Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 94805-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

у Президента РФ
24.11.2008

Номер законопроекта:94805-5
Дата внесения законопроекта в ГД:26.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/94805-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:24.11.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:205-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №94805-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

Дата заседания 31.10.2008, номер заседания 51, строк в стенограмме 7003

О проекте федерального закона № 94805-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1007 Вопрос 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1008 законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О

1009 федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

1010 Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия

1011 Васильевича Кулика.

1012

1013 Пожалуйста.

1014

1015 КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1016

1017 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В связи с тем что поступила

1018 поправка ряда депутатов к законопроекту, который нами был принят во втором

1019 чтении, я вношу предложение и прошу вас вернуть законопроект к процедуре

1020 второго чтения, чтобы рассмотреть эту поправку.

1021

1022 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста.

1023

1024 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1025

1026 Уважаемый Борис Вячеславович, с нашей точки зрения, когда не успели принять

1027 закон, а через два дня уже возвращаем во второе чтение - это следствие

1028 поспешного принятия законов. Это из-за того, что не даём задавать вопросы,

1029 столько, сколько есть, из-за того, что не даём аргументировать поправки,

1030 когда они есть, и не учитываем их.

1031

1032 Я считаю, что надо отказать.

1033

1034 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция.

1035

1036 По ведению? Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.

1037

1038 ФЕДОТКИН В. Н. Геннадий Васильевич, данный вопрос рассматривается в комитете

1039 по бюджету. Почему это предложение ваше - я член комитета - прошло мимо

1040 комитета по бюджету? Мы могли вчера или сегодня утром собраться, однако вы

1041 как-то с чёрного хода заходите.

1042

1043 И второе. Приведите хоть какие-то весомые аргументы, чтобы мы этот

1044 серьёзнейший шаг - возврат ко второму чтению законопроекта - могли понять.

1045 Почему так, минуя комитет? И какая причина подталкивает вас предложить

1046 сделать нам такой серьёзный шаг - вернуть законопроект ко второму чтению?

1047

1048 КУЛИК Г. В. Борис Вячеславович, я думаю, что коллеги напрасно возбуждаются и

1049 раньше времени озаботились. Я пока прошу вернуть законопроект к процедуре

1050 второго чтения. Вы рассмотрите предлагаемую поправку (будет возможность при

1051 необходимости задать вопросы) и поймёте, почему мы просим это сделать,

1052 поскольку поправка эта тесным образом связана с ситуацией, которая

1053 складывается в экономике страны. И поэтому я прошу пока решить вопрос о

1054 возврате данного законопроекта к процедуре второго чтения, а на остальные

1055 вопросы вы получите исчерпывающий ответ.

1056

1057 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1058

1059 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1060

1061 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению выступили.

1062

1063 Уважаемые коллеги, вы прекрасно понимаете, что перевод во второе чтение,

1064 возвращение законопроекта к процедуре второго чтения делается в

1065 исключительных случаях. Но если есть требование фракций, представляющих

1066 парламентское большинство, то это тот самый исключительный случай, за который

1067 надо просто проголосовать, а дальше мы будем рассматривать поправку, по ней

1068 можно высказываться, мнение за - мнение против. Поэтому сейчас я ставлю на

1069 голосование предложение о возвращении данного законопроекта к процедуре

1070 второго чтения. Кто за? Прошу голосовать.

1071

1072 Включите режим голосования.

1073

1074 Покажите результаты голосования.

1075

1076 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 08 сек.)

1077 Проголосовало за 314 чел.69,8%

1078 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1079 Воздержалось 0 чел.0,0%

1080 Голосовало 315 чел.

1081 Не голосовало 135 чел.30,0%

1082 Результат: принято

1083

1084 Принято.

1085

1086 Вот теперь по сути будем рассматривать. Суть поправок, их две. Пожалуйста,

1087 Геннадий Васильевич.

1088

1089 КУЛИК Г. В. Слово от авторов данных поправок я прошу дать Васильеву.

1090

1091 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От авторов поправок - Васильев Юрий Викторович.

1092 Пожалуйста.

1093

1094 Включите микрофон.

1095

1096 ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В условиях

1097 текущего года и 2009 года на всех уровнях управления - и федеральном, и

1098 региональном, и местном - объективно может потребоваться оперативное принятие

1099 решений по концентрации бюджетных ресурсов на решение неотложных вопросов.

1100 Между тем процедура принятия изменений в федеральный бюджет, предусмотренная

1101 Бюджетным кодексом, является достаточно длительной. Статьёй 213 Бюджетного

1102 кодекса предусматривается рассмотрение законопроекта Государственной Думой в

1103 трёх чтениях в течение двадцати пяти дней, Советом Федерации - в течение

1104 четырнадцати дней. Кроме того, требуется время для подписания законопроекта

1105 президентом и его опубликования. Для решения этой проблемы мы и предлагаем

1106 данные поправки.

1107

1108 Наши основные, принципиальные предложения, которые изложены в поправках,

1109 сводятся к следующему: решения по перераспределению бюджетных ассигнований

1110 должны приниматься не Министерством финансов, а правительством. Предложенный

1111 порядок должен носить не постоянный, а временный характер и действовать

1112 только до 1 января 2010 года. Недопустимо исключение из бюджетного процесса

1113 Государственной Думы, о чём говорили депутаты, необходимо сохранение её

1114 бюджетных полномочий путём создания специальных процедур.

1115

1116 Для реализации этого предлагается следующий механизм. Решения принимаются

1117 правительством только после их предварительного рассмотрения специально

1118 создаваемой на срок действия этих полномочий Комиссией Федерального Собрания

1119 Российской Федерации по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований

1120 между текущим финансовым годом и плановым периодом.

1121

1122 С учётом всего изложенного предлагаю поддержать данные поправки.

1123

1124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1125

1126 Мнение против. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич.

1127

1128 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Давайте

1129 уточним, о чём всё-таки идёт речь. Речь идёт фактически обо всём бюджете - 6

1130 с лишним триллионов рублей, - мы даём право Минфину или правительству

1131 перераспределять не как мы проголосовали в законе, а по разделам,

1132 подразделам, целевым статьям и видам расходов, и какая-то комиссия будет

1133 давать согласие. А Дума тогда для чего существует? Деньги будут уже

1134 потрачены, отправлены, израсходованы, а потом нас поставят перед фактом:

1135 товарищи, как хотите, но деньги уже ушли.

1136

1137 В связи с этим вопрос к коллегам, которые разрабатывали данные поправки:

1138 почему мы так принижаем роль своей же Думы? То есть Дума будет ни при чём,

1139 три цифры у нас будут - доходы, расходы, профицит, а остальное будем узнавать

1140 из газет, что там с деньгами случилось. А спрашивать-то с нас будут! Вот так,

1141 вопрос ещё раз у меня: почему так принижается роль Госдумы в принципиальном

1142 вопросе - распределении народных денег?

1143

1144 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1145

1146 Мнения по поправкам высказаны - и за, и против.

1147

1148 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1149

1150 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть Регламент. Высказано мнение за

1151 и мнение против. Надо будет выступать по мотивам - это в третьем чтении.

1152

1153 Я ставлю на голосование. Здесь две поправки. Поправка 1 касается срока - до 1

1154 января 2010 года. Содержание поправки 2 было изложено Васильевым Юрием

1155 Викторовичем. Я ставлю на голосование поправку 1. Кто за? Прошу голосовать.

1156

1157 Включите режим голосования.

1158

1159 Покажите результаты голосования.

1160

1161 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 49 сек.)

1162 Проголосовало за 312 чел.69,3%

1163 Проголосовало против 59 чел.13,1%

1164 Воздержалось 1 чел.0,2%

1165 Голосовало 372 чел.

1166 Не голосовало 78 чел.17,3%

1167 Результат: принято

1168

1169 Принято.

1170

1171 Ставится на голосование поправка 2. Кто за? Прошу голосовать.

