Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 94785-5 Об исполнении федерального бюджета за 2007 год

Об исполнении федерального бюджета за 2007 год

у Президента РФ
03.12.2008

Номер законопроекта:94785-5
Дата внесения законопроекта в ГД:25.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/94785-5
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:03.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:228-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №94785-5 Об исполнении федерального бюджета за 2007 год

Дата заседания 19.11.2008, номер заседания 56, строк в стенограмме 7522

О проекте федерального закона № 94785-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4434 Пункт 16 повестки дня, проект федерального закона "Об исполнении федерального

4435 бюджета за 2007 год". Доклад официального представителя Правительства

4436 Российской Федерации заместителя Председателя Правительства Российской

4437 Федерации Алексея Леонидовича Кудрина.

4438

4439 По ведению - депутат Васильев. Он хочет внести какие-то коррективы. Васильев

4440 Юрий Викторович.

4441

4442 ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вместо Алексея

4443 Леонидовича Кудрина данный законопроект будет представлять Антон Германович

4444 Силуанов - заместитель министра финансов.

4445

4446 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но тогда я должен спросить у зала: нет ли возражений?

4447

4448 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4449

4450 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения, возражает, я так понимаю, депутат

4451 Локоть.

4452

4453 Включите микрофон депутату Локотю.

4454

4455 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

4456

4457 Возражает не депутат Локоть, а возражает наша фракция. Это не первый раз,

4458 когда Алексей Леонидович вот так пренебрегает мнением депутатов и уходит. Я

4459 считаю, что это неправильно. Тогда давайте отложим этот вопрос, примем

4460 решение и дождёмся, пока у министра финансов найдётся время отчитаться перед

4461 нами за бюджетный год.

4462

4463 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я должен ставить на голосование

4464 предложения в порядке их поступления. Было предложение профильного комитета,

4465 который отвечает за данный законопроект и который предлагает замену

4466 докладчика. Я так понимаю, что есть мотивация какая-то в связи с отсутствием

4467 министра финансов. И я пытался найти сейчас представителя правительства, он

4468 здесь, в Думе. Видимо, когда он появится, он нам такую мотивацию представит.

4469 Тем не менее предложение внесено, депутат Локоть возражает, и поэтому я...

4470

4471 Антон Германович, вы можете дать пояснение? Пожалуйста.

4472

4473 СИЛУАНОВ А. Г., заместитель министра финансов Российской Федерации.

4474

4475 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Действительно, министр

4476 финансов Алексей Леонидович Кудрин вызван на совещание к Президенту

4477 Российской Федерации. Если вы не возражаете, я готов доложить материалы по

4478 отчёту за...

4479

4480 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, если сейчас палата согласится с этим

4481 предложением, тогда мы будем рассматривать, нет - значит, снимем с

4482 рассмотрения.

4483

4484 Ставится на голосование предложение депутата Васильева Юрия Викторовича

4485 заменить докладчика по данному вопросу.

4486

4487 Включите режим голосования.

4488

4489 Покажите результаты.

4490

4491 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 06 сек.)

4492 Проголосовало за 333 чел.74,0%

4493 Проголосовало против 56 чел.12,4%

4494 Воздержалось 1 чел.0,2%

4495 Голосовало 390 чел.

4496 Не голосовало 60 чел.13,3%

4497 Результат: принято

4498

4499 Предложение принято.

4500

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4565 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы закончили обсуждать пункт 15 и

4566 перешли к пункту 16. Я приглашаю на трибуну заместителя министра финансов

4567 Российской Федерации Силуанова Антона Германовича для доклада.

4568

4569 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4570

4571 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, я вам дам слово по ведению после

4572 того, как мы завершим обсуждение этого вопроса, потому что у меня сильное

4573 подозрение, что вы хотите вернуть нас к пункту 15. Если нет, я вам дам слово,

4574 никаких проблем, пожалуйста.

4575

4576 Пожалуйста, Антон Германович.

4577

4578 СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной

4579 Думы! Отчёт об исполнении федерального бюджета за 2007 год представлен

4580 Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного

4581 кодекса в установленные сроки, одновременно с проектом бюджета на 2009-2011

4582 годы.

4583

4584 Федеральный бюджет исполнялся в благоприятных макроэкономических условиях. В

4585 2007 году валовой внутренний продукт возрос на 8,1 процента. Инфляция из

4586 расчёта декабрь к декабрю составила 11,9 процента. В среднегодовом выражении

4587 эта цифра составляет 9 процентов, что ниже, чем аналогичный показатель за

4588 2006 год. Цена на нефть составила 69,3 доллара за баррель, это рекорд цены на

4589 нефть за всю последнюю историю. Чистый приток частного капитала в Российскую

4590 Федерацию составил 82,3 миллиарда долларов США, что почти в два раза

4591 превышает уровень 2006 года. Таким образом, благоприятная внешнеэкономическая

4592 конъюнктура и высокие темпы экономического роста позволили как добиться

4593 устойчивых показателей исполнения бюджета по доходам, так и обеспечить

4594 выполнение расходной части бюджета.

