Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 94131-5 О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

в первом чтении
09.04.2010

Номер законопроекта:94131-5
Комментарий законопроекта:о перераспределении доходов от налога на прибыль организаций по ставкам, установленным для зачисления указанного налога, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:21.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/94131-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:09.04.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3480-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Владимирской области
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №94131-5 О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

о перераспределении доходов от налога на прибыль организаций по ставкам, установленным для зачисления указанного налога, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Дата заседания 09.04.2010, номер заседания 153, строк в стенограмме 6175

О проекте федерального закона № 94131-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации; внесён Законодательным Собранием Владимирской области).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4308 Мы рассматриваем три альтернативных законопроекта. Пункт 14.1, проект

4309 федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового

4310 кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Слово

4311 для доклада предоставляется представителю Московской областной Думы Владимиру

4312 Николаевичу Савину.

4313

4314 САВИН В. Н., представитель Московской областной Думы.

4315

4316 Уважаемые депутаты Государственной Думы, в 2007 году Московской областной

4317 Думой был внесён законопроект о внесении изменений в пункт 1 статьи 284 части

4318 второй Налогового кодекса Российской Федерации, суть которого состоит в

4319 перераспределении налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы

4320 Российской Федерации. Предлагалось передать 2 процента налога на прибыль в

4321 бюджеты муниципальных образований, оставив 4,5 процента в доходах

4322 федерального бюджета вместо 6,5 процента. Однако в ноябре - декабре 2008 года

4323 были приняты два федеральных закона о внесении изменений в Налоговый кодекс,

4324 в соответствии с которыми налоговая ставка по налогу на прибыль снижена с 24

4325 процентов до 20, при этом в федеральный бюджет зачисляется 2 процента, а в

4326 бюджеты субъектов Российской Федерации - 18 процентов.

4327

4328 Поэтому законодательная инициатива Московской областной Думы, как я понимаю,

4329 по своему содержанию и формальному основанию не может быть сегодня принята.

4330 Однако проблема формирования доходной части бюджетов муниципальных

4331 образований не станет менее острой, потому что собственные доходы бюджетов

4332 муниципальных образований в ряде случаев не превышают 20 процентов доходной

4333 части бюджетов. Исходя из этого мы поддерживаем законодательную инициативу

4334 Законодательного Собрания Омской области, предлагающего передать в бюджеты

4335 муниципальных районов и городских округов 2 процента налога на прибыль,

4336 которые сегодня зачисляются в федеральный бюджет.

4337

4338 Благодарю за внимание.

4339

4340 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4341

4342 Пункт 14.2. Законодательное Собрание Владимирской области просит рассмотреть

4343 законопроект без участия своего представителя. Пункт 14.3. Законодательное

4344 Собрание Омской области также просит рассмотреть законопроект без участия

4345 своего представителя. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по

4346 бюджету и налогам Надежде Сергеевне Максимовой.

4347

4348 МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Светлана Сергеевна.

4349

4350 Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляются альтернативные

4351 законопроекты (о внесённом Московской областной Думой уже сейчас было

4352 доложено) о перераспределении поступлений от налога на прибыль организаций по

4353 ставкам, установленным для зачисления этого налога, между бюджетами бюджетной

4354 системы Российской Федерации: № 260939-5 "О внесении изменений в статью 284

4355 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о передаче суммы

4356 налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке в размере 2 процентов,

4357 бюджетам городских округов и бюджетам муниципальных районов), внесённый

4358 Законодательным Собранием Омской области, и № 94131-5 "О внесении изменений в

4359 статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об

4360 изменении ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в

4361 федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации), внесённый

4362 Законодательным Собранием Владимирской области.

