Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 976249-6 О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

в первом чтении
17.02.2017

Номер законопроекта:976249-6
Комментарий законопроекта:в части установления требований к порядку формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов и установления персональной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за несоблюдение указанных тре
Дата внесения законопроекта в ГД:18.01.2016
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/976249-6
Ответственный комитет:Комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Профильный комитет:Комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Дата изменения статуса/фазы:17.02.2017
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Аксаков Анатолий Геннадьевич, Депутат ГД
Епифанова Ольга Николаевна, Депутат ГД
Миронов Сергей Михайлович, Депутат ГД
Михеев Олег Леонидович, Депутат ГД
Руденко Андрей Викторович, Депутат ГД
Самиев Ильдар Рафикович, Депутат ГД
Хованская Галина Петровна, Депутат ГД
Шеин Анатолий Алексеевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №976249-6 О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

в части установления требований к порядку формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов и установления персональной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за несоблюдение указанных требований

Дата заседания 17.02.2017, номер заседания 27, строк в стенограмме 6557

О проекте федерального закона № 976249-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части установления требований к порядку формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов и персональной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за несоблюдение указанных требований).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3552 Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 17-го вопроса повестки. О проекте

3553 федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской

3554 Федерации". Доклад Галины Петровны Хованской.

3555

3556 Пожалуйста, Галина Петровна.

3557

3558 ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной

3559 политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3560

3561 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, коллеги! Вам предлагается

3562 рассмотреть сегодня поправки в Жилищный кодекс, которыми предусматривается

3563 передача органам госвласти Российской Федерации полномочий органов

3564 государственной власти субъектов. В какой части? В части определения порядка

3565 установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в

3566 многоквартирном доме. Кроме того, предлагается наделить органы

3567 государственной власти Российской Федерации полномочиями по установлению

3568 требований к порядку проведения мониторинга технического состояния

3569 многоквартирных домов. Устанавливается также персональная ответственность

3570 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за формирование и

3571 утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества.

3572

3573 Поясню, почему мы хотим это сделать. На сегодняшний день определение порядка

3574 установления необходимости проведения капитального ремонта, вы все знаете,

3575 находится в ведении органов государственной власти субъектов. А что делает

3576 Федерация? Федерация только принимает методические рекомендации, которые

3577 совершенно необязательны к исполнению, и это тоже надо учитывать. Последствия

3578 таких решений для нас уже совершенно очевидны при правоприменении. Те широкие

3579 полномочия, которые мы дали органам государственной власти субъектов

3580 Российской Федерации, к чему привели? Они привели к бесконтрольному включению

3581 в указанные программы капитального ремонта многоквартирных домов, и

3582 получается, что реально нуждающиеся в ремонте дома не попадают в эти

3583 программы, а попадают иногда такие дома, которые могли бы подождать или вовсе

3584 не нуждаются в капитальном ремонте, по крайней мере в ближайший десяток лет.

3585

3586 Ну я вам просто приведу пример. Наш проект вносился больше года назад, когда

3587 произошло несколько совершенно трагических случаев гибели граждан в лифтах в

3588 результате падений, аварий, давления и так далее, вы эти истории, наверное,

3589 не забыли. Вот на сегодняшний день где-то треть лифтов отработали нормативный

3590 срок службы, об этом вы тоже знаете, а в двадцати двух субъектах - более 50

3591 процентов лифтов отработали этот срок, при этом ежегодно ещё 10 процентов

3592 лифтов свой ресурс практически вырабатывают. Несмотря на это, в одиннадцати

3593 субъектах - я уже просто зачитаю вам официальную информацию - не

3594 предусматривается выделение средств из Фонда капитального ремонта на ремонт

3595 лифтов, а в двадцати пяти субъектах предлагается выделить не более 3

3596 процентов от собранных средств, причём далеко не всегда эти субъекты страдают

3597 от недостатка средств - средства есть, даже более того: вы прекрасно знаете,

3598 что средства, собранные с граждан, остались недоиспользованными.

3599

3600 Теперь по поводу мониторинга технического состояния. Он проводится чисто

3601 формально, и принцип включения в региональные программы зачастую ну

3602 совершенно непонятен!

3603

3604 Я являюсь автором законопроекта и председателем комитета, моё мнение не

3605 совпадает с решением комитета, и я вам сейчас докладываю своё особое мнение.

3606 Я считаю, что законопроект требует поддержки, хотя, казалось бы, при

3607 отрицательном отзыве правительства судьба проекта закона безнадёжна, но,

3608 коллеги, я ещё раз напоминаю, что мы внесли законопроект в январе прошлого

3609 года, а 31 декабря Президент Российской Федерации дал перечень поручений

3610 Правительству Российской Федерации, и ряд из них даже текстуально совпадает с

3611 тем, о чём я вам сегодня рассказываю. Что касается реализации этих поручений,

3612 в частности по передаче полномочий на федеральный уровень, срок исполнения

3613 стоит 1 сентября 2017 года. Более того, хочу сказать, что Президент

3614 Российской Федерации пошёл даже дальше - его поручения перекрывают нашу

3615 следующую законодательную инициативу, по ограничению размера взноса на

3616 капитальный ремонт, по регулированию этого вопроса, но этот законопроект

3617 будет рассматриваться уже в следующем цикле, мы его только вчера рассмотрели

3618 в комитете.

3619

3620 Вы понимаете, какая удивительная сложилась ситуация? И как вы будете в этом

3621 случае поступать, кого послушаете - правительство, или всё-таки прислушаетесь

3622 к поручениям президента, который тоже увидел эту проблему на основании

3623 правоприменения в течение ещё более длительного периода, с учётом прошедшего

3624 года?

