Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 93020-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

в первом чтении
11.06.2009

Номер законопроекта:93020-5
Комментарий законопроекта:о расширении полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Дата внесения законопроекта в ГД:14.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/93020-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:11.06.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2277-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Липецкий областной Совет депутатов
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №93020-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

о расширении полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Дата заседания 11.06.2009, номер заседания 100, строк в стенограмме 6728

О проекте федерального закона № 93020-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (о расширении полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3469 Уважаемые депутаты, переходим к пункту 19, проекту федерального закона "О

3470 внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики

3471 безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Липецкий областной Совет

3472 депутатов просит рассмотреть данный вопрос без своего участия, поэтому сразу

3473 я приглашаю выступить с докладом Елену Борисовну Мизулину...

3474

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3495 Пункт 19 уже объявлен.

3496

3497 Елена Борисовна, извините, пожалуйста, ещё раз. Прошу на трибуну.

3498

3499 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект,

3500 который мы рассматриваем, внесён в августе прошлого года Липецким областным

3501 Советом депутатов. Суть его - это две поправки в закон "Об основах системы

3502 профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3503

3504 Одна поправка может быть сформулирована так: лишить субъект Российской

3505 Федерации полномочий устанавливать своими нормативными правовыми актами

3506 особенности создания учреждений в системе органов профилактики детской

3507 безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Напомню, что такими

3508 органами являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних

3509 дел, органы управления социальной защитой, органы управления образованием,

3510 органы по делам молодёжи и так далее. При этом Липецкий областной Совет

3511 депутатов исходит из того, что Гражданский кодекс однозначно устанавливает,

3512 что порядок создания такого вида юридического лица, как учреждение,

3513 регламентируется только Гражданским кодексом, поэтому они предлагают данный

3514 закон в этой части привести в соответствие с Гражданским кодексом и лишить

3515 субъекты Российской Федерации права устанавливать особенности создания такого

3516 рода учреждений в системе органов профилактики.

3517

3518 Вторая поправка заключается в том, чтобы наделить комиссию по делам

3519 несовершеннолетних полномочиями вносить представления о замене принудительной

3520 меры воспитательного характера, которая судом назначена несовершеннолетнему,

3521 совершившему деяние, содержащее признаки уголовно наказуемого преступления,

3522 на меру уголовной ответственности.

3523

3524 Комитет полагает, что поддержать и ту, и другую поправки нельзя по следующим

3525 основаниям. Относительно того, могут ли субъекты устанавливать своими

3526 нормативно-правовыми актами особенности учреждений системы органов

3527 профилактики, нужно отослать Липецкий областной Совет к пункту 3 статьи 120

3528 Гражданского кодекса, который однозначно гласит, что особенности создания

3529 деятельности отдельных видов учреждений могут устанавливаться законами

3530 субъектов Российской Федерации, то есть здесь нет противоречия. И кроме того,

3531 надо учитывать, что профилактика детской безнадзорности и правонарушений

3532 несовершеннолетних относится к сфере обеспечения безопасности, а в

3533 соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации это совместное

3534 ведение, и, конечно, было бы ошибочным сегодня лишать такой возможности

3535 субъекты Российской Федерации, не говоря уже о том, что за все годы,

3536 прошедшие с 99-го года, когда был принят тот закон, в который сейчас

3537 предлагается внести поправки, уже наработана достаточно большая практика в

3538 субъектах и в некоторых существуют целые сети учреждений системы органов

3539 профилактики, которые занимаются профилактикой детской беспризорности.

3540

3541 Что же касается второго предложения, о том, чтобы расширить полномочия КДН,

3542 наделив их полномочием вносить представление в суд о замене принудительных

3543 мер воспитательного характера мерами уголовной ответственности, - с этим

3544 вообще, принципиально нельзя соглашаться. Во-первых, КДН, комиссии по делам

3545 несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с законом, в который

3546 предлагается внести поправки, могут участвовать в этой процедуре.