4595

4596 По доходам федеральный бюджет исполнен в сумме 7 триллионов 781,1 миллиарда

4597 рублей, или 23,6 процента от валового внутреннего продукта. Это выше, чем в

4598 среднем за последние пять лет, этот показатель составил за пять лет 22,1

4599 процента от валового внутреннего продукта. Доходы выполнены на 104,5 процента

4600 по сравнению с плановым назначением.

4601

4602 По расходам федеральный бюджет исполнен в сумме 5 триллионов 986,6 миллиарда

4603 рублей, или 18,1 процента ВВП, что составляет от плана 91,7 процента.

4604 Профицит бюджета определён в сумме 1 триллион 794,5 миллиарда рублей, или 5,4

4605 процента ВВП, что в два раза превышает плановые назначения.

4606

4607 Доходы превысили плановые назначения на 337,1 миллиарда рублей за счёт

4608 изменения макроэкономических условий, в первую очередь цены на нефть, роста

4609 импорта и экспорта по сравнению с ранее определёнными параметрами. Это

4610 дополнительно дало в бюджет 158,9 миллиарда рублей доходов. Далее - доходов

4611 от управления средствами Стабилизационного фонда дополнительно поступило в

4612 казну на сумму 151,9 миллиарда рублей.

4613

4614 По расходам. Исполнение расходной части осуществлялось в соответствии с

4615 законом о бюджете и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации,

4616 которым были определены основные задачи на 2007 год.

4617

4618 Первая - обеспечение сбалансированности бюджетной системы. Докладываю, что в

4619 2007 году была обеспечена сбалансированность бюджетной системы. Доходы

4620 бюджетной системы составили 11 триллионов 751,4 миллиарда рублей, расходы - 9

4621 триллионов 918 миллиардов рублей. Таким образом, мы видим, обеспечение

4622 профицита в целом бюджетной системы.

4623

4624 Из федерального бюджета обеспечивалась поддержка бюджетов субъектов

4625 Российской Федерации. Было предоставлено межбюджетных трансфертов в сумме

4626 856,2 миллиарда рублей. Из федерального бюджета государственным внебюджетным

4627 фондам было выделено 1 триллион 45,6 миллиарда рублей, из которых

4628 перечисление единого социального налога в Пенсионный фонд составило около 450

4629 миллиардов рублей. В целом бюджеты, как было ранее доложено, сбалансированы.

4630

4631 Вторая задача, которая поставлена была в Бюджетном послании, - это

4632 аккумулирование в Стабилизационном фонде конъюнктурных доходов бюджета. В

4633 2007 году поступило в Стабилизационный фонд 1,9 триллиона рублей, и объём

4634 фонда на конец года составил 3,85 триллиона рублей. Доходы от размещения

4635 средств фонда составили 151,9 миллиарда рублей. Таким образом, эта норма

4636 Бюджетного послания президента также была реализована в 2007 году.

4637

4638 Следующая задача - это повышение результативности бюджетных расходов. Назову

4639 несколько цифр в разных областях.

4640

4641 Финансирование бюджетных услуг в области образования позволило увеличить

4642 число лиц, имеющих высшее и среднее образование. На тысячу человек высшее

4643 образование в 2007 году имели сто девяносто пять человек, а в 2006 году - сто

4644 девяносто три. То же самое касается среднего и начального профессионального

4645 образования. В 2007 году на тысячу человек такое образование имели триста

4646 семьдесят человек, а в 2006 году - триста пятьдесят шесть.

4647

4648 В 2007 году увеличен размер стипендиального обеспечения учащихся, молодёжи в

4649 полтора раза. В рамках национального проекта "Образование" приобретено тысяча

4650 четыреста школьных автобусов, подключено к Интернету двадцать девять тысяч

4651 триста школ, выплачены поощрения десяти тысячам лучших учителей.

4652

4653 В области культуры. Только театрами федерального значения было осуществлено

4654 сорок три премьерные постановки, сыграно более полутора тысяч спектаклей.

4655 Были направлены значительные инвестиции в объекты культуры. Так, инвестиции

4656 были направлены на строительство нового концертного зала Мариинского театра,

4657 на другие важные объекты в области культуры.