1172

1173 Включите режим голосования.

1174

1175 Покажите результаты голосования.

1176

1177 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 28 сек.)

1178 Проголосовало за 313 чел.69,6%

1179 Проголосовало против 86 чел.19,1%

1180 Воздержалось 0 чел.0,0%

1181 Голосовало 399 чел.

1182 Не голосовало 51 чел.11,3%

1183 Результат: принято

1184

1185 Принято.

1186

1187 Поправки мы разобрали. Ставится на голосование во втором чтении проект

1188 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

1189 Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на

1190 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Кто за? Прошу голосовать.

1191

1192 Включите режим голосования.

1193

1194 Покажите результаты голосования.

1195

1196 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 12 сек.)

1197 Проголосовало за 313 чел.69,6%

1198 Проголосовало против 64 чел.14,2%

1199 Воздержалось 0 чел.0,0%

1200 Голосовало 377 чел.

1201 Не голосовало 73 чел.16,2%

1202 Результат: принято

1203

1204 Принято.

1205

1206 Пожалуйста, Геннадий Васильевич, ваши дальнейшие предложения.

1207

1208 КУЛИК Г. В. Борис Вячеславович, я прошу дать небольшое время для того, чтобы

1209 подготовить этот законопроект к третьему чтению.

1210

1211 И второе. Прошу включить в повестку дня сегодня дополнительный вопрос о

1212 принятии постановления Государственной Думы "О Комиссии Федерального Собрания

1213 Российской Федерации по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований

1214 между текущим финансовым годом и плановым периодом", с тем чтобы нам

1215 утвердить состав комиссии, которая будет этим заниматься. Я прошу включить

1216 этот дополнительный вопрос в повестку дня.

1217

1218 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, я просто хочу уточнить: почему

1219 нужно готовить? Вот у меня, например, на столе уже лежат все документы по

1220 третьему чтению и у депутатов тоже, уже всё роздано. Я думаю, что мы вполне

1221 можем выносить этот вопрос на "час голосования".

1222

1223 КУЛИК Г. В. Вынести на "час голосования", да.

1224

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1228 Уважаемые коллеги, давайте мы так сделаем. У нас "час голосования" будет уже

1229 достаточно скоро, мы проголосуем по проекту данного федерального закона в

1230 третьем чтении, примем его, надеюсь, и тогда уже актуально будет предложение

1231 о включении в порядок работы постановления о составе комиссии. Я знаю, что

1232 эту работу проводили, там есть предложение - включить представителя от каждой

1233 фракции в эту комиссию. Думаю, что актуально будет ставить этот вопрос после

1234 голосования в третьем чтении по законопроекту. Мы ещё не проголосовали,

1235 Геннадий Васильевич. Давайте таким образом поступим. У нас все документы

1236 розданы, и я предлагаю вынести пункт 4 на "час голосования". Нет возражений.

1237

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2370 Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

2371 законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О

2372 федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов",

2373 третье чтение.

2374

2375 По мотивам голосования - депутат Коломейцев от фракции КПРФ. У нас по мотивам

2376 - от фракций.

2377

2378 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2379

2380 Уважаемые коллеги, вот вчера очень интересный "круглый стол" проводил комитет

2381 по конституционному законодательству совместный, подчёркиваю, с Институтом

2382 государства и права. Жалко, что там присутствовали всего три депутата. Было

2383 бы интересно всем послушать мнение академиков о том, как выполняются у нас

2384 законы и каковы права депутатов.

2385

2386 Вот с моей точки зрения, этот закон - это образчик пренебрежительнейшего

2387 отношения к главному финансовому документу страны и к депутатам как таковым.

2388 Вот этот закон, вообще, депутатам рекомендую прочитать. Он предлагает дать

2389 сверхполномочия непонятной комиссии и правительству по распоряжению 40

2390 процентами бюджета, это примерно 6 триллионов рублей. Если вы почитаете, то

2391 увидите, что здесь записаны в том числе полномочия по ущемлению прав и

2392 нижестоящих, так сказать, бюджетов. К сожалению, мы опять с вами, еще не

2393 приняв закон, в него уже изменения вносим, понимаете?

2394

2395 Кроме этого, на самом деле мы с вами опять наступаем на старые грабли,

2396 несмотря на то что они уже больно ударили нас всех по лбу. Почему? Потому что

2397 мы взяли и уже больше 2 триллионов бюджетных денег отправили биржевым

2398 спекулянтам, в том числе те, которые были предусмотрены на развитие ЖКХ, в

2399 том числе те, которые мы планировали направить на развитие ипотеки. И сегодня

2400 вы опять предлагаете 2 триллиона заморозить в стабилизационном фонде

2401 непонятно каком!

2402

2403 Я считаю, что это, вообще, преступный документ, потому что он роздан

2404 депутатам не за три дня, а во время заседания и предлагается его принять

2405 сразу во втором и третьем чтениях. Фракция КПРФ за такие документы не

2406 голосовала и голосовать не будет, потому что мы убеждены... Пока мы с вами,

2407 наш президент и правительство рассказываем про тишь и гладь, говорим, что у

2408 нас финансового кризиса нет, на самом деле все международные спекулянты,

2409 которые лучше нашего правительства знают о ситуации на финансовом рынке,

2410 говорят о том, что Россия уже страна-банкрот. И вот эти изменения в закон их

2411 слова подтверждают. Почему? Потому что здесь чрезвычайные меры и полномочия

2412 предлагаются для правительства. Поэтому мы предлагаем не голосовать за этот

2413 закон. Это первое.

2414

2415 Второе. Мы настаиваем на неукоснительном выполнении Регламента

2416 Государственной Думы. Мы с вами за последние две недели перераспределили

2417 треть федерального бюджета незаконно. На коленях кто-то пишет поправочки,

2418 вносит, предлагает, и мы принимаем это. Нельзя этого делать! Мы категорически

2419 против и голосовать за этот закон не будем!

2420

2421 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О

2422 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

2423 связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый

2424 период 2010 и 2011 годов".

2425

2426 Включите режим голосования.

2427

2428 Покажите результаты.

2429

2430 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 02 сек.)

2431 Проголосовало за 350 чел.77,8%

2432 Проголосовало против 58 чел.12,9%

2433 Воздержалось 1 чел.0,2%

2434 Голосовало 409 чел.

2435 Не голосовало 41 чел.9,1%

2436 Результат: принято

2437

2438 Принято.

2439

Дата заседания 23.10.2008, номер заседания 49, строк в стенограмме 2212

О проекте федерального закона № 94805-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (принят в первом чтении 19 сентября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346-38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1887 Уважаемые депутаты, возвращаемся к пункту 3, который мы решили обсудить после

1888 рассмотрения всех остальных вопросов. Проект федерального закона "О внесении

1889 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

1890 Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период

1891 2010 и 2011 годов". Законопроект второго чтения. Докладывает заместитель

1892 председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадий Васильевич Кулик.

1893

1894 КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило двадцать две

1895 поправки. Комитет после рассмотрения семнадцать поправок рекомендует к

1896 принятию и пять поправок - к отклонению. Просил бы поддержать решение

1897 комитета и рассмотреть таблицу принятых поправок.

1898

1899 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1, семнадцать поправок,

1900 которые комитет рекомендует к принятию. Есть ли замечания? Нет замечаний.

1901 Ставится на голосование таблица 1.

1902

1903 Включите режим голосования.

1904

1905 Покажите результаты.

1906

1907 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 39 сек.)

1908 Проголосовало за 322 чел.71,6%

1909 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1910 Воздержалось 0 чел.0,0%

1911 Голосовало 322 чел.

1912 Не голосовало 128 чел.28,4%

1913 Результат: принято

1914

1915 Принимается.

1916

1917 Таблица 2. Здесь пять поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Так,

1918 вижу: депутат Гончар и депутат Штогрин.

1919

1920 Пожалуйста, депутат Гончар.