3625

3626 Да, мы многим субъектам и многим губернаторам доверяем, но доверяй, да

3627 проверяй! Всё-таки когда на них лежит ответственность, когда они персонально

3628 отвечают за этот вопрос, ситуация меняется.

3629

3630 Уважаемые коллеги, я прошу очень серьёзно отнестись к этой законодательной

3631 инициативе, потому что проблема капитального ремонта является ну если не

3632 первой по важности, то по крайней мере второй, как показывают опросы граждан,

3633 и качество этого ремонта оставляет желать лучшего. Какие дома включаются в

3634 перечень - это тоже очень большой вопрос для граждан, из двух стоящих рядом

3635 домов один включается в программу, а другой - нет.

3636

3637 Я готова ответить на любые вопросы.

3638

3639 Спасибо за внимание.

3640

3641 Председательствует Первый заместитель

3642 Председателя Государственной Думы

3643 А. Д. Жуков

3644

3645 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3646

3647 Содоклад члена Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному

3648 хозяйству Ильи Владимировича Осипова.

3649

3650 Пожалуйста.

3651

3652 ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3653

3654 Добрый день, уважаемые коллеги! Автор доложила о законопроекте, а я изложу

3655 позицию комитета. Комитет не поддерживает законопроект концептуально, и

3656 объясню по какой причине.

3657

3658 Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской

3659 Федерации, которыми предусматривается передача органам государственной власти

3660 Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов

3661 Российской Федерации по определению и порядку установления необходимости

3662 проведения капительного ремонта общедомового имущества, а также предлагается

3663 наделить органы государственной власти Российской Федерации полномочиями по

3664 установлению требований к порядку проведения мониторинга технического

3665 состояния многоквартирных домов.

3666

3667 Авторы и сами отмечают, что эти полномочия на сегодняшний день находятся в

3668 ведении региональных властей, и, на мой взгляд, и это позиция комитета, если

3669 мы передадим их на уровень Федерации, то это не улучшит качества формирования

3670 региональных программ, потому что решать из Москвы, какой дом ремонтировать,

3671 значительно сложнее, чем делать это, находясь непосредственно в регионе, и

3672 определять приоритеты нужно всё-таки непосредственно на региональном уровне.

3673 Более того, принятие этих изменений потребует внесения изменений и в 184-й

3674 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных

3675 (представительных) и исполнительных органов государственной власти...", и,

3676 соответственно, профильный комитет точно так же не поддерживает внесение

3677 изменений в этой части.

3678

3679 Также законопроектом предлагается усилить ответственность глав субъектов

3680 Федерации, губернаторов, но при этом конкретизация вида ответственности в

3681 законопроекте отсутствует. Комитет также отмечает, что на сегодняшний день

3682 ответственность губернаторов прописана в федеральном законодательстве и после

3683 возвращения прямых выборов глав субъектов Федерации самый главный критерий

3684 ответственности - это доверие избирателей, и избиратели как раз и оценивают в

3685 том числе качество формирования программ капитального ремонта, приходя на

3686 выборы и голосуя за главу того или иного региона.

3687

3688 Мне хотелось бы ещё отметить, что президент действительно уделяет много

3689 внимания системе капитального ремонта, действительно есть прямые поручения

3690 президента, и, внимательно отнесясь к словам председателя комитета, я изучил

3691 послание президента, обращение, поручения президента, однако не нашёл там не

3692 только текстовых, но и смысловых совпадений с законопроектом.

3693

3694 Комитет данный законопроект не поддерживает.

3695

3696 Спасибо за внимание.

3697

3698 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3699

3700 Есть ли вопросы? Да.

3701

3702 Включите режим записи на вопросы.

3703

3704 Покажите список.

3705

3706 Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.

3707

3708 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Галина Петровна, со всем, о чём вы говорили, я

3709 абсолютно согласна: все эти проблемы возможны в любом регионе, и, что

3710 касается блата, мы понимаем, кто может первым попасть в очередь на ремонт, и

3711 недоделки есть - всё правильно. Вместе с тем, если мы передадим мониторинг

3712 технического состояния на федеральный уровень, ведь это же опять будут те же

3713 главы субъектов отвечать, те же региональные операторы будут делать - и

3714 отдавать туда?.. Как они смогут проверить, так это или не так, - вот у меня

3715 какое сомнение.

3716

3717 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Прежде всего я хочу

3718 сказать, что в выступлении представителя комитета неправильно говорилось, что

3719 мы предлагаем на федеральном уровне контролировать, как дома включают в

3720 региональную программу капремонта. Мы хотим определить на федеральном уровне

3721 порядок включения в эту программу домов, то есть чтобы включение было с

3722 учётом степени износа. Сейчас не по этому признаку включают, а иногда совсем

3723 по другому, как вы понимаете, принципу: потому что в этом доме живёт

3724 начальник или работник администрации - ну как не порадеть родному человечку!

3725

3726 То же самое с мониторингом, речь идёт о порядке: не сам мониторинг, а

3727 порядок, то есть основные принципы и подходы к этой методике - вот что мы

3728 хотим установить на федеральном уровне, и мы хотим, чтобы это было не

3729 рекомендацией, а нормативным документом, который зарегистрирован в Минюсте,

3730 потому что сейчас качания в разные стороны. У нас вообще разрушена система

3731 бюро технической инвентаризации (помните, были такие?) - кстати, в этом же

3732 перечне поручений президента говорится и об этом - ну это же катастрофа, что

3733 мы разрушили эту систему ради того, чтобы ускорить гражданский оборот! Вот

3734 что мы сделали, а это нужно и полиции, и налоговикам, и строителям - перечень

3735 можно и дальше продолжать, понимаете?

