Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 94806-5 О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

у Президента РФ
24.11.2008

Номер законопроекта:94806-5
Комментарий законопроекта:в части чеков "Урожай-90" Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора"
Дата внесения законопроекта в ГД:26.08.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/94806-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:24.11.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:206-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №94806-5 О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

в части чеков "Урожай-90" Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора"

Дата заседания 31.10.2008, номер заседания 51, строк в стенограмме 7003

О проекте федерального закона № 94806-5 "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в части, касающейся чеков "Урожай-90").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1238 Пункт 5 - о проекте федерального закона "О приостановлении действия отдельных

1239 законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О

1240 федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

1241 Доклад Геннадия Васильевича Кулика.

1242

1243 Вы готовы пункт 5 изложить? Пожалуйста.

1244

1245 КУЛИК Г. В. Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Все процедуры соблюдены,

1246 законопроект прошёл юридико-техническое рассмотрение в нашем Правовом

1247 управлении. Прошу вынести его в третьем чтении на "час голосования".

1248

1249 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.

1250

1251 Нет замечаний по данному законопроекту? Выносим его на "час голосования".

1252

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2210 ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На позапрошлом

2211 пленарном заседании мы проголосовали в третьем чтении законопроект, который

2212 стоит под пунктом 5, но в зале не был роздан проект постановления, поэтому

2213 просьба такая, Олег Викторович: поставить на голосование вопрос об отмене

2214 предыдущего голосования и опять проголосовать за этот законопроект в третьем

2215 чтении.

2216

2217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я обращаю ваше внимание на то, что это чисто

2218 процедурный вопрос. Мы голосовали с вами, не имея постановления, то есть

2219 комитет предполагал, что постановление по законопроекту в третьем чтении

2220 роздано в зале, но, как выяснилось, к моменту голосования этого постановления

2221 в зале не было. Поэтому мы с вами чисто технически, когда дойдём до 5-го

2222 пункта, должны отменить наше предыдущее решение, как недействительное, и

2223 проголосовать за тот проект постановления, который сегодня представлен

2224 комитетом.

2225

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2516 Пункт 5. Третье чтение. Проект федерального закона "О приостановлении

2517 действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с

2518 Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период

2519 2010 и 2011 годов". По предложению депутата Васильева ставлю вопрос следующим

2520 образом: кто за то, чтобы отменить результаты предыдущего голосования о

2521 принятии данного проекта федерального закона в третьем чтении?

2522

2523 Включите режим голосования.

2524

2525 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2526

2527 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы должны отменить, как ошибочное, это решение по

2528 пункту 5.

2529

2530 Покажите результаты голосования.

2531

2532 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 12 сек.)

2533 Проголосовало за 319 чел.70,9%

2534 Проголосовало против 1 чел.0,2%

2535 Воздержалось 0 чел.0,0%

2536 Голосовало 320 чел.

2537 Не голосовало 130 чел.28,9%

2538 Результат: принято

2539

2540 Принято.

2541

2542 Специально для депутата Кулика, который настаивает на своём, хотя

2543 заблуждается: в зале не был роздан проект постановления о принятии данного

2544 проекта закона в третьем чтении, поэтому наше голосование, которое было по

2545 этому законопроекту, является юридически недействительным.

2546

2547 Теперь ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять данный законопроект в

2548 третьем чтении согласно тому проекту постановления, который роздан сегодня в

2549 зале?

2550

2551 Включите режим голосования.

2552

2553 Покажите результаты голосования.

2554

2555 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 02 сек.)

2556 Проголосовало за 353 чел.78,4%

2557 Проголосовало против 58 чел.12,9%

2558 Воздержалось 0 чел.0,0%

2559 Голосовало 411 чел.

2560 Не голосовало 39 чел.8,7%

2561 Результат: принято

2562

2563 Принято.

2564

Дата заседания 23.10.2008, номер заседания 49, строк в стенограмме 2212

О проекте федерального закона № 94806-5 "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в части, касающейся чеков "Урожай-90").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

655 Пункт 4. О проекте федерального закона "О приостановлении действия отдельных

656 законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О

657 федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

658 Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия

659 Васильевича Кулика.

660

661 Пожалуйста, Геннадий Васильевич.

662

663 Включите микрофон.

664

665 КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

666

667 Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! К законопроекту не поступило

668 никаких поправок. Он прошёл лингвистическую и юридическую экспертизы. Комитет

669 по бюджету и налогам просит принять его во втором чтении.

670

671 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

672

673 Нет замечаний по докладу?

674

675 Останина Нина Александровна.

676

677 Пожалуйста, включите микрофон.

678

679 ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.

680

681 Уважаемый Геннадий Васильевич, правильно ли я поняла, что в этом

682 законопроекте, особенно во второй части, где говорится о законе "О базовой

683 стоимости социального набора", речь идёт всё-таки о внутреннем долге - 345

684 миллиардах? Но получается, что вы выносите выплату этого долга за рамки

685 бюджета 2010 и 2011 годов. Если бы это было в формате бюджета 2010 и 2011

686 годов, вас можно было бы понять. Сейчас, когда вы считаете, что надо

687 приостановить действие этого закона до начала 2012 года, совершенно

688 непонятно, и поэтому получается, что это не является вообще предметом этого

689 закона, Геннадий Васильевич.

