Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 92982-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности

во втором чтении
11.12.2012

Номер законопроекта:92982-5
Дата внесения законопроекта в ГД:14.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/92982-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по безопасности
Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по транспорту
Комитет ГД по финансовому рынку
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по транспорту
Дата изменения статуса/фазы:11.12.2012
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1323-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №92982-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности

Дата заседания 11.12.2012, номер заседания 64, строк в стенограмме 7881

О проекте федерального закона № 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" (принят в первом чтении 17 сентября 2008 года).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3400 26-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений

3401 в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены

3402 лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности".

3403 Докладывает Дмитрий Иванович Савельев.

3404

3405 САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.

3406

3407 Авторы законопроекта предлагают отменить лицензирование некоторых видов

3408 деятельности, таких как перевозка грузов морским и внутренним водным

3409 транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным

3410 грузам в морских и внутренних портах, буксировка морским транспортом. В связи

3411 с этим предлагается внести ряд изменений в законы и кодексы, в том числе в

3412 Кодекс внутреннего водного транспорта и в Кодекс торгового мореплавания.

3413

3414 У профильного комитета есть ряд возражений. Дело в том, что первое чтение

3415 состоялось давно очень, в 2008 году, и с тех пор многие законы и кодексы

3416 изменились, а закон "О лицензировании..." от 2001 года вообще утратил силу.

3417 Кроме того, в законопроекте нечётко прописаны объекты страхования, не

3418 установлены минимальные страховые суммы. Но самое главное и принципиальное не

3419 в этом, мы, комитет, считаем, что в данном случае страхование не может

3420 заменить лицензирование - слишком уж серьёзная и опасная сфера регулирования,

3421 поэтому в интересах безопасности наших граждан государственные функции

3422 согласования, надзора и контроля должны быть сохранены.

3423

3424 Комитет рекомендует законопроект отклонить.

3425

3426 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3427

3428 Полномочные представители президента и правительства не выступают?

3429

3430 Выносим законопроект на "час голосования".

3431

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6470 Далее два законопроекта, принятые в первом чтении и предлагаемые к

6471 отклонению. 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в

6472 отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены

6473 лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности". Кто за

6474 то, чтобы законопроект отклонить?

6475

6476 Включите режим голосования.

6477

6478 Покажите результаты.

6479

6480 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 45 сек.)

6481 Проголосовало за 235 чел.52,2 %

6482 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

6483 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6484 Голосовало 236 чел.

6485 Не голосовало 214 чел.47,6 %

6486 Результат: принято

6487

6488 Решение принято, то есть законопроект отклонён.

6489

Дата заседания 17.09.2008, номер заседания 41, строк в стенограмме 6404

О проекте федерального закона № 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3943 Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

3944 законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования

3945 обязательным страхованием гражданской ответственности". Также докладывает

3946 Анна Владиславовна Попова. У нас по трём законопроектам один и тот же

3947 докладчик и один и тот же содокладчик.

3948

3949 Пожалуйста.

3950

3951 ПОПОВА А. В. Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные

3952 акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным

3953 страхованием гражданской ответственности" направлен на снижение

3954 административной нагрузки в ряде сфер, в которых лицензирование носит, по

3955 существу, достаточно формальный характер и не обеспечивает защиты прав

3956 потребителей данных услуг. Законопроект обеспечивает плавный переход от

3957 лицензирования - соответственно с отменой лицензирования - к страхованию

3958 ответственности. Для этого при разработке законопроекта были выбраны те

3959 отрасли, где, во-первых, институты страхования уже получили своё развитие

3960 (это, например, сфера транспорта), а механизм лицензирования не решает

3961 вопросов, связанных с компенсацией ущерба третьим лицам. Для решения этих

3962 задач проектом предусматривается введение страхования гражданской

3963 ответственности с одновременной отменой лицензирования в шести видах

3964 деятельности: в области перевозок грузов, погрузки, выгрузки и буксировки на

3965 морском и внутреннем водном транспорте, а также почтовых услуг. И здесь нужно

3966 понимать, что это также первый шаг по развитию механизмов страхования,

3967 связанный с отменой лицензирования в дальнейшем в этих сферах деятельности.

3968

3969 Для обеспечения единообразия правил страхования законопроектом

3970 предусматривается, что порядок определения минимального размера страховой

3971 суммы и страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии, порядок

3972 определения размера страховой выплаты определяются правилами страхования

3973 гражданской ответственности перевозчика и оператора почтовых услуг,

3974 утверждёнными Правительством Российской Федерации.

