Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 87129-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов

у Президента РФ
10.02.2009

Номер законопроекта:87129-5
Дата внесения законопроекта в ГД:23.07.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/87129-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Дата изменения статуса/фазы:10.02.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:18-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №87129-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов

Дата заседания 14.01.2009, номер заседания 66, строк в стенограмме 6111

О проекте федерального закона № 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2022 Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные

2023 акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных

2024 университетов". Докладывает председатель Комитета по образованию Григорий

2025 Артёмович Балыхин.

2026

2027 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

2028 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2029

2030 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы

2031 по образованию подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект

2032 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

2033 Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

2034 Законопроект прошёл все необходимые процедуры, правовую и лингвистическую

2035 экспертизы. К третьему чтению замечаний у Правового управления Аппарата

2036 Государственной Думы не имеется. Комитет предлагает принять данный

2037 законопроект в третьем чтении.

2038

2039 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2040

2041 Вы против или по мотивам, Олег Николаевич? По мотивам, тогда при голосовании

2042 выступите, я записываю: Смолин от фракции - по мотивам.

2043

2044 Присаживайтесь, Григорий Артёмович.

2045

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2270 Пункт 9. По мотивам голосования от фракции КПРФ - Смолин. С места.

2271

2272 Включите микрофон депутату Смолину.

2273

2274 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, мы признаём, что идея национальных

2275 исследовательских университетов может быть продуктивной. Мы признаём, что

2276 идея федеральных университетов могла бы быть продуктивной, если бы

2277 реализовывалась на добровольной основе. Более того, мы признаём, что в

2278 законопроекте делается три шага вперёд, пусть небольших, в отношении единого

2279 государственного экзамена, по поводу людей, получающих второе высшее

2280 образование, тех, кто получает высшее образование на базе среднего

2281 профессионального, и иностранцев. Правда, нам своих людей жальче не меньше,

2282 чем иностранцев.

2283

2284 И тем не менее, уважаемые коллеги, когда мы говорим о том законе, который

2285 принимается сегодня, я призываю всех депутатов, и прежде всего депутатов

2286 правящей партии, не голосовать за этот закон по следующим причинам. Я считаю,

2287 что в том виде, в котором мы сегодня его принимаем, закон будет иметь смысл

2288 антиинновационный, антисоциальный и даже, рискну сказать,

2289 антигосударственный. Объясняю по пунктам. Антиинновационный смысл закона

2290 заключается в том, что он искусственно, через систему ЕГЭ, - которая, кстати,

2291 не имеет отношения к теме закона, - отрезает возможность получить высшее

2292 образование для значительной части населения. Многие полагают, что у нас

2293 сейчас слишком много студентов, и ошибаются. Я напомню, у нас в составе

2294 работающего населения людей с высшим образованием порядка 21 процента, в

2295 Соединённых Штатах - 31 процент, в Южной Корее, между прочим, среди тех, кто

2296 получил школьное образование, 87,5 процента продолжают образование на уровне

2297 высшего, Япония ставит вопрос о переходе к общедоступному высшему

2298 образованию. Может быть, поэтому экономика Японии, Южной Кореи и Штатов более

2299 инновационная, чем наша. Другого пути в XXI веке нет. Это первое.

2300

2301 Второе. Закон будет иметь антисоциальные последствия, поскольку он не

2302 допустит к высшему образованию прежде всего людей из семей с низкими

2303 доходами, людей из села. Уважаемые коллеги, как справедливо отмечено в

2304 обращении руководства Национального союза негосударственных вузов,

2305 большинство людей, которые закончили школу до того, как вступил в силу закон

2306 о ЕГЭ, не смогут сдать экзамены никогда. Кто хочет проверить, попробуйте сами

2307 сдать экзамен по русскому языку.

2308

2309 И наконец, третье, уважаемые коллеги. В эпоху кризиса, когда люди не смогут

2310 трудоустроиться, искусственно отсекать их от образования даже на платной

2311 основе - это значит провоцировать в стране социальное напряжение. Взорвётся

2312 или не взорвётся, мы не знаем, но этот закон провоцирует социальное

2313 напряжение, он в интересах не конструктивной оппозиции, которая критикует

2314 власть, чтобы улучшить ситуацию, а деструктивной оппозиции, которая действует

2315 по принципу "чем хуже, тем лучше". Похоже, по такому принципу действует в

2316 России министр образования и науки.

2317

2318 Уважаемые коллеги, я призываю вас ещё раз подумать над этим законопроектом,

2319 не увеличивать социальную напряжённость в стране, охваченной кризисом, и не

2320 поддерживать этот законопроект.

2321

2322 Спасибо.

2323

2324 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шудегов по мотивам голосования от фракции

2325 "Справедливая Россия".

2326

2327 ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".

2328

2329 Спасибо.

2330

2331 Уважаемые коллеги, мы также вчера на заседании фракции обсуждали данный

2332 законопроект и также призываем не поддерживать его. Были парламентские

2333 слушания, на которых я высказал свои замечания, при рассмотрении в первом

2334 чтении также мною были высказаны замечания, подготовлены соответствующие

2335 поправки. К сожалению, ни одна поправка не прошла, не была принята. И наши

2336 возражения прежде всего состоят в том, что действительно нечётко

2337 сформулировано определение федерального университета. Под это определение

2338 может подпасть в принципе, я сказал бы, ну очень большое количество

2339 достаточно хороших наших вузов.

2340

2341 Ещё раз подчёркиваю: нельзя получить современный авианосец, связав в единую

2342 конструкцию двадцать - тридцать катеров. Они будут очень неповоротливы, эти

2343 вузы. Я не отрицаю саму идею, не отрицаю того, что несколько таких

2344 мегауниверситетов должно быть в стране, но то, как правительство реализует

2345 это в одном законе, вводит понятия и федеральных университетов, и

2346 национальных... Поменялась полностью концепция. В то же время мы видим, что

2347 вводится ограничение по приёму в вузы, когда определённая планка

2348 устанавливается по результатам сдачи ЕГЭ. Это я считаю абсолютно

2349 неправильным. Мы сразу же ограничиваем, вернее, ставим клеймо выпускнику

2350 школы, что он больше никогда не сможет продолжить своё образование, получить

2351 высшее профессиональное образование. Это, безусловно, неправильно.

2352

2353 Здесь уже Олег Николаевич очень правильно сказал, что многие страны сегодня

2354 переходят ко всеобщему высшему образованию. Венский университет принимает

2355 студентов по заявительному принципу, во многих вузах Финляндии и многих

2356 других стран поступают точно так же, а мы сейчас пытаемся ограничить наших

2357 граждан в получении высшего профессионального образования.

2358

2359 Хочу также отметить, что, принимая этот закон, мы опять же отходим от

2360 принципов демократии. В вузах всегда, ну, по крайней мере в годы перестройки,

2361 уже стало нормой выбирать ректоров. И конечно же, в законе "Об автономных

2362 учреждениях" говорится, что автономные учреждения создаются только с согласия

2363 трудовых коллективов. Здесь же мы, создавая вузы федеральные только в форме

2364 автономных учреждений, не учитываем этого обстоятельства. Я считаю, должно

2365 быть право выбора у коллектива - или в виде автономного учреждения, или

2366 остаться бюджетным учреждением.

2367

2368 Суммируя всё это, резюмируя, я хотел бы ещё раз призвать не поддерживать

2369 данный законопроект.

2370

2371 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялись выступления по мотивам

2372 голосования.

2373

2374 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2375 отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности

2376 федеральных университетов". Третье чтение.