1921

1922 ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1923

1924 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прошу вынести на отдельное

1925 голосование поправку 3 из таблицы отклонённых поправок.

1926

1927 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 3.

1928

1929 Депутат Штогрин.

1930

1931 ШТОГРИН С. И. Поправка 2.

1932

1933 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 2.

1934

1935 Других предложений нет? Ставлю на голосование таблицу 2, за исключением

1936 поправок 3 и 2.

1937

1938 Включите режим голосования.

1939

1940 Покажите результаты.

1941

1942 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 39 сек.)

1943 Проголосовало за 319 чел.70,9%

1944 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1945 Воздержалось 0 чел.0,0%

1946 Голосовало 319 чел.

1947 Не голосовало 131 чел.29,1%

1948 Результат: принято

1949

1950 Принимается таблица без двух обозначенных мной поправок.

1951

1952 Поправка 3.

1953

1954 Пожалуйста, включите микрофон депутату Гончару.

1955

1956 ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, поправка 3 предусматривает возможность

1957 предоставления субъектам Российской Федерации, не получающим дотации на

1958 выравнивание бюджетной обеспеченности, бюджетных кредитов в тех целях,

1959 которые мы сегодня обсуждаем. Мы, авторы этой поправки, депутаты Карабасов,

1960 Габдрахманов и Гончар, считаем, что нужно дать возможность и субъектам

1961 Российской Федерации, о которых я сказал, участвовать в спасении кредитных

1962 организаций, если такого рода ситуация возникает.

1963

1964 Аргументы против, которые правительство изложило на заседании бюджетного

1965 комитета, состояли в том, что у правительства есть другие инструменты. Да, но

1966 у правительства есть другие инструменты, а у субъектов Федерации нет, а мы

1967 считаем, что такого рода возможность субъектам Российской Федерации нужно

1968 предоставить. Это на благо общего дела.

1969

1970 Спасибо.

1971

1972 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.

1973

1974 КУЛИК Г. В. Комитет после детального рассмотрения этой поправки не поддержал

1975 её. Смысл высказанных депутатом сомнений состоит... Предлагается дать новый

1976 инструмент в распоряжение субъектов Российской Федерации - возможность

1977 выдавать бюджетный, подчёркиваю, кредит организациям и юридическим лицам

1978 независимо от форм собственности. Таким правом не пользуется у нас пока даже

1979 центральная власть, мы выдаём бюджетный кредит только бюджетам субъектов

1980 Российской Федерации. Мы посчитали, что в распоряжении субъектов есть

1981 достаточно возможностей для того, чтобы имеющиеся свободные средства

1982 использовать для поддержки тех организаций, банков, которые в первую очередь

1983 нуждаются в этом, и в связи с этим отклонили эту поправку.

1984

1985 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, правительство.

1986

1987 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Правительство Российской Федерации также не поддерживает эту

1988 поправку, полностью солидарно с тем заключением, которое дал по этой поправке

1989 комитет. Бюджет - и федеральный, и региональный, и муниципальный -

1990 предусмотрен для исполнения расходных полномочий соответствующих

1991 публично-правовых образований. Кредитование секторов экономики не входит в

1992 сферу полномочий бюджета, это сфера исключительно кредитных организаций. Для

1993 этого там есть и инструменты, и ресурсы, и соответствующие подразделения по

1994 исследованию рисков этих операций. Поэтому мы не поддерживаем поправку,

1995 особенно сейчас, когда бюджету необходимо консолидировать ресурсы для

1996 исполнения тех расходов, которые связаны с социальной направленностью.

1997

1998 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1999

2000 Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение данной поправки. Ставится на

2001 голосование поправка 3 из таблицы отклонённых. Комитет и правительство её не

2002 поддерживают.

2003

2004 Включите режим голосования.

2005

2006 Покажите результаты.

2007

2008 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 30 сек.)

2009 Проголосовало за 8 чел.1,8%

2010 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2011 Воздержалось 0 чел.0,0%

2012 Голосовало 8 чел.

2013 Не голосовало 442 чел.98,2%

2014 Результат: не принято

2015

2016 Отклоняется поправка.

2017

2018 Депутат Штогрин, пожалуйста, обоснование по поправке 2.

2019

2020 ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович.

2021

2022 Я, во-первых, очень признателен коллегам-депутатам и правительству за то, что

2023 они всё-таки прислушались к моим доводам, когда я выступал при обсуждении

2024 законопроекта в первом чтении, и оставили на 2009 год доли зачисления доходов

2025 от акцизов на водку по месту производства такими, какие они есть сегодня.

2026 Теперь норма статьи 1 по предлагаемому законопроекту будет вводиться с 1

2027 января 2010 года. Но поскольку мы взяли тайм-аут на целый год, а я просил на

2028 заседании комитета дать расчёт того, какие субъекты потеряют доходы, какие

2029 ещё больше получат (а получат те, где больше всего производится водки), но

2030 так его и не получил... Поскольку доли зачисления остались прежними и не

2031 поменялись ни на 2010 год, ни на 2011 год, естественно, эту норму нельзя

2032 рассматривать и принимать без мнения субъектов Федерации. И когда было первое

2033 чтение, то спутали изменения в Налоговый кодекс с изменениями в Бюджетный. А

2034 я доказывал, что изменения в Бюджетный кодекс нельзя принимать без совета с

2035 субъектами Федерации. В чём состоит моя поправка? Давайте сейчас мы эту норму

2036 из законопроекта изымем и не будем менять 20 процентов на 40 и 80 процентов

2037 на 60, у нас есть целый год впереди, обсудим, посчитаем и найдём самый

2038 оптимальный вариант. Я предлагаю статью 1 изъять из этого законопроекта.

2039

2040 Спасибо.

2041

2042 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот я вижу, что правительство готово прокомментировать

2043 эту поправку.

2044

2045 Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.

2046

2047 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Спасибо большое.

2048

2049 Так же, как и при первом чтении, мы подтверждаем, что данное соотношение,

2050 изменение нормативов обсуждалось на заседании созданной трёхсторонней

2051 комиссии с представителями субъектов Российской Федерации. Данное решение об

2052 увеличении нормативов отчислений с 20 процентов до 40 вводится с 1 января

2053 2010 года. Почему нужно сейчас это ввести? Потому что уже в 2009 году

2054 субъекты Российской Федерации будут формировать свои бюджеты. Это абсолютно

2055 сбалансированное решение, поддержанное территориями, и я не вижу сейчас

2056 оснований для того, чтобы его пересматривать. Все расчёты были представлены в

2057 трёхстороннюю комиссию, в заседании которой Государственная Дума также

2058 принимала участие.

2059

2060 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2061

2062 У комитета тоже есть своя точка зрения. Пожалуйста.

2063

2064 КУЛИК Г. В. Комитет просто считает, что это не предмет рассмотрения второго

2065 чтения. Мы уже приняли концепцию, где утвердили это соотношение

2066 распределения. Исходя из этого выстроена система поддержки регионов, и, если

2067 мы хотим как-то автора поддержать, нам надо возвращаться к первому чтению.

2068

2069 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 2.

2070 Депутат Штогрин предлагает её принять, комитет и правительство просят её

2071 отклонить.

2072

2073 Включите режим голосования.

2074

2075 Кто без карточки?

2076

2077 Покажите результаты.

2078

2079 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 53 сек.)

2080 Проголосовало за 55 чел.12,2%

2081 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2082 Воздержалось 0 чел.0,0%

2083 Голосовало 55 чел.

2084 Не голосовало 395 чел.87,8%

2085 Результат: не принято

2086

2087 Отклоняется поправка.

2088

2089 Уважаемые депутаты, мы рассмотрели таблицы поправок, поэтому я ставлю на

2090 голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений

2091 в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным

2092 законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011

2093 годов".

2094

2095 Включите режим голосования.

2096

2097 Покажите результаты.

2098

2099 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 36 сек.)

