Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 92979-5 О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

в первом чтении
05.12.2008

Номер законопроекта:92979-5
Комментарий законопроекта:в части расчета количества рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты
Дата внесения законопроекта в ГД:14.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/92979-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Дата изменения статуса/фазы:05.12.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1359-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Нижегородской области
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №92979-5 О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

в части расчета количества рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты

Дата заседания 05.12.2008, номер заседания 59, строк в стенограмме 6993

О проекте федерального закона № 92979-5 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части, касающейся механизма расчёта количества рабочих мест для инвалидов в счёт установленной квоты).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3470 Уважаемые коллеги, поскольку у нас следующий законопроект поставлен на 13

3471 часов 30 минут, я предлагаю рассмотреть пункт 18. Проект федерального закона

3472 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите

3473 инвалидов в Российской Федерации". Законодательное Собрание Нижегородской

3474 области просит рассмотреть данный вопрос без участия своего представителя.

3475 Содоклад сделает член Комитета по труду и социальной политике Александр

3476 Вадимович Ломакин-Румянцев. Пожалуйста.

3477

3478 ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия".

3479

3480 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматривая проект

3481 федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О

3482 социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части расчёта

3483 количества рабочих мест для инвалидов в счёт установленной нормы, внесённый

3484 Законодательным Собранием Нижегородской области, надо сказать, что

3485 Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

3486 квота для приёма инвалидов на работу устанавливается в процентах к

3487 среднесписочной численности работников. Эта норма, по мнению авторов

3488 законопроекта, ставит в неравные условия те предприятия, на которых имеются

3489 аттестованные рабочие места с тяжёлыми и вредными условиями труда. Авторами

3490 предлагается при расчёте количества рабочих мест для приёма на работу

3491 инвалидов в счёт установленной квоты среднесписочную численность работников

3492 организаций уменьшать на количество работников, занятых на тяжёлых работах и

3493 с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих

3494 мест.

3495

3496 По мнению комитета, данный законопроект следует отклонить по следующим

3497 основаниям.

3498

3499 Первое. Исходя из положений трудового законодательства лица, имеющие

3500 инвалидность, могут привлекаться к определённым видам работ при отсутствии

3501 медицинских противопоказаний и с учётом индивидуальной программы

3502 реабилитации.

3503

3504 Второе. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный

3505 законопроект, отмечая при этом, что законодательство не содержит ограничений,

3506 связанных с привлечением инвалидов к трудовой деятельности на тяжёлых работах

3507 и на работах с вредными условиями труда, а также отмечая, что субъекты

3508 Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать квоту для приёма на

3509 работу инвалидов, что позволяет при необходимости учитывать особенности труда

3510 в организациях.

3511

3512 Третий момент. Комитет Совета Федерации по социальной политике и

3513 здравоохранению не поддерживает концепцию законопроекта и отмечает при этом,

3514 что в случае принятия закона будет ограничено право инвалидов свободно

3515 распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и

3516 профессию в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также

3517 право на защиту от безработицы.

3518

3519 Четвёртое. Специально было запрошено заключение на законопроект из

3520 Всероссийского общества глухих, которое отмечает, что инвалиды по слуху могут

3521 работать на тяжёлых работах и принятие закона уменьшит количество квотируемых

3522 рабочих мест для инвалидов и снизит возможность их трудоустройства.

3523

3524 Действующий закон не оперирует характеристиками квотируемых рабочих мест для

3525 инвалидов, что совершенно правильно. Ни в одной стране мира, где применялось

3526 и применяется квотирование, подобного подхода нет, и это не случайно. При

3527 введении в закон подобного понятия реализовать квотирование рабочих мест для

3528 инвалидов будет практически невозможно ни на одном предприятии открытого

3529 рынка труда. Можно сказать, что законопроект не направлен на улучшение

3530 положения инвалидов с точки зрения занятости, а лишь учитывает интересы

3531 работодателей.

3532

3533 Все названные доводы отражены в решении Комитета по труду и социальной

3534 политике, и исходя из сказанного комитет предлагает данный законопроект

3535 отклонить.

3536

3537 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3538

3539 Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Федоткин. Я

3540 вижу одну руку, больше рук нет, подводим черту... А, извините, ещё Кашин

3541 Владимир Иванович. Сначала - Федоткин.

3542

3543 Пожалуйста, Владимир Николаевич.

3544

3545 ФЕДОТКИН В. Н. Действительно, законопроект довольно противоречивый: здесь

3546 есть и плюсы, и минусы, но я хочу просто от себя сказать.

3547

3548 Вот у нас в регионах, как правило, были предприятия специально для инвалидов,

3549 где они могли работать и зарабатывать себе на хлеб. Сейчас многие из таких

3550 предприятий просто закрылись: или закрылись, потому что нет заказов, или их

3551 закрыли и убрали, потому что на их место кто-то глаз положил.