3975

3976 Для обеспечения защиты прав хозяйствующих субъектов и обеспечения открытости

3977 и доступности информации об участниках данного рынка будет создан единый

3978 федеральный реестр, который явится публичным информационным ресурсом и будет

3979 содержать сведения обо всех участниках данного сегмента.

3980

3981 Законопроект содержит ещё одну новеллу: кроме перехода от лицензирования к

3982 страхованию в проекте заложены новые для лицензионного законодательства

3983 нормы, которые предполагают упрощённый порядок продления, пролонгации

3984 лицензии для добросовестных лицензиатов. Решение о продлении срока действия

3985 лицензии в данном случае будет приниматься лицензирующим органом только на

3986 основании заявления лицензиата в течение пяти дней с момента его подачи, а

3987 условием его применения будет являться отсутствие грубых нарушений и

3988 изменений, требующих переоформления лицензии. Мы ожидаем, что по сравнению с

3989 действующим порядком вдвое сократится срок ожидания лицензиатом принятия

3990 решения о продлении лицензии.

3991

3992 Просьба поддержать данный законопроект.

3993

3994 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

3995

3996 Владимир Александрович Головнёв, от комитета, пожалуйста.

3997

3998 ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

3999 для рассмотрения в первом чтении предлагается проект федерального закона "О

4000 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по

4001 вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской

4002 ответственности". Комитет по экономической политике и предпринимательству,

4003 рассмотрев данный законопроект, отмечает следующее.

4004

4005 Я хотел бы вам напомнить, что в 2006 году нашим комитетом осуществлялась

4006 подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4007 закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который в

4008 качестве федерального закона вступил в силу с 1 июня 2007 года, за

4009 исключением отдельных положений. Концепция именно этого федерального закона

4010 заключается в замене лицензирования деятельности в туристической сфере

4011 обязательным страхованием гражданской ответственности, наличием банковской

4012 гарантии. Поэтому концептуальные подходы к регулированию туристской

4013 деятельности очень схожи с концепцией законопроекта, представленного вашему

4014 вниманию, которым предусмотрена замена института лицензирования для двух

4015 групп деятельности - перевозки и почтовая связь - обязательным страхованием

4016 гражданской ответственности.

4017

4018 Прошло достаточное количество времени, для того чтобы мы могли

4019 проанализировать закон о туристской деятельности, и тот опыт, который

4020 накопился, мы применяем для двух других видов деятельности, в первую очередь

4021 для морских перевозок и для почтовой деятельности.

4022

4023 Если позволите, я не буду останавливаться на нюансах, потому что

4024 представитель правительства всё сказала об этом. Единственное отмечу, что

4025 важной задачей, с нашей точки зрения, является недопущение правового вакуума

4026 регулирования отдельных отношений при отмене лицензирования и введении

4027 гражданской ответственности. В частности, опасения вызывает положение о

4028 признании утратившим силу пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 8 августа

4029 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку без

4030 правового регулирования могут остаться перевозки воздушным транспортом

4031 грузов, перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа и транспортировка

4032 грузов по железнодорожным путям общего пользования.

4033

4034 Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике и предпринимательству

4035 предлагает принять данный законопроект в первом чтении.

4036

4037 Большое спасибо.

4038

4039 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь, есть вопросы.

4040

4041 Вижу три руки - депутаты Коломейцев, Решульский и Горячева, подводим черту.

4042

4043 Пожалуйста, Светлана Петровна, вы первая были.

4044

4045 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4046

4047 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, депутаты Кашин, Решульский и Горячева. Оба Кашина?

4048 Хорошо, четыре вопроса.

4049

4050 ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".

4051

4052 Так я могу задавать вопрос?

4053

4054 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Светлана Петровна.

4055

4056 ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.

4057

4058 У меня вопрос к вам, уважаемый Владимир Александрович. Вот вы сказали, что

4059 проанализировали вопросы, связанные с туристской деятельностью и страхованием

4060 в этой сфере. Вот скажите, пожалуйста, если вы проанализировали, сколько

4061 непосредственно средств ушло страховым компаниям и сколько конкретно, какие

4062 суммы выплачены при возникновении страховых случаев? Потому что как раз очень

4063 много поступает обращений с связи с тем, что страхуется вроде бы этот вид

4064 деятельности, а как доходит дело до конкретных случаев, то потом невозможно

4065 воспользоваться этой самой страховкой. Вот какие суммы всё же существуют?

