 транспортных средств страхового резерва для компенсации расходов на

4010 осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие

4011 периоды в целях направления сумм, превышающих установленный законопроектом

4012 уровень, на осуществление мер, снижающих риски возникновения страхового

4013 случая.

4014

4015 Необходимость внесения данного предложения вызвана ситуацией, сложившейся в

4016 настоящий период в системе ОСАГО. Инвестиции на улучшение клиентского

4017 обслуживания, развитие информационных систем, систем учёта, принятие мер по

4018 профилактике и предупреждению ДТП, другие меры, способствующие улучшению

4019 ситуации в системе ОСАГО, которые могли быть осуществлены страховыми

4020 компаниями за счёт собственных средств, ограничены положением статьи 22

4021 закона об ОСАГО. Согласно этому положению прибыль страховых компаний от

4022 деятельности по ОСАГО ограничена путём резервирования финансового результата

4023 свыше 5 процентов от полученных доходов в виде стабилизационного резерва.

4024

4025 Таким образом, предложение, содержащееся в законопроекте, позволило бы

4026 использовать имеющиеся ресурсы на повышение качества работы системы ОСАГО,

4027 оставляя в стабилизационном резерве только объёмы, реально необходимые на

4028 покрытие будущих расходов по автогражданскому страхованию.

4029

4030 Исходя из изложенного Комитет по финансовому рынку предлагает Государственной

4031 Думе принять в первом чтении проект данного федерального закона.

4032

4033 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь на трибуне, Александр Павлович.

4034

4035 Есть ли вопросы? Есть - депутат Федоткин и депутат Гончар. Нет других

4036 желающих?

4037

4038 Пожалуйста, депутат Федоткин.

4039

4040 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Александру Павловичу. Александр Павлович, если

4041 вы автолюбитель, то, наверное, знаете, что в случае дорожного происшествия

4042 получить пострадавшему страховку, или средства на ремонт автомобиля, - это

4043 огромная проблема, которая тянется очень долго, требует очень много нервов,

4044 очень много бумаг. Иногда думаешь, лучше бы не было этих страховых

4045 организаций, лучше напрямую платить, но дороговато. Вот в связи с этим

4046 формирование страховых резервов не приведёт ли к увеличению страховых сумм,

4047 страховых платежей со стороны автолюбителей? И второй вопрос, вопрос, на

4048 который я не получил ответа. Скажите, этот законопроект направлялся в

4049 регионы, где в основном живут и работают автолюбители? Если направлялся, то

4050 сколько регионов его поддержало? Вот два вопроса.

4051

4052 Спасибо.

4053

4054 КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Владимир Николаевич. Начну со второго вопроса. Этот

4055 законопроект не направлялся в регионы, и отзывов на него не получено.

4056

4057 По первому вопросу. Я согласен с тем, что в ряде страховых компаний получение

4058 страховой выплаты достаточно продолжительно по времени и не всегда её размер

4059 удовлетворяет пострадавшего в ДТП. И на самом деле вот этот законопроект,

4060 который мы сейчас с вами рассматриваем, заставляет страховщика быстрее

4061 направлять средства на выплату, не откладывать их в резерв, а направлять на

4062 выплату. Вы знаете, что в прошлом году мы с вами приняли законопроект,

4063 который ввёл штрафные санкции для страховщиков за задержку выплаты или выдачи

4064 мотивированного отказа более чем на тридцать дней.

4065

4066 Тот законопроект, который я уже упоминал, выступая по первому вопросу, о

4067 введении так называемого прямого возмещения, побудит пострадавших в ДТП

4068 обратиться в ту страховую компанию, где они получали страховой полис. Если

4069 эта компания заинтересована, чтобы этот клиент пришёл на следующий год и

4070 пролонгировал свой договор, то, безусловно, она выплатит быстрее.

4071

4072 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4073

4074 Пожалуйста, депутат Гончар.