4363

4364 Рассмотрев все альтернативные законопроекты, Комитет по бюджету и налогам

4365 отмечает, что законопроекты, представленные Московской областной Думой и

4366 Законодательным Собранием Владимирской области, утратили свою актуальность в

4367 связи с тем, что с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль снижена с 24

4368 до 20 процентов и соответственно в федеральный бюджет поступают 2 пункта

4369 процентной ставки, а на уровне субъекта Федерации - 18 пунктов процентной

4370 ставки. То есть предлагаемые сокращённые процентные ставки соответственно 4,5

4371 процента и 3 процента, зачисляемые в федеральный бюджет, значительно выше,

4372 чем та, которая на сегодня действует.

4373

4374 Что касается реализации положения законопроекта об установлении ставки налога

4375 на прибыль организаций, зачисляемой в местные бюджеты, в размере 2 процентов

4376 за счёт соответствующего уменьшения ставки налога, подлежащей зачислению в

4377 федеральный бюджет, предлагаемого Законодательным Собранием Омской области,

4378 то такая норма в действующей ситуации повлечёт за собой полное исключение

4379 указанного налога из доходов федерального бюджета, потому что, ещё раз

4380 повторяю, 2 процента ставка всего составляет. Однако источников компенсации

4381 выпадающего дохода федерального бюджета в финансово-экономическом обосновании

4382 Омская область не предлагает.

4383

4384 Также необходимо иметь в виду (об этом говорят в том числе законодатели

4385 Московской области), что, если мы закрепляем на уровне муниципальных

4386 образований - кстати говоря, в законопроектах речь идёт не обо всех

4387 муниципальных образованиях, а только о городских округах и муниципальных

4388 районах, а у нас с вами есть ещё муниципальные поселения, которые тоже имеют

4389 свои бюджеты, - если мы будем эти 2 процента зачислять на уровне

4390 муниципальных образований, это приведёт (поскольку у нас с вами очень

4391 неравномерно экономически развиты муниципальные районы: в одних есть

4392 промышленность, в других нет, в одних есть какие-то другие возможности

4393 получения доходов, в других нет) к разбалансировке бюджетов многих

4394 муниципальных районов, особенно муниципальных бюджетов поселенческого уровня.

4395

4396 Исходя из этого комитет считает, что такую позицию поддерживать нельзя. Более

4397 того, если поддержать предложение Омской области, то получается, что,

4398 поскольку не вносится предложение по изменению Бюджетного кодекса, идёт

4399 нарушение соответствующего федерального законодательства, потому что, если мы

4400 меняем ставку, зачисляемую в федеральный бюджет, мы обязательно должны внести

4401 поправки в Бюджетный кодекс, а таких предложений в законопроекте Омской

4402 области нет.

4403

4404 Кроме того, в действующем законодательстве, в пункте 1 статьи 284 Налогового

4405 кодекса, содержится положение, которое устанавливает налоговую ставку по

4406 налогу на прибыль для организаций, которые являются резидентами особой

4407 экономической зоны. В законопроекте, который внесла Московская областная

4408 Дума, эта позиция отсутствует, что также не соответствует действующему

4409 законодательству, а других предложений не вносится.

4410

4411 Исходя из этого Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе

4412 отклонить проекты федеральных законов: № 425445-4 "О внесении изменений в

4413 главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный

4414 кодекс Российской Федерации", внесённый Московской областной Думой; №

4415 260939-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса

4416 Российской Федерации" (о передаче суммы налога на прибыль, исчисленной по

4417 налоговой ставке в размере 2 процентов, бюджетам городских округов и бюджетам

4418 муниципальных районов), внесённый Законодательным Собранием Омской области, и

4419 № 94131-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса

4420 Российской Федерации" (об изменении ставок налога на прибыль организаций,

4421 подлежащего зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской

4422 Федерации), внесённый Законодательным Собранием Владимирской области.

4423

4424 Спасибо за внимание.

4425

4426 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4427

4428 Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить?

4429 Рохмистров и Решульский.

4430

4431 Пожалуйста, Максим Станиславович Рохмистров.

4432

4433 РОХМИСТРОВ М. С. Ну вот, у нас опять возникают проблемы: законодательные

4434 инициативы отклоняются. Я согласен, что эти законодательные инициативы, может

4435 быть, и не отвечают требованиям, которые предъявляются законами и

4436 сегодняшними нормами Бюджетного кодекса, но комитет не проявляет никакой

4437 озабоченности: почему эти инициативы появляются?

