Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 92975-5 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

у Президента РФ
26.12.2008

Номер законопроекта:92975-5
Дата внесения законопроекта в ГД:14.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/92975-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Профильный комитет:Комитет ГД по безопасности
Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по транспорту
Комитет ГД по финансовому рынку
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Дата изменения статуса/фазы:26.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:294-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №92975-5 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Дата заседания 19.12.2008, номер заседания 63, строк в стенограмме 8988

О проекте федерального закона № 92975-5 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1677 Пункт 7. О проекте федерального закона "О защите прав юридических лиц и

1678 индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

1679 (надзора) и муниципального контроля". Доклад члена Комитета по экономической

1680 политике и предпринимательству Виктора Фридриховича Звагельского.

1681

1682 Пожалуйста.

1683

1684 ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1685

1686 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона

1687 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при

1688 осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

1689 был принят Государственной Думой во втором чтении 12 декабря 2008 года.

1690 Данный законопроект прошёл все необходимые процедуры. Проведены юридическая и

1691 лингвистическая экспертизы. Получено положительное заключение Правового

1692 управления Аппарата Государственной Думы. Законопроект полностью подготовлен

1693 к третьему чтению.

1694

1695 Комитет по экономической политике и предпринимательству просит принять данный

1696 законопроект в третьем чтении.

1697

1698 Спасибо.

1699

1700 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович.

1701

1702 Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1703

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3575 Пункт 7. О проекте федерального закона "О защите прав юридических лиц и

3576 индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

3577 (надзора) и муниципального контроля".

3578

3579 Прошу включить режим голосования.

3580

3581 Прошу показать результаты голосования.

3582

3583 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 50 сек.)

3584 Проголосовало за 390 чел.86,7%

3585 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3586 Воздержалось 0 чел.0,0%

3587 Голосовало 391 чел.

3588 Не голосовало 59 чел.13,1%

3589 Результат: принято

3590

3591 Принято.

3592

Дата заседания 12.12.2008, номер заседания 61, строк в стенограмме 7860

О проекте федерального закона № 92975-5 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (принят в первом чтении 17 сентября 2008 года с наименованием "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2173 Пункт 10. Проект федерального закона "О защите прав юридических лиц и

2174 индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

2175 (надзора) и муниципального контроля". Докладывает первый заместитель

2176 председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству

2177 Владимир Александрович Головнёв.

2178

2179 ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2180

2181 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для

2182 рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "О

2183 защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

2184 государственного и муниципального контроля (надзора)". Он получил новое

2185 наименование и теперь называется "О защите прав юридических лиц и

2186 индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

2187 (надзора) и муниципального контроля". Мы с вами в первом чтении законопроект

2188 приняли 17 сентября этого года. Все вы знаете, что данный законопроект

2189 разработан правительством во исполнение указа президента о снижении

2190 административного давления на предпринимателей, особенно на малый и средний

2191 бизнес. Законопроект важный, направлен на создание механизма защиты

2192 добросовестных предпринимателей, конечно же при соблюдении интересов

2193 государства и сохранении баланса между предпринимателями и потребителями.

2194

2195 Тем не менее при рассмотрении законопроекта в первом чтении возникло много

2196 вопросов и критических замечаний к тексту как у депутатов нашего Комитета по

2197 экономической политике и предпринимательству, так и у других комитетов.

2198

2199 На законопроект поступили заключения из Правового управления Аппарата

2200 Государственной Думы и Государственно-правового управления Президента

2201 Российской Федерации. Могу сказать, что все замечания по тексту, содержащиеся

2202 в заключениях Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата

2203 Государственной Думы и нашего комитета, были отработаны и учтены.

2204 Законопроект значительно изменился. В частности, существенно переработаны

2205 понятийный аппарат законопроекта и статья 1, определяющая сферу регулирования

2206 закона. Положения данной статьи распространяются, как и предполагалось в

2207 указе Президента Российской Федерации, практически на все виды контроля

2208 (надзора). Причём очевидно, что различные виды государственного и

2209 муниципального контроля (надзора) могут и должны иметь свои особенности,

2210 например в силу социальной значимости, необходимости обеспечения

2211 государственной тайны и так далее. Особенности могут касаться сроков

2212 проведения проверок, оснований для проверок и так далее, и тому подобное и

2213 должны устанавливаться специальными федеральными законами, что и было учтено

2214 в тексте законопроекта, предложенного к принятию во втором чтении.

2215

2216 Важная новация, которая нашла отражение в законопроекте, - практически заново

2217 прописана процедура согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры

2218 Российской Федерации. Причём органам государственного контроля

2219 предоставляется правовое основание оперативного реагирования и взаимодействия

2220 с органами прокуратуры в случае поступления сигнала о причинении вреда жизни

2221 и здоровью граждан или окружающей среде. Если есть риск угрозы жизни и

2222 здоровью граждан и промедление при проведении проверки может причинить им

2223 существенный вред, то допускается проверка без санкции прокурора, но с

2224 уведомлением прокуратуры в течение двадцати четырёх часов.