2100 Проголосовало за 351 чел.78,0%

2101 Проголосовало против 3 чел.0,7%

2102 Воздержалось 2 чел.0,4%

2103 Голосовало 356 чел.

2104 Не голосовало 94 чел.20,9%

2105 Результат: принято

2106

2107 Законопроект принят во втором чтении.

2108

Дата заседания 17.10.2008, номер заседания 48, строк в стенограмме 9099

О проекте федерального закона № 94805-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (принят в первом чтении 19 сентября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346-38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

717 ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и

718 налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

719

720 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотрение пунктов

721 12 и 13 сегодняшней повестки перенести на 23-е.

722

723 Спасибо.

724

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1035 Васильев Юрий Викторович предложил пункты 12 и 13 перенести на 23 октября. Мы

1036 уже проголосовали за то, чтобы у нас в этот день было заседание. Нет

1037 возражений? Нет. Переносим пункты 12 и 13.

1038

Дата заседания 19.09.2008, номер заседания 42, строк в стенограмме 7166

О проекте федерального закона № 94805-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346-38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

453 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

454

455 Спасибо.

456

457 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я предлагаю снять с

458 рассмотрения пункт 11, как противоречащий нашему Регламенту и грубо

459 нарушающий федеральный закон о разграничении полномочий. По мнению

460 специалистов, этот закон пролоббирован алкогольной мафией и приведёт к

461 серьёзным выпадающим доходам в одних территориях, которые не компенсируются,

462 и получению неучтённых доходов в других. Более полную мотивацию дам позже.

463

464 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, я прошу тогда Комитет по бюджету и налогам

465 подготовиться к комментарию.

466

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

689 Депутат Коломейцев предлагает снять пункт 11 по причине, как он сказал, его

690 несоответствия там чему-то и чему-то. Я прошу прокомментировать это

691 выступление представителя бюджетного комитета.

692

693 Васильев Юрий Викторович, пожалуйста.

694

695 ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и

696 налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

697

698 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Хотел бы вам напомнить, что в

699 связи с решением Конституционного Суда бюджетом текущего года запрещено

700 отменять или вносить изменения в законы, которые были приняты ранее. Раньше

701 те положения, которые содержатся в законопроекте, обозначенном в пункте 11 -

702 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации,

703 приостановлении действия положений Таможенного кодекса..." и так далее, -

704 входили в тело непосредственно самого бюджета. Теперь же, как я сказал,

705 исходя из того, что принято решение Конституционным Судом, запрещающее это

706 делать, нам необходимо эти положения рассмотреть отдельным законом. Вот в

707 положении, о котором говорил депутат Коломейцев, один из моментов, в

708 частности, связан с акцизами на алкогольную продукцию. Мы в данном случае

709 просто реализуем пожелание субъектов, которые просили акцизы оставлять не

710 там, где находятся склады, а там, где производится алкогольная продукция, и в

711 соответствии с этим положением 40 процентов остаётся на тех территориях, где

712 производится алкогольная продукция. Просим оставить в повестке.

713

714 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, я сейчас не буду давать вам слово,

715 потому что у нас будет рассматриваться пункт 11, если сейчас палата

716 проголосует, что он... Николай Васильевич, если палата сейчас проголосует за

717 ваше предложение, значит, она догадывается, что вы имеете в виду, и ваше

718 объяснение не понадобится. Если же палата проголосует за то, чтобы оставить

719 этот пункт, у вас будет десять минут, вам будет предоставлено право выступить

720 с этой трибуны и обосновать свою позицию.

721

722 Я ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева снять с повестки дня

723 пункт 11. А если он останется, то мы будем обсуждать его в установленном

724 порядке.

725

726 По ведению - депутат Решульский.

727

728 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.

729

730 Спасибо, Олег Викторович.

731

732 Уважаемые коллеги, речь не идёт о содержательной части этого законопроекта.

733 Речь идёт о том, что нарушается закон о разграничении полномочий. Это предмет

734 совместного ведения, следовательно, тридцать суток, или тридцать дней, месяц,

735 даётся после внесения до рассмотрения в первом чтении. Я хотел бы, чтобы

736 председатель бюджетного комитета мне ответил, как это соблюдалось, поскольку

737 внесли его 25 августа.

738

739 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хочет прокомментировать ваш вопрос представитель

740 правительства Логинов Андрей Викторович. Пожалуйста.

741

742 Включите микрофон в правительственной ложе.

743

744 ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в

745 Государственной Думе.

746

747 Уважаемые коллеги, в соответствии с Конституцией Российской Федерации

748 федеральные налоги и сборы являются исключительным предметом ведения

749 Российской Федерации, это вы все прекрасно знаете. Часть вторая Налогового

750 кодекса, куда вносятся данные изменения, регулирует как раз проблемы,

751 связанные с реализацией федеральных налогов и сборов. В то же время статья 72

752 - о совместном ведении - говорит об установлении общих принципов

753 налогообложения и сборов в Российской Федерации. Да, общие принципы

754 налогообложения и сборов в Российской Федерации - статья 72 - это предмет

755 совместного ведения, эти вопросы отражены в части первой Налогового кодекса.

756 То, как распределяются установленные федеральным законом налоги и сборы, а

757 именно федеральные налоги и сборы между уровнями бюджетной системы, - это

758 действительно вопрос второй. Часть идёт на органы субъектов Федерации, часть

759 идёт на органы местного самоуправления.

760

761 Уважаемые коллеги, эта правовая коллизия настолько очевидна, что обсуждать её

762 здесь не имеет смысла, поэтому абсолютно правильное решение было принято о

763 том, что данный законопроект не относится к предмету совместного ведения. Об

764 этом свидетельствует и учётная запись его в базе данных Государственной Думы.

765 Давайте доверять юристам вашего собственного Аппарата.

766

767 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата

768 Коломейцева и депутата Решульского не рассматривать сегодня пункт 11. Комитет

769 и правительство дали свои комментарии и настаивают на том, чтобы этот

770 законопроект остался в повестке дня.

771

772 Включите режим голосования.

773

774 Покажите результаты.

775

776 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 13 сек.)

777 Проголосовало за 55 чел.12,2%

778 Проголосовало против 0 чел.0,0%

779 Воздержалось 0 чел.0,0%

780 Голосовало 55 чел.

781 Не голосовало 395 чел.87,8%

782 Результат: не принято

783

784 Отклоняется предложение. Законопроект остаётся в повестке дня.

785

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2645 Уважаемые депутаты, пункт 10, проект федерального закона "О федеральном

2646 бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Я так понимаю,

2647 что Алексей Леонидович Кудрин, которого я приглашаю на трибуну, будет делать

2648 доклад сразу по трём пунктам - по 10-му, о бюджете, 11 и 12-му. Он сейчас,

2649 видимо, прокомментирует это. Потом содоклады, я так понимаю, по трём пунктам,

2650 а потом наша процедура: по три вопроса от фракции, выступления от фракций, и

2651 соответственно, дальше обычный режим.

2652

2653 КУДРИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2654 заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр

2655 финансов Российской Федерации.

2656

2657 Сколько у меня времени?

2658

2659 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Леонидович, по Регламенту у вас, если не

2660 ошибаюсь, двадцать минут, но, если вы попросите палату добавить, мы

2661 рассмотрим этот вопрос.

2662

2663 Пожалуйста, Решульский по ведению. Что-то не так мы делаем?

2664

2665 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Всё делаем правильно, только я хотел бы уточнить, Олег

2666 Викторович, вот по вопросам 11 и 12 у нас будут выступления или это будет

2667 так, общим...

2668

2669 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы выслушаем доклад, выслушаем содоклады, а

2670 потом посоветуемся.

2671

2672 Пожалуйста, Алексей Леонидович.