4438

4439 Появляются они по очень простой причине. В связи с централизацией акцизных

4440 платежей в федеральном бюджете и наступившим кризисом, из которого мы не

4441 вышли, - дна мы достигли и ползём по нему, по этому самому дну дальше - у

4442 субъектов появились серьёзные выпадающие доходы, которые особенно серьёзными

4443 стали после того, как мы на них спихнули всю социалку практически. Чем они

4444 эту социалку будут, мягко говоря, покрывать - мы им не подсказали, и они

4445 попробовали повышать транспортный налог. К чему это привело, вы все прекрасно

4446 знаете.

4447

4448 Что мы ещё можем дать субъектам, чтобы они как-то сбалансировали свои бюджеты

4449 и выполнили свои социальные обязательства? Собственно говоря, ничего. Вот

4450 позиция и комитета, и в целом Государственной Думы, к сожалению, такая:

4451 господа, плывите сами - ищите деньги где хотите и как хотите.

4452

4453 На сегодняшний день решать проблему бюджетов субъектов надо нам с вами здесь

4454 и для этого находить выходы. Для этого необходимо модернизировать (модное

4455 слово сегодня) весь Налоговый кодекс. И не надо бояться это делать, потому

4456 что если мы этого не сделаем, то это сделают сами люди, они нас очень сильно

4457 отмодернизируют. Ну, если не так, как в Киргизии, то как-нибудь вроде этого.

4458 Сегодня проблема у субъектов реальная, и выхода они из этого не видят,

4459 поэтому и рождаются разного рода инициативы, чтобы хоть как-то снизить или

4460 найти источники покрытия своих собственных дефицитов. Надо этот вопрос

4461 решать, и решать его надо нормальными конкретными мерами, которые сегодня

4462 есть и которые можно принять. Но сделать это для субъектов, к сожалению,

4463 можно только на основе пересмотра, и причём достаточно серьёзного пересмотра,

4464 всего Налогового кодекса, потому что по трансфертам, я думаю, вряд ли

4465 субъекты что-то получат и в новом году, да и в этом, серьёзных покрытий их

4466 дефицитов не будет. Предложение им брать бюджетные кредиты не решает их

4467 проблемы. И сейчас мы находимся на таком промежутке времени, что если мы с

4468 вами в этом зале не решим эти проблемы, то в ближайшие два-три года их будут

4469 решать сами люди. Я думаю, что такое решение вопроса не нужно ни вам, ни

4470 государству, ни, собственно говоря, самим людям. Но помочь им мы с вами

4471 можем, пересмотрев и модернизировав наше налоговое законодательство.

4472

4473 Мы не будем поддерживать настоящие законопроекты, хотя есть большое желание

4474 их поддержать, и будем настаивать и вносить инициативы, которые помогут

4475 модернизировать сегодняшнюю систему и решить проблемы субъектов с их

4476 выпадающими доходами, к чему и призываем и бюджетный комитет, и другие

4477 фракции.

4478

4479 Спасибо.

4480

4481 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич.

4482

4483 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.

4484

4485 Уважаемые коллеги, мне не нравится, как работает бюджетный комитет, как и ряд

4486 других комитетов. Мы просто профанируем всю законотворческую деятельность,

4487 грубейшим образом нарушая весь этот технологический процесс. Это

4488 действительно сложный технологический процесс, прописанный законом и

4489 Регламентом. Уважаемый мой коллега Максим Станиславович здесь основу

4490 экономическую и финансовую сейчас изложил, я не буду повторять. Остановлюсь

4491 на объяснениях, почему я начал выступление именно с этих слов.