4066

4067 ГОЛОВНЁВ В. А. Спасибо, Светлана Петровна.

4068

4069 К сожалению, я не могу вам привести цифры, сказать, какое страховое

4070 возмещение получили те, кто был застрахован, и какой доход был у страховых

4071 компаний. Просто, анализируя статистику, мы увидели положительный эффект

4072 страхования, увидели, что реально суммы эти выплачиваются. Почему? Когда не

4073 действовал этот закон, данная туристическая компания, туроператор, просто

4074 физически лишалась лицензии, но от этого обыкновенному потребителю было ни

4075 тепло ни холодно, так сказать. Так что точно ответить на вопрос, сколько было

4076 получено денег, не могу, но считаю, что в этом плане мы сдвинулись вперёд.

4077

4078 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас есть какие-то данные, Анна Владиславовна?

4079 Пожалуйста.

4080

4081 ПОПОВА А. В. Я могу назвать данные. Страхование туристской деятельности - это

4082 реально работающий механизм. Действительно, потребители туристических услуг

4083 стали получать страховое возмещение. 24 миллиона рублей - это те страховые

4084 выплаты, которые получили потребители этих услуг при наступлении страхового

4085 случая, 400 миллионов - собранные премии. Это говорит о том, что страховые

4086 компании должны накапливать резервы. И это действительно реально работающий

4087 механизм возмещения ущерба. Не было бы этого механизма, осталось бы

4088 лицензирование, ничего бы люди не получили вообще.

4089

4090 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.

4091

4092 Следующий вопрос - Кашин Владимир Иванович. Пожалуйста.

4093

4094 КАШИН В. И. Спасибо.

4095

4096 Владимир Александрович, вот мне, например, непонятно, почему мы хотим

4097 лицензирование и страхование противопоставить, ведь заказчик в любом

4098 случае... Вот мне нужно получить бандероль, или письмо, или посылку или тем,

4099 кто трудится в том же порту, занимается разгрузочно-погрузочными работами,

4100 надо, чтобы вредные вещества не попали куда-то, чтобы в экологическом плане

4101 бедствия не произошло... Вот совершенно непонятно, почему мы не соединяем

4102 лицензирование и страхование в единую систему управления процессом, ведь от

4103 того, что... (Микрофон отключён.)

4104

4105 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

4106

4107 Кто отвечает на вопрос?

4108

4109 ГОЛОВНЁВ В. А. Ко мне был вопрос.

4110

4111 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович.

4112

4113 ГОЛОВНЁВ В. А. Владимир Иванович, в отношении получения бандеролей, писем, о

4114 чём вы привели пример... У нас есть достаточно существенный монополист,

4115 который по статистике больше 90 процентов всех отправлений осуществляет и

4116 оказывает услуг, есть Федеральная служба по надзору в сфере связи и

4117 коммуникаций, и я считаю, что отзывать лицензию у этого монополиста,

4118 наверное, можно, но не нужно. В первую очередь нужно сегодня нам

4119 сосредоточиться именно на страховании, для того чтобы получатель услуг (а

4120 почта - это тоже услуги) мог при наступлении страхового случая (вы знаете,

4121 особенно на местах это часто бывает) действительно получить ту или иную

4122 компенсацию. И вот именно с этим связан данный законопроект.

4123

4124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста.

4125

4126 КАШИН Б. С. Вопрос к представителю правительства.

4127

4128 Вот вы говорили в предыдущем ответе о том, что поддержало профессиональное

4129 сообщество, перевозчики в данном случае. А относительно этого закона какова

4130 их позиция? И второе. Кто конкретно в правительстве будет заниматься всей

4131 этой деятельностью?

4132

4133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анна Владиславовна.

4134

4135 ПОПОВА А. В. Спасибо за вопрос.

4136

4137 Этот законопроект также был предметом широкой дискуссии и с участниками

4138 рынка, и с перевозчиками, и с теми операторами, которые занимаются почтовой

4139 связью. Здесь помимо монополиста есть ещё восемьдесят два независимых

4140 оператора почтовых услуг, о них тоже не надо забывать, эти нормы были

4141 поддержаны ими. Кроме того, эти нормы были поддержаны соответствующими

4142 ведомствами, которые поддержали также механизмы страхования. И со

4143 страховщиками мы также эти нормы достаточно интенсивно обсуждали и

4144 прорабатывали. Поэтому можно сказать, что нормы законопроекта поддержаны

4145 профессиональным сообществом.