2673

2674 КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, сегодня мы представляем проект федерального

2675 закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011

2676 годов". Также в соответствии с новым Бюджетным кодексом теперь действие тех

2677 норм других законов, исполнение которых государство не может обеспечить или

2678 которые противоречат уже новым требованиям экономики, мы должны

2679 приостанавливать не законом о бюджете, как это было раньше, каждую норму

2680 каждого закона мы должны приостанавливать внесением отдельных изменений в

2681 соответствующие профильные законы. Поэтому сегодня, кроме проекта закона о

2682 бюджете, мы будем рассматривать ещё два законопроекта, приостанавливающие

2683 нормы других законов.

2684

2685 Начну доклад с текущей ситуации на российском финансовом рынке. Наблюдается

2686 значительный рост индексов нашего фондового рынка, индекс РТС по сведениям,

2687 полученным десять минут назад, с начала дня вырос на 17 процентов. Это

2688 говорит о том, что действия правительства и антикризисный пакет, о котором мы

2689 вчера заявили (так же, как и правительство, в этом участвует и Центральный

2690 банк), дали свои результаты. Но, конечно, стабилизация потребует более

2691 существенного времени и более существенных усилий. Тем не менее события

2692 последних десяти дней доказали устойчивость нашей экономики к внешним

2693 факторам, ведущие рейтинговые агентства подтверждают текущие суверенные

2694 рейтинги России. Это связано со взвешенной бюджетной политикой, проводимой в

2695 последние годы. Резервный фонд на конец этого года составит 3,5 триллиона

2696 рублей, или 8,3 процента ВВП. Это позволит, безусловно, обеспечивать все

2697 обязательства государства. И конечно, все понимают, что именно эти фонды

2698 создали "подушки безопасности" российской экономике.

2699

2700 Есть те риски, которые связаны и с работой институтов рынка, и с качеством

2701 менеджмента в наших компаниях и в наших банках. Все риски перекрыть

2702 невозможно, но есть риски, которые должно перекрыть государство своей

2703 поддержкой, подставив плечо, и мы будем это осуществлять.

2704

2705 Ещё раз скажу, что наш бюджет с учётом Резервного фонда... В случае

2706 необходимости мы можем направить Резервный фонд на поддержку бюджетных

2707 расходов, если цена на нефть упадёт. Сейчас сбалансированность нашего бюджета

2708 осуществляется на уровне от 60 до 70 долларов за баррель. В следующем году

2709 уровень сбалансированности бюджета достигается при цене 70 долларов за

2710 баррель, то есть мы имеем запас прочности. И несмотря на то, что цена на

2711 нефть в основном идёт вниз или колеблется на уровне около 90 долларов сейчас,

2712 у нас есть ещё серьёзный запас прочности. Если цена на нефть упадёт ниже, до

2713 40, до 50 долларов за баррель, в действие вступит Резервный фонд и, что

2714 касается целей бюджета, мы сможем больше трёх лет не чувствовать вот этих

2715 колебаний. Дальше нам нужно будет свою политику настраивать на новые

2716 перспективы, если цена на нефть будет находиться на нижних значениях

2717 существенное время.

2718

2719 Я хотел бы сказать ещё об одном. В последние годы прошла реформа казначейской

2720 системы нашей страны. Сегодня все счета всех бюджетных учреждений Российской

2721 Федерации, очень многих субъектов и большинства, почти всех муниципалитетов

2722 находятся в Казначействе Российской Федерации. Работает режим так называемого

2723 единого счёта. Таким образом, сегодня выплата зарплаты в наших бюджетных

2724 учреждениях не зависит от коммерческих банков. Мы это можем обеспечивать,

2725 соответственно, независимо от тех событий или ситуаций с ликвидностью,

2726 которые происходят на рынке. Зарплата, обеспечение работы всех учреждений,

2727 госуправление, национальная оборона сегодня обеспечиваются и обслуживаются

2728 через счета Федерального казначейства. Таким образом, бюджетная сфера

2729 защищена. Это результат совместной нашей с вами работы, соответствующего

2730 законодательства. Хочу напомнить: когда-то мы спорили по поводу того, будет

2731 федеральный бюджет обслуживать субъектовые и муниципальные бюджеты или нет.

2732 Сегодня это залог защиты, это ещё одна "подушка безопасности", которая

2733 выражается не в цифрах, а в технологиях, которые мы с вами внедрили.

2734

2735 Если говорить о бюджете, то мы и сегодня исходим из стабильных темпов

2736 экономического роста. Главные риски, которые испытывают другие страны,

2737 связаны с тем, что в условиях кризиса снижается экономический рост. Что мы

2738 сегодня можем демонстрировать? Мы не меняем наших планов по экономическому

2739 росту на следующий год. А в этом году экономический рост может составить

2740 больше, чем мы планировали первоначально, может составить от 7,8 процента до

2741 8 процентов ВВП, то есть снова второй год подряд выйти на рекордное для

2742 последних лет значение несмотря на те сложности, которые сказываются и на

2743 финансовом секторе. На следующий год экономический рост мы планируем в

2744 размере 6,7 процента, на последующие годы тоже сохраняем на уровне выше 6

2745 процентов.

2746

2747 Понятно, что один из главных вызовов российской экономики, с чем раньше

2748 немногие готовы были согласиться, - это всё-таки инфляция. Она бьёт и по

2749 кредитной ставке для банков для кредитования обнародизации нашей экономики,

2750 она бьёт по стоимости активов, в том числе сбережений наших граждан и

2751 вложений наших граждан и юридических лиц в ценные бумаги, - чем выше

2752 инфляция, тем меньше доходность. Это бьёт и по зарплатам, и по уровню

2753 доходов, по уровню реальных доходов, поэтому более высокая инфляция снижает

2754 темпы роста реальных доходов, за вычетом инфляции. Поэтому задача

2755 правительства, и это сохраняется как наша цель, - сокращать инфляцию и

2756 создавать стабильные условия для работы нашей экономики.

2757

2758 Цена на нефть. В этом году мы ожидаем до конца года среднюю цену около 112

2759 долларов за баррель. Этот год снова будет рекордным по ценам на нефть, такой

2760 цены не было за все годы, начиная с 1998 года, когда, собственно, она была на

2761 минимальном уровне. Напомню, в 1998 году средняя цена на нефть была 12

2762 долларов за баррель, а в этом году мы ожидаем 112, то есть ровно на сто

2763 долларов выше. В следующем году мы ставим более умеренную планку, наблюдая за

2764 снижением цен, в следующем году - 95 долларов за баррель, к 2011 году - 88.

2765 Уже сказал, что цена сбалансированности нашего бюджета, когда бюджет будет

2766 оставаться профицитным, - больше 70 долларов за баррель, 70 - в следующем

2767 году. Многие говорят: вот профицит - плохо, давайте тратить профицит. Если бы

2768 мы начали тратить профицит, то цена сбалансированности была бы не при 70

2769 долларах за баррель, а при 90 или при 100, и сегодня мы бы уже начали

2770 испытывать недостаток доходов, если бы цена упала до 90. Но мы имеем

2771 прочность, и мы не должны рассчитывать на временные всплески цен и из этого

2772 исходить в формировании наших обязательств долгосрочных, включая социальные и

2773 заработную плату.

2774

2775 Соответственно, я также хочу сказать, что в этом году мы ожидаем пик доходов

2776 от нефтегазового сектора: 11,2 процента ВВП составят доходы нефтегазового

2777 сектора. В этом году это составит 50 процентов доходов федерального бюджета.

2778 Очевидно, что такая цифра будет только в этом году. Впоследствии мы, конечно,

2779 ожидаем некоторое снижение доходов от нефти и газа в процентах к ВВП.

2780

2781 Показатели федерального бюджета на 2009 год предполагают доходы на уровне 10

2782 триллионов 927 миллиардов, расходы - на уровне 9 триллионов 24 миллиарда,

2783 профицит - на уровне 1 триллиона 902 миллиардов рублей. Соответственно,

2784 профицит уйдёт на пополнение Резервного фонда и Фонда национального

2785 благосостояния. Когда пик цен, тогда нужно накапливать, когда цены низкие,

2786 будем частично тратить. Наша цель - обеспечить стабильность, независимо от

2787 нефтяной конъюнктуры, наших расходов и исполнения всех наших программ.