3736

3737 Вообще, вот это поручение - очень хорошее, знаете, как будто президент мысли

3738 наши, многих моих коллег, прочёл, и я вот очень рада! И сейчас практически

3739 члены комитета оппонируют президенту, а не Хованской Галине Петровне.

3740

3741 Председательствует Первый заместитель

3742 Председателя Государственной Думы

3743 И. И. Мельников

3744

3745 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3746

3747 Грешневиков Анатолий Николаевич.

3748

3749 ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3750

3751 Вопрос Осипову.

3752

3753 Уважаемый Илья Владимирович, как известно, у органов местного самоуправления

3754 сейчас огромное количество полномочий, но регионы эти полномочия в основном

3755 исполняют с трудом либо вообще не исполняют. Какая статистика у вас есть по

3756 регионам по снижению тарифов на капремонт? Есть ли регионы, которые снижали

3757 тарифы, почему и сколько регионы потратили средств на то, чтобы

3758 отремонтировать ветхое жильё? Год назад, вы знаете, наша с вами Ярославская

3759 область выпала из программы по переселению из ветхого жилья, и потребовалось

3760 огромное количество времени, чтобы решить проблему софинансирования. Вот

3761 известно ли вам, сколько, какие средства регионы потратили на

3762 софинансирование?

3763

3764 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осипову включите микрофон, пожалуйста.

3765

3766 ОСИПОВ И. В. Спасибо за вопрос. На самом деле вопрос о тарифообразовании в

3767 части капитального ремонта не относится к области действия данного

3768 законопроекта, но по факту, по практике, по информации, которой мы на

3769 сегодняшний день обладаем, есть регионы, которые не снижали тариф, и наша с

3770 вами родная Ярославская область пошла как раз по этому пути: второй год

3771 подряд тариф остаётся без изменений, в силу того что, как вы совершенно

3772 справедливо отметили, фонд работает с профицитом, и до тех пор, пока деньги

3773 не будут выработаны полностью, наверное, нет смысла повышать тариф на

3774 капитальный ремонт. Другие регионы повышают тариф - разброс здесь

3775 действительно довольно широкий, и, возможно, заниматься упорядочением здесь

3776 нужно более серьёзно, но, ещё раз повторю, это не предмет регулирования

3777 данного законопроекта.

3778

3779 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3780

3781 Максимов Василий Юрьевич.

3782

3783 МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3784

3785 Галина Петровна, вопрос вам. Скажите, пожалуйста, не усматриваете ли вы тут

3786 некоего противоречия: вы предлагаете возложить на главного государственного

3787 жилищного инспектора Российской Федерации контроль за соблюдением указанных

3788 требований и порядка при формировании региональных программ капремонта, а на

3789 губернатора предлагаете возложить персональную ответственность, то есть

3790 контроль - за одним, а ответственность - за другим?

3791

3792 ХОВАНСКАЯ Г. П. Региональную программу подписывает и берёт на себя

3793 ответственность за неё губернатор (либо мэр, если говорить о Москве), а

3794 жилищная инспекция уже контролирует процесс исполнения этой программы - вот в

3795 чём разница, так что никакого противоречия я здесь не усматриваю.

3796

3797 Следующий вопрос, пожалуйста.

3798

3799 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3800

3801 Исаев Михаил Александрович.

3802

3803 ИСАЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3804

3805 Спасибо, Иван Иванович.

3806

3807 Галина Петровна, в своём законопроекте вы предлагаете передать полномочия по

3808 установлению порядка определения необходимости проведения капитального

3809 ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральный уровень, и в

3810 своём докладе, в пояснительной записке вы ссылаетесь на большие затраты на

3811 содержание, эксплуатацию лифтов. Скажите, пожалуйста, какие будут изменения в

3812 случае передачи этих полномочий и из каких источников будет финансироваться

3813 проведение этих работ: у регионов появятся дополнительные средства или эти

3814 затраты будут запланированы в федеральном бюджете, и если в федеральном

3815 бюджете, то какие будут источники, какие статьи доходов?

3816

3817 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое за вопрос. Источники искать не надо - вы,

3818 будучи членом нашего комитета, прекрасно знаете, что средства не были

3819 использованы, - и я говорю о вопиющих ситуациях, когда лифты находятся в

3820 аварийном состоянии. Деньги есть, но они почему-то не предусмотрены на ремонт

3821 и замену лифтов, создаётся угроза жизни и безопасности граждан, а ведь задача

3822 номер один для государства - обеспечить безопасность граждан. Так что

3823 средства искать не надо: мы пока не можем использовать даже то, что собрано

3824 вот в этих самых общих котлах, понимаете?

3825

3826 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3827

3828 Ганзя Вера Анатольевна.

3829

3830 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.

3831

3832 У меня вопрос к Илье Владимировичу.

3833

3834 Илья Владимирович, Жилищным кодексом предусматриваются полномочия органов

3835 госвласти только в части методического обеспечения установления необходимости

3836 проведения капитального ремонта, и это в ситуации, когда падают лифты,

3837 взрывается газ, обрушивается кровля. Вот как вы считаете, методического

3838 сопровождения на федеральном уровне, от центра, достаточно в такой острой

3839 ситуации с капитальным ремонтом, которая сложилась, или, может быть, всё-таки

3840 сейчас нам нужны более жёсткие меры и более жёсткое вмешательство, чтобы

3841 обеспечить безопасность граждан?

