Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 97003-5 О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"

О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"

в первом чтении
18.09.2009

Номер законопроекта:97003-5
Комментарий законопроекта:по вопросу уточнения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации
Дата внесения законопроекта в ГД:05.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/97003-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по международным делам
Профильный комитет:Комитет ГД по международным делам
Дата изменения статуса/фазы:18.09.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2537-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Коган Юрий Владимирович, Депутат ГД
Напсо Юрий Аисович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №97003-5 О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"

по вопросу уточнения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации

Дата заседания 18.09.2009, номер заседания 111, строк в стенограмме 7511

О проекте федерального закона № 97003-5 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (о расширении перечня международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4946 Переходим к пункту 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в

4947 статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской

4948 Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Юрий Владимирович Коган,

4949 как мы с ним и договаривались некоторое время тому назад.

4950

4951 КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР.

4952

4953 Спасибо, Олег Викторович.

4954

4955 Коллеги, данный законопроект разработан в связи с выявленными мною и моим

4956 соавтором Юрием Аисовичем Напсо противоречиями, на наш взгляд, содержащимися

4957 в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и

4958 прилежащей зоне Российской Федерации" и Федеральном законе "О международных

4959 договорах Российской Федерации". Статья 15 последнего федерального закона

4960 ключает в себя пять видов (а, б, в, г, д) международных договоров Российской

4961 Федерации, которые подлежат ратификации. Пункт 2 статьи 15 предусматривает,

4962 что подлежат ратификации и международные договоры, при заключении которых

4963 стороны условились о последующей ратификации. Получается, что пункт 1 статьи

4964 15, на который ссылается Правовое управление, не является закрытым, он только

4965 ограничен пятью случаями. Если посмотреть вносимые на ратификацию Президентом

4966 или Правительством Российской Федерации международные договоры, то можно

4967 заметить, что часть из них не вполне соответствует пяти позициям статьи 15, о

4968 которых я говорил. Так, это касается двойного налогообложения,

4969 железнодорожных перевозок и так далее.

4970

4971 Каким же основаниям верить? Мы считаем, что нужно включить в перечень

4972 международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации,

4973 международные договоры Российской Федерации, предметом которых является

4974 разработка минеральных и промысел водных биоресурсов континентального шельфа

4975 и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Почему такие важные

4976 договоры обходят стороной? Ведь они стоят миллиарды долларов США, а

4977 правительство считает, что их ратифицировать не надо. Это ведёт, как вы сами

4978 понимаете, к коррупции. Необходимо также включить договоры, предусматривающие

4979 экономические обязательства Российской Федерации.

4980

4981 Пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О внутренних морских водах,

4982 территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусматривает,

4983 что иностранные граждане и иностранные юридические лица могут проводить

4984 исследования, разведку и разработку, то есть добычу, водных биоресурсов и

4985 других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а

4986 также другую деятельность во внутренних морских водах в порядке,

4987 предусмотренном настоящим федеральным законом, другими федеральными законами

4988 и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.

4989 Однако пункт 1 статьи 15 федерального закона, который я уже цитировал, не

4990 предусматривает такую ратификацию. Правительство Российской Федерации в своём

4991 заключении подтверждает, что имеются федеральные законы, которые

4992 предусматривают ратификацию международных договоров без учёта статьи 15

4993 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Но это

4994 является явным противоречием законодательства, и такое недопустимо.

4995

4996 Таким образом, с одной стороны, международные законы Российской Федерации

4997 подлежат ратификации по закрытому перечню, а с другой стороны, имеются

4998 международные договоры, которые также подлежат ратификации в соответствии с

4999 федеральными законами.

5000

5001 Я приведу несколько примеров. 21 февраля 1998 года было подписано Соглашение

5002 между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых

5003 вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, по которым

5004 сорока пяти японским судам были выделены квоты на вылов более 2 тысяч тонн

5005 рыбы вблизи островов Курильской гряды Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. На

5006 ратификацию указанное соглашение не было направлено, так как пункт 1 статьи

5007 15 не предусматривает ратификацию подобных международных договоров Российской

5008 Федерации.

5009

5010 В статье 6 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской

5011 Федерации" и в статье 7 Федерального закона "Об исключительной экономической

5012 зоне Российской Федерации" в компетенции федеральных органов исполнительной

5013 власти предусмотрены заключение и реализация международных договоров

5014 Российской Федерации в отношении деятельности на континентальном шельфе и в

5015 исключительной экономической зоне.

5016

5017 Можно вспомнить соглашение между СССР и США о линии разграничения морских

5018 пространств в районе Берингова моря от 1990 года, подписанное господином

5019 Шеварднадзе, которое до сих пор не ратифицировано, имеет статус временного

5020 применения и в котором абсолютно не учтены интересы нашей страны.