4075

4076 ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Александр Павлович, у меня вот какой вопрос. Я не

4077 первый раз уже слышу о том тяжелейшем положении, в котором оказываются

4078 страховые компании, оказывающие услуги по обязательным видам государственного

4079 страхования. Действительно, перебиваются с хлеба на воду, последние деньги

4080 потрачены... Может быть, поставить вопрос о том, что там, где государство, то

4081 есть мы с вами, вводим обязательное страхование, принуждаем гражданина

4082 выполнять это решение, ввести систему государственного страхования, чтобы

4083 страховые компании не мучились? А в случае, если появятся дополнительные

4084 деньги, они пойдут в бюджет.

4085

4086 КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Николай Николаевич.

4087

4088 Я не уверен, что, если это будет государственная компания, ситуация

4089 улучшится. И примеры во многих других сферах показывают, что это не всегда

4090 повышает качество.

4091

4092 Если отвечать на ваш первый вопрос, о тяжёлом положении страховщиков...

4093 Наверное, никто не умирает с голоду, так же как и многие другие представители

4094 финансового сектора. Но приведу несколько цифр статистики. У нас в тринадцати

4095 субъектах Российской Федерации страховые выплаты превышают сборы, и

4096 количество таких субъектов Российской Федерации по итогам года скорее всего

4097 достигнет двадцати пяти, то есть там страховщики уже работают себе в убыток.

4098 У нас есть отдельные виды автотранспортных услуг - такси, маршрутное такси,

4099 весь общественный транспорт, - где убыточность превысила 100 процентов ещё в

4100 прошлом году. Поэтому на самом деле рынок автогражданского страхования уже

4101 сегодня находится в глубоком кризисе, но тарифы, как я уже говорил в своём

4102 первом выступлении, с 2002 года не пересматривались ни в сторону увеличения,

4103 ни в сторону уменьшения.

4104

4105 Спасибо.

4106

4107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Павлович.

4108

4109 Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Представители президента

4110 и правительства?.. А, Гончар хочет, извините. Он так высоко сидит, что я не

4111 всегда успеваю... Извините, Николай Николаевич.

4112

4113 Пожалуйста, включите микрофон депутату Гончару.

4114

4115 ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, очевидно, данный законопроект Государственная

4116 Дума поддержит. Никаких сомнений в достоверности статистики, которую привёл

4117 Александр Павлович, у меня нет. У Александра Павловича уверенности нет в

4118 целесообразности... Для того чтобы она была, давайте проанализируем, не пора

4119 ли действительно перейти к такой форме страхования, как обязательное

4120 государственное страхование. Обязательное государственное страхование будет

4121 касаться всех сфер, в том числе, если помните, особо опасных объектов.

4122 Вопрос: интересно, какое количество финансовых ресурсов государства или

4123 частных компаний перечислено по такого рода объектам страховым компаниям, что

4124 пришлось выплатить и так далее?

4125

4126 Мне приходится очень часто отвечать на разные вопросы о деятельности

4127 Государственной Думы. Иногда говорят, - ну, злые языки, понятно, - что

4128 предыдущая Дума была нефтяной, а вот сегодняшняя, она банковская и страховая.

4129 Конечно, это заблуждение, но хотелось бы, чтобы у нас появились мотивы для

4130 более убедительных возражений по данному поводу.

4131

4132 Спасибо.

4133

4134 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я напоминаю в связи с выступлением Николая Николаевича

4135 и вопросов, которые задавали депутаты, что это процедура первого чтения,

4136 поэтому давайте внимательно посмотрим на все аспекты этих двух

4137 законопроектов.

4138

4139 Итак, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О

4140 внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном

4141 страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

4142

4143 Включите режим голосования.

4144

4145 Покажите результаты.

4146

4147 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 52 сек.)

4148 Проголосовало за 309 чел.68,7%

4149 Проголосовало против 91 чел.20,2%

4150 Воздержалось 0 чел.0,0%

4151 Голосовало 400 чел.

4152 Не голосовало 50 чел.11,1%

4153 Результат: принято

4154

4155 Принято.

4156