2225

2226 Впервые в законе появляется такой важный институт, как согласование с

2227 Генеральной прокуратурой сводного плана проверок. По сути, ещё на стадии

2228 планирования контрольных проверок будет введён прокурорский надзор. Данная

2229 норма вступит в действие с 1 января 2010 года и позволит на стадии

2230 формирования плана проверок исключить ситуации, когда предприниматель

2231 проверяется по одним и тем же требованиям различными государственными и

2232 муниципальными органами.

2233

2234 Закреплена норма указа президента о том, что проверки проводятся не чаще чем

2235 один раз в три года. В первом чтении такая норма отсутствовала.

2236

2237 Претерпели изменения нормы, которые прописывают основания проведения как

2238 плановых, так и внеплановых проверок. К примеру, включена норма для

2239 проведения внеплановых проверок по такому основанию, как нарушение прав

2240 потребителей. В случае если право определённого гражданина как потребителя

2241 нарушено, то его обращение в государственный контрольно-надзорный орган

2242 приведёт к проведению внеплановой проверки недобросовестного предпринимателя.

2243

2244 Уточнены сроки проведения проверок. Общий срок проверки не может превышать

2245 двадцати рабочих дней; в исключительных случаях, связанных с необходимостью

2246 проведения сложных и длительных исследований, экспертиз и расследований, на

2247 основании мотивированного предложения срок проведения проверки может быть

2248 продлён, но не более чем ещё на двадцать дней. Срок проведения плановой

2249 выездной проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства не

2250 может превышать пятидесяти часов. В исключительных случаях продление

2251 возможно, но не более чем на пятнадцать часов.

2252

2253 Пересмотрен срок вступления в силу данного закона: он вступает в силу с 1

2254 июля 2009 года.

2255

2256 Должен сказать, что данный законопроект - лишь начало правовых изменений по

2257 снижению административных барьеров в деятельности предпринимательского

2258 сообщества. Многие из здесь присутствующих участвуют в подготовке изменений в

2259 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Кодекс Российской

2260 Федерации об административных правонарушениях и ряд других нормативных

2261 правовых актов. Этот законопроект является первым шагом в работе по снижению

2262 административного давления на отечественных предпринимателей.

2263

2264 За время работы над законопроектом в комитет поступило двести двадцать пять

2265 поправок, восемьдесят четыре поправки комитет предлагает к принятию, сто

2266 сорок одну - к отклонению.

2267

2268 Уважаемые коллеги, прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок.

2269

2270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2271

2272 По ведению - депутат Коломейцев. Он настаивает на выступлении именно в рамках

2273 данного вопроса. Пожалуйста, Николай Васильевич.

2274

2275 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2276

2277 Уважаемый Владимир Александрович, скажите, пожалуйста, почему столь важный,

2278 объёмный, сто десять листов, законопроект, который вы фактически изменили и

2279 концептуально, и содержательно, роздан сегодня, кстати без первой страницы?

2280 Как его можно рассматривать?

2281

2282 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас есть три страницы взамен розданных, если

2283 правильно меня проинформировали, но тем не менее...

2284

2285 Пожалуйста, Владимир Александрович.

2286

2287 ГОЛОВНЁВ В. А. Действительно, Олег Викторович, была замена трёх страниц, но

2288 это касается только одной поправки. Эта поправка сначала рекомендовалась

2289 комитетом к отклонению, вчера мы провели заседание комитета, и эта поправка

2290 перешла в разряд тех, которые комитет рекомендует к принятию.

2291 Одна-единственная поправка из двухсот двадцати пяти поправок.

2292

2293 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2294

2295 Уважаемые депутаты, таблица 1 - восемьдесят четыре поправки. Есть ли

2296 замечания по этой таблице? Нет.

2297

2298 Ставится на голосование таблица 1.

2299

2300 Включите режим голосования.

2301

2302 Покажите результаты.

2303

2304 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин 15 сек.)

2305 Проголосовало за 352 чел.78,2%

2306 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2307 Воздержалось 1 чел.0,2%

2308 Голосовало 353 чел.

2309 Не голосовало 97 чел.21,6%

2310 Результат: принято

2311

2312 Принимается таблица.

2313

2314 Таблица 2 - сто сорок одна поправка, рекомендованная комитетом к отклонению.

2315 Есть ли намерение обсуждать какую-либо из этих поправок? Нет.

2316

2317 Ставится на голосование таблица 2.

2318

2319 Включите режим голосования.

2320

2321 Покажите результаты.

2322

2323 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 53 сек.)

2324 Проголосовало за 349 чел.77,6%

2325 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2326 Воздержалось 1 чел.0,2%

2327 Голосовало 350 чел.

2328 Не голосовало 100 чел.22,2%

2329 Результат: принято

2330

2331 Таблица принимается.