5021

5022 Прошу вас поддержать законопроект, который защищает экономические интересы

5023 России прежде всего и обязывает ратифицировать подобные международные

5024 договоры, и принять его в первом чтении.

5025

5026 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Владимирович, присаживайтесь.

5027

5028 Содоклад сделает член Комитета по международным делам Анатолий Сергеевич

5029 Стародубец. Пожалуйста.

5030

5031 СТАРОДУБЕЦ А. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект

5032 федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О

5033 международных договорах Российской Федерации" (по вопросу уточнения

5034 международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации) внесён

5035 депутатами Государственной Думы Коганом и Напсо.

5036

5037 Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 15 Федерального закона

5038 "О международных договорах Российской Федерации" нормой, устанавливающей

5039 обязательность ратификации международных договоров Российской Федерации,

5040 предметом которых является разработка минеральных и промысел водных

5041 биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны

5042 Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации,

5043 предусматривающих экономические обязательства Российской Федерации, если они

5044 не предусмотрены федеральным законом, а также международных договоров

5045 Российской Федерации, ратификация которых предусмотрена федеральным законом.

5046

5047 Действующим законодательством Российской Федерации детально урегулированы

5048 вопросы разработки минеральных и промысла водных биологических ресурсов на

5049 континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской

5050 Федерации, в том числе осуществляемых с участием иностранных граждан,

5051 иностранных юридических лиц и иностранных государств. Общий режим разработки

5052 неживых ресурсов и промысловых живых ресурсов определяется Федеральным

5053 законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20

5054 декабря 2004 года и Законом "О недрах" от 21 февраля 1992 года. Специальные

5055 нормы в данной области установлены Федеральным законом "О континентальном

5056 шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 года и Федеральным законом "Об

5057 исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998

5058 года.

5059

5060 С учётом важности разработки и промысла ресурсов в исключительной

5061 экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и

5062 потенциального значения таких разработок и промысла для соблюдения интересов

5063 безопасности Российской Федерации законодательством чётко регламентирован

5064 порядок допуска лиц к данной деятельности, контроля со стороны компетентных

5065 органов Российской Федерации и ответственности за нарушение установленных

5066 законодательством и международными договорами Российской Федерации правил

5067 разработки и промысла. Предусмотренный законодательством режим разработки и

5068 промысла применяется в том числе в случаях, когда такие разработка и промысел

5069 осуществляются на основании международного договора Российской Федерации,

5070 путём чего достигается соблюдение гарантий обеспечения безопасности

5071 Российской Федерации.

5072

5073 Таким образом, если международный договор Российской Федерации

5074 предусматривает разработку и промысел ресурсов в исключительной экономзоне и

5075 на континентальном шельфе Российской Федерации и при этом не изменяет режим

5076 осуществления данной деятельности, закреплённый в законах, надлежащий уровень

5077 безопасности Российской Федерации обеспечивается действием норм закона.

5078

5079 Исходя из этого повода для ратификации таких международных договоров при

5080 условии отсутствия оснований для ратификации, предусмотренных действующими

5081 законами, не усматривается. Когда соответствующим международным договором

5082 Российской Федерации устанавливается режим разработки и промысла ресурсов

5083 иной, чем предусмотрен законом, такой международный договор подлежит

5084 ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона

5085 "О международных договорах Российской Федерации". Это первое.

5086

5087 Второе. Экономические обязательства Российской Федерации перед иностранными

5088 государствами и международными организациями имеют весьма разнообразный

5089 характер и распространяются на различные сферы сотрудничества. Как правило,

5090 закрепляемые в международных договорах Российской Федерации обязательства

5091 экономического характера носят возмездный или взаимный характер, то есть с их

5092 выполнением связано получение российской стороной разного рода экономических

5093 и иных выгод.

5094

5095 Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской

5096 Федерации" к ведению Правительства Российской Федерации отнесены

5097 регулирование экономических процессов, а также разработка и реализация

5098 государственной политики в сфере международного экономического

5099 сотрудничества. Правительство Российской Федерации реализует данную функцию с

5100 соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов

5101 Президента Российской Федерации.

5102

5103 Отдельные вопросы экономической деятельности Российской Федерации ввиду их

5104 важности и специфики регламентируются федеральными законами, например

5105 Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации

5106 с иностранными государствами", Федеральным законом "О рыболовстве и

5107 сохранении водных биологических ресурсов". В остальном регулирование данной

5108 деятельности осуществляется Правительством Российской Федерации или

5109 отдельными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации

5110 путём принятия подзаконных актов.