690

691 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна, за вашу позицию, это может

692 считаться выступлением по мотивам.

693

694 Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование во втором чтении проект

695 федерального закона, обозначенный в пункте 4 порядка работы. Кто за? Прошу

696 голосовать.

697

698 Включите режим голосования.

699

700 Покажите результаты голосования.

701

702 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 31 сек.)

703 Проголосовало за 344 чел.76,4%

704 Проголосовало против 54 чел.12,0%

705 Воздержалось 0 чел.0,0%

706 Голосовало 398 чел.

707 Не голосовало 52 чел.11,6%

708 Результат: принято

709

710 Принято.

711

712 Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич, у вас нет предложений?

713

714 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

715

716 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я тоже думаю, что можно, но, может быть, вы выступите?

717

718 Включите микрофон, пожалуйста, Кулику Геннадию Васильевичу.

719

720 КУЛИК Г. В. Законопроект прошёл все требуемые экспертизы и может быть принят

721 в третьем чтении.

722

723 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

724

725 По мотивам нет необходимости выступить? Нет. В рамках "часа голосования"

726 ставится на голосование проект федерального закона "О приостановлении

727 действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с

728 Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период

729 2010 и 2011 годов" в третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать.

730

731 Включите режим голосования.

732

733 Покажите результаты голосования.

734

735 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 55 сек.)

736 Проголосовало за 358 чел.79,6%

737 Проголосовало против 59 чел.13,1%

738 Воздержалось 0 чел.0,0%

739 Голосовало 417 чел.

740 Не голосовало 33 чел.7,3%

741 Результат: принято

742

743 Принято.

744

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

756 РУДЕНСКИЙ И. Н. У меня не работает пульт, поэтому прошу, чтобы мне его

757 починили. По вопросам 2 и 4 я голосовал за.

758

759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, секретариат примет ваше заявление к сведению.

760

Дата заседания 17.10.2008, номер заседания 48, строк в стенограмме 9099

О проекте федерального закона № 94806-5 "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в части, касающейся чеков "Урожай-90").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

717 ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и

718 налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

719

720 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотрение пунктов

721 12 и 13 сегодняшней повестки перенести на 23-е.

722

723 Спасибо.

724

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1035 Васильев Юрий Викторович предложил пункты 12 и 13 перенести на 23 октября. Мы

1036 уже проголосовали за то, чтобы у нас в этот день было заседание. Нет

1037 возражений? Нет. Переносим пункты 12 и 13.

1038

Дата заседания 19.09.2008, номер заседания 42, строк в стенограмме 7166

О проекте федерального закона № 94806-5 "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в части, касающейся чеков "Урожай-90").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2645 Уважаемые депутаты, пункт 10, проект федерального закона "О федеральном

2646 бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Я так понимаю,

2647 что Алексей Леонидович Кудрин, которого я приглашаю на трибуну, будет делать

2648 доклад сразу по трём пунктам - по 10-му, о бюджете, 11 и 12-му. Он сейчас,

2649 видимо, прокомментирует это. Потом содоклады, я так понимаю, по трём пунктам,

2650 а потом наша процедура: по три вопроса от фракции, выступления от фракций, и

2651 соответственно, дальше обычный режим.

2652

2653 КУДРИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2654 заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр

2655 финансов Российской Федерации.

2656

2657 Сколько у меня времени?

2658

2659 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Леонидович, по Регламенту у вас, если не

2660 ошибаюсь, двадцать минут, но, если вы попросите палату добавить, мы

2661 рассмотрим этот вопрос.

2662

2663 Пожалуйста, Решульский по ведению. Что-то не так мы делаем?

2664

2665 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Всё делаем правильно, только я хотел бы уточнить, Олег

2666 Викторович, вот по вопросам 11 и 12 у нас будут выступления или это будет

2667 так, общим...

2668

2669 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы выслушаем доклад, выслушаем содоклады, а

2670 потом посоветуемся.

2671

2672 Пожалуйста, Алексей Леонидович.

2673

2674 КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, сегодня мы представляем проект федерального

2675 закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011

2676 годов". Также в соответствии с новым Бюджетным кодексом теперь действие тех

2677 норм других законов, исполнение которых государство не может обеспечить или

2678 которые противоречат уже новым требованиям экономики, мы должны

2679 приостанавливать не законом о бюджете, как это было раньше, каждую норму

2680 каждого закона мы должны приостанавливать внесением отдельных изменений в

2681 соответствующие профильные законы. Поэтому сегодня, кроме проекта закона о

2682 бюджете, мы будем рассматривать ещё два законопроекта, приостанавливающие

2683 нормы других законов.