4492

4493 Это ведь не в первый раз уже получается, когда докладчик выходит на трибуну

4494 так, как Владимир Николаевич Савин, и говорит: семь лет законопроект лежит в

4495 бюджетном комитете, семь лет этот законопроект... вернее, три года лежит в

4496 комитете, с 2007 года. Три года назад он был актуален, и Максим Станиславович

4497 сейчас объяснил, почему он актуален. Теперь отбросим это всё, мы приняли

4498 изменения - забрали весь этот налог на федеральный уровень, и говорим: а что

4499 теперь этот законопроект рассматривать? Но если вы его продержали три года в

4500 своём комитете, не рассматривая, пользуясь тем, что там большинство

4501 представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ"... С учётом такого подхода наш бюджетный

4502 комитет уже стал даже не департаментом правительства, а так, отделом

4503 каким-то: что правительство пришлёт, всё мы принимаем безоговорочно. Вы бы

4504 могли тогда отправить в Московскую областную Думу этот законопроект и

4505 сказать: "Всё, друзья, вы опоздали, мы раньше вас или позже вас что-то уже

4506 приняли", нет. Зачем мы его здесь рассматриваем и теряем время? Мы также

4507 продержали два года инициативу Владимирской области, теперь говорим: он уже

4508 неактуален. Но это же вообще какой-то непонятный подход! Если в этом плане

4509 посмотреть по всем комитетам, у нас таких примеров наберётся десятки или,

4510 наверное, сотни.

4511

4512 А теперь я хочу сказать об инициативе Омской области, поскольку она вроде

4513 более или менее ещё соответствует тому действующему положению Налогового

4514 кодекса, который изменили.

4515

4516 Вы заявляете, что здесь нет финансово-экономического обоснования. Ну, вот

4517 посмотрите, заключение Правового управления, которое по Регламенту должно нам

4518 давать свою оценку и говорить, нужно заключение или нет: здесь ничего не

4519 сказано - какое финансово-экономическое обоснование? А если это было

4520 необходимо, вы также могли - бюджетному комитету говорю и руководителю -

4521 просто письмом отправить назад, вернуть и сказать: пишите

4522 финансово-экономическое обоснование своё, согласовывайте и получайте

4523 заключение в Правительстве Российской Федерации.

4524

4525 С другой стороны, хочу вам напомнить, что мы, забрав всё это на федеральный

4526 уровень, отдали субъектам Российской Федерации транспортный налог. Мы только

4527 что, буквально десять - двадцать минут назад это рассматривали. Ну и все

4528 почему-то считают, что мы этим самым компенсировали выпадающие доходы

4529 субъектам Российской Федерации. Но вы ведь сами платите этот транспортный

4530 налог (я уверен, что у большинства сидящих здесь есть автомобили), вы же

4531 должны знать, что транспортный налог за 2010 год будет уплачен в 2011 году.

4532 Какие же мы потери компенсируем? Зачем же мы таким образом наводим все вместе

4533 тень на плетень?

4534

4535 И всё-таки, хоть Максим Станиславович сказал, что вроде фракция ЛДПР не хочет

4536 ничего поддерживать, я предлагаю законопроект под пунктом 14.3 повестки дня

4537 поддержать в обязательном порядке. К этому призывал и Владимир Николаевич

4538 Савин, который выступал от имени Московской областной Думы. Эти 2 процента

4539 обязательно направить в наши регионы, нашим муниципальным образованиям, иначе

4540 мы действительно попадаем в такую ситуацию, когда изо дня в день, из месяца в

4541 месяц всё больше и больше правительство слагает с себя обязательства по тем

4542 или другим положениям, передаёт это на местный уровень, а там ни денег нет,

4543 ни желания, вообще-то, у многих уже и работать. Давайте поддержим

4544 законопроект, предложенный Законодательным Собранием Омской области. А

4545 министр Кудрин пусть думает - у него сейчас и нефть в цене растёт, и другие

4546 доходы, он доказывает, пошли в казну нашего государства, он их

4547 перераспределит по этим статьям.

4548

4549 Мы поддержим инициативу Законодательного Собрания Омской области и вас к

4550 этому призываем.

4551

4552 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4553

4554 Настаивает ли полномочный представитель президента на выступлении?