2332

2333 Ставится на голосование проект федерального закона "О защите прав юридических

2334 лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного

2335 контроля (надзора) и муниципального контроля" во втором чтении.

2336

2337 Включите режим голосования.

2338

2339 Покажите результаты.

2340

2341 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 31 сек.)

2342 Проголосовало за 366 чел.81,3%

2343 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2344 Воздержалось 1 чел.0,2%

2345 Голосовало 367 чел.

2346 Не голосовало 83 чел.18,4%

2347 Результат: принято

2348

2349 Принят законопроект во втором чтении. Спасибо.

2350

Дата заседания 17.09.2008, номер заседания 41, строк в стенограмме 6404

О проекте федерального закона № 92975-5 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2890 Пункт 11. Проект федерального закона "О защите прав юридических лиц и

2891 индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и

2892 муниципального контроля (надзора)". Докладывает официальный представитель

2893 Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра

2894 экономического развития Российской Федерации Анна Владиславовна Попова.

2895

2896 ПОПОВА А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2897 статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской

2898 Федерации.

2899

2900 Уважаемый господин председательствующий, уважаемые депутаты Государственной

2901 Думы! Проект федерального закона "О защите прав юридических лиц и

2902 индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и

2903 муниципального контроля (надзора)" разработан и внесён Правительством

2904 Российской Федерации. Цель разработки законопроекта - снижение

2905 административных ограничений при осуществлении предпринимательской

2906 деятельности, упорядочивание организации проведения государственного и

2907 муниципального контроля. Реализация законопроекта будет способствовать

2908 повышению деловой активности, стимулировать граждан начать собственное дело,

2909 обеспечивать гарантии свободы предпринимательства. Законопроект направлен на

2910 реализацию положений Указа Президента Российской Федерации "О неотложных

2911 мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении

2912 предпринимательской деятельности".

2913

2914 Основными новеллами законопроекта являются следующие.

2915

2916 Во-первых, вводится уведомительный порядок начала осуществления

2917 предпринимательской деятельности. Суть этого порядка заключается в том, что

2918 гражданин, который желает начать предпринимательскую деятельность в ряде

2919 сфер, - а выбраны те сферы, которые являются наиболее болезненными с точки

2920 зрения различных предварительных согласований и разрешений и наиболее

2921 массовыми в малом и среднем предпринимательстве, - вместо проведения

2922 различных согласовательных и разрешительных процедур направляет в

2923 уполномоченный орган одно уведомление - о соответствии требованиям

2924 законодательства. Таким образом, масса разрешительных документов и

2925 согласований заменяется одним документом, в котором будет содержаться

2926 исчерпывающий перечень требований к этому предпринимателю.

2927

2928 Какие это сферы? К этим сферам относятся: гостиничные и бытовые услуги,

2929 услуги общественного питания, розничная и оптовая торговля, коммерческая

2930 перевозка пассажиров (не более двадцати человек), текстильное и швейное

2931 производство, производство одежды и обуви, производство изделий из дерева,

2932 издательская и полиграфическая деятельность. При этом нужно понимать, что

2933 выбор этих сфер - только первый шаг, и мы намерены при доработке этого

2934 законопроекта продолжить перечень этих сфер, для того чтобы и там тоже

2935 заменить разрешительные процедуры уведомлением о начале деятельности.

2936

2937 Во-вторых, предусматривается создание открытого электронного ресурса для

2938 учёта данных уведомлений.

2939

2940 В-третьих, законопроектом предусматривается проведение контроля

2941 преимущественно через документарные проверки, то есть без непосредственного

2942 выезда контролирующего органа на объект проверки. В том случае, если с

2943 помощью документарной проверки не представляется возможным проверить

2944 предпринимателя, можно будет совершить выездную проверку, но тогда регламент

2945 проведения выездной проверки должен соответствовать специальному

2946 административному регламенту контролирующего органа.

2947

2948 В-четвёртых, законопроект предусматривает сокращение плановых проверок,

2949 сокращение периодичности плановых проверок до одного раза в три года.

2950 Конечно, исключения должны быть, и к ним относятся наиболее социально

2951 значимые объекты, такие как больницы, детские сады, школы, где периодичность

2952 плановых проверок может быть другой: чаще, чем один раз в три года.

2953

2954 В-пятых, законопроектом существенно сокращены основания для проведения

2955 внепланового контроля, то есть внеплановых проверок. Указанный контроль будет

2956 проводиться в случаях поступления информации о возникновении угрозы жизни или

2957 здоровью людей, загрязнения окружающей среды и возникновения аварийных

2958 ситуаций.

2959

2960 Кроме того, в проекте установлен чёткий перечень нарушений закона, совершение

2961 которых должностными лицами является основанием для отмены результатов

2962 проверки.