4658

4659 В области здравоохранения. Рост бюджетных ассигнований в здравоохранение

4660 позволил увеличить продолжительность жизни граждан с 66,6 лет в 2006 году до

4661 67,6 лет. Это в том числе благодаря и увеличению финансирования из

4662 федерального бюджета и бюджетов других уровней.

4663

4664 В рамках национального проекта "Здоровье" осуществлена закупка тринадцати

4665 тысяч машин "скорой помощи", сократилось время ожидания "скорой помощи" с

4666 тридцати пяти до двадцати пяти минут. Если средний рост заработной платы в

4667 целом в здравоохранении в 2007 году составил 56,6 процента по сравнению с

4668 2005 годом, то в первичном звене этот показатель увеличен в 2,7 раза, а

4669 заработная плата врачей-специалистов увеличилась в 2,1 раза. Число пациентов,

4670 которым была оказана высокотехнологическая помощь, возросло в пять раз.

4671

4672 Все эти показатели говорят об эффективности и результативности тех средств,

4673 которые расходовались в 2007 году из федерального бюджета и бюджетов

4674 субъектов Российской Федерации.

4675

4676 Следующая задача, которая была поставлена в послании президента, - это

4677 повышение роли среднесрочного планирования. Напомню, что 2007 год стал

4678 последним годом, когда бюджет мы принимали на один год. Начиная с 2008 года

4679 все бюджеты мы принимаем на три года, то есть эта норма также реализована.

4680

4681 Значительное место в послании президента уделено совершенствованию

4682 межбюджетных отношений. В 2007 году снизилась зависимость субъектов

4683 Российской Федерации от финансовой помощи из центра. Доля дотаций на

4684 выравнивание в доходах субъектов Российской Федерации сокращается. Так, в

4685 2006 году субъектов Российской Федерации, которые в общем объёме доходов

4686 имели финансовую помощь от 20 до 50 процентов, было шестнадцать, в 2007 году

4687 их количество снизилось до тринадцати. Регионами снижена кредиторская

4688 задолженность: если пять лет до 2007 года она составляла 128 миллиардов

4689 рублей, то к концу 2007 года она снизилась до 42 миллиардов рублей, или

4690 меньше 1 процента доходов. Созданы и стимулы для зарабатывания регионами

4691 собственных средств. Так, средний темп роста налоговых доходов составил в

4692 2007 году и за последний год более 25 процентов. Таким образом, бюджетные

4693 средства и бюджетные методологии распределения бюджетных средств позволили

4694 создать условия для стимулирования субъектов Российской Федерации к

4695 наращиванию собственной доходной базы.

4696

4697 Какие проблемы, мы видим, возникали в 2007 году? Нам не удалось изменить

4698 тенденцию снижения уровня исполнения непроцентных расходов к годовым

4699 назначениям. Если в 2005 году уровень непроцентных расходов исполнен

4700 практически на 100 процентов - 99,8 процента к плановым назначениям, в 2006

4701 году эта цифра составила 96,5 процента, в 2007 году - 91,5 процента, то есть

4702 из плановых назначений 558 миллиардов рублей не было освоено, не было

4703 израсходовано. В чём причина? Она заключается в низком уровне исполнения в

4704 первую очередь инвестиционных расходов. Так, инвестфонд был израсходован

4705 всего на 10,3 процента от плановых назначений. Из 265 миллиардов рублей

4706 бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на финансирование за счёт

4707 инвестфонда, израсходовано 28,2 миллиарда рублей, в том числе 25 миллиардов

4708 рублей - это уставный капитал Российской венчурной компании. К сожалению, в

4709 2008 году серьёзно ситуация не изменилась.

4710

4711 Ряд федеральных целевых программ также финансировался с отставанием от

4712 программных назначений. Так, программа восстановления Чеченской Республики

4713 была профинансирована на 49,7 процента, внепрограммная часть ФАИП

4714 профинансирована на 87,7 процента. В чём причина? Она заключается в том, что

4715 достаточно сложна процедура принятия решений о выделении бюджетных

4716 инвестиций, связанная с наличием перечня строек и объектов, в перечень

4717 необходимо вносить изменения в случае корректировки того или иного

4718 инвестиционного объекта, сложна процедура корректировки федеральных целевых

4719 программ.