3842

3843 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осипову включите микрофон.

3844

3845 ОСИПОВ И. В. Спасибо за вопрос. Я думаю, что нам с вами так же сложно будет

3846 ответить на вопрос о том, что предпочесть, за решение какой проблемы взяться,

3847 когда падает лифт и рушится кровля. Наверное, надо решать и ту и другую. И

3848 авторы в пояснительной записке, и вы сейчас в своём вопросе используете

3849 крайние точки, но это не значит, что мы выступаем против того, что в первую

3850 очередь обязательно нужно ремонтировать лифтовое хозяйство, если его

3851 изношенность запредельная. Здесь как раз с точностью до наоборот: мы говорим,

3852 что на территории региона отдавать предпочтение той или другой проблеме...

3853 Регионы разные: есть районы Крайнего Севера и южные районы, есть

3854 преимущественно высотная застройка, есть малоэтажная застройка и так далее, и

3855 так далее. Так вот с учётом этих особенностей мы, наоборот, считаем важной

3856 децентрализацию. Есть опыт регионов, которые идут на деление и спускают эту

3857 проблему на муниципальный уровень, потому что люди приходят с теми

3858 проблемами, которые у них возникают, прежде всего к местной власти. И глава

3859 района оказывается как минимум в неловком положении, когда вынужден разводить

3860 руками и говорить, что не может отремонтировать кровлю, потому что теперь это

3861 входит в обязанности органов власти региона, а граждане так и не находят

3862 решения проблемы, с которой они пришли. Поэтому, ещё раз повторю, методика

3863 как раз предусматривает в том числе и выбор предпочтений. Регионы у нас

3864 зачастую не очень хорошо с этим справляются - есть такая проблема, но это не

3865 значит, что её нужно централизовать и поднять на государственный уровень.

3866

3867 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3868

3869 Савельев Дмитрий Иванович.

3870

3871 САВЕЛЬЕВ Д. И. Галина Петровна, в своём докладе вы отметили, что треть

3872 лифтов, эксплуатируемых в России, выработали свой срок, соответственно, они

3873 могут считаться небезопасными. В январе прошлого года главный государственный

3874 жилищный инспектор Российской Федерации поручил руководителям органов

3875 государственного жилищного надзора совместно с Ростехнадзором и

3876 муниципальными властями провести проверку компаний, обслуживающих лифты в

3877 городах России. Параллельно Генеральная прокуратура Российской Федерации

3878 поручила прокурорам субъектов Российской Федерации с привлечением

3879 специалистов Ростехнадзора, а также региональных жилищных инспекций провести

3880 проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности

3881 внутридомового газового и лифтового оборудования. Так вот известны ли вам

3882 предварительные результаты этих проверок? Какие нарушения были выявлены, и

3883 понёс ли кто-то из должностных лиц наказание? Требуют ли результаты этих

3884 проверок внесения своевременных поправок в ваш законопроект?

3885

3886 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое за вопросы. Действительно, такая проверка

3887 проводилась, и частично я ответила на ваш вопрос, когда приводила статистику

3888 по лифтовому оборудованию, которое нуждается в срочной замене или в серьёзном

3889 капитальном ремонте. Это первое.

3890

3891 Второй ваш вопрос касается мер, принятых в отношении тех, кто при наличии

3892 финансовых ресурсов - причём сюда относятся не только дотационные регионы, но

3893 и регионы, у которых, в общем-то, были средства на ремонт, - не включал эти

3894 дома в региональные программы. Да, эффект был: например, в Нижегородской

3895 области увеличили процент домов, где нужно было поменять лифт, но, к

3896 сожалению, это единичные примеры, массовой корректировки программ не

3897 произошло. Что касается ответственности, это уже не ко мне вопрос, я не знаю,

3898 какие дальше принимались меры, но можно запросить информацию конкретно по

3899 каждому субъекту, о котором я говорила, - в двадцати двух субъектах

3900 подвергают риску жизнь граждан.

3901

3902 Ещё раз хочу обратить ваше внимание: мы не требуем, чтобы за каждым

3903 конкретным домом следили на федеральном уровне, - ни в коем случае! - но

3904 необходим порядок и учёт степени износа элементов общего имущества, к которым

3905 относятся лифт, газовое оборудование и так далее, вот за этим надо следить на

3906 федеральном уровне. Должны быть не рекомендации, а жёсткие методики и

3907 приказы.

3908

3909 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3910

3911 Иванов Максим Анатольевич.

3912

3913 ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3914

3915 Уважаемая Галина Петровна, на сегодняшний день действующее законодательство

3916 не предусматривает такого вида ответственности, как персональная

3917 ответственность. В случае принятия закона какие именно меры ответственности

3918 предполагается применять к высшим должностным лицам субъекта Российской

3919 Федерации?

3920

3921 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Я вам могу сказать, что на сегодняшний

3922 день есть ответственность должностных лиц, по крайней мере в Кодексе об

3923 административных правонарушениях такая ответственность прописана. Давайте

3924 начнём хотя бы с административной ответственности! Уголовная ответственность

3925 возникает в случае гибели граждан - это ситуации, когда происходит обрушение

3926 дома из-за взрыва газа, когда падает лифт и гибнут люди, понимаете? В

3927 остальных случаях можно ограничиться, конечно, на первых порах

3928 административной ответственностью, и она есть, она прописана.

3929

3930 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3931

3932 Маринин Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.

3933

3934 МАРИНИН С. В. Галина Петровна, по вашему мнению, кто должен отвечать за

3935 недостатки программы капремонта, если в регионе сменилось руководство?