4146

4147 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.

4148

4149 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Анне Владиславовне. Вы уж извините, сегодня

4150 вам отвечать. Скажите, пожалуйста, этот законопроект распространяется на

4151 такую организацию, как "Почта России"? Какова форма собственности этой

4152 организации? Из каких средств эта организация, я имею в виду "Почту России",

4153 будет выплачивать страховые премии страхователям? Насколько я понимаю, закон

4154 вступает в силу с будущего года.

4155

4156 Спасибо.

4157

4158 ПОПОВА А. В. Да, несомненно, распространяется, и это мы также внимательно

4159 изучали и рассматривали. "Почта России" является федеральным государственным

4160 унитарным предприятием и за счёт доходов, получаемых от своей коммерческой

4161 деятельности, будет осуществлять страхование.

4162

4163 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы, уважаемые коллеги.

4164

4165 Присаживайтесь, Владимир Александрович.

4166

4167 Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Вижу одну руку, две, три

4168 - три руки. Три выступления, и подводим черту: Кашин Борис Сергеевич, Гартунг

4169 и Горячева. А, четыре выступления, ещё Кашин, другой Кашин. У меня тогда есть

4170 предложение вот какого рода. Я хочу сейчас предоставить слово депутату

4171 Асееву, я знаю, что у него есть предложение по дальнейшему порядку работы.

4172

4173 Пожалуйста, Владимир Михайлович.

4174

4175 АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4176

4177 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Учитывая, что у нас ещё много

4178 вопросов осталось и нам необходимо повестку дня сегодня всю выполнить, а в

4179 пятницу у нас ещё больше повестка дня, я предлагаю сократить на один час

4180 перерыв: с 14 до 15 часов.

4181

4182 Спасибо.

4183

4184 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предлагаю вот как поступить, если вы позволите мне

4185 внести предложение, уточнить предложение депутата Асеева. Я предлагаю

4186 завершить сейчас эту тему, то есть рассмотрение вопросов 12 и 13, и потом на

4187 час объявить перерыв. Получится, что мы сделаем перерыв, ну, скажем, условно

4188 с 14.20 до 15.20.

4189

4190 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4191

4192 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заседания комитетов начнёте в 15 часов, успеете.

4193 Принимаем такое решение? Ставится на голосование: завершить обсуждение

4194 вопросов, поставленных на фиксированное время, и затем объявить перерыв на

4195 один час.

4196

4197 Включите режим голосования.

4198

4199 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4200

4201 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у кого в два часа переговоры, тот оставит

4202 доверенность и пойдёт.

4203

4204 Кто без карточки или не успел проголосовать?

4205

4206 Покажите результаты.

4207

4208 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 28 сек.)

4209 Проголосовало за 300 чел.66,7%

4210 Проголосовало против 45 чел.10,0%

4211 Воздержалось 1 чел.0,2%

4212 Голосовало 346 чел.

4213 Не голосовало 104 чел.23,1%

4214 Результат: принято

4215

4216 Принято.

4217

4218 У нас четыре выступления по данному законопроекту.

4219

4220 Пожалуйста, депутат Кашин Борис Сергеевич.

4221

4222 КАШИН Б. С. Спасибо, Олег Викторович.

4223

4224 Прежде всего хочу сказать, что вот та спешка, которая была при обсуждении

4225 предыдущего законопроекта, она и сейчас наблюдается. Меня вчера товарищи по

4226 фракции спросили: "Ты в комитете своём этот закон смотрел?" Я говорю: "Не

4227 помню такого". Оказалось, что не прав: в "Разное", вне повестки, внесли (меня

4228 не было) и проехали пятьдесят страниц. А этот закон касается огромного

4229 количества граждан!

4230

4231 Относительно его концепции. Концепция здесь не ясна, и даже, так скажем,

4232 опасности не показаны. Мы снимаем нагрузку на бизнес или повышаем нагрузку,

4233 идя по пути распространения обязательного страхования на всё новые и новые

4234 формы деятельности? Вот сегодня почтовая связь, завтра - связь по Интернету,

4235 потом ещё какая-нибудь связь появится. И мы, как говорится, страховой рынок

4236 превращаем в страховое бремя. И чихнуть нельзя будет без того, чтобы договор

4237 на какое-то обязательное страхование не заключить. Вопрос: где критерий? Где

4238 критерий, где описание той сферы, в которой надо обязательное страхование

4239 вводить? Такие должны быть, конечно, случаи, но это дано уж слишком широко.