4720

4721 Что мы предпринимаем? В настоящее время мы прорабатываем вопрос об упрощении

4722 порядка финансирования инвестиционных расходов. В первую очередь это касается

4723 перехода от финансирования перечня строек и объектов к финансированию

4724 инвестиций через введение федеральной адресной инвестиционной программы. Мы

4725 хотим ввести уведомительный принцип финансирования инвестиций, аналогичный

4726 тому, как это происходит с внесением изменений в бюджетную роспись, то есть

4727 государственные заказчики - главный распорядитель средств - при необходимости

4728 уточнить тот или иной инвестиционный объект в уведомительном порядке должны

4729 сообщать уполномоченному в правительстве органу о внесении изменений в объёмы

4730 инвестиционных расходов.

4731

4732 Следующее предложение касается реализации федеральных целевых программ. Мы

4733 хотим предоставить больше прав госзаказчикам федеральных целевых программ в

4734 части внесения изменений в объёмы бюджетных ассигнований по объектам

4735 программы без изменения годовой суммы, с тем чтобы каждое небольшое,

4736 незначительное изменение объекта федеральной целевой программы не приводило к

4737 затягиванию сроков её реализации. Это, на наш взгляд, важно для увеличения

4738 возможностей реализации прав госзаказчиков по выполнению тех ассигнований,

4739 которые предусмотрены в бюджете, и выполнению тех программных назначений,

4740 которые у нас утверждены правительством.

4741

4742 Несколько слов об институтах развития. Одной из задач, которая поставлена в

4743 Бюджетном послании, является капитализация государственных институтов

4744 развития. В 2007 году был существенно увеличен объём ассигнований, выделяемых

4745 на эти цели. Мы увеличили средства на корпорацию нанотехнологий на 130

4746 миллиардов рублей, капитализировали ВЭБ на 180 миллиардов рублей, увеличили

4747 средства, направляемые в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального

4748 хозяйства, на 240 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств уже

4749 начала расходоваться в 2007 году. Кроме того, указанные ассигнования

4750 позволили в 2008 году продолжить реализацию целей создания этих институтов.

4751

4752 Несколько слов по вопросу изменений в сводную бюджетную роспись.

4753 Действительно, в 2007 году значительное число поправок было внесено главными

4754 распорядителями бюджетных средств в роспись, больше восьми тысяч изменений.

4755 Но большая часть этих поправок, около 57 процентов, внесена в ходе

4756 исполнения в результате экономии по отдельным статьям видов расходов. При

4757 этом более 80 процентов всех изменений в роспись произведено внутри видов

4758 расходов и не затрагивает утверждённый законом бюджетный показатель, что

4759 важно. То есть главные распорядители бюджетных средств не меняли показатели

4760 закона, а производили уточнение внутри экономической классификации, внутри

4761 видов расходов. 17 процентов всех изменений - это перераспределение

4762 ассигнований, зарезервированных на уплату налога на имущество и земельного

4763 налога, то, что, по сути дела, учтено было в бюджете. 8 процентов изменений

4764 связано с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений,

4765 мероприятий и расходов. Таким образом, значительное число изменений в

4766 бюджетную роспись производилось в первую очередь с учётом действующего

4767 законодательства, а также с учётом уточнения отдельных бюджетных ассигнований

4768 в рамках бюджетных процедур, определённых законом о бюджете.

4769

4770 Несколько слов об остатках средств. Остатки в рублях на 1 января 2007 года,

4771 перешедшие с 2006-го на 2007-ой, составили 748 миллиардов рублей, а с 2007-го

4772 на 2008-ой - эта сумма увеличилась до 1 триллиона 50 миллиардов рублей, то

4773 есть прирост переходящих остатков составил более 300 миллиардов рублей. Мы

4774 приняли решение в бюджетном законодательстве о том, что 2007 год станет

4775 последним, когда практикуется перенос остатков с одного года на другой.

4776 Начиная с 2008 года ужесточается дисциплина по отношению к неиспользуемым

4777 средствам. Трёхлетний бюджет даёт манёвр для того, чтобы исполнять бюджет без

4778 остатков.

4779

4780 В заключение хочу сказать, что проблемы исполнения бюджета проанализированы,

4781 выводы сделаны, часть проблем уже решена в 2008 году, и оставшиеся вопросы мы

4782 будем решать в 2009 и 2010 годах.

4783

4784 Спасибо за внимание.

4785

4786 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4787

4788 Уважаемые депутаты, у нас второй доклад - доклад Председателя Счётной палаты

4789 Российской Федерации Сергея Вадимовича Степашина.

4790

4791 Антон Германович, пока присаживайтесь.

4792

4793 СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.

4794

4795 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего я хотел бы

4796 сказать, что Счётная палата подтверждает отчёт правительства об исполнении

4797 федерального бюджета за 2007 год. Мы распространили среди депутатов основные

4798 положения нашего заключения в форме брошюры, поэтому в своём выступлении я

4799 хотел бы остановиться лишь на нескольких, на наш взгляд, важных моментах.