2377

2378 Включите режим голосования.

2379

2380 Покажите результаты.

2381

2382 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 59 сек.)

2383 Проголосовало за 350 чел.77,8%

2384 Проголосовало против 90 чел.20,0%

2385 Воздержалось 2 чел.0,4%

2386 Голосовало 442 чел.

2387 Не голосовало 8 чел.1,8%

2388 Результат: принято

2389

2390 Принимается.

2391

Дата заседания 24.12.2008, номер заседания 64, строк в стенограмме 9912

О проекте федерального закона № 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

810 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.

811

812 Спасибо, Борис Вячеславович.

813

814 Уважаемые коллеги, я предлагаю рассмотрение пункта 14 нынешней повестки, где

815 речь идёт о деятельности федеральных университетов, перенести на более

816 поздний срок, поскольку он предлагается к принятию и во втором, и в третьем

817 чтении.

818

819 С удивлением узнаю... Я сегодня только получил этот законопроект и здесь, в

820 нашем помещении, где законопроекты раздаются, с удивлением узнал, что сюда

821 включили вдруг почему-то ещё и единый государственный экзамен, что нарушает

822 полностью концепцию, которая была принята в первом чтении и, соответственно,

823 не позволяет нам, депутатам Госдумы, детально вникнуть в те предложения,

824 которые здесь записаны.

825

826 Борис Вячеславович, вы понимаете, что по ЕГЭ очень неоднозначная оценка в

827 нашем обществе, не только у преподавателей и учителей, но и... (Микрофон

828 отключён.)

829

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1147 Решульский Сергей Николаевич предложил не рассматривать сегодня пункт 14. Это

1148 касается законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты

1149 Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов.

1150

1151 Пожалуйста, Балыхин Григорий Артёмович, прокомментируйте.

1152

1153 Включите микрофон.

1154

1155 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

1156 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1157

1158 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы,

1159 уважаемый Сергей Николаевич! По вашему предложению я хочу отметить следующее.

1160 Первое - законопроект прошёл все необходимые процедуры при подготовке ко

1161 второму чтению, и рассмотрение в третьем чтении сегодня не предполагается.

1162 Второе - предложенные к обсуждению поправки не противоречат концепции данного

1163 законопроекта. И третье. Хочу сообщить, что 13 ноября, между первым и вторым

1164 чтениями, Комитет по образованию проводил парламентские слушания по данному

1165 законопроекту и на парламентских слушаниях он получил поддержку. Поэтому я от

1166 имени комитета предлагаю оставить в повестке данный законопроект.

1167

1168 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1169

1170 Я со своей стороны могу подтвердить, что не предполагается пункт 14 выносить

1171 на третье чтение в случае принятия во втором.

1172

1173 Сергей Николаевич, ну а вопросы, касающиеся содержания, мы, наверное,

1174 рассмотрим во время обсуждения.

1175

1176 Пожалуйста, микрофон включите Решульскому Сергею Николаевичу.

1177

1178 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.

1179

1180 Я с глубоким уважением отношусь к Григорию Артёмовичу и к вам, Борис

1181 Вячеславович, и готов, как говорится, поверить тому, что сказано, но я задаю

1182 простой вопрос: к чему такая спешка? Неужели мы, депутаты, я имею в виду

1183 простых депутатов, не можем хотя бы ознакомиться с текстом, узнать, что там

1184 написано и что нам предлагается? Наш комитет, в котором я состою, получил

1185 этот законопроект (я сейчас выяснял) вчера, 23-го, в 11 часов 35 минут, Борис

1186 Вячеславович. До вечера я не получил этот законопроект, как и все сидящие в

1187 этом зале, может быть, за исключением членов Комитета по образованию. Я

1188 сегодня пошёл специально взять этот материал в комнате, где у нас раздают

1189 материалы, - верю я или не верю, но я должен знать, за что я должен

1190 голосовать, - вдруг вижу здесь про единый государственный экзамен, как это

1191 будет всё приниматься, как это... Я даже не успеваю прочитать несколько

1192 страниц этих поправок, которые сейчас внесли.

1193

1194 Вот из этого я исхожу. Дальше по содержанию, по поправкам мы можем спорить,

1195 но дайте возможность депутатам, кто заинтересован, хотя бы ознакомиться с

1196 этим текстом. Я только из этих соображений, Борис Вячеславович, а там как

1197 решите: оставите - значит, оставите.

1198

1199 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.

1200

1201 Ставится на голосование предложение Сергея Николаевича Решульского не

1202 рассматривать сегодня пункт 14. Кто за? Прошу голосовать.

1203

1204 Включите режим голосования.

1205

1206 Покажите результаты голосования.

1207

1208 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 03 сек.)

1209 Проголосовало за 102 чел.22,7%

1210 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1211 Воздержалось 0 чел.0,0%

1212 Голосовало 102 чел.

1213 Не голосовало 348 чел.77,3%

1214 Результат: не принято

1215

1216 Не принято.

1217

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3159 Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

3160 законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности

3161 федеральных университетов". Докладывает председатель Комитета по образованию

3162 Григорий Артёмович Балыхин.

3163

3164 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

3165 для рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "О

3166 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по

3167 вопросам деятельности федеральных университетов". Данный законопроект был

3168 разработан Правительством Российской Федерации во исполнение указа Президента

3169 России и был принят в первом чтении 17 октября 2008 года. Законопроект

3170 направлен на законодательное обеспечение системной модернизации высшего

3171 профессионального образования на основе интеграции науки, образования и

3172 производства для решения стратегических задач инновационного развития

3173 экономики. Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации "Об

3174 образовании" и в федеральные законы "О высшем и послевузовском

3175 профессиональном образовании" и "О науке и государственной научно-технической

3176 политике".

3177

3178 Законопроект неоднократно обсуждался с представителями научно-образовательной

3179 общественности и был поддержан. 13 ноября в Государственной Думе прошли

3180 парламентские слушания по этому законопроекту. Целый ряд предложений,

3181 высказанных на парламентских слушаниях, был внесён депутатами в качестве

3182 поправок в законопроект ко второму чтению.

3183

3184 Уважаемый коллега Решульский Сергей Николаевич обратил внимание сегодня на

3185 появление в законопроекте упоминания о едином государственном экзамене. Хочу

3186 подчеркнуть, что законопроект ни в коей мере не касается вопросов сдачи

3187 единого государственного экзамена. Он решает, напротив, другую очень важную

3188 для федеральных университетов задачу - задачу организации приёма в высшие

3189 учебные заведения. Предлагается вне рамок единого государственного экзамена

3190 осуществлять приём в вузы иностранных студентов, лиц с ограниченными

3191 возможностями здоровья, лиц, имеющих высшее образование, то есть тех, кто

3192 хочет получать второе высшее образование, а также лиц, имеющих среднее

3193 профессиональное образование и желающих продолжить своё профессиональное

3194 обучение по профильному направлению подготовки. Кроме того, в законопроект

3195 внесены положения, касающиеся введения категории "национальный

3196 исследовательский университет". Эта мера должна гармонично дополнить меры по

3197 созданию федеральных университетов с целью создания системы модернизации

3198 высшего профессионального образования.

3199

3200 К законопроекту поступило пятьдесят поправок, тридцать пять из них включено в

3201 таблицу 1 поправок, которые комитет рекомендует к принятию, а пятнадцать - в

3202 таблицу 2 поправок, рекомендуемых к отклонению. Комитет предлагает приступить

3203 к рассмотрению таблиц поправок и рекомендует принять законопроект во втором

3204 чтении.