3547 Администрации закрытых учреждений, где содержатся такие дети, органы

3548 внутренних дел обязательно согласовывают с ними представления в суд о замене

3549 принудительных мер воспитательного характера мерами уголовного наказания, так

3550 что они участвуют в этом. И сегодня задача комиссий по делам

3551 несовершеннолетних и защите их прав... Вот вторая часть названия комиссии -

3552 защита прав - в этом на самом деле суть современного подхода к комиссиям по

3553 делам несовершеннолетних. Не случайно они появились в 90-м году в законе о

3554 профилактике детской безнадзорности. Задача комиссий, когда такое

3555 представление вносит администрация специализированного закрытого учреждения

3556 для несовершеннолетних, - не допустить, чтобы было чрезмерное ограничение

3557 прав несовершеннолетних, чтобы не было чрезмерности при выборе меры

3558 воздействия по отношению к несовершеннолетнему, совершившему преступление.

3559 Поэтому наделять их полномочием самостоятельно инициировать вопрос о замене

3560 более мягкой меры ответственности, какой является принудительная мера

3561 воспитательного характера, мерой уголовного наказания - значит фактически

3562 признать, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - это не

3563 что иное, как репрессивные или карательные органы, ведь всё, что связано с

3564 полномочиями о замене более мягкого наказания более жёстким или более мягких

3565 мер воздействия более жёсткими, инициирование соответствующих вопросов

3566 относится, вообще-то, в соответствии с нашим законодательством к сфере

3567 применения мер процессуального принуждения, уголовного принуждения, то есть к

3568 так называемой функции уголовного преследования. Это не задача комиссии по

3569 делам несовершеннолетних, тем более что на самом деле во многих субъектах они

3570 сейчас развиваются и практика пошла совершенно по другому пути. Поэтому

3571 комитет не поддерживает это предложение и предлагает законопроект отклонить.

3572

3573 На данный законопроект поступили от шести субъектов Российской Федерации

3574 отзывы в поддержку законопроекта, но тем не менее мы полагаем, что вряд ли

3575 этот законопроект может быть поддержан, в том числе и по идейным

3576 соображениям. Кстати, уважаемым коллегам из Липецкого областного Совета мы

3577 дали возможность высказать возражение на наше заключение. Мы пригласили их в

3578 комитет. На заседании комитета 10 февраля не приняли окончательного решения,

3579 поскольку не было представителя. Мы ещё раз попросили письменно высказать

3580 возражение, потому что готовы были к согласованию, к тому, чтобы пойти по

3581 пути изменения редакции, но наши коллеги отказались. Поэтому нам ничего

3582 другого не остаётся, как предложить отклонить данный законопроект, ибо он

3583 концептуально ошибочен и фактически против концепции того закона, в который

3584 предлагается внести поправки, и, в общем-то, противоречит интересам детей.

3585

3586 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Несмотря на то что законопроект идёт на отклонение,

3587 Елена Борисовна подробнейшим образом дала анализ мотивов решения комитета.

3588 Есть ли вопросы? Есть. Депутат Рохмистров.

3589

3590 РОХМИСТРОВ М. С. У меня к комитету вопрос. Вот вы отклоняете законопроект, но

3591 в то же время скажите, как вы относитесь к такой ситуации, что ряд субъектов

3592 у нас напринимали чёрт-те что в этой области, а потом, когда шишек себе

3593 понабивали, начали это всё отменять?

3594

3595 Вот два года назад с выпускного вечера моего сына милиционер забрал, а перед

3596 этим милиционер подходил к компаниям молодёжи и говорил: "Так, скинулись по

3597 200 рублей, а кто не скинется, тот пойдёт со мной". Я сыну запрещаю взятки

3598 давать, он не дал и пошёл с ним в милицию, потому что существовал закон

3599 Москвы о том, что несовершеннолетним находиться одним после 22 часов нельзя.

3600 Его с праздника, из Лужников, повели в "обезьянник". И вот такие законы в

3601 субъектах периодически возникают: и по Анапе телевизионный репортаж был, и

3602 ещё где-то. И по комиссии по делам несовершеннолетних... Там же не говорят,

3603 что они принимают решения о замене наказания. Комиссия-то на месте лучше

3604 знает ситуацию, в которой человек оказался, совершая то или иное

3605 правонарушение.