4800

4801 К сожалению, должен отметить, что представление данного документа, честно

4802 говоря, запоздало. Мы с вами договаривались помните о чём: даём заключение на

4803 исполненный бюджет 2006, 2007, 2008 годов перед тем, как будет приниматься

4804 бюджет на следующий год, тогда, послушав заключение, выступления

4805 представителей правительства, депутаты, конечно, могли бы скорректировать и

4806 свою позицию по принимаемому бюджету.

4807

4808 Увы, сегодня и Антону Силуанову достаточно сложно, да и мне сложно каким-то

4809 образом заинтересовать вас исполненным бюджетом 2007 года, поэтому я

4810 остановлюсь на некоторых принципиальных моментах бюджета 2007 года, которые,

4811 на мой взгляд, актуальны и сегодня. И с вашего позволения, с учётом

4812 сегодняшней работы Государственной Думы в первой половине дня я хотел бы вас

4813 проинформировать, может быть, чуть-чуть выйдя за рамки той темы, которая

4814 вынесена в повестку дня, о тех мерах, которые Счётная палата предполагает

4815 осуществить в связи с финансовым кризисом, который возник в том числе в нашей

4816 стране.

4817

4818 Если говорить о ситуации с исполнением бюджета и о факторах риска, то я хотел

4819 бы остановиться на том, что и в 2007 году, и сегодня один из основных

4820 факторов риска - это значительная зависимость отечественной экономики от

4821 мирового рынка капитала. Кстати, именно в 2007 году - это был переломный год,

4822 вы помните, мы с вами об этом говорили в Государственной Думе - совокупный

4823 внешний долг России увеличивался рекордными темпами, почти в полтора раза, и

4824 составил 463 миллиарда долларов. В течение 2008 года, я вам уже об этом

4825 докладывал, сей показатель продолжал быстро расти, и на 1 октября, по оценке

4826 Счётной палаты, составил 560 миллиардов долларов США.

4827

4828 В течение последних трёх лет, вы помните, Счётная палата, точнее, ваш

4829 покорный слуга с этой трибуны неоднократно обращал внимание на остроту этой

4830 проблемы, в том числе и при рассмотрении в Госдуме отчёта правительства об

4831 исполнении бюджета. И на самом деле, если уж откровенно говорить, полемика,

4832 которая сегодня была проведена по выступлениям Алексея Леонидовича Кудрина и

4833 представителя Центрального банка, должна была бы быть не о том, прошу

4834 прощения за возможность так высказаться, что случилось со Стабилизационным

4835 фондом, хотя эта тема достаточно интересная, и мы вам в следующем году

4836 доложим по итогам нашей проверки, а о том, почему наши крупнейшие

4837 государственные компании и негосударственные набрали за четыре года 560

4838 миллиардов долгов. Вот главная тема, вот главная причина в чём. Я думаю, в

4839 последующем, при рассмотрении отчётов о бюджете и в целом о тех мерах,

4840 которые нужно принимать, именно на это нужно будет обращать внимание.

4841

4842 В условиях углубления мирового финансового кризиса особого внимания требует,

4843 как вы знаете, и я думаю, вы со мной согласитесь, повышение эффективности

4844 бюджетных расходов инвестиционного характера. Это тоже одна из важнейших тем.

4845 Я приведу цифры опять же 2007 года. Так, например, по итогам исполнения

4846 федерального бюджета в 2007 году, объём неисполненных - вами, уважаемые

4847 товарищи, законодательно утверждённых - расходов составил более чем

4848 полтриллиона рублей, и вопрос по сравнению с предыдущим годом вырос в 3,7

4849 раза. По большей части это обусловлено незаключением соглашений по

4850 Инвестиционному фонду и несвоевременным выделением средств на реализацию

4851 федеральных целевых программ.

4852

4853 Аналогичным образом, уважаемые коллеги, складывается ситуация и с исполнением

4854 бюджета текущего года. Так, за первые девять месяцев, смею вам доложить,

4855 средства Инвестиционного фонда вообще не расходовались, а средства на ФЦП

4856 были использованы лишь наполовину. Основными причинами здесь являются

4857 несвоевременное принятие нормативных правовых актов, проволочки в

4858 согласовании объектов строительства, проектно-сметной документации и

4859 пресловутый закон № 94-ФЗ, который продолжает жить своей жизнью. Страна живёт

4860 своей жизнью, кризис живёт своей жизнью, а закон № 94-ФЗ живёт своей жизнью.

4861 Это первое.