3205

3206 Спасибо.

3207

3208 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас здесь две таблицы, и есть ещё

3209 поправки, розданные на отдельном листочке.

3210

3211 Таблица 1 - тридцать пять поправок. Есть ли желание обсуждать эту таблицу?

3212 Есть. Депутат Смолин, других рук я не вижу.

3213

3214 Пожалуйста, Олег Николаевич.

3215

3216 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

3217

3218 Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу вынести на отдельное

3219 голосование из таблицы 1 поправки 4 и 24.

3220

3221 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 4 и 24, других предложений нет.

3222

3223 Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправок 4 и 24.

3224

3225 Включите режим голосования.

3226

3227 Покажите результаты.

3228

3229 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 21 сек.)

3230 Проголосовало за 323 чел.71,8%

3231 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3232 Воздержалось 0 чел.0,0%

3233 Голосовало 323 чел.

3234 Не голосовало 127 чел.28,2%

3235 Результат: принято

3236

3237 Таблица принимается.

3238

3239 Олег Николаевич, обосновывайте вашу позицию по поправке 4.

3240

3241 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу

3242 Государственную Думу не принимать поправку 4 по следующим соображениям.

3243

3244 Позиция первая. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению резко

3245 изменена его концепция. При всём уважении к Григорию Артёмовичу, который

3246 действительно справедливо считается в образовательном сообществе человеком

3247 образования при власти, - это, с моей точки зрения, большой комплимент, - я

3248 должен согласиться с Сергеем Николаевичем Решульским. Сколько у нас будет

3249 федеральных университетов? У нас их будет в лучшем случае десяток, может

3250 быть, чуть больше, максимум двадцать, как говорил когда-то министр

3251 образования и науки Андрей Фурсенко. Поправки, касающиеся единого

3252 государственного экзамена, затрагивают тысячи, без преувеличения, вузов и

3253 средних специальных учебных заведений, а не десяток федеральных

3254 университетов. Это изменение концепции.

3255

3256 Позиция вторая. Григорий Артёмович абсолютно прав, законопроект содержит три

3257 шага вперёд, мы о них потом ещё поговорим, но при этом он содержит и

3258 гигантский шаг назад, уважаемые коллеги, который, к сожалению, перевешивает

3259 три шага вперёд. Объясняю, о чём идёт речь. После принятия этого закона

3260 несколько десятков тысяч выпускников следующего года и, совершенно очевидно,

3261 несколько сотен тысяч, а может быть, и миллионы молодых людей в дальнейшем

3262 вообще останутся без права на образование.

3263

3264 Третье. Я обращаю ваше внимание на письмо президента Национального союза

3265 негосударственных вузов Игоря Михайловича Ильинского и вице-президента Сергея

3266 Ивановича Плаксия. (Олег Викторович, я вам передам потом это письмо.) Авторы

3267 этого письма полагают, что закон содержит нарушение Конституции Российской

3268 Федерации. И действительно, статья 43 Конституции устанавливает, что на

3269 конкурсной основе студенты имеют право получать бюджетное образование, про

3270 внебюджетное образование там ничего не говорится. Теперь мы ограничиваем

3271 право будущих абитуриентов получать внебюджетное образование.

3272

3273 Позиция четвёртая. Процитирую короткий отрывок из письма Ильинского и

3274 Плаксия, о котором уже говорил: резко увеличиваются масштабы и размеры

3275 взяток, связанных с прохождением ЕГЭ и поступлением в вузы. Ведь ранее взятки

3276 давали и брали для поступления в некоторые знаменитые вузы, а в другие

3277 абитуриент мог поступить относительно просто. Введение минимального

3278 количества баллов ЕГЭ предполагает, что определённая часть выпускников в

3279 случае его недостижения вообще навсегда лишается возможности поступить в

3280 любой вуз. Цена хороших показателей единого экзамена приобретает чрезвычайную

3281 важность для большинства выпускников школ, поэтому стимул к решению вопроса

3282 через взятки значительно возрастает. Далее нас просят исключить из

3283 законопроекта всё, что касается ЕГЭ.

3284

3285 Прошу не принимать поправку 4. Спасибо.

3286

3287 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович.

3288

3289 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый Олег

3290 Николаевич! Я хочу в самом начале сказать о том, что Комитет по образованию

3291 очень внимательно рассматривал все поправки, которые поступили ко второму

3292 чтению, в том числе и поправку, автором которой является Олег Николаевич. И

3293 кстати, я хочу сказать, что Олег Николаевич у нас активный член комитета, и

3294 не только член комитета, но и заместитель председателя Комитета по

3295 образованию. И мы очень внимательно относимся к тем предложениям, которые

3296 поступают от него, как от одного из самых опытных наших работников системы

3297 образования и нашего депутатского корпуса.

3298

3299 Но что я хочу сказать, Олег Викторович, по существу. Первый тезис Олега

3300 Николаевича связан с тем, что норма, которая вносится этими поправками,

3301 касается не только создаваемых федеральных университетов. Но ведь есть и

3302 другие нормы, которые вносятся этим законопроектом, они касаются и других

3303 высших учебных заведений, мы их вносим. И нам очень важно сейчас, создавая

3304 федеральные университеты (а два таких университета уже созданы, это Сибирский

3305 федеральный университет в Красноярске и Южный федеральный университет в

3306 Ростове-на-Дону), прежде всего обеспечить качественный приём в федеральные

3307 университеты, которых будет, как совершенно справедливо отметил Олег

3308 Николаевич, совсем немного, может быть один десяток. Действительно, эта

3309 норма, о которой говорил Олег Николаевич, препятствует поступлению в высшие

3310 учебные заведения тех, кто получит, если пользоваться баллами по старой

3311 системе, двойку. У нас и раньше те, кто не проходил итоговую аттестацию, имел

3312 двойки, без пересдачи итоговой аттестации, без прохождения повторной итоговой

3313 аттестации, не имели возможности и права поступать в высшие учебные

3314 заведения. Мы эту норму восстанавливаем.

3315

3316 Здесь ещё один нюанс я хочу отметить. Он связан с тем, что в ходе

3317 эксперимента по единому государственному экзамену у нас существовало правило,

3318 которое регулировалось Положением о проведении единого государственного

3319 экзамена, - это плюс один балл. Многие из вас об этом слышали. Вот если в

3320 этом году выпускник 11-го класса получал "двойку" после перевода баллов с

3321 ЕГЭ, то ему... (Микрофон отключён.)

3322

3323 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время для обоснования, да? Добавьте время для

3324 завершения обоснования.

3325

3326 Пожалуйста, Григорий Артёмович.

3327

3328 БАЛЫХИН Г. А. Так вот, в 2009 году, когда закон вступает в полную, как

3329 говорится, силу, эта норма отменяется. И для того, чтобы создать вот этот

3330 барьер, и устанавливается минимальное количество баллов. Если абитуриент или

3331 тот, кто аттестуется, проходит итоговую аттестацию, не набирает минимальное

3332 количество баллов, то он лишается права поступления в высшее учебное

3333 заведение. Но мы прежде всего говорим о федеральном университете, об

3334 университете совершенно новой формы, на который мы возлагаем огромные задачи

3335 по интеграции, как я уже сказал, и науки, и образования, и производства, что

3336 даст возможность развивать нашу инновационную экономику.

3337

3338 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3339

3340 Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 4 из таблицы принятых.

3341 Депутат Смолин просил её отклонить, комитет настаивает на её принятии.

3342

3343 Включите режим голосования.

3344

3345 Покажите результаты.