3552

3553 Возникает вопрос: куда же инвалидам податься? Инвалида ведь нигде не берут,

3554 нормального-то не берут, а инвалида тем более. Поэтому у меня к Александру

3555 Вадимовичу вопрос: ну а как же быть инвалидам, куда им податься по нынешнему

3556 закону в нынешней ситуации, если мы не расширим возможности ну хоть какого-то

3557 их трудоустройства? Им ведь тоже есть надо.

3558

3559 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Александр Вадимович другую аргументацию приводил.

3560

3561 Пожалуйста, Александр Вадимович.

3562

3563 ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Данный законопроект как раз направлен на сокращение

3564 возможности трудоустройства инвалидов, поскольку он предлагает исключать из

3565 квотируемых рабочих мест те рабочие места, где условия труда тяжёлые.

3566

3567 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё как раз наоборот.

3568

3569 Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин.

3570

3571 КАШИН В. И. Я хотел бы спросить. Вот Юрий Михайлович Лужков объявил в Москве

3572 Год равных возможностей, и позавчера как раз был Международный день

3573 инвалидов. Когда комитет обсуждал и готовил соответствующее постановление,

3574 как-то учитывалась вот эта инициатива, в первую очередь московского мэра?

3575

3576 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3577

3578 Включите микрофон Александру Вадимовичу Ломакину-Румянцеву.

3579

3580 ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Вы знаете, как раз вот инициатива направлена на

3581 создание равных возможностей. Законопроект же предлагает запретить инвалидам

3582 работать на каких-то видах производств. Законопроект, получается, в том числе

3583 нарушает статью 37 Конституции Российской Федерации, которая предоставляет

3584 право человеку самому свободно распоряжаться своим трудом.

3585

3586 Если говорить о том, как действительно можно решить проблему инвалидов,

3587 равенства возможностей, то, наверное, надо форсировать принятие изменения в

3588 закон о квотировании, которое было принято полтора года назад, надо вносить

3589 изменения в законодательство, препятствующее инвалидам работать. Я говорю, в

3590 частности, о таком термине, как "степень ограничения способности к трудовой

3591 деятельности", и ряд других мер.

3592

3593 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Вижу

3594 руку депутата Смолина. Больше желающих нет, подводим черту.

3595

3596 Депутат Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста.

3597

3598 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

3599

3600 Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я хочу коротко напомнить

3601 историю вопроса, поскольку она, видимо, будет иметь продолжение. Напомню, что

3602 с 95-го года, после двукратного преодоления парламентом вето президента

3603 Ельцина, в Российской Федерации действовал очень неплохой, продвинутый,

3604 социально и европейски ориентированный закон "О социальной защите инвалидов в

3605 Российской Федерации". Дальше происходит следующее. В 2004 году принимается

3606 закон о монетизации, который резко ухудшает закон "О социальной защите

3607 инвалидов...", хотя он не имел никакого отношения к официально

3608 провозглашённому предмету закона о монетизации.

3609

3610 В частности, по поводу квотирования. Если по прежнему закону квотировались

3611 рабочие места на предприятиях с тридцатью работниками, то теперь со ста

3612 работниками, и если раньше чётко говорилось о том, что средства, полученные

3613 государством, должны быть использованы на создание рабочих мест для

3614 инвалидов, то теперь ничего подобного в законе не говорится. Поэтому задача

3615 стоит ровно противоположная той, которую пытались решать субъекты права

3616 законодательной инициативы.

3617

3618 Нам нужно как можно быстрее принимать во втором и третьем чтениях принятый в

3619 первом чтении законопроект Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и

3620 улучшать условия квотирования рабочих мест для инвалидов, а не ухудшать эти

3621 условия. Тем более, уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что в условиях

3622 кризиса проблем будет немало.

3623

3624 Здесь задавали вопрос по поводу специализированных предприятий. Уже сейчас на

3625 нескольких десятках предприятий Всероссийского общества слепых вынуждены

3626 перейти на трёхдневную рабочую неделю, потому что они связаны, например, с

3627 производством автомобилей и с некоторыми другими производствами в России.

3628

3629 Поэтому фракция Компартии Российской Федерации не будет поддерживать этот

3630 законопроект, как ухудшающий условия квотирования рабочих мест для инвалидов.

3631

3632 Спасибо.

3633

3634 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3635

3636 Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Настаивает ли ещё кто-то на

3637 выступлении? Представители президента и правительства? Нет. Александр

3638 Вадимович? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении

3639 изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в

3640 Российской Федерации". Комитет возражает.

3641

3642 Включите режим голосования.

3643

3644 Покажите результаты.

3645

3646 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 55 сек.)

3647 Проголосовало за 1 чел.0,2%

3648 Проголосовало против 35 чел.7,8%

3649 Воздержалось 0 чел.0,0%

3650 Голосовало 36 чел.

3651 Не голосовало 414 чел.92,0%

3652 Результат: не принято

3653

3654 Не принято.

3655