4862

4863 И второе. Давайте откровенно говорить: Кудрин здесь ни при чём, но если

4864 министр, крупный бюджетополучатель, не осваивает деньги, за которые он бился,

4865 - ну давайте его уволим и поставим другого. Или у нас уже никого не осталось

4866 в стране? Я прошу прощения: это, может быть не моя компетенция.

4867

4868 Текущая ситуация с исполнением бюджетных назначений не позволяет говорить о

4869 существенных резервах повышения качества всей системы управления

4870 государственными финансами. Так, например, в ходе исполнения бюджета в 2007

4871 году за счёт внесения изменений в сводную бюджетную роспись было

4872 перераспределено чуть меньше трети кассовых расходов, а за десять месяцев

4873 текущего года - уже 58... Это тоже вопрос, связанный с системой управления

4874 государственными финансами в нашей стране.

4875

4876 Недостаточными темпами происходит внедрение бюджетирования, ориентированного

4877 на результат, об этом мы говорим из года в год. Из общего числа показателей

4878 результативности субъектов бюджетного планирования, по нашей оценке, не

4879 выполнено 22 процента, и особое внимание необходимо обратить на важнейшие

4880 социальные показатели. В том заключении, которое мы вам подготовили, мы

4881 впервые предприняли попытку анализа, куда и зачем выделялись деньги и что в

4882 конечном итоге получилось. Антон Силуанов в своём выступлении сегодня об этом

4883 тоже, по-моему, неплохо сказал. В ряде случаев динамика достигнутых

4884 результатов заметно ниже темпов роста соответствующих затрат федерального

4885 бюджета. Один пример приведу: расходы Минрегиона России на развитие

4886 ипотечного кредитования и рынка жилья выросли в реальном выражении в полтора

4887 раза, а количество граждан, которые улучшили своё жильё, - на 36 процентов.

4888 Куда ушли деньги? Насколько они эффективно были потрачены? Как мы это

4889 планируем? Серьёзный вопрос.

4890

4891 Кстати, 2007 год является последним годом, когда исполнение бюджета

4892 происходило в рамках старой редакции Бюджетного кодекса, и очевидно, что

4893 переход на бюджетирование, ориентированное на результат, требует иных

4894 подходов к составлению отчёта правительства об исполнении федерального

4895 бюджета. Нам нужно контролировать не только кассовое исполнение доходов и

4896 расходов, этому мы научились, но и то, в какой мере были выполнены основные

4897 задачи налоговой и бюджетной политики. Тем более, что в соответствии с

4898 посланием главы государства Федеральному Собранию правительство со следующего

4899 года будет отчитываться перед Госдумой об итогах своей работы. Я знаю, что вы

4900 приняли соответствующий законопроект в первом чтении, сейчас принимаете во

4901 втором, уже приняли. Видимо, нужно продумать регламентные нормы, что же вы

4902 хотите услышать в этом отчёте, что бы вы хотели узнать из этого отчёта и кто

4903 будет оппонировать правительству. Давайте и об этом тоже с вами вместе

4904 подумаем.

4905

4906 В связи с этим Счётная палата поддерживает предложение Комитета по бюджету и

4907 налогам о введении более действенных механизмов контроля за эффективностью и

4908 результативностью использования бюджетных средств. Например, возможен такой

4909 вариант, когда в ходе принятия бюджета на очередной трёхлетний цикл

4910 утверждаются целевые значения ряда наиболее значимых показателей

4911 социально-экономического развития. На основании анализа степени достижения

4912 этих индикаторов Госдума могла бы оценивать эффективность работы

4913 правительства за отчётный период, тем более что такая практика уже

4914 реализуется, как вы знаете, в отношении субъектов Российской Федерации.

4915

4916 В связи с этим хотел ещё раз напомнить, уважаемые коллеги, о необходимости

4917 выполнения Бюджетного послания президента в части внесения в Бюджетный кодекс

4918 современных норм организации государственного финансового контроля и

4919 установления ответственности за неэффективное и нерезультативное

4920 использование бюджетных средств. Это тем более важно в нынешних условиях,

4921 когда получателями государственной финансовой поддержки становится широкий

4922 круг банков, предприятий, причём всех форм собственности.

4923

4924 Счётная палата, как конституционный орган внешнего госаудита, при участии

4925 представителей банковского сектора и экспертного сообщества сформулировала

4926 свои предложения о мерах по стабилизации ситуации в экономике и доложила их

4927 президенту, председателю правительства. Мы свои предложения направили и вам.