4555 Правительства? Нет. Докладчик и содокладчик? Нет. Тогда мы переходим, в связи

4556 с тем что у нас тут альтернативные...

4557

4558 Содокладчик хочет выступить, Максимова Надежда Сергеевна. Пожалуйста.

4559

4560 МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, нельзя не согласиться с выступлением

4561 Максима Станиславовича в отношении того, что нужно поддерживать бюджеты

4562 субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но в данном

4563 случае, если мы ведём речь об этих законопроектах, то надо отметить, что как

4564 раз в течение 2008 года и 2009 года были приняты решения, в том числе нами,

4565 законодателями, о том, чтобы максимально поддержать бюджеты субъектов. Ставка

4566 налога на прибыль на уровень субъектов Российской Федерации была передана в

4567 размере 18 процентов и только 2 процента были оставлены на федеральном

4568 уровне. Об этом и говорил представитель Московской областной Думы. Эта норма

4569 превысила тот показатель, который они заявляли в своём законопроекте. Это

4570 первая часть.

4571

4572 Вторая. Да, предложение Омской области действительно имеет под собой

4573 основание - необходимо поддержать муниципальные образования, но мы с вами в

4574 позапрошлом году уже приняли норму, в соответствии с которой дали право

4575 субъектам Российской Федерации за счёт той части ставки налога на прибыль,

4576 которая остаётся у них, - а это 18 процентов - оставлять тоже часть

4577 процентной ставки в распоряжении муниципальных образований, причём всех видов

4578 - и городских округов, и районов, и поселений. И они могут и 2, и 3 процента

4579 передать - сколько сочтёт нужным законодательное собрание с учётом того,

4580 сколько нужно будет ресурсов выделить, чтобы сбалансировать эти бюджеты.

4581

4582 Я считаю, что в данном случае обсуждение ушло немножко в сторону: оно скорее

4583 похоже на обсуждение вообще закона о бюджете, нежели конкретно этих

4584 законопроектов. И я думаю, что даже выступление представителя Московской

4585 области подтвердило, что решение по этому вопросу было принято правильно и

4586 субъект сегодня получает от налога на прибыль большую часть, даже в

4587 сравнении с тем, что предлагали они.

4588

4589 Спасибо за внимание.

4590

4591 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.

4592

4593 Так как законопроекты альтернативные, мы переходим к рейтинговому

4594 голосованию. Ставится на голосование пункт 14.1 - о проекте федерального

4595 закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса

4596 Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".

4597

4598 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

4599

4600 Ставится на голосование пункт 14.2.

4601

4602 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

4603

4604 И ставится на голосование пункт 14.3.

4605

4606 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

4607

4608 Покажите результаты голосования по пункту 14.1.

4609

4610 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 40 сек.)

4611 Проголосовало за 2 чел.0,4%

4612 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4613 Воздержалось 0 чел.0,0%

4614 Голосовало 2 чел.

4615 Не голосовало 448 чел.99,6%

4616

4617 По пункту 14.2.

4618

4619 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 14 сек.)

4620 Проголосовало за 1 чел.0,2%

4621 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4622 Воздержалось 0 чел.0,0%

4623 Голосовало 1 чел.

4624 Не голосовало 449 чел.99,8%

4625

4626 По пункту 14.3.

4627

4628 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 39 сек.)

4629 Проголосовало за 94 чел.20,9%

4630 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4631 Воздержалось 0 чел.0,0%

4632 Голосовало 94 чел.

4633 Не голосовало 356 чел.79,1%

4634

4635 Пункт 14.3 набрал наибольшее количество голосов, поэтому ставится на

4636 голосование пункт 14.3.

4637

4638 Включите режим голосования.

4639

4640 Покажите результаты голосования.

4641

4642 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 34 сек.)

4643 Проголосовало за 91 чел.20,2%

4644 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4645 Воздержалось 0 чел.0,0%

4646 Голосовало 91 чел.

4647 Не голосовало 359 чел.79,8%

4648 Результат: не принято

4649

4650 Законопроект отклонён.

4651