2684

2685 Начну доклад с текущей ситуации на российском финансовом рынке. Наблюдается

2686 значительный рост индексов нашего фондового рынка, индекс РТС по сведениям,

2687 полученным десять минут назад, с начала дня вырос на 17 процентов. Это

2688 говорит о том, что действия правительства и антикризисный пакет, о котором мы

2689 вчера заявили (так же, как и правительство, в этом участвует и Центральный

2690 банк), дали свои результаты. Но, конечно, стабилизация потребует более

2691 существенного времени и более существенных усилий. Тем не менее события

2692 последних десяти дней доказали устойчивость нашей экономики к внешним

2693 факторам, ведущие рейтинговые агентства подтверждают текущие суверенные

2694 рейтинги России. Это связано со взвешенной бюджетной политикой, проводимой в

2695 последние годы. Резервный фонд на конец этого года составит 3,5 триллиона

2696 рублей, или 8,3 процента ВВП. Это позволит, безусловно, обеспечивать все

2697 обязательства государства. И конечно, все понимают, что именно эти фонды

2698 создали "подушки безопасности" российской экономике.

2699

2700 Есть те риски, которые связаны и с работой институтов рынка, и с качеством

2701 менеджмента в наших компаниях и в наших банках. Все риски перекрыть

2702 невозможно, но есть риски, которые должно перекрыть государство своей

2703 поддержкой, подставив плечо, и мы будем это осуществлять.

2704

2705 Ещё раз скажу, что наш бюджет с учётом Резервного фонда... В случае

2706 необходимости мы можем направить Резервный фонд на поддержку бюджетных

2707 расходов, если цена на нефть упадёт. Сейчас сбалансированность нашего бюджета

2708 осуществляется на уровне от 60 до 70 долларов за баррель. В следующем году

2709 уровень сбалансированности бюджета достигается при цене 70 долларов за

2710 баррель, то есть мы имеем запас прочности. И несмотря на то, что цена на

2711 нефть в основном идёт вниз или колеблется на уровне около 90 долларов сейчас,

2712 у нас есть ещё серьёзный запас прочности. Если цена на нефть упадёт ниже, до

2713 40, до 50 долларов за баррель, в действие вступит Резервный фонд и, что

2714 касается целей бюджета, мы сможем больше трёх лет не чувствовать вот этих

2715 колебаний. Дальше нам нужно будет свою политику настраивать на новые

2716 перспективы, если цена на нефть будет находиться на нижних значениях

2717 существенное время.

2718

2719 Я хотел бы сказать ещё об одном. В последние годы прошла реформа казначейской

2720 системы нашей страны. Сегодня все счета всех бюджетных учреждений Российской

2721 Федерации, очень многих субъектов и большинства, почти всех муниципалитетов

2722 находятся в Казначействе Российской Федерации. Работает режим так называемого

2723 единого счёта. Таким образом, сегодня выплата зарплаты в наших бюджетных

2724 учреждениях не зависит от коммерческих банков. Мы это можем обеспечивать,

2725 соответственно, независимо от тех событий или ситуаций с ликвидностью,

2726 которые происходят на рынке. Зарплата, обеспечение работы всех учреждений,

2727 госуправление, национальная оборона сегодня обеспечиваются и обслуживаются

2728 через счета Федерального казначейства. Таким образом, бюджетная сфера

2729 защищена. Это результат совместной нашей с вами работы, соответствующего

2730 законодательства. Хочу напомнить: когда-то мы спорили по поводу того, будет

2731 федеральный бюджет обслуживать субъектовые и муниципальные бюджеты или нет.

2732 Сегодня это залог защиты, это ещё одна "подушка безопасности", которая

2733 выражается не в цифрах, а в технологиях, которые мы с вами внедрили.

2734

2735 Если говорить о бюджете, то мы и сегодня исходим из стабильных темпов

2736 экономического роста. Главные риски, которые испытывают другие страны,

2737 связаны с тем, что в условиях кризиса снижается экономический рост. Что мы

2738 сегодня можем демонстрировать? Мы не меняем наших планов по экономическому

2739 росту на следующий год. А в этом году экономический рост может составить

2740 больше, чем мы планировали первоначально, может составить от 7,8 процента до

2741 8 процентов ВВП, то есть снова второй год подряд выйти на рекордное для

2742 последних лет значение несмотря на те сложности, которые сказываются и на

2743 финансовом секторе. На следующий год экономический рост мы планируем в

2744 размере 6,7 процента, на последующие годы тоже сохраняем на уровне выше 6

2745 процентов.

2746

2747 Понятно, что один из главных вызовов российской экономики, с чем раньше

2748 немногие готовы были согласиться, - это всё-таки инфляция. Она бьёт и по

2749 кредитной ставке для банков для кредитования обнародизации нашей экономики,

2750 она бьёт по стоимости активов, в том числе сбережений наших граждан и

2751 вложений наших граждан и юридических лиц в ценные бумаги, - чем выше

2752 инфляция, тем меньше доходность. Это бьёт и по зарплатам, и по уровню

2753 доходов, по уровню реальных доходов, поэтому более высокая инфляция снижает

2754 темпы роста реальных доходов, за вычетом инфляции. Поэтому задача

2755 правительства, и это сохраняется как наша цель, - сокращать инфляцию и

2756 создавать стабильные условия для работы нашей экономики.