4928 Я направил их в адрес Бориса Вячеславовича Грызлова и Сергея Михайловича

4929 Миронова, не знаю, дошли они до вас или нет. Кстати, по результатам наших

4930 предложений и президент страны, и Владимир Владимирович Путин,

4931 премьер-министр, дали соответствующие поручения органам исполнительной

4932 власти. Что в них, в этих предложениях? Я расскажу очень коротко.

4933

4934 Прежде всего, на наш взгляд, необходима разработка прозрачных процедур

4935 контроля за использованием государственной помощи. В частности, решение о её

4936 предоставлении должно быть принято с учётом не только финансового состояния

4937 получателей, но также и качества финансового менеджмента в предкризисный

4938 период. Если говорить очень коротко: хватит давать деньги неуделям.

4939

4940 Мы исходим из того, что меры по стабилизации социально-экономической ситуации

4941 должны иметь комплексный характер и в конечном итоге должны быть направлены

4942 на обеспечение ликвидными финансами, ресурсами реального сектора экономики.

4943 Государственная поддержка финансового рынка должна обеспечиваться мерами

4944 косвенной поддержки предприятий посредством рефинансирования их долгов,

4945 льготного кредитования или использования механизма налогового кредита.

4946 Кстати, сегодня вы об этом совершенно справедливо говорили во время

4947 обсуждения докладов Кудрина и Игнатьева. Кроме того, необходимо принятие

4948 пакета федеральных законов, которые обеспечивали бы реализацию надзора за

4949 рисками профессиональных участников финансового рынка.

4950

4951 Основной причиной значительной зависимости российской экономики от мирового

4952 рынка является не только гипертрофированная роль сырьевых отраслей, о чём мы

4953 говорили неоднократно, но и - сегодня это почему-то не очень резко прозвучало

4954 - оторванность финансовой системы от нужд реального сектора экономики.

4955 Поэтому в условиях мирового финансового кризиса необходимо принятие целого

4956 комплекса мер по реорганизации финансовой системы страны и её переориентации

4957 на стимулирование позитивных изменений в социально-экономической сфере.

4958

4959 Одновременно должны перестраивать свою работу и контрольные органы. Например,

4960 Счётная палата в оперативном режиме осуществляет мониторинг использования

4961 государственных финансовых ресурсов по трём основным направлениям, докладываю

4962 вам по каким: в банках (этим занимается аудитор Валерий Павлович Горегляд, он

4963 является членом наблюдательного совета во Внешэкономбанке), в крупнейших

4964 компаниях-заёмщиках, в том числе впервые и в частных, и в регионах. Так, мы

4965 уже начали проверку использования средств в размере 4,5 миллиарда долларов

4966 США, которые предоставлены через Внешэкономбанк (это, кстати, бюджетные

4967 деньги) частной компании "РУСАЛ". Весьма показательно, уважаемые товарищи,

4968 то, что, например, в Соединённых Штатах Америки высшее контрольное управление

4969 сегодня наделено широкими полномочиями в деле обеспечения контроля за

4970 эффективностью реализации антикризисных мер. О результатах своей работы оно

4971 по решению Конгресса США обязано раз в два месяца отчитываться перед

4972 Конгрессом, что сделано правительством по стабилизации

4973 финансово-экономической ситуации в Соединённых Штатах Америки.

4974

4975 Буквально неделю назад в том числе по инициативе Счётной палаты России в

4976 рамках Международной организации высших органов финансового контроля

4977 (называется она ИНТОСАИ, как вы знаете) создана постоянная рабочая группа,

4978 куда вошла и Россия, по разработке методологии и организации государственного

4979 контроля в условиях международного финансового кризиса. Полагаю, что

4980 международный опыт был бы полезен для решения такой задачи у нас, в нашей

4981 стране. Счётная палата, с вашего позволения и при вашем участии, к этому

4982 готова.

4983

4984 Спасибо.

4985

4986 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4987

4988 Теперь содоклад от комитета. Его сделает председатель Комитета по бюджету и

4989 налогам Юрий Викторович Васильев.

4990

4991 ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет

4992 отмечает, что законопроект полностью соответствует кассовому исполнению

4993 федерального бюджета за 2007 год. Однако, рассматривая отчёт об исполнении

4994 федерального бюджета, мы даём не только оценку его кассового исполнения, но и

4995 проводимой за истекший период бюджетной и налоговой политики.

4996

4997 Не повторяя положительные моменты, которые отмечали предыдущие докладчики,

4998 считаю необходимым остановиться на замечаниях, имеющих системный характер, на

4999 это депутаты комитета обращали внимание правительства практически при каждом

5000 рассмотрении законопроектов, связанных с федеральным бюджетом.