3606

3607 МИЗУЛИНА Е. Б. Вы поделились мнением относительного того, как могут

3608 применяться наши законы. Разве можно возражать, что наши законы очень часто

3609 применяются не так, их применение противоречит цели этих законов? Но вопрос

3610 правоприменительной практики - это всё-таки несколько другой вопрос и к теме

3611 сегодняшнего законопроекта не имеет никакого отношения. Кстати, этот

3612 законопроект не касается сферы упорядочения пребывания детей в общественных

3613 местах.

3614

3615 Но для сведения, коль скоро вы затронули вопрос, если я вас правильно поняла,

3616 о том, как же быть в целом с комиссиями по делам несовершеннолетних, потому

3617 что в субъектах Российской Федерации по-разному развивается эта практика, в

3618 чём вы правы, - и мы это зафиксировали на парламентских слушаниях, которые

3619 проводили 15 марта прошлого года... Так вот, комитет в соответствии с

3620 рекомендациями этих слушаний создал рабочую группу по подготовке

3621 законопроекта о комплексе поправок в 120-й закон о профилактике

3622 безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Мы объединили усилия, в

3623 том числе и с правительственной комиссией по профилактике безнадзорности

3624 несовершеннолетних и защите их прав, и в настоящее время у нас поставлен

3625 срок: до 1 октября этого года предложить комплексный законопроект.

3626 Техническое задание уже готово, и по нему работает вот эта рабочая группа.

3627 Так что мы надеемся, что если будет поддержка, в том числе ваша, то до конца

3628 этого года мы предложим Государственной Думе законопроект, решающий проблемы,

3629 связанные с деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних, повышением

3630 эффективности деятельности этих комиссий, особенно в части защиты прав

3631 несовершеннолетних.

3632

3633 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, других вопросов не было, как я понимаю. Есть

3634 ли желающие выступить? Есть, вижу, депутат Рохмистров. Давайте запишемся.

3635

3636 Присаживайтесь, Елена Борисовна.

3637

3638 Включите режим записи.

3639

3640 Покажите список.

3641

3642 Лебедев и Рохмистров, два желающих выступить.

3643

3644 Пожалуйста, депутат Лебедев.

3645

3646 ЛЕБЕДЕВ И. В. Нет, только Рохмистров. Спасибо, это ошибка...

3647

3648 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда, пожалуйста, Рохмистров.

3649

3650 РОХМИСТРОВ М. С. У меня просто кнопка не всегда срабатывает, поэтому чтобы не

3651 пропустить...

3652

3653 Ну вот здесь опять у нас комитет обещает: мы работаем комплексно над этими

3654 вопросами, да, действительно, эти вопросы есть и есть правоприменительная

3655 практика, да, проблемы есть, но мы будем работать. Вот мы эти слова "будем

3656 работать" слышим, наверное, по 90 процентам законодательных инициатив

3657 субъектов, законодательных инициатив, которые идут от оппозиции, но воз и

3658 ныне там. Я не случайно задал эти вопросы, я с этим сам столкнулся, и по

3659 телевидению идут репортажи о том, что у нас, к сожалению, в ряде субъектов

3660 принимаются законы по мексиканскому принципу: сначала выстрелили, а потом

3661 думаем зачем - давайте примем, а потом будем думать. Проблема эта достаточно

3662 важная в том плане, что мы детей наших знакомим с коррупцией с детских лет.

3663 Вот, честно говоря, мне обидно за детей, которые видят, как у нас коррупция

3664 процветает на самом низовом уровне, и с детства к ней привыкают. Как мы с

3665 вами с этим будем бороться, если он вырос на коррупции, если он знает, что,

3666 чтобы погулять после десяти часов вечера, ему надо милиционеру дать на лапу,

3667 а чтобы это сделать, надо тому-то дать на лапу? Он всё это видит, он знает,

3668 что, если что, его вполне по закону должны будут привлечь к какой-то

3669 ответственности. Это что касается первой части.