2757

2758 Цена на нефть. В этом году мы ожидаем до конца года среднюю цену около 112

2759 долларов за баррель. Этот год снова будет рекордным по ценам на нефть, такой

2760 цены не было за все годы, начиная с 1998 года, когда, собственно, она была на

2761 минимальном уровне. Напомню, в 1998 году средняя цена на нефть была 12

2762 долларов за баррель, а в этом году мы ожидаем 112, то есть ровно на сто

2763 долларов выше. В следующем году мы ставим более умеренную планку, наблюдая за

2764 снижением цен, в следующем году - 95 долларов за баррель, к 2011 году - 88.

2765 Уже сказал, что цена сбалансированности нашего бюджета, когда бюджет будет

2766 оставаться профицитным, - больше 70 долларов за баррель, 70 - в следующем

2767 году. Многие говорят: вот профицит - плохо, давайте тратить профицит. Если бы

2768 мы начали тратить профицит, то цена сбалансированности была бы не при 70

2769 долларах за баррель, а при 90 или при 100, и сегодня мы бы уже начали

2770 испытывать недостаток доходов, если бы цена упала до 90. Но мы имеем

2771 прочность, и мы не должны рассчитывать на временные всплески цен и из этого

2772 исходить в формировании наших обязательств долгосрочных, включая социальные и

2773 заработную плату.

2774

2775 Соответственно, я также хочу сказать, что в этом году мы ожидаем пик доходов

2776 от нефтегазового сектора: 11,2 процента ВВП составят доходы нефтегазового

2777 сектора. В этом году это составит 50 процентов доходов федерального бюджета.

2778 Очевидно, что такая цифра будет только в этом году. Впоследствии мы, конечно,

2779 ожидаем некоторое снижение доходов от нефти и газа в процентах к ВВП.

2780

2781 Показатели федерального бюджета на 2009 год предполагают доходы на уровне 10

2782 триллионов 927 миллиардов, расходы - на уровне 9 триллионов 24 миллиарда,

2783 профицит - на уровне 1 триллиона 902 миллиардов рублей. Соответственно,

2784 профицит уйдёт на пополнение Резервного фонда и Фонда национального

2785 благосостояния. Когда пик цен, тогда нужно накапливать, когда цены низкие,

2786 будем частично тратить. Наша цель - обеспечить стабильность, независимо от

2787 нефтяной конъюнктуры, наших расходов и исполнения всех наших программ.

2788 Сегодня такая гарантия есть. Независимо ни от каких цен мы будем в ближайшие

2789 три года все взятые программы, которые в том числе я сейчас объявлю,

2790 выполнять. Соответственно, прирост расходов в 2009 году составит 21,7

2791 процента в номинальном выражении, всё равно это высокий прирост расходов, в

2792 реальном выражении - 12,2 процента. Прирост расходов в последующие годы

2793 несколько снижается, становится более умеренным. Наша цель - расходы должны

2794 прирастать вровень с приростом экономики, тогда мы создаём долгосрочную

2795 стабильность для всех наших планов. А наши планы долгосрочные: начиная с

2796 плана строительства дорог, которое мы планируем до 2015 года; программа

2797 вооружений - до 2015 года; программы выплат зарплат, пенсий прогнозируются

2798 ещё на больший срок. И мы сегодня можем и обязаны прогнозировать надолго,

2799 значит, держать ту планку расходов, которая будет умеренна и всегда

2800 исполнима, тогда те обещания, которые мы даём, являются исполнимыми.

2801

2802 Вы знаете, что новый порядок формирования нефтегазового трансферта

2803 предусматривается через Бюджетный кодекс, в Бюджетном кодексе зафиксировано,

2804 сколько мы можем от нефтегазовых доходов потратить ежегодно в отношении к

2805 ВВП. Такие цифры утверждены в Бюджетном кодексе. На 2009 год предусмотрено

2806 5,5 процента ВВП. Правительство предлагает не 5,5, как в Бюджетном кодексе, а

2807 4,9, то есть меньше, с учётом влияния этих цен, этих доходов на инфляцию, в

2808 целях борьбы с инфляцией предлагается уменьшить использование нефтегазовых

2809 доходов. Тем самым этот трансферт из нефтегазовых доходов составит 2

2810 триллиона 531 миллиард рублей. Соответственно, будут расти и Резервный фонд,

2811 и Фонд национального благосостояния.

2812

2813 Отмечу, что расходы федерального бюджета составят 9 триллионов 24 миллиарда

2814 рублей. Что выходит на первое место по объёму расходов в федеральном бюджете?

2815 Впервые на первое место в федеральном бюджете выходят "Межбюджетные

2816 трансферты" - трансферты государства внебюджетным фондам и трансферты

2817 территориям. В основном больше растут государственные внебюджетные фонды -

2818 наша поддержка пенсионной системе, ОМС и соцстраху. Это означает, что расходы

2819 в этих фондах растут быстрее, чем их доходы, и нам приходится всё больше и

2820 больше направлять на дефицит этих фондов. У нас сегодня назрела необходимость

2821 совершенствования пенсионной системы и особенно источников доходов пенсионной

2822 системы, прежде всего единого социального налога. Эти предложения

2823 правительство внесёт в ближайшее время, но пока мы эти расходы закрываем

2824 частично и из федерального бюджета. Соответственно межбюджетные трансферты

2825 государственным внебюджетным фондам в 2009 году составят 1 триллион 957

2826 миллиардов рублей.