2963

2964 Одной из новелл законопроекта является также установление максимально

2965 допустимого времени для проведения проверок в отношении одного субъекта

2966 малого предпринимательства: для проведения контрольных мероприятий в

2967 отношении микропредприятия общее время продолжительности плановых проверок

2968 составляет не более пятнадцати часов в год, в отношении малого предприятия -

2969 не более семидесяти часов. Такой порядок очень хорошо зарекомендовал себя в

2970 ряде европейских стран, он приводит к существенному сокращению

2971 административной нагрузки на бизнес.

2972

2973 Законопроектом предусмотрено, что в отношении юридических лиц или

2974 индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего

2975 предпринимательства, внеплановая проверка может быть осуществлена только по

2976 согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации, на территории

2977 которого осуществляется деятельность юридического лица или индивидуального

2978 предпринимателя.

2979

2980 Также важной гарантией защиты прав предпринимателей является направление

2981 уведомления о проведении плановой проверки за семьдесят два часа до её

2982 начала.

2983

2984 Проект широко обсуждался с представителями бизнес-сообщества, с экспертным

2985 сообществом и был поддержан также на парламентских слушаниях, которые

2986 проводились в Государственной Думе.

2987

2988 Прошу поддержать указанный законопроект.

2989

2990 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Владиславовна, присаживайтесь.

2991

2992 Я приглашаю для содоклада первого заместителя председателя Комитета по

2993 экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича

2994 Головнёва.

2995

2996 ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2997

2998 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для

2999 рассмотрения в первом чтении предлагается проект федерального закона "О

3000 защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

3001 государственного и муниципального контроля (надзора)", внесённый

3002 Правительством Российской Федерации.

3003

3004 Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел данный

3005 законопроект. Причины его разработки нам очевидны и очень понятны: она

3006 вызвана необходимостью изменения сложившейся на практике ситуации в

3007 экономической сфере. Осуществление государственных разрешительных и

3008 контрольно-надзорных функций зачастую сопровождается элементами коррупции,

3009 наличием излишней зарегулированности и непомерной административной нагрузкой

3010 на субъекты предпринимательской деятельности. Очевидно, что это стало

3011 критичным для представителей всего малого и среднего бизнеса.

3012

3013 Текст законопроекта вы читали, и я не буду озвучивать те важные и необходимые

3014 новшества, о которых Анна Владиславовна уже сказала, а хотел бы остановиться

3015 на следующем.

3016

3017 Концептуально комитет поддерживает данный законопроект, однако хотелось бы

3018 обратить внимание прежде всего на следующие моменты.

3019

3020 Во-первых, это касается предмета государственного контроля. Как следует из

3021 законопроекта, контрольно-надзорная деятельность государственных и

3022 муниципальных органов власти должна будет осуществляться за соблюдением

3023 обязательных требований к деятельности юридических лиц и индивидуальных

3024 предпринимателей. Отмечу, что в соответствии с действующим законом номер 134

3025 государственный контроль осуществляется за соблюдением предпринимателем при

3026 осуществлении его деятельности обязательных требований к товарам, работам и

3027 услугам. Это означает, что посредством государственного контроля обеспечить

3028 безопасность продукции, работ и услуг будет крайне сложно, а гарантировать

3029 качество продукции и обеспечить защиту прав потребителей, установленную

3030 Законом "О защите прав потребителей", вообще невозможно.

3031

3032 В этой связи можно говорить, что законопроект содержит ряд отсылочных норм к

3033 законодательству о техническом регулировании, однако такие отсылочные нормы

3034 некорректны, так как в законодательстве о техническом регулировании, в свою

3035 очередь, содержатся отсылочные нормы к общему законодательному акту в сфере

3036 проведения государственного контроля (надзора). Фактически круг замкнулся.

3037

3038 Неоднозначно и отношение к введению института уведомления, который призван

3039 заменить предпринимателю все согласования и разрешительные процедуры в самом

3040 начале осуществления его деятельности. Хочу обратить ваше внимание на то, что

3041 процедура уведомления не заменяет установленный порядок государственной

3042 регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя,

3043 а дополняет его. В законопроекте уведомительный порядок начала осуществления

3044 деятельности относится к предварительному контролю, то есть фактически

3045 вводится ещё один вид контроля, поэтому возникает опасение, как бы хорошее

3046 начинание не превратилось во что-то, извините, иное.

3047

3048 Ещё один очень важный момент - введение документарной плановой проверки.

3049 Опять же замысел очень хороший. Но можно ли посредством анализа присылаемого

3050 в государственный или муниципальный контрольный орган пакета документов

3051 проверить безопасность и качество продукции, особенно если это касается,

3052 допустим, фармацевтической отрасли или пищевой, или проверить качество

3053 выполненных работ и оказанных услуг, относящихся к пищевой или

3054 образовательной сфере? Как мне кажется, это крайне сложно, такой проверки

3055 будет явно недостаточно. Более того, сомнителен эффект от проведения

3056 документарной проверки в сфере трудовых, природоохранных правоотношений, при

3057 осуществлении экспортного контроля, а в сфере технического регулирования и в

3058 сфере защиты прав потребителей это может оказаться опасным и для здоровья, и

3059 для жизни наших граждан.