2788 Сегодня такая гарантия есть. Независимо ни от каких цен мы будем в ближайшие

2789 три года все взятые программы, которые в том числе я сейчас объявлю,

2790 выполнять. Соответственно, прирост расходов в 2009 году составит 21,7

2791 процента в номинальном выражении, всё равно это высокий прирост расходов, в

2792 реальном выражении - 12,2 процента. Прирост расходов в последующие годы

2793 несколько снижается, становится более умеренным. Наша цель - расходы должны

2794 прирастать вровень с приростом экономики, тогда мы создаём долгосрочную

2795 стабильность для всех наших планов. А наши планы долгосрочные: начиная с

2796 плана строительства дорог, которое мы планируем до 2015 года; программа

2797 вооружений - до 2015 года; программы выплат зарплат, пенсий прогнозируются

2798 ещё на больший срок. И мы сегодня можем и обязаны прогнозировать надолго,

2799 значит, держать ту планку расходов, которая будет умеренна и всегда

2800 исполнима, тогда те обещания, которые мы даём, являются исполнимыми.

2801

2802 Вы знаете, что новый порядок формирования нефтегазового трансферта

2803 предусматривается через Бюджетный кодекс, в Бюджетном кодексе зафиксировано,

2804 сколько мы можем от нефтегазовых доходов потратить ежегодно в отношении к

2805 ВВП. Такие цифры утверждены в Бюджетном кодексе. На 2009 год предусмотрено

2806 5,5 процента ВВП. Правительство предлагает не 5,5, как в Бюджетном кодексе, а

2807 4,9, то есть меньше, с учётом влияния этих цен, этих доходов на инфляцию, в

2808 целях борьбы с инфляцией предлагается уменьшить использование нефтегазовых

2809 доходов. Тем самым этот трансферт из нефтегазовых доходов составит 2

2810 триллиона 531 миллиард рублей. Соответственно, будут расти и Резервный фонд,

2811 и Фонд национального благосостояния.

2812

2813 Отмечу, что расходы федерального бюджета составят 9 триллионов 24 миллиарда

2814 рублей. Что выходит на первое место по объёму расходов в федеральном бюджете?

2815 Впервые на первое место в федеральном бюджете выходят "Межбюджетные

2816 трансферты" - трансферты государства внебюджетным фондам и трансферты

2817 территориям. В основном больше растут государственные внебюджетные фонды -

2818 наша поддержка пенсионной системе, ОМС и соцстраху. Это означает, что расходы

2819 в этих фондах растут быстрее, чем их доходы, и нам приходится всё больше и

2820 больше направлять на дефицит этих фондов. У нас сегодня назрела необходимость

2821 совершенствования пенсионной системы и особенно источников доходов пенсионной

2822 системы, прежде всего единого социального налога. Эти предложения

2823 правительство внесёт в ближайшее время, но пока мы эти расходы закрываем

2824 частично и из федерального бюджета. Соответственно межбюджетные трансферты

2825 государственным внебюджетным фондам в 2009 году составят 1 триллион 957

2826 миллиардов рублей.

2827

2828 На втором месте по уровню расходов в федеральном бюджете "Национальная

2829 оборона" - 1 триллион 277 миллиардов рублей. На третьем месте

2830 "Общегосударственные вопросы". Если не учитывать процентные расходы, которые

2831 относятся к этой же статье, а говорить только о государственном управлении,

2832 фундаментальной науке, судебной системе, международной деятельности, которые

2833 входят в статью "Общегосударственные расходы", - это 1 триллион 119

2834 миллиардов рублей. "Национальная безопасность и правоохранительная

2835 деятельность" - 1 триллион 85 миллиардов рублей.

2836

2837 На поддержку национальной экономики, строительство дорог, субсидии сельскому

2838 хозяйству, процентные ставки по кредитам, взносы уставных капиталов

2839 "Объединённой авиационной корпорации" и других лизинговых компаний с

2840 государственным участием - 1 триллион 309 миллиардов рублей. Образование на

2841 федеральном уровне - 423 миллиарда рублей, здравоохранение - 365 миллиардов

2842 рублей. Но мы помним, что главные расходы по образованию и здравоохранению

2843 концентрируются на уровне субъектов Российской Федерации. Я сейчас назову две

2844 цифры: с учётом расходов субъектов Российской Федерации на образование будет

2845 направлено в следующем году 1 триллион 853 миллиарда рублей и на

2846 здравоохранение - 1 триллион 285 миллиардов рублей. В результате прирост

2847 расходов в процентах...

2848

2849 Можно мне ещё три минуты?

2850

2851 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно.

2852

2853 Я прошу добавить время для завершения выступления.

2854

2855 КУДРИН А. Л. Прирост расходов в следующем году составит на федеральном

2856 уровне: по образованию - 25,9 процента, по здравоохранению - 59,1 процента,

2857 по национальной обороне - 25,7 процента, по поддержке экономики - 34,8

2858 процента.

2859

2860 Хочу особо отметить, что среди десяти ведущих программ, которые мы начинаем в

2861 следующем году, среди главных программ, - "Модернизация транспортной системы

2862 России..." Это доведение расходов по модернизации транспортной системы до 362

2863 миллиардов рублей, что на 100 миллиардов рублей больше, чем в 2008 году, и

2864 это соответственно увеличение расходов по строительству транспортной

2865 инфраструктуры к 2010 году до 507 миллиардов рублей, а в 2011 году - до 635

2866 миллиардов рублей.

2867

2868 Среди главных новых программ, которые начинаются в следующем году, -

2869 "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат

2870 военнослужащими...". Это связано с переходом на годичный срок службы и

2871 переводом всех войск, где высокий уровень техники и требуется обучение, на

2872 профессиональную основу. Со следующего года все срочники в Военно-Морском

2873 Флоте меняются на контрактников, соответственно создаётся и береговая база

2874 для проживания контрактников с семьями. Эта программа уже в следующем году

2875 получит 28 миллиардов рублей.

2876

2877 Новая программа - научно-педагогические кадры. Это поворот в работе наших

2878 вузов. Этот потенциал будет использован и в научных целях, будет

2879 стимулировано развитие научных исследований в большей степени, чем это было

2880 до сих пор, - с 9,6 миллиарда рублей до 23 миллиардов рублей к 2011 году.

2881

2882 Особая новая программа (я называю новые программы) - повышение

2883 сейсмоустойчивости в дальневосточных и других регионах России. Финансирование

2884 программы начинается с 6 миллиардов рублей, но будет увеличиваться каждый

2885 год. У нас есть прогнозы по сейсмике, сохраняющие риски.

2886

2887 Пожарная безопасность. Эта новая программа начинается с 5,9 миллиарда рублей

2888 в следующем году, дальше растёт. Сокращение случаев гибели на пожарах - это

2889 важная задача.

2890

2891 Среди новых программ поддержки национальной системы химической, биологической

2892 безопасности, развитие гражданской морской техники, модернизация единой

2893 системы воздушного движения, повышение эффективности ресурсного потенциала

2894 рыбохозяйственного комплекса и даже развитие футбола - 1,5 миллиарда рублей

2895 на создание стадионов и полей для развития массового спорта.

2896

2897 Кроме того, есть старые программы. Прежде всего, развитие космоса,

2898 существенное увеличение расходов на действующие программы по развитию

2899 космоса. Финансирование федеральной космической программы вырастает с 28

2900 миллиардов рублей до 58 миллиардов рублей в год. И ГЛОНАСС - с 10 миллиардов

2901 рублей до 31 миллиарда рублей в год, затем сохраняется на достигнутых

2902 уровнях.