2827

2828 На втором месте по уровню расходов в федеральном бюджете "Национальная

2829 оборона" - 1 триллион 277 миллиардов рублей. На третьем месте

2830 "Общегосударственные вопросы". Если не учитывать процентные расходы, которые

2831 относятся к этой же статье, а говорить только о государственном управлении,

2832 фундаментальной науке, судебной системе, международной деятельности, которые

2833 входят в статью "Общегосударственные расходы", - это 1 триллион 119

2834 миллиардов рублей. "Национальная безопасность и правоохранительная

2835 деятельность" - 1 триллион 85 миллиардов рублей.

2836

2837 На поддержку национальной экономики, строительство дорог, субсидии сельскому

2838 хозяйству, процентные ставки по кредитам, взносы уставных капиталов

2839 "Объединённой авиационной корпорации" и других лизинговых компаний с

2840 государственным участием - 1 триллион 309 миллиардов рублей. Образование на

2841 федеральном уровне - 423 миллиарда рублей, здравоохранение - 365 миллиардов

2842 рублей. Но мы помним, что главные расходы по образованию и здравоохранению

2843 концентрируются на уровне субъектов Российской Федерации. Я сейчас назову две

2844 цифры: с учётом расходов субъектов Российской Федерации на образование будет

2845 направлено в следующем году 1 триллион 853 миллиарда рублей и на

2846 здравоохранение - 1 триллион 285 миллиардов рублей. В результате прирост

2847 расходов в процентах...

2848

2849 Можно мне ещё три минуты?

2850

2851 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно.

2852

2853 Я прошу добавить время для завершения выступления.

2854

2855 КУДРИН А. Л. Прирост расходов в следующем году составит на федеральном

2856 уровне: по образованию - 25,9 процента, по здравоохранению - 59,1 процента,

2857 по национальной обороне - 25,7 процента, по поддержке экономики - 34,8

2858 процента.

2859

2860 Хочу особо отметить, что среди десяти ведущих программ, которые мы начинаем в

2861 следующем году, среди главных программ, - "Модернизация транспортной системы

2862 России..." Это доведение расходов по модернизации транспортной системы до 362

2863 миллиардов рублей, что на 100 миллиардов рублей больше, чем в 2008 году, и

2864 это соответственно увеличение расходов по строительству транспортной

2865 инфраструктуры к 2010 году до 507 миллиардов рублей, а в 2011 году - до 635

2866 миллиардов рублей.

2867

2868 Среди главных новых программ, которые начинаются в следующем году, -

2869 "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат

2870 военнослужащими...". Это связано с переходом на годичный срок службы и

2871 переводом всех войск, где высокий уровень техники и требуется обучение, на

2872 профессиональную основу. Со следующего года все срочники в Военно-Морском

2873 Флоте меняются на контрактников, соответственно создаётся и береговая база

2874 для проживания контрактников с семьями. Эта программа уже в следующем году

2875 получит 28 миллиардов рублей.

2876

2877 Новая программа - научно-педагогические кадры. Это поворот в работе наших

2878 вузов. Этот потенциал будет использован и в научных целях, будет

2879 стимулировано развитие научных исследований в большей степени, чем это было

2880 до сих пор, - с 9,6 миллиарда рублей до 23 миллиардов рублей к 2011 году.

2881

2882 Особая новая программа (я называю новые программы) - повышение

2883 сейсмоустойчивости в дальневосточных и других регионах России. Финансирование

2884 программы начинается с 6 миллиардов рублей, но будет увеличиваться каждый

2885 год. У нас есть прогнозы по сейсмике, сохраняющие риски.

2886

2887 Пожарная безопасность. Эта новая программа начинается с 5,9 миллиарда рублей

2888 в следующем году, дальше растёт. Сокращение случаев гибели на пожарах - это

2889 важная задача.

2890

2891 Среди новых программ поддержки национальной системы химической, биологической

2892 безопасности, развитие гражданской морской техники, модернизация единой

2893 системы воздушного движения, повышение эффективности ресурсного потенциала

2894 рыбохозяйственного комплекса и даже развитие футбола - 1,5 миллиарда рублей

2895 на создание стадионов и полей для развития массового спорта.

2896

2897 Кроме того, есть старые программы. Прежде всего, развитие космоса,

2898 существенное увеличение расходов на действующие программы по развитию

2899 космоса. Финансирование федеральной космической программы вырастает с 28

2900 миллиардов рублей до 58 миллиардов рублей в год. И ГЛОНАСС - с 10 миллиардов

2901 рублей до 31 миллиарда рублей в год, затем сохраняется на достигнутых

2902 уровнях.

2903

2904 Конечно, особо отметил бы программу по культуре. Хочу вам напомнить, что год

2905 назад, когда я выступал в этом зале, депутаты задавали вопрос, почему после

2906 завершения строительства Большого театра, Мариинского театра расходы на

2907 культуру сокращаются. Правительство приняло решение о том, чтобы не сокращать

2908 расходы на последующие годы, а приступить к реконструкции, ремонту новых

2909 объектов культуры, по сути, охватить большинство ведущих объектов культуры,

2910 находящихся на федеральном уровне. Это, как правило, уникальные исторические

2911 заведения, творческие коллективы, ввод новых грантов, повышение заработной

2912 платы, усиление библиотечной сети (перенести на электронные носители, дать

2913 ресурс во все областные библиотеки). Целая программа мер по развитию

2914 культуры, которая позволяет сохранить на достигнутом высоком уровне расходы в

2915 этой сфере как в 2008-м, так и в 2009 году. Соответственно, расходы превысят

2916 (отложил куда-то слайд) запланированные там 63-64 миллиарда рублей в год.