5001

5002 Прежде всего, это качество и точность макроэкономического прогноза и основных

5003 показателей бюджета. Напомню вам, что в 2007 году Государственная Дума пять

5004 раз рассматривала и принимала поправки к федеральному бюджету. Изменения

5005 вносились и по объёмам валового внутреннего продукта, и по уровню инфляции, и

5006 по доходам, расходам федерального бюджета. Причём последние изменения были

5007 внесены в ноябре 2007 года, но, к сожалению, мы сегодня констатируем, что

5008 этот уточнённый бюджет был также перевыполнен по доходам на 337 миллиардов

5009 рублей, или на 4,5 процента, а по расходам недовыполнен на 544 миллиарда

5010 рублей. То есть за месяц до окончания года неточность прогноза по доходам и

5011 по расходам составляла значительную сумму.

5012

5013 Необходимо напомнить, что правительство уточняет показатели бюджета в течение

5014 года не только при корректировке закона о бюджете, но и путём внесения

5015 изменений в сводную бюджетную роспись в рамках прав, предоставленных

5016 Бюджетным кодексом. Бесспорно, для обеспечения качества управления бюджетными

5017 ресурсами эта норма объективно необходима, но у нас вызывает сомнение не

5018 наличие такого права, а количество изменений и их объём. Так, в течение 2007

5019 года Министерством финансов по предложениям главных распорядителей внесено

5020 около двадцати четырёх тысяч изменений, или перераспределена третья часть

5021 расходов федерального бюджета. Напомню, что в 2006 году было внесено около

5022 двадцати тысяч таких изменений, что не создаёт условий для повышения точности

5023 прогноза параметров федерального бюджета.

5024

5025 Очевидно, назрела острая необходимость рекомендовать Правительству Российской

5026 Федерации принять комплекс мер по повышению ответственности главных

5027 распорядителей бюджетных средств за обоснованность формируемых ими бюджетных

5028 заявок и за результат использования выделяемых бюджетных средств, о чём здесь

5029 говорил Сергей Вадимович Степашин.

5030

5031 Следующее замечание - несвоевременность подготовки или даже отсутствие до

5032 конца года необходимых нормативных актов, определяющих порядок и условия

5033 использования бюджетных ресурсов. Затягивание сроков разработки порядков в

5034 2007 году бесспорно повлияло на то, что 40 процентов бюджетных ассигнований

5035 пришлось на четвёртый квартал. Это самый высокий уровень концентрации

5036 бюджетных ресурсов в четвёртом квартале за последние пять лет. Результатом

5037 такой работы министерств и ведомств является несвоевременное доведение

5038 огромных бюджетных средств до тех, кто строит дороги, жильё, создаёт

5039 инфраструктуру, получает средства на развитие села и других отраслей нашей

5040 экономики.

5041

5042 Считаем необходимым рекомендовать правительству повысить ответственность

5043 министерств и ведомств за принятие нормативных актов, определяющих порядок

5044 расходования средств федерального бюджета, до начала финансового года.

5045 Следствием отсутствия к началу финансового года таких нормативных актов стал

5046 постоянный рост объёмов остатков бюджетных средств на конец года. И каждый

5047 раз мы принимаем поправки о переносе этих средств на следующий финансовый

5048 год.

5049

5050 Считаем, что также требует особого рассмотрения вопрос о финансировании

5051 инвестиционных проектов региональных объектов. Напомню, уважаемые коллеги,

5052 что начиная с 2003 года по просьбе правительства утверждение федеральной

5053 адресной инвестиционной программы осуществляется распоряжением правительства

5054 после принятия закона о федеральном бюджете. По сложившейся практике перечень

5055 строек и объектов утверждается Правительством Российской Федерации только в

5056 феврале - марте текущего года, а соответствующие акты субъектов принимаются

5057 не раньше июня. С учётом проведения процедуры конкурсов реальное

5058 финансирование строительства начинается только осенью. В итоге на протяжении

5059 2001-2006 годов ввод завершённых строительством объектов осуществлялся на

5060 уровне 10-15 процентов годовых назначений.

5061

5062 Исполнение расходов федерального бюджета по федеральной адресной

5063 инвестиционной программе в 2007 году составило 488 миллиардов рублей, что на

5064 100 миллиардов рублей меньше по сравнению с уточнёнными расходами. Из двух

5065 тысяч семисот восьми объектов, которые были предусмотрены к вводу в 2007

5066 году,

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6259 По ведению - депутат Локоть. Пожалуйста.

6260

6261 ЛОКОТЬ А. Е. Надежда Васильевна, во время голосования по 16-му пункту депутат

6262 Зюганов голосовал против. Это техническая ошибка. Я просто для стенограммы

6263 прошу...

6264

6265 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6266