3936

3937 ХОВАНСКАЯ Г. П. Вы знаете, назначение нового губернатора не означает

3938 ликвидации всех проблем, и ответственность переходит к новому губернатору.

3939 Да, он отвечает, потому что является правопреемником. Действительно, его

3940 нельзя привлекать к уголовной ответственности, если произошёл несчастный

3941 случай, - о таких случаях я сегодня уже напоминала депутатам, - но выполнять

3942 мероприятия, которые не допустили бы повторения подобных ситуаций в

3943 дальнейшем, заниматься профилактикой - это, безусловно, ответственность

3944 нового губернатора. И вопрос правильный на самом деле.

3945

3946 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3947

3948 Кравченко Денис Борисович.

3949

3950 КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3951

3952 Уважаемая Галина Петровна, в законопроекте вы предлагаете возложить контроль

3953 за соблюдением требований по техническому состоянию домов и порядка по

3954 формированию региональных программ капремонта на федеральные органы

3955 исполнительной власти. Скажите, пожалуйста, какие критерии вы предполагаете

3956 использовать при установлении данных требований? Ведь все субъекты разные, в

3957 них совершенно разный климат, разный временной лимит износа жилищного

3958 комплекса.

3959

3960 И главный вопрос: сколько средств федерального бюджета потребуется, чтобы

3961 федеральный орган власти, которому, собственно, предполагается передать эти

3962 полномочия, проводил безостановочный мониторинг и содержал актуальную базу

3963 данных?

3964

3965 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое за очень хороший вопрос. Не я предлагаю

3966 возложить контроль - это предлагает Президент Российской Федерации, а я

3967 предлагаю всего-навсего установить порядок, и делается это одним нормативным

3968 документом. И я даже сказала, какой здесь критерий; если вы меня слушали, то

3969 должны знать, что критерий - степень износа здания. К сожалению, этот

3970 критерий зачастую игнорируется, что приводит как раз к очень негативной

3971 реакции граждан, потому что они понимают, что их дом надо уже сегодня

3972 ремонтировать, завтра его надо будет признавать аварийным, но вместо него

3973 ремонтируют довольно благополучные дома. Зато возникает очень красивая

3974 статистика - понимаете? - по количеству отремонтированных домов, потому что

3975 очевидно, что нужно гораздо меньше средств на ремонт этого более или менее

3976 благополучного дома, чем на ремонт дома, который уже на ладан дышит. Ну вот

3977 так.

3978

3979 Председательствует Председатель Государственной Думы

3980 В. В. Володин

3981

3982 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

3983

3984 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Владимирович, мне непонятно, почему комитет

3985 возражает против единства в определении критериев. Вы поймите, вот, например,

3986 есть несколько шахтёрских регионов: Кузбасс, восточный Донбасс, Тульский

3987 регион, Воркута, но дефицит бюджета муниципальных образований и регионов

3988 совершенно разный, и в результате получается, что в отношении домов,

3989 построенных, скажем, в 1930 году (а шахтёрские посёлки к тому же, как

3990 правило, носили временный характер), на разных территориях принимаются разные

3991 решения: у одного деньги есть - он принимает решение о капитальном ремонте

3992 или об аварийности дома, у второго денег нет - он определяет, что надо за

3993 счёт жителей делать капитальный ремонт. А надо, чтобы критерий был один, -

3994 почему комитет против?

3995

3996 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Владимирович Осипов.

3997

3998 Включите микрофон Илье Владимировичу Осипову, содокладчику.

3999

4000 ОСИПОВ И. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я вам напомню, что в

4001 данном случае единственным критерием - независимо от того, есть деньги или

4002 нет, - является закон о фонде капитального ремонта, и не участвует местный

4003 бюджет в формировании фонда капитального ремонта. В некоторых регионах

4004 участвуют региональные бюджеты, но деньги на ремонт есть в большинстве

4005 регионов, в подавляющем большинстве. Ещё раз повторю: в основном сейчас все

4006 фонды работают с профицитом.

4007

4008 Мы не поддерживаем концепцию определения на федеральном уровне - то, что вы

4009 сказали о единых критериях, - потому что, как вы совершенно справедливо

4010 заметили, есть несколько шахтёрских регионов, есть несколько регионов

4011 Крайнего Севера, а есть даже два соседних региона, в одном из которых

4012 лифтовое хозяйство содержалось в предыдущие периоды в качественном состоянии,

4013 но с водным хозяйством, с водоотведением, напротив, проблемы, а в другом...

4014 Если мы с вами с федерального уровня будем устанавливать им методику и

4015 критерии, то зачем тогда нужно федеративное устройство нашего государства?

4016 Люди, которые живут в регионе, лучше знают его проблемы!

4017

4018 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, пожалуйста.

4019

4020 Включите микрофон.

4021

4022 ХОВАНСКАЯ Г. П. Николай Васильевич, вы коснулись ещё одного пункта поручения

4023 правительству со стороны Президента Российской Федерации - он напомнил о том,

4024 что надо позаботиться о софинансировании капитального ремонта. Норма такая в

4025 Жилищном кодексе есть, но, уважаемые депутаты, это очень лукавая норма,

4026 потому что там написано: если эти средства предусмотрены в бюджете. А в

4027 бюджетах подавляющего большинства субъектов - ну, может быть, исключение

4028 составляют Санкт-Петербург и ещё несколько субъектов - этих средств нет, а

4029 как раз это было привлекательным моментом, когда агитировали за принятие вот

4030 этого раздела по капитальному ремонту, люди надеялись, что государство не

4031 бросит, что государство будет софинансировать. А что, скажем, в Москве

4032 получается? Сейчас 15 рублей - кстати, я обнаружила в письмах, что, например,

4033 в Белгороде считают, что в Москве взнос 7 рублей 80 копеек, то есть такой,

4034 как было рассчитано для межбюджетных отношений, - с июля будет 17 рублей, и

4035 ни одного рубля на софинансирование! Ну вот это как раз говорит о политике, о

4036 том, что важнее, что больше заботит главу субъекта.