4240

4241 Разумеется, страховые компании с радостью ждут этого закона. Они ожидают

4242 сверхприбыли, как было в первые годы действия закона об ОСАГО. Вот те, кто

4243 работал в транспортных компаниях, говорили: мы все поддерживаем. Но это такой

4244 альтруизм удивительный - 400 миллионов собрать, 24 выплатить, и все рады и

4245 довольны, как их обули красиво! А то, что сверхприбыли будут, ожидания

4246 страховщиков обоснованны, - это ясно из того, как правительство относится к

4247 закону об ОСАГО. В конце прошлой сессии Дума обращалась в правительство с

4248 просьбой разъяснить, почему принятый закон об ОСАГО не исполняется в части

4249 разработки методик необходимых, в части техников, которые должны экспертизу

4250 проводить, и так далее. Теперь ещё новых ОСАГО появляется шесть штук, шесть

4251 штук! Кто всё это будет делать? Вот представитель правительства господин

4252 Логинов нам в конце весенней сессии сказал, кто будет, он прямо показал на

4253 страховщиков и сказал: вот они и будут заниматься расчётом своих тарифов. Это

4254 напоминает уже басни из школьной программы.

4255

4256 Обязательным страхованием должно заниматься правительство, правительство! А в

4257 правительстве нет ни органа, который способен этим заниматься, ни

4258 соответствующей структуры подготовленной. Только один пример (мы уже, как

4259 говорится, с разных углов, разных точек зрения рассматриваем). Кто

4260 рассчитывает тарифы? Уже, наверное, даже те, кто далёк от этой темы, знают,

4261 что этим занимаются во всём мире актуарии. У нас нет закона об актуариях и

4262 Министерство финансов категорически тормозит любую продуктивную деятельность.

4263 А теперь, значит, в правительстве по всем разным видам страхования - их шесть

4264 тут обозначено - должны найтись специалисты, которые вычислят тарифы научно

4265 обоснованным методом и их предъявят. Да некому этим заниматься! Поэтому, если

4266 бы министерство серьёзно подошло к вопросу, оно хотя бы эту тему взяло у

4267 Министерства финансов или вместе с ним что-то рациональное предложило. Это

4268 действительно очередная реакция чиновников на поручение сверху. Такой закон

4269 поддерживать нельзя.

4270

4271 Спасибо.

4272

4273 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.

4274

4275 КАШИН В. И. Я считаю, что в данном законе обозначены очень важные отрасли

4276 народного хозяйства, безусловно, это почта, связь и всё, что касается

4277 внутреннего водного транспорта и морских перевозок. Это достаточно системные

4278 отрасли, и, конечно, фракция, депутаты-коммунисты всегда выступали за то,

4279 чтобы не было излишней приватизации на этих направлениях, чтобы здесь в

4280 большей степени работала государственная система и работа эта была бы более

4281 качественной.

4282

4283 Этот закон ещё и ещё раз рассматривает систему, которая существует, исходя из

4284 сложившейся уже модели хозяйствования. И в данном случае стремление автора

4285 законопроекта заменить в какой-то степени лицензирование страхованием решает

4286 определённым образом проблему возмещения ущерба. Но скажите, как можно

4287 возместить нанесённый ущерб, если нет системной организации труда, допустим,

4288 при разгрузочно-погрузочных работах, особенно с вредными, токсическими

4289 веществами? Сколько можно бед принести той же экологии, если случайные люди,

4290 случайные организации будут проводить эту работу, не имея соответствующих

4291 навыков, не оформив юридически ситуацию в плане, допустим, выдачи лицензии!

4292 Можно столько вреда причинить в целом, что ни одно страхование это не

4293 возместит.

4294

4295 А потом сам принцип, если дальше пойти, вот сейчас принять этот закон и

4296 выпятить приоритет страхования, возмещения, исходя из самого главного для

4297 заказчика явления с точки зрения исполнения технологически правильно работы,

4298 квалифицированно, грамотно, с тем чтобы заказчик получил то, на что он

4299 рассчитывает, безо всякого возмещения ущерба... Само возмещение ущерба может

4300 быть абсолютно неадекватно, особенно когда речь идёт о безопасности и когда

4301 нанесён вред человеку. Ведь сегодня с утра длительно и, я сказал бы,

4302 озабоченно, все депутаты обсуждали трагедию в Перми. Или что, допустим,

4303 проблема страхования решает, что ли, как-то ситуацию, связанную с самой

4304 главной ценностью, определённой Конституцией, где записано, что самое ценное

4305 на земле - это жизнь человеческая?