3060

3061 Следует также отметить, что введение документарных плановых проверок может

3062 спровоцировать увеличение распространения контрафактных товаров.

3063

3064 Следующее замечание затрагивает сроки проведения проверок. Действительно,

3065 установлены и для малых предприятий, и для средних достаточно хорошие,

3066 достойные сроки. Вместе с тем проверка может быть временно прекращена в связи

3067 с необходимостью проведения экспертиз, исследований, перевода документов и

3068 так далее, и тому подобное на два-три месяца. То есть срок проведения

3069 экспертизы не будет входить в срок проверки, однако в рамках данного

3070 законопроекта под проверкой понимается совокупность мероприятий по контролю,

3071 а в состав мероприятий по контролю входит проведение этих самых экспертиз. В

3072 связи с этим, по мнению комитета, требуется серьёзная доработка понятийного

3073 аппарата данного законопроекта.

3074

3075 Также законопроект содержит значительное количество отсылочных норм на ещё не

3076 принятые постановления Правительства Российской Федерации, нормативные

3077 правовые акты субъектов Российской Федерации и административные регламенты.

3078

3079 Считаем, что количество отсылочных норм следует значительно сократить,

3080 максимально включив их содержание в текст данного законопроекта. В противном

3081 случае всем хозяйствующим субъектам придётся проводить серьёзные юридические

3082 и разъяснительные консультации, а мы данный законопроект в первую очередь

3083 предназначаем для малых и средних предприятий, где издержки на содержание

3084 юристов, адвокатов, консультантов должны быть крайне низки или снижены.

3085

3086 Понимаем, что ко второму чтению нам вместе с вами предстоит огромная работа.

3087 Вместе с тем комитет признаёт необходимость и актуальность выработки новых

3088 подходов к регулированию общественных отношений государственных и

3089 муниципальных контрольных органов и хозяйствующих субъектов и поддерживает

3090 принятие данного законопроекта в первом чтении.

3091

3092 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне, Владимир

3093 Александрович, потому что, я думаю, есть вопросы.

3094

3095 Да, я вижу, есть вопросы. Давайте запишемся: много рук.

3096

3097 Покажите запись.

3098

3099 Аж десять. Иванов Анатолий Семёнович.

3100

3101 ИВАНОВ А. С. Уважаемая Анна Владиславовна, деятельность федеральной инспекции

3102 труда пока ещё подпадает под действие данного законопроекта или нет?

3103

3104 ПОПОВА А. В. Единственное изъятие, которое есть, - это изъятие по конвенции

3105 Международной организации труда, там есть изъятие. А так всё остальное

3106 подпадает под действие указанного проекта закона.

3107

3108 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

3109

3110 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

3111

3112 Уважаемая Анна Владиславовна, кампанейщина в законодательстве - это страшное

3113 дело. С моей точки зрения, вы законопроект внесли в ответ на высказывание

3114 президента. Скажите, пожалуйста, почему Минэкономразвития не использует

3115 практику, как с законом о местном самоуправлении? Ввели в двух регионах,

3116 проверили, набили шишки, выявили все проблемы - потом внедряем. Или мы опять

3117 хотим тысячу человек отравить, а потом сказать: ох, ох, как мы ошиблись с

3118 упрощением в общественном питании?! Почему не проведён эксперимент по

3119 применению вашего законотворчества хотя бы в небольшом субъекте?

3120

3121 ПОПОВА А. В. Действительно, данный законопроект разработан во исполнение

3122 поручения Президента Российской Федерации, более того - во исполнение указа

3123 Президента Российской Федерации о снижении административной нагрузки на

3124 бизнес. Перед разработкой законопроекта все недостатки государственного

3125 муниципального контроля, конечно, были исследованы и в регионах. Эксперты из

3126 регионов, профессиональное сообщество, бизнес-ассоциации принимали активное

3127 участие в разработке данного законопроекта. По поводу экспериментального

3128 введения норм закона в отдельных субъектах, регионах... Честно говоря, я не

3129 понимаю, каким законным образом можно ввести эти нормы на территории

3130 отдельных субъектов и поэкспериментировать. Мне непонятно, как это сделать.

3131

3132 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.

3133

3134 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.

3135

3136 У меня вопрос к представителю правительства, конечно же. Назовите,

3137 пожалуйста, количество зарегистрированных юридических лиц, индивидуальных

3138 предпринимателей в Российской Федерации и количество проверок, проведённых в

3139 2007 году. И приведите хотя бы один-два примера, конкретных примера

3140 административного давления со стороны государственных контрольных органов в

3141 отношении того или иного предпринимателя. Один-два примера приведите в

3142 отношении одного или другого предпринимателя или юридического лица. Сколько

3143 проверок проводилось? Сколько зарегистрировано в журнале учёта по

3144 действующему закону? Эти проверки были необходимы (вы же, наверное,

3145 анализировали) или это были надуманные проверки, чтобы какую-то коррупционную

3146 составляющую провести? И почему вам не нравится ныне действующий закон именно

3147 с таким же названием, 134-й закон?