3670

3671 Нарушений у нас огромная куча, субъекты зачастую принимают законы, которые ну

3672 как бы напрямую нарушают и права детей, и права родителей, кстати говоря. В

3673 Анапе, по-моему, если ребёнок идёт после десяти часов вечера - неважно, что с

3674 ним кто-то из взрослых идёт, - если он не с родителем, с родителей штраф 500

3675 рублей, либо нужна доверенность. Говорят: "А покажите доверенность от

3676 родителей". Он говорит: "Какая доверенность? Вон через 100 метров мой дом" -

3677 "Нет, тогда штраф, либо давай договоримся". Вот такие перегибы у нас

3678 периодически по телевидению показываются, и с ними надо бороться уже на

3679 федеральном уровне, потому что тема эта достаточно важная.

3680

3681 Что касается комиссий. Здесь же не говорится, что они внесудебным порядком

3682 будут отменять какие-то судебные решения, нет - только чтобы они, комиссии по

3683 делам несовершеннолетних, имели право вносить представления, потому что на

3684 сегодняшний день, чтобы внести представление в ту же самую кассационную

3685 инстанцию - я с этой проблемой тоже сталкивался, - надо написать письмо в

3686 горпрокуратуру, горпрокуратура обратится в службу кассаторов, там они сочтут

3687 это нецелесообразным, и никогда вы не добьётесь никаких ни смягчающих, ни

3688 каких-то иных подобных вещей. Здесь комиссия по делам несовершеннолетних -

3689 это отдельный самостоятельный орган МВД, который знает ситуацию в семье,

3690 ситуацию в районе, который, может быть, даже более детально, чем суд, изучил

3691 причинно-следственную связь совершения того или иного правонарушения. И не

3692 давать им права вносить представление в суд, чтобы либо смягчить, либо

3693 ужесточить наказание для того или иного несовершеннолетнего - ну, грубо

3694 говоря, это, наверное, всё-таки ущемление прав ребёнка. Поэтому надо дать это

3695 право комиссии, чтобы она в суды вносила напрямую, минуя вот эту всю

3696 бюрократическую систему, представления либо о смягчении, либо об ужесточении

3697 наказания, потому что зачастую не будет суд в рамках судебного следствия

3698 изучать причинно-следственные связи тех или иных правонарушений. Просто

3699 лепится всё по Уголовному кодексу, потому что большая загрузка, дела идут

3700 сложно, тяжело и так далее, а система прохождения так называемых

3701 представлений в прокуратуру, даже по смягчению, либо по кассации, либо по

3702 изменению каких-либо уже вынесенных решений, настолько заморочена у нас, что

3703 зачастую этим никто не хочет заниматься. Я всё-таки считаю, что в первом

3704 чтении можно было бы поддержать эту инициативу и, естественно, во втором

3705 чтении доработать её с привлечением, ну, наверное, специалистов в части

3706 нашего процессуального законодательства. Это вторая часть.

3707

3708 А проблему действительно надо выводить уже на федеральный уровень, потому что

3709 с тем, что происходит у нас, все сталкиваются каждый день. И самое страшное,

3710 что это вопросы борьбы с коррупцией, о которой мы тут много говорим, и дети:

3711 с одной стороны - дети, с другой стороны - коррупция. Давайте всё-таки мы

3712 передвинем, поднимем планку по этому вопросу на федеральный уровень. Поэтому

3713 мы призываем вас поддержать в первом чтении эту законодательную инициативу,

3714 ну и, естественно, расширить и доработать во втором чтении. Я считаю,

3715 концептуально это не только правильный, но и крайне необходимый законопроект.

3716

3717 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона,

3718 обозначенный под пунктом 19. Комитет против.

3719

3720 Включите режим голосования.

3721

3722 Покажите результаты.

3723

3724 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 31 сек.)

3725 Проголосовало за 31 чел.6,9%

3726 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3727 Воздержалось 0 чел.0,0%

3728 Голосовало 31 чел.

3729 Не голосовало 419 чел.93,1%

3730 Результат: не принято

3731

3732 Отклоняется законопроект.

3733