4306

4307 Поэтому исходя из этого я ещё и ещё раз говорю, что главное для нас -

4308 остановить в какой-то степени размежевание, растаскивание этих отраслей,

4309 особо важных отраслей народного хозяйства. Ведь с тем же морским транспортом

4310 что мы натворили? Или с теми же перевозками внутри, нашими речными

4311 перевозками? Ну посмотрите, что мы в итоге имеем?! И в данном случае, я ещё и

4312 ещё раз повторяю, что если мы соединим ещё большие ответственность,

4313 профессионализм и возмещение ущерба, страхование, то тогда будет, безусловно,

4314 польза. А вот в таком виде, с такой подменой понятий, мы считаем, этот закон

4315 не может быть принят.

4316

4317 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гартунг.

4318

4319 ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".

4320

4321 Спасибо.

4322

4323 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Хотел бы обратить ваше внимание

4324 на чрезвычайную важность того, что мы сейчас обсуждаем. Многие аргументы

4325 против этого законопроекта уже прозвучали в этом зале, на них я

4326 останавливаться не буду, но хотел бы обратить ваше внимание на следующие

4327 вещи.

4328

4329 Прежде всего, по сути, о чём идёт речь? Предлагается отменить государственное

4330 лицензирование, то есть фактически контроль государства за осуществлением

4331 таких видов деятельности, как, в частности, морские, речные перевозки либо

4332 перегрузка особо опасных грузов. То есть государство пытается уйти от

4333 контроля за этими видами деятельности и перенести всё это в область

4334 страхования. Недавняя трагедия показала, что по этому пути идти нельзя ни в

4335 коем случае, потому что... Ну только себе представьте, река: что будет, если

4336 произойдёт какая-то катастрофа? Ведь нельзя сравнивать, например, страхование

4337 ответственности... Условно говоря, вам в прачечной испортили рубашку, а

4338 страховая компания заплатила, а если отравили целую реку, то какая страховая

4339 компания покроет, вообще, это всё? Или целый город остался без воды? Это

4340 очень опасный путь, поэтому от государственного контроля здесь уходить

4341 нельзя.

4342

4343 Следующее, о чём хотелось бы ещё сказать, - это экономическая суть того, что

4344 предлагается. Смотрите, сегодня сборы за лицензирование, лицензионные сборы

4345 поступают в государственный бюджет, а мы предлагаем заменить их платежами,

4346 страховыми платежами в частные компании. Причём пример эффективности этой

4347 деятельности был озвучен: из 400 миллионов платежей, собранных по страхованию

4348 туристической деятельности, 24 миллиона выплат, то есть 6 процентов, 94

4349 процента получили в свой доход страховые компании. Мне кажется, то же

4350 пресловутое ОСАГО уже набило оскомину, и нам, наверное, пора бы уже сделать

4351 какие-то выводы и не идти по этому пути.

4352

4353 Следующее, о чём хотелось бы сказать. В этом законопроекте предлагается

4354 полностью отказаться от лицензирования этих видов деятельности и ввести

4355 страхование, причём не оговаривается, обязательное либо добровольное

4356 страхование. Если это обязательное страхование, то это дополнительная

4357 нагрузка. Причём если цель этого законопроекта снять, скажем так,

4358 бюрократические препоны для бизнеса, то эта цель этим законом не достигается,

4359 потому что по действующему законодательству, чтобы приступить к определённой

4360 деятельности, нужно один раз получить лицензию и потом её через какое-то

4361 время пролонгировать, а в данной ситуации предлагается ещё вести учёт, реестр

4362 этих всех договоров страхования. Опять же бюрократическая машина будет всем

4363 этим заниматься, то есть бюрократические препоны не снимаются. В то же время

4364 доходы из государственного кармана в виде страховых платежей переходят,

4365 перетекают плавно в частные карманы.

