Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 97604-5 О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

во втором чтении
14.02.2012

Номер законопроекта:97604-5
Комментарий законопроекта:о дополнительных полномочиях таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
Дата внесения законопроекта в ГД:09.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/97604-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:14.02.2012
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:112-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Антонов Роман Валерьевич, Депутат ГД
Бурносов Александр Леонидович, Депутат ГД
Груздев Владимир Сергеевич, Депутат ГД
Камалов Хамит Искарович, Депутат ГД
Коган Александр Борисович, Депутат ГД
Фадзаев Арсен Сулейманович, Член СФ
Хинштейн Александр Евсеевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №97604-5 О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

о дополнительных полномочиях таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Дата заседания 14.02.2012, номер заседания 9, строк в стенограмме 4960

О проекте федерального закона № 97604-5 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (о дополнительных полномочиях таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; принят в первом чтении 10 октября 2008 года).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2166 Пункт 12, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный

2167 кодекс Российской Федерации".

2168

2169 Максим Станиславович, пожалуйста.

2170

2171 РОХМИСТРОВ М. С. Ну, законопроектом также вносятся изменения в ныне не

2172 существующий документ. Данный законопроект был принят Государственной Думой в

2173 первом чтении 10 октября 2008 года. В нём речь идёт о полномочиях таможенных

2174 органов, об их праве приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты

2175 интеллектуальной собственности, не включённые в реестр интеллектуальной

2176 собственности.

2177

2178 В настоящее время возможность приостановления выпуска товаров, содержащих

2179 объекты интеллектуальной собственности, не включённые в единый таможенный

2180 реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов

2181 Таможенного союза, а также в национальный таможенный реестр объектов

2182 интеллектуальной собственности, без заявления правообладателя урегулирована

2183 пунктом 4 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза. Хотелось бы

2184 обратить внимание, что все предлагаемые изменения вошли и в Таможенный кодекс

2185 Российской Федерации.

2186

2187 Этот законопроект показывает, что, как и во всём мире, проблемы, касающиеся

2188 интеллектуальной собственности, постоянно модернизируются, они возникают во

2189 всех странах мира, не только в странах - членах Таможенного союза, поэтому

2190 данные нормы в дальнейшем, конечно, будут нуждаться в совершенствовании, но

2191 уже в рамках не только Таможенного кодекса, но и закона № 311-ФЗ "О

2192 таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенного кодекса

2193 Таможенного союза. То есть это проблема, которая будет стоять на повестке

2194 дня, думаю, ещё долгий-долгий период времени, потому что с этой проблемой

2195 сталкиваются, наверное, все граждане, постоянно есть претензии, решаются

2196 вопросы в суде.

2197

2198 В связи с тем что данным законопроектом вносятся изменения в уже не

2199 действующий документ, комитет предлагает настоящий законопроект отклонить.

2200

2201 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович, присаживайтесь,

2202 пожалуйста.

2203

2204 Гарри Владимирович, и на этот раз выступать не будете? Нет.

2205

2206 Выносим законопроект на "час голосования".

2207

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4513 Коллеги, я пропустил пункт 12 повестки. Прошу вернуться. Ставится на

4514 голосование рекомендованный к отклонению проект федерального закона "О

4515 внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации".

4516

4517 Прошу включить режим голосования.

4518

4519 Покажите результаты.

4520

4521 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 32 сек.)

4522 Проголосовало за 239 чел.53,1 %

4523 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

4524 Воздержалось 2 чел.0,4 %

4525 Голосовало 241 чел.

4526 Не голосовало 209 чел.46,4 %

4527 Результат: принято

4528

4529 Принято.

4530

Дата заседания 10.10.2008, номер заседания 46, строк в стенограмме 5647

О проекте федерального закона № 97604-5 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (о дополнительных полномочиях таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2838 Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный

2839 кодекс Российской Федерации" докладывает заместитель председателя Комитета по

2840 бюджету и налогам Александр Борисович Коган.