3346

3347 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 09 сек.)

3348 Проголосовало за 312 чел.69,3%

3349 Проголосовало против 79 чел.17,6%

3350 Воздержалось 0 чел.0,0%

3351 Голосовало 391 чел.

3352 Не голосовало 59 чел.13,1%

3353 Результат: принято

3354

3355 Поправка остаётся в таблице принятых.

3356

3357 Поправка 24. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин.

3358

3359 СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, для симметрии: просьба, если не

3360 хватит времени, тоже добавить.

3361

3362 Я начну с того, уважаемые коллеги, что законопроект, как я уже говорил, а

3363 также говорил Григорий Артёмович, действительно содержит три шага вперёд.

3364 Законопроект позволяет вне системы ЕГЭ поступать в вузы тем, кто получает

3365 второе высшее образование, тем, кто получает высшее образование на базе

3366 среднего профессионального образования по сокращённым программам, и, наконец,

3367 иностранным абитуриентам. Это правильно, коллеги.

3368

3369 Тем не менее хочу сказать, что речь идёт отнюдь не о двоечниках.

3370 Законопроектом запрещается поступать в вузы на основе обычных экзаменов всем,

3371 кто окончил школу до того, как закон вступил в силу, и при этом никогда не

3372 готовился к ЕГЭ. Коллеги, представьте себя на месте студента, которому

3373 предстоит сдавать экзамен в форме ЕГЭ, если вы к ЕГЭ никогда не готовились.

3374 Хотите попробовать? Уверен, что у большинства из нас, несмотря на высшее

3375 образование, это не получится. Действительно, фактически речь идёт о лишении

3376 человека права на высшее образование навсегда.

3377

3378 Теперь, Олег Викторович, поскольку, к сожалению, юридические аргументы и

3379 аргументы социальные не очень воспринимаются, я попытаюсь прибегнуть к

3380 аргументам политическим и просил бы вас внимательно послушать. Я понимаю, что

3381 скорее всего сейчас всё будет принято, но я очень просил бы вас внимательно

3382 посмотреть этот законопроект на совете фракции или на политсовете партии.

3383 Дело в том, что этот законопроект, безусловно, усилит в России социальное

3384 напряжение в условиях кризиса. Мы как минимум несколько десятков, а на самом

3385 деле несколько сотен тысяч молодых людей в условиях, когда они не могут

3386 трудоустроиться, лишаем права продолжить образование. Коллеги, сейчас уже

3387 возникла напряжённость на Дальнем Востоке, напряжённость в армии из-за

3388 военной реформы, бюджетники в состоянии волнений, поскольку во многих

3389 регионах вместо новой системы оплаты предлагают систему оплаты без заработной

3390 платы.

3391

3392 Когда-то говорили, грустная была такая шутка, что царю Николаю надо было

3393 вручить орден Октябрьской революции за создание революционной ситуации в

3394 России. Я напомню, что, когда мы в комитете обсуждали этот законопроект, я

3395 спрашивал коллег из Министерства образования и науки: а зачем нам

3396 искусственно подливать масло в огонь? Мне ответили, что Андрей Александрович

3397 Фурсенко не считает социальную функцию образования значимой, он считает

3398 значимым только повышение качества образования. Тогда мне пришлось жёстко

3399 возразить, сказать, что скоро мы проверим, кто был прав - Андрей Фурсенко или

3400 Франклин Рузвельт. Я напомню, что во всех странах в такой ситуации расширяли

3401 возможности получения высшего образования. Помните, как депутат Воронин

3402 предлагал здесь Михаилу Зурабову застрелиться после принятия закона о

3403 монетизации? Не получится ли так, что кто-нибудь будет предлагать что-нибудь

3404 подобное Андрею Александровичу Фурсенко? Я прошу не подбрасывать вязанки в

3405 костёр надвигающегося социального кризиса и не принимать это предложение.

3406

3407 Спасибо.

3408

3409 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович.

3410

3411 БАЛЫХИН Г. А. Олег Николаевич прав. Это по существу симметричная поправка,

3412 поскольку поправки вносятся и в Закон Российской Федерации "Об образовании",

3413 и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном

3414 образовании". Поэтому мои аргументы по данной поправке в принципе, так

3415 сказать, синхронизируются с тем, что я говорил по поправке 4. Я хочу

3416 подчеркнуть, и Олег Николаевич тоже об этом сказал, что этот законопроект

3417 впервые за многие годы эксперимента по единому государственному экзамену даёт

3418 право трём категориям граждан поступать не по результатам единого

3419 государственного экзамена. И, Олег Николаевич, это наша с вами совместная

3420 работа. Действительно, эти предложения были услышаны Министерством

3421 образования и науки, Андреем Александровичем Фурсенко, поэтому процесс, как

3422 говорится, пошёл. Давайте будем дальше методично решать эти вопросы в

3423 интересах наших граждан.

3424

3425 Спасибо.

3426

3427 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 24. Комитет предлагает

3428 её поддержать.

3429

3430 Включите режим голосования.

3431

3432 Покажите результаты.

3433

3434 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 59 сек.)

3435 Проголосовало за 313 чел.69,6%

3436 Проголосовало против 79 чел.17,6%

3437 Воздержалось 0 чел.0,0%

3438 Голосовало 392 чел.

3439 Не голосовало 58 чел.12,9%

3440 Результат: принято

3441

3442 Принимается поправка.

3443

3444 Ставится на голосование... А, таблицу 1 мы проголосовали, и эти две поправки

3445 остались в этой таблице.

3446

3447 Переходим к таблице 2. Здесь пятнадцать поправок, которые комитет рекомендует

3448 к отклонению.

3449

3450 Депутат Смолин. Пожалуйста, Олег Николаевич.

3451

3452 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу вынести на

3453 отдельное голосование из таблицы отклонённых поправку 5.

3454

3455 Спасибо.

3456

3457 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправки 5.

3458

3459 Включите режим голосования.

3460

3461 Покажите результаты.

3462

3463 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 56 сек.)

3464 Проголосовало за 323 чел.71,8%

3465 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3466 Воздержалось 0 чел.0,0%

3467 Голосовало 324 чел.

3468 Не голосовало 126 чел.28,0%

3469 Результат: принято

3470

3471 Принимается.

3472

3473 Пожалуйста, Олег Николаевич, обоснование по поправке 5.

3474

3475 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я продолжаю

3476 помогать правящей партии улучшать законопроект, с тем чтобы он вызвал

3477 позитивные, а не отрицательные последствия. Дело в том, что сама идея

3478 федеральных университетов заслуживает поддержки. Более того, я считаю, что

3479 можно было бы поддержать и идею национальных исследовательских университетов,

3480 которая включена в этот законопроект, но тоже с неполным соблюдением чистоты

3481 первоначально принятой концепции. Но, что называется, бог с ними.

3482

3483 Проблема заключается в следующем, коллеги. В образовании, как в жизни: всё,

3484 что по любви, хорошо, всё, что по насилию, скверно. И хорошая идея создания

3485 федеральных университетов в некоторых случаях вызывает социальное напряжение

3486 в обществе. Я вам напомню, что, когда в первом варианте попытались её

3487 реализовать в Красноярске, шесть тысяч студентов были вынуждены выйти на

3488 улицы, губернатор к ним пришёл и сказал: без вас решение приниматься не

3489 будет. После этого нашли нормальный вариант. Я вам напомню, уважаемые

3490 коллеги, что сейчас в Воронеже уже собрано более тысячи подписей студентов и

3491 создан специальный студенческий комитет против принудительного объединения

3492 воронежских вузов. Я вам напомню, как здесь, в Государственной Думе, на

3493 заседании "круглого стола" по педагогическому образованию ректор ярославского

3494 педуниверситета рассказывал, как Борис Николаевич вдруг подмахнул указ об

3495 объединении всех вузов в Ярославле и как пришлось долго-долго этот указ

3496 оспаривать.