3148

3149 Спасибо.

3150

3151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3152

3153 ПОПОВА А. В. Спасибо.

3154

3155 Статистика, которую я могу назвать, следующая. У нас приблизительно миллион

3156 юридических лиц, которые относятся к субъектам малого и среднего

3157 предпринимательства. Общее количество проверок, которым подвергается малый

3158 бизнес, в среднем порядка двадцати миллионов в год. Причём, по данным

3159 организации "Опора России", затраты, связанные с осуществлением

3160 контрольно-надзорных мероприятий, составляют приблизительно 10 процентов от

3161 годового оборота субъекта малого предпринимательства, что, естественно,

3162 является серьёзным административным и финансовым барьером на пути развития

3163 бизнеса. Количество проверок в отношении одного субъекта малого

3164 предпринимательства доходит до нескольких десятков в год, причём проверки

3165 осуществляются по одним и тем же основаниям несколько раз одним и тем же

3166 органом. В результате исследования этой статистики и обсуждения с

3167 бизнес-сообществом мы и предприняли меры, направленные на существенную

3168 регламентацию и формирование более чётких и ясных процедур при осуществлении

3169 государственного контроля и надзора, что заставило нас подготовить новую

3170 редакцию 134-го федерального закона.

3171

3172 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов Николай Фёдорович.

3173

3174 РЯБОВ Н. Ф. Владимир Александрович, вопрос к вам. Будьте любезны: сколько

3175 времени находился законопроект в комитете и сколько времени вы над ним

3176 работали? И почему в ходе работы не были устранены те замечания, о которых вы

3177 только что говорили? И плюс ко всему ещё необходимо принять дополнительные

3178 распоряжения, постановления правительства. Почему сразу вынесли, без учёта

3179 этих замечаний на рассмотрение палаты?

3180

3181 Спасибо.

3182

3183 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он уже ответил на этот вопрос.

3184

3185 Пожалуйста, Владимир Александрович, ещё раз.

3186

3187 ГОЛОВНЁВ В. А. Над данным законопроектом, как мне кажется, мы поработали

3188 достаточно большой промежуток времени. Мы провели несколько "круглых столов".

3189 Завершающий "круглый стол" на площадке комитета проходил десять дней назад,

3190 куда были приглашены все заинтересованные стороны. Спешность принятия этого

3191 законопроекта в первую очередь, связана с тем, что реально на сегодняшний

3192 день малый и средний бизнес действительно испытывает серьёзнейший прессинг. А

3193 в той ситуации экономической, которая есть на сегодняшний день, которую мы с

3194 вами все видим, надеюсь, принятие этого законопроекта с учётом больших

3195 изменений, тех поправок, той работы, которую мы проведём между первым и

3196 вторым чтениями, даст возможность малому и среднему бизнесу в первую очередь

3197 почувствовать хоть какое-то облегчение.

3198

3199 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Обухов Сергей Павлович.

3200

3201 ОБУХОВ С. П. Вопрос к Анне Владиславовне. Комитет справедливо вас критикует:

3202 текст законопроекта содержит значительное количество ссылок на ещё

3203 неразработанные нормативные акты, идёт перечисление огромного количества вот

3204 этих неразработанных нормативных актов. Скажите, пожалуйста, вы как

3205 предполагаете, какой срок нужен для разработки правительством этого огромного

3206 перечня нормативных актов? Мы имеем страшный пример - бюджет 2008 года: год

3207 заканчивается - правительство ещё не выпустило семь нормативных документов во

3208 исполнение бюджета этого года, который уже заканчивается. А здесь какая у нас

3209 будет ситуация? Сколько вам нужно времени для разработки всех нормативных

3210 актов из этого перечня? Будьте добры.

3211

3212 ПОПОВА А. В. Спасибо.

3213

3214 Уже сейчас, несмотря на то что законопроект у нас только в первом чтении

3215 принимается, в Минэкономразвития на постоянной основе работает рабочая

3216 группа, которая занимается проработкой нормативной базы для реализации

3217 данного законопроекта. Конечно, самым сложным будет подготовка нормативных

3218 актов об уведомлении - о форме уведомления, о чёткой регламентации требований

3219 в этих уведомлениях. Понимая это, мы уже начали данную работу. По нашим

3220 оценкам, к концу года мы планируем подготовить всю соответствующую

3221 нормативную базу.

3222

3223 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3224

3225 Депутат Апарина Алевтина Викторовна. Я её не вижу.

3226

3227 ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ.

3228

3229 По карточке Апариной - Паутов.