2841

2842 Пожалуйста, Александр Борисович.

2843

2844 КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2845

2846 Спасибо, Олег Викторович.

2847

2848 Уважаемые депутаты, законопроектом предлагается дополнить Таможенный кодекс

2849 Российской Федерации статьёй 399-1, содержащей нормы, позволяющие таможенным

2850 органам приостанавливать на срок, не превышающий десяти рабочих дней, выпуск

2851 товаров. Такая мера предусмотрена при условии обнаружения таможенными

2852 органами в ходе таможенного контроля признаков незаконного использования

2853 объектов интеллектуальной собственности.

2854

2855 В настоящее время таможенные органы в порядке, предусмотренном в главе 38

2856 Таможенного кодекса Российской Федерации, принимают меры, связанные с

2857 приостановлением выпуска товаров для проведения дополнительной проверки, но

2858 только на основании заявления обладателя исключительных прав на объекты

2859 авторского права и смежных прав. В международной практике одновременно с

2860 указанным инструментом применяется такой механизм защиты прав

2861 интеллектуальной собственности, как принцип ex officio. Данный принцип

2862 заключается в возможности приостановления таможенными органами выпуска товара

2863 без первоначального заявления правообладателя для проведения соответствующих

2864 проверочных мероприятий при выявлении признаков контрафактности товара.

2865

2866 Дополнения, содержащиеся в статье 399-1 и расширяющие полномочия таможенных

2867 органов по борьбе с контрафактной продукцией, основаны на нормах статьи 58

2868 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и

2869 соответствуют принципам статьи 8 указанного соглашения, поскольку

2870 предполагают введение мер, необходимых для охраны общественного здоровья и

2871 питания, для содействия общественным интересам в жизненно важных для их

2872 социально-экономического и технического развития секторах.

2873

2874 В законопроекте одновременно предлагаются нормы, устанавливающие чёткую

2875 процедуру взаимодействия таможенных органов, правообладателя и декларанта при

2876 осуществлении приостановления таможенными органами выпуска товара с

2877 признаками контрафакта.

2878

2879 Предлагаемая норма не введёт дополнительных ограничений для участников ВЭД,

2880 поскольку сегодня уже есть возможность у таможенного органа в соответствии с

2881 Таможенным кодексом Российской Федерации при обнаружении признаков,

2882 указывающих на то, что заявленные при декларировании товары имеют

2883 недостоверные данные, либо при возникновении подозрения, что они

2884 контрафактные, уже приостанавливать выпуск такого товара. При этом действия,

2885 предусмотренные статьёй 153, должны быть совершены декларантом в пределах

2886 сроков временного хранения, установленных кодексом. Предлагаемый

2887 законопроектом срок - десять рабочих дней.

2888

2889 Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Концептуальных

2890 замечаний нет. Комитет по бюджету и налогам предлагает принять законопроект в

2891 первом чтении.

2892

2893 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть у депутата

2894 Локотя. Больше нет вопросов.

2895

2896 Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич.

2897

2898 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Борисович, с ВТО, по-моему, уже всё понятно.

2899 Мы затормозили все эти процессы, потому что непонятны условия, особенно

2900 последствия для нашей экономики. И вот чего же всё-таки больше в этом

2901 законопроекте - требований ВТО по условиям вступления в ВТО либо всё-таки

2902 наших национальных требований в защиту, как здесь продекларировано, здоровья

2903 и так далее наших граждан?

2904

2905 Спасибо.