3497

3498 Короче говоря, ситуация достаточно понятная. Мы предлагаем простую вещь: если

3499 вы решили создавать федеральные университеты в форме автономных учреждений

3500 (АУ), мы предлагаем, чтобы закон об АУ в части добровольности участия в них

3501 распространялся и на федеральные университеты. Мы просим поддержать поправку

3502 5, которая сделает федеральные университеты добровольными, участие в них.

3503

3504 Спасибо.

3505

3506 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета.

3507

3508 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Олег Николаевич,

3509 я хочу сразу парировать ваши доводы и сказать о том, что ваша поправка

3510 нарушает концепцию законопроекта, который был принят в первом чтении с этой

3511 нормой. Это первое.

3512

3513 Второе. Вы сослались на опыт создания Сибирского федерального университета в

3514 Красноярске (я об этом тоже говорил), я хочу сослаться на опыт создания

3515 Южного федерального университета, когда коллектив Донского государственного

3516 технического университета при организации Южного федерального университета не

3517 согласился войти в состав федерального университета, может быть, и по причине

3518 того, что там предполагалась в будущем организационно-правовая форма

3519 автономного учреждения. Поэтому, Олег Николаевич, опасения беспочвенны, и я

3520 хочу на это обратить ваше внимание.

3521

3522 Спасибо.

3523

3524 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы

3525 отклонённых. Депутат Смолин предлагает её принять, комитет предлагает

3526 оставить её в таблице отклонённых.

3527

3528 Включите режим голосования.

3529

3530 Покажите результаты.

3531

3532 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 31 сек.)

3533 Проголосовало за 91 чел.20,2%

3534 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3535 Воздержалось 0 чел.0,0%

3536 Голосовало 92 чел.

3537 Не голосовало 358 чел.79,6%

3538 Результат: не принято

3539

3540 Отклоняется поправка.

3541

3542 Уважаемые депутаты, у нас есть четыре поправки, которые розданы на отдельном

3543 листочке. Я просил бы Григория Артёмовича сначала сказать, рассматривал ли

3544 комитет эти поправки.

3545

3546 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, комитет не рассматривал эти

3547 поправки, поэтому мы предлагаем вернуться к этому вопросу через некоторое

3548 время, после принятия этого закона. Мы с Олегом Николаевичем эту тему

3549 обсуждали...

3550

3551 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3552

3553 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, секундочку, я дам слово Смолину, потом

3554 определимся голосованием.

3555

3556 Пожалуйста, Олег Николаевич. Вы настаиваете на обсуждении?

3557

3558 СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, я ценю предложение Григория

3559 Артёмовича вернуться к этому вопросу потом. Но я хотел бы заметить, что я не

3560 мог, к сожалению, подать поправки вовремя по одной простой причине: коллеги,

3561 никто не мог предположить, что в законе о федеральных университетах

3562 возникнет, причём едва ли не как основной, сюжет единого государственного

3563 экзамена. Когда это обнаружилось, мы вынуждены были раздавать эти поправки

3564 задним числом. Хочу сказать, что поправки, на мой взгляд, тоже заслуживают

3565 внимания, их четыре, но можно было бы объединить по парам. Обе пары поправок

3566 заслуживают внимания и, может быть, даже найдут поддержку со стороны

3567 министерства со временем.

3568

3569 Спасибо.

3570

3571 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, тем не менее я уточняю свой вопрос: вы

3572 настаиваете на обсуждении этих поправок или всё-таки мы сейчас не будем их

3573 обсуждать и обсудим тогда, когда вы проведёте соответствующую дискуссию в

3574 комитете и с министерством?

3575

3576 Пожалуйста, Смолину ещё раз микрофон включите.

3577

3578 СМОЛИН О. Н. Я считаю, что обсуждение этих поправок было бы весьма

3579 целесообразно хотя бы потому, что депутаты услышат, о каких проблемах идёт

3580 речь, и, может быть, их легче будет обсуждать в следующий раз, если они не

3581 будут приняты сегодня.

3582

3583 Спасибо.

3584

3585 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как поступим? Я тогда вынужден поставить на

3586 голосование. Комитет предлагает не рассматривать поправки. Обычно мы

3587 рассматриваем поправки, розданные в зале, если у нас есть согласие автора и

3588 комитет не возражает. В данном случае комитет считает, что сейчас эти

3589 поправки рассматривать нецелесообразно, учитывая, что комитет их не

3590 рассматривал и не может выразить позицию по ним.

3591

3592 Ставлю на голосование предложение депутата Смолина рассмотреть поправки

3593 сейчас.

3594

3595 Включите режим голосования.

3596

3597 Покажите результаты.

3598

3599 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 10 сек.)

3600 Проголосовало за 97 чел.21,6%

3601 Проголосовало против 292 чел.64,9%

3602 Воздержалось 0 чел.0,0%

3603 Голосовало 389 чел.

3604 Не голосовало 61 чел.13,6%

3605 Результат: не принято

3606

3607 Не рассматриваем.

3608

3609 Но я прошу комитет, представителя правительства Сентюрина Юрия Петровича - я

3610 вижу его в зале, - поскольку большая работа проделана Олегом Николаевичем,

3611 обратить внимание на эту позицию и, возможно, учесть её при внесении

3612 дополнений и изменений. От правительства хотели бы как-то прокомментировать

3613 эту точку зрения?

3614

3615 Пожалуйста, Юрий Петрович Сентюрин.

3616

3617 СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

3618 статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской

3619 Федерации.

3620

3621 Спасибо большое, Олег Викторович.

3622

3623 Действительно, мы получили поправки и знакомимся с ними. В настоящий момент

3624 хочу сказать, что в правительстве сейчас идёт работа над законопроектом,

3625 который предполагает равные возможности для граждан при поступлении в

3626 образовательные учреждения Российской Федерации. Думается, что, поскольку

3627 поправки направлены в том числе и на это, как прозвучало в заявлении автора

3628 поправок, можно было бы в контексте подготовки названного законопроекта

3629 посмотреть и этот правовой материал.

3630

3631 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3632

3633 Депутат Коломейцев, по ведению. И будем голосовать.

3634

3635 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

3636

3637 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Давайте хотя бы в рамках одного

3638 заседания будем следовать одной логике. Смотрите, когда правительство 28-ю

3639 поправку внесло, почему-то её без согласия комитета рассматривали. Другие

3640 законы, вот здесь раздавали писульки...

3641

3642 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3643

3644 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минутку, не с вами же разговариваю!

3645

3646 Другие поправочки раздавали и опять же рассматривали. Здесь по делу поправка!

3647 Причём, подчёркиваю, комитетом в нарушение Регламента во втором чтении

3648 нарушена концепция внесённого законопроекта - о ЕГЭ в первом чтении вообще ни

3649 слова не было, вот в чём проблема! И я не понимаю, почему мы не рассматриваем

3650 поправки...

3651

3652 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я дам пояснения. По первому пункту. Николай

3653 Васильевич, вы абсолютно неправы: правительство ничего не вносило,

3654 правительство предложило уже рассмотренную комитетом поправку отклонить, вот

3655 что предложило правительство. Ничего при этом не раздавалось, а раздавался

3656 только законопроект в третьем чтении, где эта поправка была изъята, поскольку

3657 так проголосовала палата.