4037

4038 Так, следующий вопрос, если успеем.

4039

4040 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, у вас будет возможность с

4041 заключительным словом выступить, просто чтобы у вас что-то осталось для

4042 этого.

4043

4044 ХОВАНСКАЯ Г. П. А у меня всё равно останется что сказать.

4045

4046 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, всё равно останется? Хорошо.

4047

4048 Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста.

4049

4050 СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.

4051

4052 Уважаемые коллеги, я думаю, каждому из вас поступает много обращений по

4053 поводу объективности формирования региональных программ капремонта в

4054 регионах. И конечно, объективность в этом вопросе в определённой степени

4055 зависит от того, смогли ли в своё время муниципалитеты, регионы провести

4056 объективную техническую инвентаризацию жилого фонда и исходя из этого

4057 сформировать программы. Предложением, которое содержится в законопроекте, о

4058 введении персональной ответственности, достаточно чётко определяется прямая

4059 ответственность губернатора: люди задают вопросы, людям нужна объективность

4060 при включении их дома в программу на тот или иной период.

4061

4062 Илья Владимирович, я внимательно изучил, прочитал все заключения и прошу вас

4063 привести ещё какие-нибудь доводы - почему вы, комитет, против введения

4064 персональной ответственности, против того, чтобы за это отвечали

4065 непосредственно высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, чтобы

4066 они несли персональную ответственность перед гражданами за соблюдение

4067 объективности, чёткости, достоверности при формировании и утверждении

4068 региональных программ?

4069

4070 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осипову Илье Владимировичу включите микрофон.

4071

4072 ОСИПОВ И. В. Ещё раз повторю, это сегодня уже звучало, что, во-первых,

4073 ответственность на сегодняшний день существует; во-вторых, авторы не

4074 прописывают порядок, каким образом эта ответственность будет применяться к

4075 должностным лицам, опять же в условиях сменяемости губернаторов, а у нас

4076 губернаторы всё-таки не наследные принцы и выбираются на прямых выборах, -

4077 таким образом, исполнение этой нормы затруднительно. Я повторю, что мы,

4078 комитет, главн?

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5732 Коллеги, возвращаемся к вопросу, который мы уже начали рассматривать, и для

5733 сведения: начатое рассмотрение вопроса мы обязаны завершить, поэтому от вас

5734 зависит, когда закончится пленарное заседание.

5735

5736 Мы остановились на вопросах, в частности на завершающем вопросе от фракции

5737 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Гартунг Валерий Карлович.

5738

5739 Пожалуйста, Валерий Карлович. Вопрос докладчику Галине Петровне Хованской или

5740 содокладчику Илье Владимировичу Осипову.

5741

5742 ГАРТУНГ В. К. Спасибо.

5743

5744 У меня вопрос к Осипову Илье Владимировичу.

5745

5746 Как вы прокомментируете ситуацию, что в Жилищном кодексе предусмотрены

5747 глобальные полномочия по управлению процессом капитального ремонта жилых

5748 домов для субъектов Российской Федерации - в частности, субъектам дано право

5749 устанавливать льготы для жильцов ветхих и аварийных домов, для жильцов

5750 новостроек, устанавливать минимальный размер фонда капитального ремонта для

5751 определённого дома, - но, к сожалению, этими полномочиями регионы не

5752 пользуются, подавляющее большинство регионов этого не сделало? Так вот как вы

5753 прокомментируете, не целесообразно ли, раз они этими полномочиями не

5754 пользуются, передать их на федеральный уровень?

5755

5756 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Осипову Илье

5757 Владимировичу.

5758

5759 ОСИПОВ И. В. Передача на федеральный уровень этих полномочий не влечёт за

5760 собой автоматического их исполнения, потому что всё-таки в данном случае

5761 регионы, я думаю, руководствуются целесообразностью, необходимостью, ну и в

5762 том числе бюджетной обеспеченностью, для того чтобы такие вещи реализовывать.

5763 Хотя говорить, что они тотально этим правом не пользуются, тоже нельзя -

5764 право предоставлено, и все регионы подходят к этим вопросам по-разному. Таким

5765 образом, ещё раз повторю, как раз децентрализация в части капитального

5766 ремонта - это тот тренд, которого на сегодняшний день придерживается комитет,

5767 и чем ниже опустится право принятия решения, в том числе и до

5768 муниципалитетов, чем больше мы их будем вовлекать в процесс принятия решений,

5769 тем качественнее будет выполняться программа.

5770

5771 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть

5772 желающие.

5773

5774 Просьба включить режим записи на выступления.

5775

5776 Покажите список. (Шум в зале.)

5777

5778 Коллеги, мы не можем ущемлять право депутата - право на вопросы и право на

5779 выступления. Вот саморегулирование возможно, но всё иное... (Оживление в

5780 зале.) Я же вижу выражение лиц, поэтому мы...

5781

5782 Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.

5783

5784 Подготовиться Коломейцеву. (Шум в зале.)

5785

5786 От коммунистов всегда представительство большое, поэтому не можем ущемлять.