2917

2918 Есть и другие действующие программы, которые были поправлены, в том числе

2919 программа "Жилище", например предоставление жилья всем ветеранам войны до

2920 2010 года, программа, увеличивающая обеспечение всех федеральных категорий,

2921 включая переселение уволенных в запас и другие.

2922

2923 Среди ведущих задач - и развитие науки, и финансирование дорожного хозяйства,

2924 где мы переходим к содержанию дорог. От 70 миллиардов рублей к 2011 году мы

2925 переходим больше чем на 140 миллиардов рублей на содержание, то есть

2926 построенные дороги должны всегда находиться в качественном состоянии.

2927

2928 Я сейчас не говорю про "Национальную оборону", если будут вопросы, я на них

2929 отвечу. Правительство ко второму чтению подготовит предложения по увеличению

2930 государственных закупок новейшей техники для нашей армии с учётом опыта

2931 последних событий и обращения ряда фракций. Есть готовность рассмотреть в

2932 рамках предложенных параметров бюджета частичное перераспределение расходов

2933 на эти цели.

2934

2935 Я уже также говорил о том, что вчера правительство приняло решение о внесении

2936 поправок в бюджет 2008 года и учёте во втором чтении бюджета 2009 года

2937 вопросов, связанных с поддержкой финансовых структур. Это означает, что в

2938 этом году мы внесём поправки по изменению бюджета на 60 миллиардов рублей для

2939 пополнения уставного капитала агентств ипотечно-жилищного кредитования на

2940 сумму 60 миллиардов рублей с целью выкупа у финансовых структур на рынке

2941 ипотечных кредитов, чтобы тем самым подпитать банки, которые в последнее

2942 время обеспечивали выдачу кредитов гражданам на строительство жилья. Это

2943 программа государственная, напоминаю, это национальный проект. Сейчас, в

2944 условиях кризиса, банки, которые накопили эти ипотечные кредиты, оказались в

2945 уязвимом положении. Не все эти кредиты продаются на рынке, они их могут

2946 держать на балансе и, если у них не хватает средств, не могут даже зачастую

2947 заложить в полной мере. Сегодня развитие этого сектора оправданно и

2948 своевременно.

2949

2950 Кроме того, предполагается зарезервировать 250 миллиардов рублей в бюджетах

2951 2008 и 2009 годов для возможного выкупа пакетов акций ведущих предприятий

2952 страны в случае, если мы будем наблюдать сохранение низких цен на пакеты

2953 акций тех предприятий, которые, на наш взгляд, недооценены. Они успешно

2954 работают, оказывают услуги, производят и поставляют свою продукцию, у них нет

2955 никаких перебоев в работе, они получают прибыль, наращивают прибыль, а цена

2956 их акций падает. Это не объективная тенденция, это реакция на проблемы

2957 мирового кризиса и на необходимость увеличения ликвидности в западных

2958 странах. Там продают наши пакеты, также и наши предприятия, банки иногда

2959 продают эти пакеты, желая получить деньги. Когда продают пакеты во время

2960 кризиса, цена их падает.

2961

2962 Мы считаем, что использование государственных средств может быть эффективным,

2963 потому что мы не тратим, это не расходы в чистом виде, это вложения в активы.

2964 Это то же самое, как и в ситуации, когда мы имеем пакеты акций "Газпрома",

2965 "Роснефти", компании "АЛРОСА", Внешторгбанка. Мы сейчас имеем пакеты, мы

2966 увеличим наши пакеты, эти деньги не исчезнут, они сохранятся и, по нашим

2967 оценкам, пакеты существенно вырастут в цене. Впоследствии мы не только эти

2968 деньги сохраним, мы их прирастим на величину того прогнозного роста на рынке,

2969 который у нас будет. То есть мы эти деньги отдадим просто в рост. Это будет

2970 более эффективное вложение свободных средств.

2971

2972 Поэтому без изменения параметров бюджета - мы предложим вам вариант без

2973 изменения параметров бюджета, что не должно мешать сегодня утверждению

2974 бюджета в первом чтении, - будут изменения этих законов в этих целях.

2975

2976 Но я ещё сейчас коротко остановлюсь на двух законопроектах, которые, как я

2977 сказал вначале, есть в нашем пакете. Один связан с требованиями Бюджетного

2978 кодекса. Прежней редакцией кодекса действия отдельных норм ежегодно

2979 приостанавливались. Теперь мы должны изменять отдельные законы не

2980 непосредственно через бюджет, а как самостоятельные законы. Первый

2981 рассматриваемый в данном разделе повестки законопроект приводит в

2982 соответствие с требованиями бюджетного законодательства отдельные положения

2983 законодательных актов. Второй приостанавливает действие отдельных

2984 законодательных актов, устанавливающих расходные обязательства.