4366

4367 Следующее, о чём хотелось бы сказать. Есть ещё такой аспект, как

4368 административно-уголовная ответственность за нарушения правил, скажем так,

4369 лицензирования, которые привели к определённым последствиям. Каким образом

4370 эту область регулировать страховыми платежами? Как это можно заменить? Я

4371 очень слабо себе это представляю.

4372

4373 Из всего сказанного следует, что такой законопроект поддерживать нельзя, он

4374 не решает тех задач, которые были поставлены Председателем Правительства

4375 Российской Федерации, по устранению препон для бизнеса. Мало того, препоны

4376 ещё и увеличиваются, но при этом, с одной стороны, ставится под угрозу вообще

4377 безопасность перевозок грузов морским, речным транспортом, перегрузка особо

4378 опасных грузов и, с другой стороны, перенаправляются финансовые потоки из

4379 государственного кармана в частный карман. Вот, собственно говоря, суть этого

4380 законопроекта. В чьих он интересах - делайте выводы сами.

4381

4382 Хотелось бы сказать, что это консолидированная позиция фракции "Справедливая

4383 Россия", и мы будем голосовать против.

4384

4385 Спасибо.

4386

4387 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста.

4388

4389 Пожалуйста, включите микрофон.

4390

4391 ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое, я постараюсь очень кратко, потому что многие

4392 аргументы уже высказаны.

4393

4394 Вообще, очень опасно, принимая вот такие законопроекты, мыслить одномерно и

4395 не понимать того, что нельзя этим законом сделать много, если мы не вносим

4396 поправки, не меняем другие нормы нашего законодательства.

4397

4398 Я не хотела выступать, но выступаю только потому, что сейчас у меня как раз

4399 лежит письмо - обращение небольшого трудового коллектива, который совсем

4400 недавно выехал отдохнуть в Турцию, туристов. Точно так же были внесены

4401 страховые взносы, и эта маленькая группа туда уехала. Ведь надо же было так

4402 случиться, что как раз в Анталии у одного из членов этой туристической группы

4403 случился инсульт. Кое-как, с трудом положили его в больницу в Турции. Но

4404 самое интересное было потом, хотя взносы - я уже проверила это, - взносы были

4405 внесены. Что произошло? Оказалось, что между туристической фирмой и страховой

4406 компанией, которая должна была возмещать этот ущерб, возник такой спор и

4407 такие разногласия, что этого человека с инсультом, которого нельзя было в

4408 течение хотя бы десяти дней вообще с места трогать, быстренько этапировали в

4409 Россию, потому что из-за спора взносы не вносились. И сейчас он лежит в

4410 саратовской больнице, а спор идёт.

4411

4412 К чему я обо всём этом говорю? Когда мы вот такие законопроекты пишем и

4413 вносим, нам нужно понимать, что прежде всего мы должны здесь в правовом

4414 порядке, в правовом поле отрегулировать нормы и обязанности страховых

4415 компаний, сроки, всё что угодно таким образом, чтобы действительно средства,

4416 которые получают страховые компании, шли не на то, чтобы кому-то обогащаться

4417 там. Об этом уже говорилось сегодня - действительно 94 процента полученных

4418 средств по турдеятельности ушли в страховые компании. "На будущее", видите

4419 ли, будут расплачиваться... Не таким ли образом?

4420

4421 Поэтому это скороспелый законопроект. Прежде всего, если уж идти по этому

4422 пути - по пути страхования, - нужно обязательно менять нормы закона, которые

4423 касаются страховой деятельности, иначе это будет игра в одни ворота.

4424 Принимать в таком виде только один этот законопроект сегодня нельзя, это

4425 должен быть комплекс законопроектов, в том числе и по жёсткой регламентации

4426 страховой деятельности и ответственности прежде всего, если случаются

4427 какие-то происшествия.

4428

4429 Всё. Спасибо за внимание.

4430

4431 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4432

4433 Хотел бы представитель правительства выступить с заключительным словом? Нет.

4434 Представитель комитета? Также нет. Уважаемые депутаты, ставится на

4435 голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

4436 законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования

4437 обязательным страхованием гражданской ответственности". Первое чтение.

4438

4439 Включите режим голосования.

4440

4441 Покажите результаты.

4442

4443 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 58 сек.)

4444 Проголосовало за 315 чел.70,0%

4445 Проголосовало против 83 чел.18,4%

4446 Воздержалось 0 чел.0,0%

4447 Голосовало 398 чел.

4448 Не голосовало 52 чел.11,6%

4449 Результат: принято

4450

4451 Принимается.

4452