2906

2907 КОГАН А. Б. В этом законопроекте, скорее всего, больше защиты прав

2908 интеллектуальной собственности, что соответствует всем нормам требований

2909 международного права. Дело в том, что правообладатель интеллектуальной

2910 собственности не может знать всё о товарах, которые поступают на таможенную

2911 границу, на таможенные пункты Российской Федерации, а именно какого они

2912 качества и на какие таможенные пункты они поступают. И понятно, что он не

2913 может оценить, в каком объёме товар поступает на таможенную границу. Это

2914 понятно правоохранительным органам, фискальным органам, которые осуществляют

2915 в принципе контроль за перемещением товара через границу. В связи с этим мы

2916 даём сегодня таможенным органам право на семь дней приостанавливать выпуск

2917 товара, если есть подозрение, что продукция, которая поступает на территорию

2918 Российской Федерации, контрафактная, некачественная. При этом мы не даём им

2919 право принимать решение самостоятельно. Они обязаны вызвать правообладателя

2920 интеллектуальной собственности, который должен оценить в течение семи дней

2921 этот товар и написать соответствующее заявление в таможенный орган. Если

2922 такое действие не предпринято, то таможенник обязан выпустить товар. Таким

2923 образом, мы защищаем права интеллектуальной собственности и защищаем наших

2924 граждан от некачественного товара. Это первоочередное.

2925

2926 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает на вопросе депутат Драганов, я не увидел его

2927 руку.

2928

2929 ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2930

2931 Я записался, а не настаиваю. Спасибо, Олег Викторович.

2932

2933 У меня очень короткие три вопроса, и вы сможете ответить на них наверняка

2934 однозначно.

2935

2936 Несмотря на внесение изменений в часть четвёртую ГК, которые мы приняли

2937 недавно, и другие меры, ситуация с контрафактной продукцией, очевидно,

2938 плохая, идёт процесс явной эскалации, и задача снижения уровня контрафакта

2939 очевидна, поэтому были веские причины для того, чтобы внести такой

2940 законопроект.

2941

2942 Первый вопрос: сколько было обращений у правообладателей за эти пять лет?

2943

2944 Второй вопрос: за счёт каких сил и технических средств планируется

2945 реализовать это право? Это требует обучения тысяч таможенников,

2946 инфраструктуры и так далее.

2947

2948 И третий, пожалуй, самый важный вопрос: удастся ли это всё сделать за

2949 месячный срок, который вы отводите на введение в действие законопроекта,

2950 потому что записано, что он вводится в действие с момента принятия?

2951

2952 Спасибо.

2953

2954 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2955

2956 КОГАН А. Б. Спасибо, Валерий Гаврилович.

2957

2958 Уважаемые коллеги, я сейчас точно не могу сказать, сколько было заявлений, но

2959 заявления такие были, и контрафактной продукции таможней остановлено

2960 достаточно много. Хочу подчеркнуть, что сотрудники, которые действуют в этих

2961 целях, - они в достаточной степени обучены, потому что сегодня такая норма

2962 действует, но действует она только по заявлению самого правообладателя.

2963 Таможенные органы в этом направлении работают уже давно, и они обучены.

2964

2965 И наконец, я думаю, что квалификации тех сотрудников, которые сегодня

2966 работают, достаточно для того, чтобы выполнять ту норму, которую мы

2967 предусматриваем данным законопроектом, а срок введения в действие

2968 законопроекта, я думаю, не сильно изменит сегодня соотношение сил и

2969 проверяющих, и тех, кто ввозит товар. Изменяются только принцип подхода к

2970 обнаружению контрафактной продукции и действия, производимые с ней. То есть

2971 если раньше только по заявлению, я ещё раз повторюсь, правообладателя

2972 выполнялись какие-то действия таможенным органом, то сегодня таможня сама

2973 вправе на семь дней приостановить выпуск товара, если она понимает, что этот

2974 товар может быть контрафактным, или есть признаки контрафактности этого

2975 товара.

2976

2977 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за обстоятельные ответы. Присаживайтесь,

2978 Александр Борисович.

2979

2980 Есть ли желающие выступить? Есть. Драганов. Других рук я не вижу. Коллеги,

2981 никого не забыл? Одно выступление. Валерий Гаврилович Драганов.