5111

5112 Принимая решения о заключении международных договоров, предусматривающих

5113 экономические обязательства Российской Федерации, соответствующие органы

5114 государственной власти в установленном законом порядке комплексно оценивают

5115 последствия принятия таких обязательств как для федерального бюджета, так и

5116 для социально-экономической ситуации, а также по иным параметрам. Если такие

5117 обязательства вытекают из положения международного договора, содержащего

5118 правила иные, чем предусмотренные федеральными законами, соответствующий

5119 международный договор будет подлежать ратификации на основании подпункта "а"

5120 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской

5121 Федерации". На этом же основании договор будет подлежать ратификации, если

5122 выполнение предусмотренных им экономических обязательств требует внесения

5123 изменений в законы, например в закон о федеральном бюджете.

5124

5125 Помимо указанного, названные договоры могут подлежать ратификации по

5126 основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, в частности

5127 Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьи 109, 127, Федеральным законом

5128 от 31 июля 1998 года "О внутренних морских водах, территориальном море и

5129 прилежащей зоне Российской Федерации", статья 20, и другими.

5130

5131 С учётом изложенного содержащиеся в российском законодательстве условия,

5132 определяющие необходимость ратификации международных договоров, являются

5133 достаточными для целей обеспечения интересов Российской Федерации, в том

5134 числе в области безопасности, и должным образом отражают разграничение

5135 компетенции между государственными органами исполнительной и законодательной

5136 ветвей власти.

5137

5138 Третье. Законопроектом предусматривается дополнение пункта 1 статьи 15

5139 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" новыми

5140 положениями, расширяющими перечень оснований для ратификации международных

5141 договоров Российской Федерации. В частности, авторами законопроекта

5142 предлагается включить в пункт 1 указанной статьи положение, в соответствии с

5143 которым ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации,

5144 если это предусмотрено в других федеральных законах. Комитет не считает

5145 возможным согласиться с таким предложением по следующим основаниям.

5146

5147 В подпункте "а" пункта 1 статьи 15 федерального закона сформулирована общая

5148 норма, согласно которой ратификации подлежат международные договоры,

5149 исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых

5150 федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем

5151 предусмотренные законом.

5152

5153 Кроме того, в подпунктах "б", "в", "г", "д" пункта 1 указанной статьи

5154 федерального закона определён достаточно полный перечень международных

5155 договоров, подлежащих ратификации вне зависимости от того, устанавливаются ли

5156 ими иные правила, чем предусмотренные законом, или нет. К таким международным

5157 договорам относятся договоры по вопросам прав и свобод человека и гражданина,

5158 территориального разграничения Российской Федерации с другими государствами,

5159 включая договоры о прохождении государственной границы, а также разграничение

5160 исключительной экономзоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5161

5162 Таким образом, пункт 1 статьи 15 федерального закона содержит как закрытый

5163 перечень международных договоров, подлежащих ратификации, так и общую норму,

5164 в соответствии с которой ратификации подлежат все международные договоры, в

5165 которых устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом.

5166

5167 В связи с изложенным, а также соглашаясь с доводами, изложенными в заключении

5168 Правового управления Аппарата Государственной Думы... (Микрофон отключён.)

5169

5170 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Сергеевич, вы за десять минут не успели

5171 изложить позицию комитета. Сколько ещё нужно? Ещё полминуты.

5172

5173 Добавьте полминуты.

5174

5175 СТАРОДУБЕЦ А. С. Спасибо. Прошу прощения.

5176

5177 В связи с изложенным, а также соглашаясь с доводами, изложенными в заключении

5178 Правового управления Аппарата Государственной Думы, отзывах Правительства

5179 Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по международным делам на

5180 указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по международным делам

5181 предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О

5182 внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах

5183 Российской Федерации" (по вопросу уточнения международных договоров,

5184 подлежащих ратификации).

5185

5186 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь... Нет, пока задержитесь. Есть

5187 ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Теперь присаживайтесь.

5188

5189 Представители правительства и президента не настаивают на участии в

5190 дискуссии.

5191

5192 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

5193 статью 15 федерального закона "О международных договорах Российской

5194 Федерации". Комитет отрицательную позицию высказал.

5195

5196 Включите режим голосования.

5197

5198 Покажите результаты.

5199

5200 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 28 сек.)

5201 Проголосовало за 101 чел.22,4%

5202 Проголосовало против 5 чел.1,1%

5203 Воздержалось 0 чел.0,0%

5204 Голосовало 106 чел.

5205 Не голосовало 344 чел.76,4%

5206 Результат: не принято

5207

5208 Отклоняется законопроект.

5209