3658

3659 Что касается второго пункта вашего замечания. Как правило, мы рассматриваем

3660 поправки, розданные в зале, тогда, когда по ним есть позиция профильного

3661 комитета, хоть какая-то, есть позиция правительства. Нам сегодня говорят, что

3662 ни комитет, ни правительство не в состоянии по этим поправкам сейчас как-то

3663 высказаться, возможно, их надо поддержать, но их никто внимательно не

3664 рассматривал. Поэтому комитет и предложил такую форму, и она очень

3665 комплементарна для текста, предложенного Олегом Николаевичем, поскольку

3666 правительство берётся эти поправки так или иначе учесть и рассмотреть.

3667

3668 Уважаемые депутаты, я считаю, что, поскольку по ведению по одному вопросу по

3669 Регламенту я имею право предоставлять слово только один раз, депутату

3670 Коломейцеву я это слово предоставил, поэтому я предлагаю эту тему дальше не

3671 обсуждать.

3672

3673 Ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении

3674 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

3675 деятельности федеральных университетов".

3676

3677 Включите режим голосования.

3678

3679 Покажите результаты.

3680

3681 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 40 сек.)

3682 Проголосовало за 324 чел.72,0%

3683 Проголосовало против 86 чел.19,1%

3684 Воздержалось 0 чел.0,0%

3685 Голосовало 410 чел.

3686 Не голосовало 40 чел.8,9%

3687 Результат: принято

3688

3689 Принимается законопроект во втором чтении.

3690

3691 Пункт 15, проект федерального закона...

3692

3693 По ведению - депутат Локоть.

3694

3695 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.

3696

3697 Я считаю, что вопрос принципиальный и мы должны глубоко разобраться всё-таки

3698 в ситуации, имеет ли право депутат в ходе заседания подать поправки. В

3699 соответствии с Регламентом это делается, не бывает так, что мы "как правило"

3700 действуем. Олег Викторович, вы же хорошо понимаете, о чём идёт речь, это

3701 принципиальный вопрос, и нельзя в одном случае поступать так, а в другом

3702 случае эдак.

3703

3704 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, ну, вы тоже уже опытный депутат, я

3705 ещё раз вам разъясняю свою позицию. У меня нет никакого предвзятого

3706 отношения, ну, уж извините, к Олегу Николаевичу, с которым мы давние партнёры

3707 по Государственной Думе. Я поставил этот вопрос на голосование только в связи

3708 с тем, что комитет выразил сомнение в том, что он готов дать какой-то

3709 комментарий по поводу этих поправок. То же самое сделало правительство. Как

3710 определяться депутатам, как голосовать, даже если эти п?

Дата заседания 17.10.2008, номер заседания 48, строк в стенограмме 9099

О проекте федерального закона № 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7409 Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

7410 законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности

7411 федеральных университетов". Докладывает официальный представитель

7412 Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра

7413 образования и науки Российской Федерации Юрий Петрович Сентюрин.

7414

7415 СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

7416 статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской

7417 Федерации.

7418

7419 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается

7420 проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные

7421 акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных

7422 университетов". Названный законопроект разработан в соответствии с Указом

7423 Президента России от 7 мая текущего года № 716 "О федеральных университетах".

7424

7425 Опыт реализации модели федерального университета в рамках приоритетного

7426 национального проекта в сфере образования по созданию Сибирского и Южного

7427 федеральных университетов показал, что без внесения изменений в действующее

7428 законодательство в области образования затруднено решение целого ряда

7429 вопросов деятельности образовательных учреждений этого типа. Законопроектом

7430 предлагается внести изменения в три закона - "Об образовании", "О высшем и

7431 послевузовском профессиональном образовании" (в части введения в системе

7432 российского образования наряду с университетами, академиями и институтами

7433 нового вида высшего образовательного учреждения - федерального университета)

7434 и "О науке и государственной научно-технической политике" (в части

7435 урегулирования вопросов сотрудничества и координации деятельности научных

7436 организаций с образовательными учреждениями высшего профессионального

7437 образования).

7438

7439 Федеральный университет (это следует из определения, изложенного в

7440 законопроекте) призван с целью системной модернизации высшего

7441 профессионального образования обеспечивать реализацию инновационных

7442 образовательных программ высшего и послевузовского профессионального

7443 образования, интеграцию науки, образования и производства, в том числе путём

7444 доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического

7445 применения, а также формирование кадрового и научного потенциала для

7446 комплексного социально-экономического развития отдельных российских регионов.

7447

7448 Законопроект предусматривает, что федеральный университет создаётся

7449 Правительством Российской Федерации на основании решения Президента России в

7450 форме автономного учреждения. При этом решение Правительством России

7451 принимается с учётом предложений законодательной и исполнительной власти

7452 субъектов Российской Федерации, которые подготовлены на основании

7453 региональных программ социально-экономического развития. Такая норма, по

7454 замыслу, должна способствовать глубокой интеграции федерального университета

7455 в социально-экономический комплекс соответствующего региона страны. При таком

7456 подходе федеральный университет становится ещё одной движущей силой

7457 комплексного развития научного и кадрового потенциала региона. Федеральные

7458 университеты должны занять особое место в формировании современной системы

7459 высшего профессионального образования благодаря тесной увязке их деятельности

7460 с реализацией двух стратегических задач: интенсивного наращивания

7461 исследовательского потенциала в сфере высшего образования и обеспечения

7462 перехода к образованию, отвечающему требованиям инновационной экономики.

7463

7464 Законопроект предусматривает отличие структуры управления федеральными

7465 университетами от структуры управления образовательными учреждениями высшего

7466 профессионального образования других видов (я их перечислил: академии,

7467 институты и университеты), а также высокую степень академических свобод и

7468 ответственности перед обществом и высшими органами государственной власти в

7469 стране.

7470

7471 К особенностям управления федеральными университетами относятся: назначение

7472 ректора правительством страны на срок до пяти лет, обязательное формирование

7473 попечительских советов и должность президента федерального университета. В

7474 соответствии с законопроектом федеральным университетам предоставляется право

7475 реализации образовательных программ на основе собственных стандартов и

7476 требований.

7477

7478 Центральное место в деятельности федеральных университетов должны занять их

7479 программы развития, которые проходят процедуру одобрения правительством и

7480 исходя из которых основной миссией высшего учебного заведения нового вида

7481 станет усиление научно-инновационного развития региона, проведение научных

7482 исследований по приоритетным стратегическим направлениям и по

7483 социально-экономическому развитию региона, а также решение вопросов,

7484 связанных с подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой кадров для

7485 региона. Названные программы федеральных университетов, как я уже сказал,

7486 проходят процедуру одобрения Правительством Российской Федерации и являются

7487 основой для развития системы непрерывного образования в регионе, а

7488 федеральный университет становится ведущим научным и методическим центром.

7489 Эффективность деятельности федеральных университетов предполагается оценивать

7490 в соответствии с показателями, которые устанавливаются федеральным органом

7491 исполнительной власти по выработке государственной политики и

7492 нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7493

7494 Широкие академические свободы в формировании образовательных программ и

7495 высокая ответственность за реализацию программ развития будут положены в

7496 основу механизмов лицензирования и государственной аккредитации федеральных

7497 университетов.