2903

2904 Конечно, особо отметил бы программу по культуре. Хочу вам напомнить, что год

2905 назад, когда я выступал в этом зале, депутаты задавали вопрос, почему после

2906 завершения строительства Большого театра, Мариинского театра расходы на

2907 культуру сокращаются. Правительство приняло решение о том, чтобы не сокращать

2908 расходы на последующие годы, а приступить к реконструкции, ремонту новых

2909 объектов культуры, по сути, охватить большинство ведущих объектов культуры,

2910 находящихся на федеральном уровне. Это, как правило, уникальные исторические

2911 заведения, творческие коллективы, ввод новых грантов, повышение заработной

2912 платы, усиление библиотечной сети (перенести на электронные носители, дать

2913 ресурс во все областные библиотеки). Целая программа мер по развитию

2914 культуры, которая позволяет сохранить на достигнутом высоком уровне расходы в

2915 этой сфере как в 2008-м, так и в 2009 году. Соответственно, расходы превысят

2916 (отложил куда-то слайд) запланированные там 63-64 миллиарда рублей в год.

2917

2918 Есть и другие действующие программы, которые были поправлены, в том числе

2919 программа "Жилище", например предоставление жилья всем ветеранам войны до

2920 2010 года, программа, увеличивающая обеспечение всех федеральных категорий,

2921 включая переселение уволенных в запас и другие.

2922

2923 Среди ведущих задач - и развитие науки, и финансирование дорожного хозяйства,

2924 где мы переходим к содержанию дорог. От 70 миллиардов рублей к 2011 году мы

2925 переходим больше чем на 140 миллиардов рублей на содержание, то есть

2926 построенные дороги должны всегда находиться в качественном состоянии.

2927

2928 Я сейчас не говорю про "Национальную оборону", если будут вопросы, я на них

2929 отвечу. Правительство ко второму чтению подготовит предложения по увеличению

2930 государственных закупок новейшей техники для нашей армии с учётом опыта

2931 последних событий и обращения ряда фракций. Есть готовность рассмотреть в

2932 рамках предложенных параметров бюджета частичное перераспределение расходов

2933 на эти цели.

2934

2935 Я уже также говорил о том, что вчера правительство приняло решение о внесении

2936 поправок в бюджет 2008 года и учёте во втором чтении бюджета 2009 года

2937 вопросов, связанных с поддержкой финансовых структур. Это означает, что в

2938 этом году мы внесём поправки по изменению бюджета на 60 миллиардов рублей для

2939 пополнения уставного капитала агентств ипотечно-жилищного кредитования на

2940 сумму 60 миллиардов рублей с целью выкупа у финансовых структур на рынке

2941 ипотечных кредитов, чтобы тем самым подпитать банки, которые в последнее

2942 время обеспечивали выдачу кредитов гражданам на строительство жилья. Это

2943 программа государственная, напоминаю, это национальный проект. Сейчас, в

2944 условиях кризиса, банки, которые накопили эти ипотечные кредиты, оказались в

2945 уязвимом положении. Не все эти кредиты продаются на рынке, они их могут

2946 держать на балансе и, если у них не хватает средств, не могут даже зачастую

2947 заложить в полной мере. Сегодня развитие этого сектора оправданно и

2948 своевременно.

2949

2950 Кроме того, предполагается зарезервировать 250 миллиардов рублей в бюджетах

2951 2008 и 2009 годов для возможного выкупа пакетов акций ведущих предприятий

2952 страны в случае, если мы будем наблюдать сохранение низких цен на пакеты

2953 акций тех предприятий, которые, на наш взгляд, недооценены. Они успешно

2954 работают, оказывают услуги, производят и поставляют свою продукцию, у них нет

2955 никаких перебоев в работе, они получают прибыль, наращивают прибыль, а цена

2956 их акций падает. Это не объективная тенденция, это реакция на проблемы

2957 мирового кризиса и на необходимость увеличения ликвидности в западных

2958 странах. Там продают наши пакеты, также и наши предприятия, банки иногда

2959 продают эти пакеты, желая получить деньги. Когда продают пакеты во время

2960 кризиса, цена их падает.

2961

2962 Мы считаем, что использование государственных средств может быть эффективным,

2963 потому что мы не тратим, это не расходы в чистом виде, это вложения в активы.

2964 Это то же самое, как и в ситуации, когда мы имеем пакеты акций "Газпрома",

2965 "Роснефти", компании "АЛРОСА", Внешторгбанка. Мы сейчас имеем пакеты, мы

2966 увеличим наши пакеты, эти деньги не исчезнут, они сохранятся и, по нашим

2967 оценкам, пакеты существенно вырастут в цене. Впоследствии мы не только эти

2968 деньги сохраним, мы их прирастим на величину того прогнозного роста на рынке,

2969 который у нас будет. То есть мы эти деньги отдадим просто в рост. Это будет

2970 более эффективное вложение свободных средств.

2971

2972 Поэтому без изменения параметров бюджета - мы предложим вам вариант без

2973 изменения параметров бюджета, что не должно мешать сегодня утверждению

2974 бюджета в первом чтении, - будут изменения этих законов в этих целях.

2975

2976 Но я ещё сейчас коротко остановлюсь на двух законопроектах, которые, как я

2977 сказал вначале, есть в нашем пакете. Один связан с требованиями Бюджетного

2978 кодекса. Прежней редакцией кодекса действия отдельных норм ежегодно

2979 приостанавливались. Теперь мы должны изменять отдельные законы не

2980 непосредственно через бюджет, а как самостоятельные законы. Первый

2981 рассматриваемый в данном разделе повестки законопроект приводит в

2982 соответствие с требованиями бюджетного законодательства отдельные положения

2983 законодательных актов. Второй приостанавливает действие отдельных

2984 законодательных актов, устанавливающих расходные обязательства.

2985

2986 Охарактеризую их. Первый законопроект предлагает изменить порядок зачисления

2987 акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации.

2988 Сейчас, в настоящее время, 100 процентов акцизов на алкогольную продукцию

2989 зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако если в

2990 действующей редакции написано, что 20 процентов зачисляется в бюджеты

2991 субъектов по месту производства, а 80 процентов распределяется по формуле, то

2992 с 2010 года предлагается увеличить до 40 процентов норматив зачисления

2993 акцизов по месту производства алкогольной продукции, а 60 процентов

2994 распределять по нормативу. Мы считаем, что это даёт больше стимулов для сбора

2995 этих средств, и данные предложения утверждены на заседании трёхсторонней

2996 комиссии с участием представителей Государственной Думы, которых вы

2997 делегировали, и Совета Федерации.

2998

2999 Вторая существенная позиция в соответствии с рекомендациями Счётной палаты

3000 позволит более чётко урегулировать взыскание задолженности перед Российской

3001 Федерацией, возникшей до 1 января 2008 года.

3002

3003 Все остальные положения законопроекта носят технический характер, они

3004 предусматривают уплату налогов и таможенных платежей в российской валюте,

3005 устраняют противоречия между налоговым, таможенным и бюджетным

3006 законодательством, а также приводят в соответствие с общими законодательными

3007 нормами налогообложение товаров, ввозимых из других стран на территорию

3008 особой экономической зоны - Магаданской области. Данный законопроект не

3009 меняет сложившуюся практику, поскольку действие соответствующих положений

3010 изменяемых законов каждый год и так у нас приостанавливается, просто сегодня

3011 другая форма утверждения этих норм.

3012

3013 В рамках закона о приостановлении действия отдельных норм и отдельных законов

3014 предполагается приостановить действие Федерального закона от 1 июня 1995 года

3015 "О государственных долговых товарных обязательствах" в части чеков

3016 "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной

3017 продукции. Учитывается, что порядок погашения обязательств государства перед

3018 владельцами чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками

3019 сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года должен быть определён

3020 отдельным федеральным законом. В настоящее время данный федеральный закон не

3021 принят, но при этом государство полностью оплатило сельскохозяйственную

3022 продукцию, сданную владельцами чеков "Урожай-90" и сдатчиками

3023 сельскохозяйственной продукции.