3230

3231 К представителю правительства вопрос. Скажите, пожалуйста, вот семьдесят

3232 часов в год - это совокупное время проверок для всех надзорных органов или

3233 каждому надзорному органу будет выделено это время? Это первая часть вопроса.

3234

3235 И вторая. Внеплановый контроль предприятий может осуществляться при

3236 поступлении жалоб. Мы порой знаем, сколько жалоб приходит по одному и тому же

3237 вопросу от населения в наших территориях. Скажите, вот здесь каким-то образом

3238 прописан механизм, чтобы не было повторных проверок по одним и тем же

3239 жалобам?

3240

3241 ПОПОВА А. В. Спасибо.

3242

3243 Первое, по поводу семидесяти часов. Это общее время для всех контролирующих

3244 органов, и мы готовы посмотреть и, может быть, ещё даже снизить эту планку.

3245

3246 По второму вопросу, по внеплановым проверкам. Они предпринимаются при

3247 поступлении информации об угрозе жизни, здоровью, о загрязнении окружающей

3248 среды и об аварийных ситуациях. Прежде всего в законопроекте предусмотрено,

3249 что по анонимным жалобам проверки не предпринимаются. Во-вторых, мы планируем

3250 включить в Кодекс об административных правонарушениях нормы, которые

3251 закрепляли бы ответственность за ложные сообщения того, кто такую информацию

3252 предоставил. Это можно будет сделать либо при подготовке законопроекта ко

3253 второму чтению, либо мы внесём эти поправки в КоАП как дополнительные меры.

3254

3255 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан.

3256

3257 Депутат Собко Сергей Васильевич.

3258

3259 СОБКО С. В., фракция КПРФ.

3260

3261 Спасибо, Олег Викторович.

3262

3263 Уважаемая Анна Владиславовна, тема, которая в этом законе поднимается,

3264 конечно, животрепещущая, и, конечно, нужно над этим работать. Но вот я, как

3265 человек, который уже шестой год занимается чтением законопроектов, а раньше

3266 занимался серьёзно бизнесом, три часа потратил на то, чтобы понять смысл

3267 вообще этого закона, и пришёл к выводу, что опять закон написан юристами для

3268 того, чтобы ни один предприниматель ничего не понял: ни что его ожидает, ни

3269 вообще как к нему государство относится.

3270

3271 Вот в статье 1, допустим, перечисляются все те случаи, к которым этот закон

3272 не относится, в том числе валютный, налоговый, бюджетный контроль, банковский

3273 надзор и так далее (не буду перечислять за неимением времени), но самая

3274 большая нагрузка, конечно, со стороны налоговых органов на малый бизнес.

3275 Данный закон к этому никакого отношения не имеет. Много очень... (Микрофон

3276 отключён.)

3277

3278 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заканчивайте ваш вопрос, потому что у нас время для

3279 вопросов ограничено.

3280

3281 Пожалуйста, добавьте время для завершения вопроса.

3282

3283 СОБКО С. В. В частности, в статье 11, пункт 6, говорится о том, что выездная

3284 проверка начинается не позднее, чем через три рабочих дня после уведомления,

3285 а в статье 12, тоже пункт 6, говорится, что на это даётся двадцать четыре

3286 часа. Это или несоответствие, нестыковка, или просто невнимательное отношение

3287 к этому закону. Почему в таком темпе этот закон принимается, почему не дали

3288 возможности специалистам поработать с этим законом, для того чтобы он

3289 действительно имел какой-то эффект?

3290

3291 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анна Владиславовна.

3292

3293 ПОПОВА А. В. По поводу семидесяти двух часов и двадцати четырёх часов. Здесь

3294 нужно различать ситуации. Когда уже есть факт того, что что-то случилось, то

3295 тогда, конечно, выездная внеплановая проверка должна быть осуществлена сразу,

3296 немедленно, в течение двадцати четырёх часов. В том случае, когда такой

3297 информации нет, тогда, действительно, происходит уведомление за семьдесят два

3298 часа и такая проверка осуществляется. Если там есть какие-то нечёткости, мы

3299 готовы либо объяснить, либо ввести более чёткие нормы при доработке

3300 законопроекта ко второму чтению.

3301

3302 Что касается общего понимания, что законопроект сложный... Да, я согласна,

3303 этот законопроект сложный, как был сложен 134-й закон, как сложен, собственно

3304 говоря, и сам предмет регулирования - государственный и муниципальный надзор

3305 и контроль. И я хочу ещё отметить, что предпринимается ряд инициатив, для

3306 того чтобы помочь субъектам, малым предпринимателям более серьёзно

3307 разбираться в нормах законов. В субъектах Федерации будут организованы

3308 специальные центры правовой помощи, которые помогут предпринимателям лучше

3309 ориентироваться в правовой системе, чтобы они не совершали ошибок, чтобы

3310 добропорядочные, законопослушные предприниматели получали всю необходимую им

3311 правовую помощь и поддержку.