7498

7499 Принятие данного закона позволит создать реальный механизм повышения качества

7500 образования, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации

7501 общества, социально-экономического и научно-технического развития,

7502 формирования новой отечественной экономики, построенной на знаниях, и

7503 обеспечения конкурентоспособности России в мире. Принятие закона не повлечёт

7504 дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансовое обеспечение

7505 создания федерального университета будет являться следствием принятия

7506 соответствующего решения президентом страны и акта Правительства Российской

7507 Федерации по каждому создаваемому федеральному университету.

7508

7509 Прошу поддержать.

7510

7511 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, с содокладом выступит председатель

7512 Комитета по образованию Григорий Артёмович Балыхин.

7513

7514 А Юрий Петрович пока может присесть.

7515

7516 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый

7517 вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

7518 законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности

7519 федеральных университетов" внесён Правительством Российской Федерации, и Юрий

7520 Петрович Сентюрин - официальный представитель правительства - в своём докладе

7521 достаточно подробно изложил его содержание, но тем не менее я остановлюсь,

7522 особо не повторяясь, на отдельных, ключевых моментах.

7523

7524 Законопроект направлен на законодательное обеспечение формирования сети

7525 федеральных университетов в целях содействия системной модернизации высшего

7526 профессионального образования на основе интеграции науки, образования и

7527 производства для решения стратегических задач инновационного развития

7528 экономики.

7529

7530 В законопроекте предлагается закрепить и концептуально новый подход к роли

7531 высшего учебного заведения в комплексном социально-экономическом развитии

7532 страны. Федеральные университеты должны быть также ориентированы на решение

7533 стратегических задач инновационного развития экономики регионов.

7534

7535 С учётом этой особой роли этих университетов и, соответственно, материальных

7536 ресурсов, которыми они будут располагать, в законопроекте предлагается

7537 закрепить особые условия создания и деятельности таких образовательных

7538 учреждений. Важно подчеркнуть, что федеральные университеты должны будут

7539 создаваться Правительством Российской Федерации по решению Президента

7540 Российской Федерации с учётом предложений органов законодательной и

7541 исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на основании программ

7542 социально-экономического развития регионов.

7543

7544 Для достижения экономической самостоятельности эти образовательные учреждения

7545 должны создаваться в форме государственных автономных учреждений.

7546 Законодательно закрепляются назначение ректора такого вуза Правительством

7547 Российской Федерации сроком на пять лет, обязательное наличие должности

7548 президента федерального университета и обязательное формирование

7549 попечительского совета. Кроме того, предусматривается, что федеральные

7550 университеты будут самостоятельно разрабатывать государственные

7551 образовательные стандарты.

7552

7553 Центральное место в деятельности федеральных университетов должны занять их

7554 программы развития, которые призваны стать основой роста

7555 научно-инновационного развития и должны быть направлены на проведение научных

7556 исследований по приоритетным стратегическим направлениям

7557 социально-экономического развития, а также на подготовку, повышение

7558 квалификации и переподготовку кадров. Эти программы будут проходить процедуру

7559 одобрения Правительством Российской Федерации и должны будут не только лечь в

7560 основу развития системы непрерывного образования в регионе, но и сделать

7561 федеральный университет его ведущим научным и методическим центром,

7562 интегрированным комплексом образования, науки и бизнеса.

7563

7564 При подготовке законопроекта ко второму чтению должны быть учтены замечания

7565 Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также рассмотрены

7566 замечания и предложения, высказанные при обсуждении данного законопроекта. По

7567 состоянию на сегодняшний день из субъектов Российской Федерации поступило

7568 семьдесят два отзыва, и во всех отзывах говорится о поддержке законопроекта.

7569

7570 Хочу обратить внимание депутатов на то, что два федеральных университета,

7571 Сибирский и Южный, уже созданы в рамках приоритетного национального проекта

7572 "Образование", а с принятием этого законопроекта будет создана целая сеть

7573 федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. На

7574 13 ноября запланированы парламентские слушания на тему "О создании и развитии

7575 федеральных университетов: правовое обеспечение", где данная проблема будет

7576 всесторонне обсуждаться.

7577

7578 Уважаемые депутаты, Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел

7579 данный законопроект и предлагает вам принять проект федерального закона "О

7580 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по

7581 вопросам деятельности федеральных университетов" в первом чтении. Прошу

7582 поддержать.

7583

7584 Спасибо.

7585

7586 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Я

7587 вижу: вопросы у Когана и Гостева. Всё, да?.. А, это Зубарев. Прошу прощения,

7588 я отсюда просто не разглядел, извините. Зубарев и Гостев.

7589

7590 Пожалуйста, Руслан Георгиевич, ваш вопрос.

7591

7592 ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.

7593

7594 Григорий Артёмович, вопрос, наверное, вам или заместителю министра, это не

7595 так важно.

7596

7597 Во-первых, сегодня прогнозируется количество федеральных университетов,

7598 которые будут созданы?

7599

7600 И ещё один момент в связи с этим. Ведь для того, чтобы создавать, нужны

7601 критерии, а у каждого губернатора свои критерии, свой подход. Распространено

7602 мнение, что якобы федеральные университеты будут значительно лучше

7603 финансироваться из казны государства, и поэтому они стремятся объединить все

7604 вузы и сказать: вот вам федеральный университет. Я не думаю, что это

7605 правильный путь создания университетов в том или ином регионе.

7606

7607 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.

7608

7609 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо.

7610

7611 Юрий Петрович, я начну или вы?

7612

7613 По первой части вашего вопроса. Сегодня речь идёт о создании - и это было

7614 прописано в указе Президента Российской Федерации - Дальневосточного

7615 федерального университета. Также сейчас уже рассматриваются вопросы о

7616 создании университета в Уральском регионе, Приволжском регионе, а также в

7617 Калининграде.

7618

7619 Что касается критериев создания университета, то законопроектом

7620 предусматривается разработка положения об общих подходах и критериях создания

7621 таких федеральных университетов в обязательном порядке, но главное условие -

7622 чтобы была поддержка субъектов Российской Федерации с учётом их программ

7623 социально-экономического и инновационного развития.

7624

7625 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубарев Виктор Владиславович, пожалуйста.

7626

7627 ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7628

7629 У меня вопрос к Юрию Петровичу.

7630

7631 Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, вот в Красноярском крае уже не первый год

7632 работает Сибирский федеральный университет, и по договорённостям в бюджете

7633 Красноярского края закладывается 1 миллиард рублей как раз на то, о чём

7634 сказал Григорий Артёмович, но законодательно это не закреплено в Бюджетном

7635 кодексе, и мы каждый раз ищем способы, чтобы эти деньги поступили в Сибирский

7636 федеральный университет. В этой части приняты решения? И какие?

7637

7638 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Считаю, что он очень правильный.

7639

7640 Как раз опыт функционирования, создания и функционирования двух федеральных

7641 университетов - упомянутого Сибирского и Южного - привёл к осознанию, что

7642 необходимо вносить изменения в действующее законодательство. И предложенная

7643 форма существования федеральных университетов - а именно: автономное

7644 учреждение, и только - позволяет вопрос привлечения средств не только из

7645 бюджетной системы федерального уровня, но и из бюджетных систем другого

7646 уровня сделать вполне легитимным. Поэтому, на наш взгляд, эта норма позволяет

7647 решить те проблемы, о которых вы упоминали в привязке к Сибирскому

7648 (Красноярскому) федеральному университету.

7649

7650 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7651

7652 Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович.

7653

7654 Состоялось обсуждение. Был один желающий выступить... двое: Гостев и Шудегов.

7655 Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич.

7656

7657 Пожалуйста, включите микрофон.

7658

7659 ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо, Олег Викторович.