5787

5788 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, я начну с

5789 чего? Я начну со святого - с перечня поручений Президента Российской

5790 Федерации Правительству Российской Федерации. Учитывая, что у нас подавляющее

5791 большинство депутатов в этом созыве прошло под лозунгом "Мы - партия

5792 президента", я думаю, что мои слова в этом зале, конечно, будут услышаны.

5793 Проект закона, который мы сегодня рассматриваем, как раз даёт возможность

5794 исполнить эти поручения, причём Правительству Российской Федерации дано

5795 поручение исполнить их до 1 сентября 2017 года. Напоминаю, сейчас февраль, и

5796 если мы в первом чтении поддержим этот законопроект, то сможем и все

5797 остальные вопросы, касающиеся проблем в области организации капитального

5798 ремонта, которые поставлены Президентом Российской Федерации, решить.

5799

5800 Я недаром задавал вопрос представителю комитета, как обстоят дела с

5801 реализацией полномочий по организации капитального ремонта в регионах, сейчас

5802 я хочу остановиться на некоторых из этих полномочий. В частности, я хотел

5803 услышать цифры, но, к сожалению, от представителя комитета их не услышал, тем

5804 не менее думаю, что не ошибусь, если скажу, что в подавляющем большинстве

5805 субъектов Российской Федерации не установлен минимальный размер фонда

5806 капитального ремонта домов, после которого жильцы имеют право не собирать

5807 взносы на капитальный ремонт, хотя такое полномочие в законе есть. Если вы

5808 считаете, что это не нужно, зачем надо было в законе вводить это полномочие?

5809 Значит, оно нужно, но тем не менее в регионах оно не используется.

5810

5811 Дальше. По результатам обсуждения системы организации капитального ремонта в

5812 регионах у президента такие же обсуждения прошли в субъектах Федерации, в

5813 представительствах президента, у полпредов, и, в общем-то, нареканий к этой

5814 системе очень много.

5815

5816 Кстати, хочу сказать ещё об одном положении в части организации системы

5817 капитального ремонта, которое существует на уровне законодательного акта, в

5818 главе 15 Жилищного кодекса. Положение следующее: бюджеты должны

5819 предусматривать средства для проведения капитального ремонта домов, которые

5820 не были отремонтированы на дату приватизации. Есть ещё решение

5821 Конституционного Суда по этому поводу. Так вот это положение никоим образом в

5822 регионах сегодня не реализуется. Мало того, мы... (Микрофон отключён.)

5823

5824 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции, добавьте время, пожалуйста.

5825

5826 ГАРТУНГ В. К. Это положение никоим образом не реализуется - ни в регионах, ни

5827 мы с вами, принимая закон о федеральном бюджете, таких средств не

5828 предусмотрели, поэтому, естественно, проект закона, который мы сегодня

5829 рассматриваем, мы предлагаем поддержать - именно положения о том, что часть

5830 полномочий мы передаём на федеральный уровень.

5831

5832 Ну и введение персональной ответственности в части системы капитального

5833 ремонта, введение персональной ответственности высших должностных лиц - это,

5834 конечно же, очень актуальная тема.

5835

5836 Хотелось бы ещё обратить внимание на то, какие положения, предусмотренные

5837 действующим законом, не реализуются в субъектах Российской Федерации. Ну,

5838 например, в законе написано, что законом субъекта, нормативным актом может

5839 быть предусмотрено, что от взносов освобождаются собственники жилых

5840 помещений, которые признаются аварийными и подлежат сносу, но в том-то всё и

5841 дело, что часто субъекты Федерации не проводят эту процедуру, - они их просто

5842 не признают аварийными, и, собственно говоря, эта норма не работает. Именно

5843 для того, чтобы исключить ситуации, когда на деньги, собранные жильцами,

5844 ремонтируются дома, которые ещё могут ждать ремонта, вместо того чтобы

5845 ремонтировать дома, которые уже находятся в ветхом состоянии... Кроме того,

5846 законом предусмотрено, что если дом ветхий и затраты на капитальный ремонт

5847 превышают... скажем так, они неразумно велики, то этот дом не включается в

5848 программу капитального ремонта, - тем не менее во многих регионах эта норма

5849 не применяется и с жильцов этих домов, с собственников помещений собираются

5850 взносы.

5851

5852 Вернусь к самому главному, к тому, с чего начал. Поручение президента

5853 правительству наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями

5854 по контролю за обоснованностью устанавливаемых органами исполнительной власти

5855 субъектов Российской Федерации размеров взносов на капитальный ремонт общего

5856 имущества и за реализацией региональных программ капитального ремонта - это

5857 фактически то, о чём идёт речь в законопроекте. Учитывая, что другие

5858 аргументы, которые мы приводим в этом зале, решающими не являются, я

5859 обращаюсь к позиции президента и прошу вас поддержать проект закона,

5860 предложенный сегодня для рассмотрения, так как он полностью соответствует

5861 духу поручения президента. И если мы его поддержим, у нас будет возможность

5862 заставить правительство исполнить поручение президента в срок. К сожалению,

5863 насколько я понимаю, правительство пока этого делать не собирается, но так

5864 как законотворчество - это наша с вами обязанность, я предлагаю выполнить

5865 сегодня свою работу.

5866

5867 Спасибо за внимание.

5868

5869 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

5870

5871 Подготовиться Натарову.

5872

5873 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы с Алексеем Владимировичем сэкономим время: ему четыре

5874 минуты, мне - три.