2982

2983 ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо, Олег Викторович уважаемый.

2984

2985 Уважаемые коллеги, я хочу напомнить нам всем, что сегодня действует порядок,

2986 как Александр Борисович сказал, согласно которому таможенные органы

2987 приостанавливают выпуск товаров только по заявлению правообладателей. Может

2988 быть, не все депутаты знают, что у правообладателей есть очень внушительные

2989 службы по защите авторских прав. Они пользуются услугами детективных

2990 агентств, существует несколько отраслевых ассоциаций и союзов, деятельность

2991 которых в первую очередь направлена на борьбу с контрафактом.

2992

2993 Законопроектом предлагается предоставить право таможенным органам

2994 приостанавливать выпуск любых товаров (цитирую) "при обнаружении признаков

2995 того, что перемещение товаров через таможенную границу или совершение иных

2996 действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, сопряжено с

2997 нарушениями авторского права, смежных прав..." и далее по тексту. Я сразу же

2998 вам скажу, что я сторонник принятия таких мер, этот законопроект, я думаю,

2999 своевременен, но полагаю - и надеюсь, что это не концептуальный вопрос, - что

3000 ко второму чтению мы должны серьёзно поработать.

3001

3002 На что я хочу обратить внимание? Предоставление такого права любому

3003 государственному служащему, чиновнику, обладающему колоссальными

3004 полномочиями, а таможеннику тем более - это не просто высокая

3005 ответственность, это ещё вопрос издержек или приобретений. Скажем, что это

3006 для бюджета? Что будет происходить после того, как семь дней истекут? Откуда,

3007 Александр Борисович, возьмутся деньги для компенсации тем, кто об этих

3008 товарах заявит, если правообладатель не подтвердит или не обратится с

3009 заявлением? Идея благая, но ответ о готовности таможенной службы к реализации

3010 этого права меня не совсем убедил. Я думаю, что это ещё тем более актуально,

3011 что Федеральная таможенная служба, я бы сказал, правительство в целом заявило

3012 очень правильную доктрину в недавнем прошлом о смещении границ и о

3013 сосредоточении основной работы на границе, а для этого требуется вложить

3014 большие деньги. И мы, депутаты, должны поддержать правительство и службу и

3015 такие деньги выделить. Но при этом нужно иметь в виду, что если таможня

3016 самостоятельно будет устанавливать так называемые признаки и при этом

3017 пользоваться правом семидневного задержания, то что будет происходить с

3018 очередями? Они будут сокращаться или увеличиваться? Что будет происходить с

3019 такими важными факторами, как издержки бизнеса, или степень дозволенности в

3020 действиях таможни, или степень возможности защитить свои права в случае, если

3021 такие права будут нарушены? Это всё не риторические, на мой взгляд, вопросы.

3022

3023 Я хочу ещё раз спросить: что, из средств федерального бюджета будет

3024 компенсироваться имущественный вред владельцам груза и грузоперевозчикам или

3025 не будет? Тогда полномочие таможенника на основании своего субъективного

3026 представления о наличии признака контрафакта останавливать товар на неделю

3027 становится очень и очень привлекательным. Поэтому я прошу вас всех, уважаемые

3028 депутаты, кому это интересно, давайте ко второму чтению определим перечень

3029 этих признаков.