2985

2986 Охарактеризую их. Первый законопроект предлагает изменить порядок зачисления

2987 акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации.

2988 Сейчас, в настоящее время, 100 процентов акцизов на алкогольную продукцию

2989 зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако если в

2990 действующей редакции написано, что 20 процентов зачисляется в бюджеты

2991 субъектов по месту производства, а 80 процентов распределяется по формуле, то

2992 с 2010 года предлагается увеличить до 40 процентов норматив зачисления

2993 акцизов по месту производства алкогольной продукции, а 60 процентов

2994 распределять по нормативу. Мы считаем, что это даёт больше стимулов для сбора

2995 этих средств, и данные предложения утверждены на заседании трёхсторонней

2996 комиссии с участием представителей Государственной Думы, которых вы

2997 делегировали, и Совета Федерации.

2998

2999 Вторая существенная позиция в соответствии с рекомендациями Счётной палаты

3000 позволит более чётко урегулировать взыскание задолженности перед Российской

3001 Федерацией, возникшей до 1 января 2008 года.

3002

3003 Все остальные положения законопроекта носят технический характер, они

3004 предусматривают уплату налогов и таможенных платежей в российской валюте,

3005 устраняют противоречия между налоговым, таможенным и бюджетным

3006 законодательством, а также приводят в соответствие с общими законодательными

3007 нормами налогообложение товаров, ввозимых из других стран на территорию

3008 особой экономической зоны - Магаданской области. Данный законопроект не

3009 меняет сложившуюся практику, поскольку действие соответствующих положений

3010 изменяемых законов каждый год и так у нас приостанавливается, просто сегодня

3011 другая форма утверждения этих норм.

3012

3013 В рамках закона о приостановлении действия отдельных норм и отдельных законов

3014 предполагается приостановить действие Федерального закона от 1 июня 1995 года

3015 "О государственных долговых товарных обязательствах" в части чеков

3016 "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной

3017 продукции. Учитывается, что порядок погашения обязательств государства перед

3018 владельцами чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками

3019 сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года должен быть определён

3020 отдельным федеральным законом. В настоящее время данный федеральный закон не

3021 принят, но при этом государство полностью оплатило сельскохозяйственную

3022 продукцию, сданную владельцами чеков "Урожай-90" и сдатчиками

3023 сельскохозяйственной продукции.

3024

3025 Второй закон - закон от 4 февраля 1999 года "О базовой стоимости необходимого

3026 социального набора". Это один из законов, принятых в 90-е годы с целью

3027 урегулирования вопросов восстановления сбережений граждан, однако в настоящее

3028 время их реализация невозможна из-за отсутствия правовой базы для перевода

3029 гарантированных сбережений граждан в Сбербанке и организациях

3030 государственного страхования в целевые долговые обязательства Российской

3031 Федерации. Тема тоже известная, каждый год действие этой нормы

3032 приостанавливается, а мы с вами принимаем другое решение - о выплате

3033 компенсаций из федерального бюджета. Предлагаемая законопроектом норма о

3034 приостановлении действия положений в последние годы, как я сказал, уже

3035 исполнялась.

3036

3037 Спасибо.

3038

3039 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Леонидович. Присаживайтесь,

3040 пожалуйста.

3041

3042 Уважаемые коллеги, сейчас выступает с содокладом Председатель Счётной палаты

3043 Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин, точнее, это тоже доклад,

3044 содоклады будут позже, это также доклад о проекте федерального закона "О

3045 федеральном бюджете...".

3046

3047 СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.

3048

3049 Уважаемые народные избранники - депутаты Государственной Думы! Данный

3050 законопроект, по мнению Счётной палаты, в полном соответствии с Бюджетным

3051 посланием президента страны предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов

3052 на приоритетных направлениях при одновременном повышении устойчивости

3053 бюджетной системы, что чрезвычайно важно в условиях нынешнего международного

3054 финансового кризиса. Заложенные в нём макроэкономические целевые показатели,

3055 и прежде всего рост валового внутреннего продукта, являются достаточно

3056 напряжёнными - и мы это констатируем, я думаю, вы со мной согласитесь, - хотя

3057 прогнозируемые темпы инфляции, на наш взгляд, требуют дополнительного

3058 обоснования. В течение трёх лет расходы на развитие инфраструктуры, науки и

3059 технологий в рамках федеральных целевых программ, о чём доложил вам министр

3060 финансов, должны возрасти на 80 процентов. Весьма отчётливой является и

3061 социальная направленность законопроекта, ибо расходы на здравоохранение,

3062 физическую культуру, спорт увеличатся на 66 процентов. Что касается

3063 образования, сумма увеличится на 44 процента.

3064

3065 С учётом нынешних непростых внешнеполитических, да и экономических, условий

3066 очень важно, что предпринимается ряд мер по решению вопросов экономической

3067 безопасности, снижению зависимости нашей экономики от внешних факторов.

3068

3069 Сейчас идёт работа по внесению поправок в законопроект ко второму чтению, о

3070 чём опять же говорил сейчас министр, с целью выделения дополнительных

3071 ассигнований на повышение боеготовности Вооружённых Сил, закупку современных

3072 видов военной техники - не только для зарубежной, но и для отечественной

3073 армии наконец-то - и совершенствование средств связи и систем управления.