7660

7661 Вы знаете, мы рассматриваем очень серьёзную проблему, и постановка вопроса о

7662 необходимости создания федеральных университетов, конечно, не бесспорная, но

7663 её можно принимать. Но вместе с тем, если мы будем отдавать всё на места - а

7664 там, я подчёркиваю, далеко не всегда квалифицированно подходят к решению этой

7665 проблемы, - то мы можем получить весьма странное объединение, и, более того,

7666 федеральные университеты могут стать тем средством, при помощи которого могут

7667 быть уничтожены те или иные направления высшего образования в этих регионах.

7668

7669 О чём я говорю? Скажем, объединение в федеральном университете нескольких

7670 вузов, в том числе педагогических, будет означать, что педагогическое

7671 образование будет ликвидировано. Практика советской власти: попытки

7672 объединения в классических университетах нескольких специальностей, даже

7673 некоторых факультетов, приводили к тому, что через три-четыре года поднимался

7674 крик, шум, исчезали учителя и приходилось снова воссоздавать в педагогических

7675 вузах те или иные факультеты по тем или иным специальностям.

7676

7677 Мне представляется, что даже если мы сейчас создадим необходимую

7678 нормативно-правовую базу, то это ещё не означает, что мы предотвратили те

7679 ошибки, которые могут быть допущены, если не будет определённого жёсткого

7680 контроля из центра по отношению к тем или иным идеям, которые будут

7681 выдвигаться на местах при создании... высказывании просьб о создании

7682 федеральных университетов.

7683

7684 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7685

7686 Пожалуйста, Виктор Евграфович Шудегов.

7687

7688 ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".

7689

7690 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Тоже постараюсь выступить

7691 покороче, несколько замечаний по данному законопроекту.

7692

7693 Коллеги, начнём с названия. А что значит "федеральный университет"? Конечно,

7694 определение в законопроекте дано, но очень, я бы сказал, сырое. Ведь у нас

7695 большинство вузов - только в Министерстве образования и науки более шестисот

7696 федеральных вузов, - все они являются федеральными. А теперь посмотрите,

7697 какое получается название у этого учебного заведения: федеральное

7698 государственное образовательное учреждение федеральный университет.

7699 Безусловно, это лингвистическая нелепица.

7700

7701 Более того, вуз нацелен на обеспечение кадрами конкретного региона - таким

7702 образом, по своей сути он не федеральный, а региональный университет. Вполне

7703 возможно, что его можно было бы назвать президентским университетом или

7704 использовать ещё какое-то другое название, но я думаю, что в процессе

7705 доработки и когда будут парламентские слушания мы ещё поговорим об этом.

7706

7707 Далее говорится о том, что федеральный университет может иметь только одну

7708 организационно-правовую форму - в виде автономного учреждения. Вы помните,

7709 как тяжело проходил закон "Об автономных учреждениях". В Совете Федерации,

7710 где я был тогда председателем профильного комитета, мы стояли, я бы сказал,

7711 буквально насмерть, и только заверения правительства и президента в том, что

7712 они обязательно учтут наши поправки в части, касающейся (я только назову одну

7713 поправку)... Ведь государство снимает с себя субсидиарную ответственность за

7714 финансово-хозяйственную деятельность автономных учреждений. То есть тем самым

7715 мы подводим под банкротство огромное количество образовательных учреждений.

7716 Поправка, кстати, мной была... поправки были внесены от Совета Федерации, до

7717 сих пор они лежат, никто их и не рассматривал. Здесь также надо дать

7718 возможность... Если уж мы хотим создать элитный вуз, пусть будут разные

7719 варианты организационно-правовой формы.

7720

7721 Далее. Я хотел бы также отметить огромную коррупционную составляющую, ведь по

7722 концепции закона решение вопроса о возможности подтверждать каждые пять лет

7723 статус федерального университета передаётся исключительно в руки чиновнику, и

7724 именно от его взгляда, настроения или желания будет признано или не признано

7725 соответствие вуза требованиям федерального университета. Я считаю, что эти

7726 вопросы надо очень чётко прописать в законе. И то, что ректор федерального

7727 университета только назначается, - коллеги, это опять отход от

7728 демократических принципов, которые у нас уже сложились в вузовской системе, и

7729 ректорский корпус, безусловно, с этим не согласится.

7730

7731 Кроме того, у федерального университета в форме автономного учреждения

7732 ситуация хуже по сравнению с другими автономными учреждениями, поскольку для

7733 того, чтобы перевести образовательное учреждение бюджетной формы в автономное

7734 учреждение, нужно согласие коллектива, здесь никакого согласия коллектива не

7735 требуется.

7736

7737 Коллеги, конечно, можно было бы ещё продолжить ряд замечаний, но впереди

7738 будут парламентские слушания, и мы, я думаю, досконально обсудим всё это. А

7739 замечания, безусловно, нужно учесть.

7740

7741 Спасибо за внимание.

7742

7743 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7744

7745 Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Настаивают ли докладчик и

7746 содокладчик на заключительном слове?

7747

7748 Пожалуйста, Юрий Петрович.

7749

7750 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое.

7751

7752 Ну, во-первых, я хотел бы поблагодарить всех за те вопросы, которые были

7753 заданы, и за те выступления, которые прозвучали только что. Наряду с

7754 благодарностью я хотел бы дать два коротких комментария по прозвучавшим

7755 вопросам, которые мне показались наиболее важными.

7756

7757 По поводу того, что в ходе процедуры создания федеральных университетов всё

7758 отдаётся на места, - это не так. Здесь основное принципиальное решение за

7759 президентом. Сам университет создаётся актом правительства, а решение

7760 президентом вырабатывается с учётом предложений, поступающих с мест от

7761 органов законодательной, исполнительной власти, от академического сообщества.

7762 Поэтому в процедуре принятия решения участвует, на мой взгляд, максимально

7763 широкий круг лиц, и при этом учитываются интересы всех и вся. А гарантом

7764 принятия правильного, взвешенного решения выступает президент страны. Мне

7765 кажется, это самый высокий из возможных уровней.

7766

7767 И второй момент, который мне хотелось бы подчеркнуть особо. Был сделан акцент

7768 на то, что предстоит процедура объединения. Нет, в законопроекте

7769 закладывается норма, согласно которой федеральный университет может

7770 образовываться в том числе на базе образовательных учреждений, научных

7771 организаций и так далее. Это не предполагает автоматически процедуру

7772 объединения.

7773

7774 И последний нюанс, менее важный, по поводу автономного учреждения. Чтобы

7775 создать действительно стимул и движущую силу для развития региона, необходимо

7776 объединение ресурсов. Форма автономного учреждения позволит достичь, добиться

7777 такого объединения, такой аккумуляции ресурсов, что даст необходимый эффект.

7778

7779 Остальные вопросы, которые поднимались выступающими, я думаю, могут быть

7780 учтены в режиме подготовки законопроекта ко второму чтению.

7781

7782 Спасибо.

7783

7784 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Артёмович, не настаиваете на заключительном

7785 слове? Нет.

7786

7787 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

7788 отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности

7789 федеральных университетов".

7790

7791 Включите режим голосования.

7792

7793 Кто без карточки?

7794

7795 Покажите результаты.

7796

7797 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 06 сек.)

7798 Проголосовало за 321 чел.71,3%

7799 Проголосовало против 56 чел.12,4%

7800 Воздержалось 0 чел.0,0%

7801 Голосовало 377 чел.

7802 Не голосовало 73 чел.16,2%

7803 Результат: принято

7804

7805 Принимается.

7806