3312

3313 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич.

3314

3315 КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.

3316

3317 Спасибо.

3318

3319 Вопрос к Анне Владиславовне. В пояснительной записке указано, что расходы на

3320 проведение проверок только из федерального бюджета составляют 162 миллиарда

3321 рублей в год, и это без учёта проверок налоговых органов, правоохранительных

3322 органов. Эта сумма, вообще-то, вызывает сомнение. Какова была методика

3323 подсчёта этих средств? И назовите конкретно одно-два ведомства - какие же там

3324 расходы были на проверки? Может, им бюджет надо урезать?

3325

3326 ПОПОВА А. В. Спасибо.

3327

3328 Это совокупная цифра, включающая расходы на содержание контрольно-надзорных

3329 органов на федеральном уровне, на муниципальном уровне и на региональном

3330 уровне. Цифры были взяты исходя из этих данных. И в общем-то, ведомства сами

3331 нам давали эти цифры, мы их суммировали и поместили в пояснительную записку.

3332

3333 Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы

3334 C. С. Журова

3335

3336 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан.

3337

3338 Гудков Геннадий Владимирович.

3339

3340 ГУДКОВ Г. В. Спасибо.

3341

3342 Уважаемая Анна Владиславовна, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста,

3343 правильно я прочитал статью 26, где вводится, так сказать, революционный

3344 порядок взыскания ущерба, если он нанесён неправомерными действиями

3345 должностных лиц проверяющей организации, и говорится о том, что теперь будут

3346 отвечать бюджеты ведомств регионов, муниципалитетов или даже Федерации за

3347 неправомерные действия своих должностных лиц, или это я просто неправильно

3348 прочитал?

3349

3350 ПОПОВА А. В. Дело в том, что это действующая норма, такая норма есть и

3351 сейчас. Мы только её усилили, более чётко прописали это в законе. А по

3352 действующим нормам, записанным в Гражданском кодексе, так и есть: должностное

3353 лицо несёт ответственность за те действия, которые оно совершает.

3354

3355 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.

3356

3357 РОМАНОВ В. С. Уважаемая Анна Владиславовна, в условиях надвигающегося на

3358 Россию, как и на весь мир, глобального финансово-экономического кризиса

3359 учитывались ли факторы, которые нас ожидают и которые могут быть крайне

3360 негативными и для малого и среднего бизнеса?

3361

3362 Второй вопрос из ряда моих вопросов. Техническое регулирование страшно

3363 отстаёт. Я уже не говорю о том, что в принципиальном плане фракция КПРФ

3364 решительно против ломки стандартизации и бездумного внедрения технического

3365 регулирования через законы. Так вот, оно отстаёт, а вы говорите в законе, что

3366 на это будем опираться.

3367

3368 Дальше. Вы говорите об интересах товаропроизводителей. Мы всецело за то,

3369 чтобы им помогать, но есть ведь и другая, громадная масса населения - так

3370 называемые потребители. Каковы отзывы на проект закона со стороны структур,

3371 которые выражают их интересы?

3372

3373 И последнее... (Микрофон отключён.)

3374

3375 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для окончания вопроса.

3376

3377 РОМАНОВ В. С. И последнее. Авторитет Президента России связан со способностью

3378 поднимать острые, актуальные проблемы, но он не должен подрываться

3379 исполнителями, которые второпях делают сырые законы. Нас ничто не гонит,

3380 зачем нам за пятнадцать или за двадцать дней, форсированно принимать такой

3381 закон? Над ним нужно работать и работать.

3382

3383 Председательствует Первый заместитель

3384 Председателя Государственной Думы

3385 О. В. Морозов

3386

3387 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает?

3388

3389 ПОПОВА А. В. Спасибо.

3390

3391 По поводу глобального, мирового финансового кризиса. Вот как раз субъекты

3392 малого бизнеса, малое и среднее предпринимательство - наиболее устойчивый в

3393 настоящее время сегмент в плане зависимости от глобального финансового

3394 кризиса. И собственно говоря, принятие этого закона и развитие малого и

3395 среднего бизнеса - это одно из условий формирования более диверсифицированной

3396 экономики, экономики более гибкой, стабильно развивающейся.

3397

3398 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3399

3400 Десять вопросов задано.

3401

3402 Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Александрович.

3403

3404 Есть ли желающие выступить? Есть. Я вижу, что есть желающие и от фракции

3405 "Справедливая Россия", и от "ЕДИНОЙ РОССИИ", и от КПРФ.

3406

3407 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3408

3409 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, да?

3410

3411 Есть предложение депутатов Гайнуллиной и Тимченко о том, чтобы выступили по

3412 одному представителю от фракции. Ставлю на голосование данное предложение.

3413

3414 Пожалуйста, включите режим голосования.

3415

3416 Покажите результаты.

3417

3418 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 42 сек.)

3419 Проголосовало за 306 чел.85,0%

3420 Проголосовало про?