3074 Здесь мы возьмём вместе с профильным комитетом Госдумы под личный контроль

3075 всё, что касается вот этой статьи финансирования.

3076

3077 Хотел бы также особо отметить государственную программу развития сельского

3078 хозяйства до 2012 года, на реализацию которой, как вы знаете, в течение трёх

3079 лет будет выделено ни много ни мало 408 миллиардов рублей, тем более что

3080 правительство, как вы знаете, совершенно справедливо, на наш взгляд,

3081 отказалось от выполнения ряда ограничений, которые были приняты в ходе

3082 процесса вступления России в ВТО, что даст возможность более активному

3083 развитию внутреннего рынка, производства сельхозпродукции, особенно

3084 животноводства.

3085

3086 Вместе с тем сохраняются определённые риски, которые связаны со значительной

3087 зависимостью финансовой системы страны от международного рынка капитала. Мы

3088 это с вами заметили в последние две недели. По-прежнему одним из основных

3089 источников длинных денег в экономике являются кредиты зарубежных банков. По

3090 этой причине задолженность частного и государственного секторов экономики

3091 продолжает увеличиваться (Алексей Леонидович сегодня об этом уже говорил).

3092 Только за прошлый год, уважаемые коллеги, консолидированный внешний долг

3093 вырос почти в полтора раза и составил ни много ни мало 464 миллиарда долларов

3094 США, или 36 процентов валового внутреннего продукта. В настоящий момент, в

3095 том числе и вследствие обращений Счётной палаты, позиции Государственной

3096 Думы, предпринимается ряд мер для решения данной проблемы. Так, правительство

3097 наладило мониторинг динамики этой задолженности. Одновременно введена в

3098 действие практика размещения на конкурсной основе средств федерального

3099 бюджета, а также госкорпораций на депозитах в коммерческих банках. Кстати, я

3100 должен вам доложить, уважаемые товарищи, мы совсем недавно начали проверку

3101 финансовой прозрачности этих конкурсов. Однако, к сожалению, данные меры

3102 носят во многом паллиативный характер, так как не решают проблему дефицита

3103 внутренних источников длинных денег в нашей экономике, а это (помимо

3104 упомянутых выше внешних рисков) сдерживает реализацию крупных инвестиционных

3105 проектов с государственным участием.

3106

3107 Не случайно политическое руководство страны ставит задачи создать механизмы,

3108 когда валютные и резервные фонды государства при безусловном соблюдении

3109 принципа надёжности вложений могли бы приносить ощутимую пользу внутри

3110 страны, тем более что в нынешней ситуации нет полной уверенности в абсолютной

3111 надёжности вложений этих резервов в зарубежные финансовые инструменты. Так,

3112 например, на заседании бюджетного комитета на этой неделе ставился вопрос, и

3113 причём справедливо, о возможных рисках, которые связаны с размещением части

3114 международных резервов в облигации ипотечных агентств, которые недавно были

3115 переведены под юрисдикцию Правительства Соединённых Штатов Америки. Согласно

3116 последним заявлениям руководства Минфина России, в том числе и на заседании

3117 бюджетного комитета, где присутствовал министр финансов, на данный момент

3118 вложения в эти финансовые инструменты существенно сократились и составляют

3119 более 30 миллиардов. В ближайшее время Счётная палата проведёт проверку

3120 деятельности Банка России в части управления международными ресурсами, как мы

3121 их называем - золотовалютными резервами. Вчера состоялось решение НБС по

3122 этому поводу, Алексей Леонидович здесь занял принципиальную позицию - Счётная

3123 палата должна проверить наконец-то золотовалютные резервы. Так что, если 1

3124 октября Государственная Дума своим голосованием даст нам поручение, мы сможем

3125 дать вам полный, исчерпывающий ответ на многие вопросы, которые ставили

3126 депутаты многих фракций по этой теме.

3127

3128 Вместе с тем не реализованы в полной мере положения Бюджетного послания главы

3129 государства в части расширения состава активов, где могли бы размещаться

3130 средства Фонда национального благосостояния. Пока ведётся, как вы знаете,

3131 лишь обсуждение предложенного Минфином варианта решения данной проблемы.

3132 Следует тут, уважаемые коллеги, также отметить недостаточную прозрачность

3133 проектировок бюджета, которые касаются использования данного фонда. Так, в

3134 нём не определены объёмы использования его средств, которые будут направлены

3135 на софинансирование пенсионных накоплений граждан, а это многомиллиардные

3136 суммы. В этой ситуации в связи с нарастающим дефицитом бюджета Пенсионного

3137 фонда изменение ставки единого социального налога с точки зрения его

3138 эффективности, а также шкалы его регрессии, по мнению Счётной палаты, следует

3139 рассматривать исключительно с учётом обеспечения устойчивости пенсионной

3140 системы. Кстати, здесь с нами консолидируется и позиция Министерства

3141 финансов, и позиция в целом Правительства России.

3142

3143 Вопрос о сокращении налогового бремени в целом, на наш взгляд, также можно

3144 ставить сейчас лишь с учётом сов?