3024

3025 Второй закон - закон от 4 февраля 1999 года "О базовой стоимости необходимого

3026 социального набора". Это один из законов, принятых в 90-е годы с целью

3027 урегулирования вопросов восстановления сбережений граждан, однако в настоящее

3028 время их реализация невозможна из-за отсутствия правовой базы для перевода

3029 гарантированных сбережений граждан в Сбербанке и организациях

3030 государственного страхования в целевые долговые обязательства Российской

3031 Федерации. Тема тоже известная, каждый год действие этой нормы

3032 приостанавливается, а мы с вами принимаем другое решение - о выплате

3033 компенсаций из федерального бюджета. Предлагаемая законопроектом норма о

3034 приостановлении действия положений в последние годы, как я сказал, уже

3035 исполнялась.

3036

3037 Спасибо.

3038

3039 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Леонидович. Присаживайтесь,

3040 пожалуйста.

3041

3042 Уважаемые коллеги, сейчас выступает с содокладом Председатель Счётной палаты

3043 Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин, точнее, это тоже доклад,

3044 содоклады будут позже, это также доклад о проекте федерального закона "О

3045 федеральном бюджете...".

3046

3047 СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.

3048

3049 Уважаемые народные избранники - депутаты Государственной Думы! Данный

3050 законопроект, по мнению Счётной палаты, в полном соответствии с Бюджетным

3051 посланием президента страны предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов

3052 на приоритетных направлениях при одновременном повышении устойчивости

3053 бюджетной системы, что чрезвычайно важно в условиях нынешнего международного

3054 финансового кризиса. Заложенные в нём макроэкономические целевые показатели,

3055 и прежде всего рост валового внутреннего продукта, являются достаточно

3056 напряжёнными - и мы это констатируем, я думаю, вы со мной согласитесь, - хотя

3057 прогнозируемые темпы инфляции, на наш взгляд, требуют дополнительного

3058 обоснования. В течение трёх лет расходы на развитие инфраструктуры, науки и

3059 технологий в рамках федеральных целевых программ, о чём доложил вам министр

3060 финансов, должны возрасти на 80 процентов. Весьма отчётливой является и

3061 социальная направленность законопроекта, ибо расходы на здравоохранение,

3062 физическую культуру, спорт увеличатся на 66 процентов. Что касается

3063 образования, сумма увеличится на 44 процента.

3064

3065 С учётом нынешних непростых внешнеполитических, да и экономических, условий

3066 очень важно, что предпринимается ряд мер по решению вопросов экономической

3067 безопасности, снижению зависимости нашей экономики от внешних факторов.

3068

3069 Сейчас идёт работа по внесению поправок в законопроект ко второму чтению, о

3070 чём опять же говорил сейчас министр, с целью выделения дополнительных

3071 ассигнований на повышение боеготовности Вооружённых Сил, закупку современных

3072 видов военной техники - не только для зарубежной, но и для отечественной

3073 армии наконец-то - и совершенствование средств связи и систем управления.

3074 Здесь мы возьмём вместе с профильным комитетом Госдумы под личный контроль

3075 всё, что касается вот этой статьи финансирования.

3076

3077 Хотел бы также особо отметить государственную программу развития сельского

3078 хозяйства до 2012 года, на реализацию которой, как вы знаете, в течение трёх

3079 лет будет выделено ни много ни мало 408 миллиардов рублей, тем более что

3080 правительство, как вы знаете, совершенно справедливо, на наш взгляд,

3081 отказалось от выполнения ряда ограничений, которые были приняты в ходе

3082 процесса вступления России в ВТО, что даст возможность более активному

3083 развитию внутреннего рынка, производства сельхозпродукции, особенно

3084 животноводства.

3085

3086 Вместе с тем сохраняются определённые риски, которые связаны со значительной

3087 зависимостью финансовой системы страны от международного рынка капитала. Мы

3088 это с вами заметили в последние две недели. По-прежнему одним из основных

3089 источников длинных денег в экономике являются кредиты зарубежных банков. По

3090 этой причине задолженность частного и государственного секторов экономики

3091 продолжает увеличиваться (Алексей Леонидович сегодня об этом уже говорил).

3092 Только за прошлый год, уважаемые коллеги, консолидированный внешний долг

3093 вырос почти в полтора раза и составил ни много ни мало 464 миллиарда долларов

3094 США, или 36 процентов валового внутреннего продукта. В настоящий момент, в

3095 том числе и вследствие обращений Счётной палаты, позиции Государственной

3096 Думы, предпринимается ряд мер для решения данной проблемы. Так, правительство

3097 наладило мониторинг динамики этой задолженности. Одновременно введена в

3098 действие практика размещения на конкурсной основе средств федерального

3099 бюджета, а также госкорпораций на депозитах в коммерческих банках. Кстати, я

3100 должен вам доложить, уважаемые товарищи, мы совсем недавно начали проверку

3101 финансовой прозрачности этих конкурсов. Однако, к сожалению, данные меры

3102 носят во многом паллиативный характер, так как не решают проблему дефицита

3103 внутренних источников длинных денег в нашей экономике, а это (помимо

3104 упомянутых выше внешних рисков) сдерживает реализацию крупных инвестиционных

3105 проектов с государственным участием.

3106

3107 Не случайно политическое руководство страны ставит задачи создать механизмы,

3108 когда валютные и резервные фонды государства при безусловном соблюдении

3109 принципа надёжности вложений могли бы приносить ощутимую пользу внутри

3110 страны, тем более что в нынешней ситуации нет полной уверенности в абсолютной

3111 надёжности вложений этих резервов в зарубежные финансовые инструменты. Так,

3112 например, на заседании бюджетного комитета на этой неделе ставился вопрос, и

3113 причём справедливо, о возможных рисках, которые связаны с размещением части

3114 международных резервов в облигации ипотечных агентств, которые недавно были

3115 переведены под юрисдикцию Правительства Соединённых Штатов Америки. Согласно

3116 последним заявлениям руководства Минфина России, в том числе и на заседании

3117 бюджетного комитета, где присутствовал министр финансов, на данный момент

3118 вложения в эти финансовые инструменты существенно сократились и составляют

3119 более 30 миллиардов. В ближайшее время Счётная палата проведёт проверку

3120 деятельности Банка России в части управления международными ресурсами, как мы

3121 их называем - золотовалютными резервами. Вчера состоялось решение НБС по

3122 этому поводу, Алексей Леонидович здесь занял принципиальную позицию - Счётная

3123 палата должна проверить наконец-то золотовалютные резервы. Так что, если 1

3124 октября Государственная Дума своим голосованием даст нам поручение, мы сможем

3125 дать вам полный, исчерпывающий ответ на многие вопросы, которые ставили

3126 депутаты многих фракций по этой теме.

3127

3128 Вместе с тем не реализованы в полной мере положения Бюджетного послания главы

3129 государства в части расширения состава активов, где могли бы размещаться

3130 средства Фонда национального благосостояния. Пока ведётся, как вы знаете,

3131 лишь обсуждение предложенного Минфином варианта решения данной проблемы.

3132 Следует тут, уважаемые коллеги, также отметить недостаточную прозрачность

3133 проектировок бюджета, которые касаются использования данного фонда. Так, в

3134 нём не определены объёмы использования его средств, которые будут направлены

3135 на софинансирование пенсионных накоплений граждан, а это многомиллиардные

3136 суммы. В этой ситуации в связи с нарастающим дефицитом бюджета Пенсионного

3137 фонда изменение ставки единого социального налога с точки зрения его

3138 эффективности, а также шкалы его регрессии, по мнению Счётной палаты, следует

3139 рассматривать исключительно с учётом обеспечения устойчивости пенсионной

3140 системы. Кстати, здесь с нами консолидируется и позиция Министерства

3141 финансов, и позиция в целом Правительства России.

3142

3143 Вопрос о сокращении налогового бремени в целом, на наш взгляд, также можно

3144 ставить сейчас лишь с учётом сов?