3030

3031 Александр Борисович, это очень серьёзный вопрос. Мы всё время боремся за

3032 конкретизацию норм, нормы прямого действия и за точное, детальное описание

3033 норм, чтобы не расширять возможности толкования по своему усмотрению той или

3034 иной статьи. Помните, как мы с большим трудом в разных законах уходили от

3035 понятия "если есть основание полагать...". Это примерно то же самое. Давайте

3036 посмотрим, как это будет выглядеть ко второму чтению. Я хочу обратить ещё

3037 ваше внимание и внимание разработчиков, что проблема возмещения

3038 имущественного вреда упомянута, кстати, в заключении правительства, но, мне

3039 кажется, так и не решена в законопроекте, хотя, насколько я помню,

3040 правительство просило учесть эти замечания до первого чтения. Если у нас есть

3041 возможность - а я думаю, что такая возможность у нас есть, - это сделать ко

3042 второму чтению, давайте это тоже сделаем. Или это позиция ваша, как автора, и

3043 вы считаете, что этого делать не надо? Я по крайней мере буду на этом

3044 настаивать. Если это предмет второго чтения, давайте это сделаем. Но

3045 опять-таки по какому пути вы собираетесь идти: описывать конкретные признаки

3046 правонарушения (я бы считал, что это нужно делать, когда таможенники имеют

3047 право останавливать груз) либо вводить всё-таки ответственность федерального

3048 бюджета? Это на самом деле не сотрясание воздуха, это вопрос, который мы с

3049 вами должны обсудить, коллеги. И правительство должно понимать, что такая

3050 ответственность может наступить. Или есть какой-нибудь третий путь? Давайте

3051 подумаем.

3052

3053 Я считаю, что законопроект нужно принимать в первом чтении, но если ко

3054 второму чтению коллеги сочтут возможным прислушаться к моим рекомендациям по

3055 упомянутым вопросам, я думаю, что это будет полезно для закона и обеспечит

3056 возможность его практической и, главное, эффективной реализации.

3057

3058 Спасибо.

3059

3060 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3061

3062 Коган имеет право в рамках заключительного слова отреагировать. Я обращаюсь к

3063 правительственной ложе и к президентской: есть ли желание поучаствовать в

3064 обсуждении? Нет желания.

3065

3066 Пожалуйста, Коган.

3067

3068 КОГАН А. Б. Спасибо, Олег Викторович.

3069

3070 Уважаемые коллеги, сегодня в заключении нашего комитета есть уже информация,

3071 указаны недостатки проекта закона в первом чтении. И мы в том числе как раз

3072 указали на те сведения по товару, которые в установленном порядке поступают в

3073 таможенные органы. Мы считаем, что действительно есть смысл более подробно

3074 указать, что это за сведения. Вопрос: надо ли делать закрытый перечень самих

3075 признаков в законе, может быть, достаточно это нормативным актом

3076 правительства сделать? Ну а более подробнее расписать, что это за сведения, в

3077 каком установленном порядке они поступают в таможенные органы, - это

3078 необходимо сделать.

3079

3080 По поводу ответственности. Ответственность как раз у нас чётко прописана в

3081 законопроекте, полагаю, она ложится на плечи правообладателя. Если

3082 правообладатель считает, когда предварительно приостановлен выпуск товара,

3083 что есть нарушение его прав, исключительных прав, тогда он пишет заявление в

3084 таможенный орган. С этого момента, если собственник товара доказывает, что

3085 всё-таки таких нарушений нет, вся ответственность за убытки ложится на плечи

3086 правообладателя. Это в законе чётко написано.

3087

3088 Спасибо.

3089

3090 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за разъяснение.

3091

3092 Уважаемые депутаты, я так понял из выступления депутата Драганова, что он

3093 активно поддерживает данный законопроект, но обращает наше внимание на те

3094 изменения, которые нужно произвести в нём при процедуре второго чтения. Будем

3095 считать, что обсуждение состоялось.

3096

3097 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

3098 Таможенный кодекс Российской Федерации".

3099

3100 Включите режим голосования.

3101

3102 Покажите результаты голосования.

3103

3104 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 11 сек.)

3105 Проголосовало за 368 чел.81,8%

3106 Проголосовало против 38 чел.8,4%

3107 Воздержалось 0 чел.0,0%

3108 Голосовало 406 чел.

3109 Не голосовало 44 чел.9,8%

3110 Результат: принято

3111

3112 Принято.

3113