5875

5876 Я хотел бы обратиться к законопроекту. Рекомендую всем читать материалы перед

5877 тем, как выступать, здесь всё чётко сказано: три поправки, первая -

5878 установление порядка, методики определения необходимости проведения

5879 капитального ремонта в многоквартирных домах. Я уже задавал вопрос уважаемому

5880 докладчику от комитета. Поймите, есть два противоречия, и если вы принимаете

5881 избирателей, то знаете, что есть две проблемы, с которыми всегда к нам

5882 обращаются люди. Первая проблема - уменьшили доплаты к пенсиям. А почему их

5883 уменьшили? Потому что Минтруд не создал федеральную методику, и,

5884 соответственно, каждый губернатор, дабы не доплачивать из своего нищего

5885 бюджета, попадая пальцем в небо, принимает методику определения прожиточного

5886 минимума. Вторая проблема касается методики определения дома как аварийного

5887 или подлежащего капитальному ремонту. У меня есть два аналогичных письма из

5888 разных регионов. Дома 30-го года, бревенчатые, жители, так сказать, между

5889 небом и землёй, зимой у них температура почти как на улице, летом, ну, чуть

5890 прохладнее. Написали в разные инстанции, пришла, как положено, комиссия во

5891 главе с вице-мэром. Специализированная организация, которая аккредитована и

5892 имеет всё для допуска, понимая, что несёт ответственность, в случае чего -

5893 тюрьма, пишет, что данный дом не подлежит капитальному ремонту и его надо

5894 снести. Вице-мэр по команде мэра, понимая, что денег нет, а если признаешь

5895 дом подлежащим сносу, то надо будет найти деньги, чтобы отселить людей,

5896 продавливает решение о том, что дом надо капитально отремонтировать, но,

5897 учитывая новые обстоятельства, за счёт жителей. К удивлению вице-мэра люди

5898 проживают по договорам социального найма в этих квартирах, они их не

5899 приватизировали, но он всё равно пишет: за счёт этих жителей.

5900

5901 Уважаемые коллеги, поймите, Галина Петровна, как человек, посвятивший

5902 пятьдесят лет, или больше, жилищно-коммунальному хозяйству, ведь правильно

5903 предлагает! Что же мы продолжаем политику "берите столько суверенитета,

5904 сколько надо"? Надо правила игры определять на федеральном уровне, а на

5905 нижней ступени государственной власти находится губернатор, он и должен

5906 смотреть за выполнением принятых решений. Чего же вы артачитесь? Мне кажется,

5907 в этих поправках нет никаких ограничений. Задумайтесь над тем, что пятьдесят

5908 шесть субъектов имеют сегодня дефицит бюджета от 80 до 120 процентов.

5909

5910 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста.

5911

5912 Подготовиться Куринному.

5913

5914 НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.

5915

5916 Спасибо, Вячеслав Викторович.

5917

5918 Коллеги, я понимаю, что все устали, поэтому хотя я и от фракции, но не буду

5919 брать семь минут, думаю, что удастся уложиться в три.

5920

5921 Говорили, что в законопроекте содержится три предложения, я бы их свёл даже к

5922 двум: мониторинг технического состояния многоквартирных домов и персональная

5923 ответственность губернатора за контроль над мониторингом и вообще над

5924 капремонтом. Всё это правильно.

5925

5926 Почему сегодня нужно поддержать этот законопроект? Да потому, что мы все

5927 должны признать: программа капитального ремонта в России провалилась, в

5928 субъектах Федерации она просто не работает, региональные операторы тупо

5929 собирают деньги, устанавливают для своих сотрудников заработную плату,

5930 определяют содержание... Вот пример: в Ханты-Мансийском автономном округе

5931 совсем недавно Генеральная прокуратура по обращению нашего депутата вскрыла

5932 факты выплаты миллионных зарплат. Программа не работает!

5933

5934 ЛДПР изначально говорила: программой в такой форме на территории России не

5935 будет достигнуто никакого результата, её нужно или отменять, приостанавливать

5936 и дорабатывать, или принимать поправки, вот сегодняшним законопроектом наши

5937 коллеги и предлагают внести эти поправки. Если мы не будем по этому пути

5938 двигаться, то закон не будет работать, программа не будет работать. Уже

5939 президент обратил на это внимание, и я думаю, что по итогам проверки

5940 Генеральной прокуратуры будут сделаны особые выводы и мы увидим плачевные

5941 результаты работы программы в регионах.

5942

5943 Более того, на что сегодня идут региональные операторы, чтобы снять с себя

5944 ответственность, провалив всё, что касается капремонта, на территориях? С

5945 муниципальными образованиями заключаются соглашения, по которым пытаются им

5946 передать полномочия и всю ответственность. Вы представляете, до чего

5947 доходит?! В некоторых муниципальных образованиях даже УКС нет уже, всё

5948 посократили, пооптимизировали.

5949

5950 Мы, фракция ЛДПР, конечно же, будем поддерживать этот законопроект.

5951 (Аплодисменты.)

5952

5953 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Качкаеву.

5954

5955 Пожалуйста.

5956

5957 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, для того чтобы убедить вас в необходимости

5958 принятия данного закона, я приведу простые примеры по моей родной Ульяновской

5959 области.

5960

5961 Что касается передачи регионам права определять дома, которые подлежат

5962 ремонту или будут подлежать ремонту, и критериев. Вот критерии, которые

5963 приняты в Ульяновской области: первый, понятно, износ домов; второй критерий,

5964 очень интересный, - это как проголосовали за капитальный ремонт: если

5965 проголосовали 99 процентов - в начало очереди, если плохо проголосовали - в

5966 конец; следующий критерий - как оплачивают текущие счета: если оплачивают

5967 хорошо - в начало очереди, если плохо - значит, будут позади, то есть будут

5968 отвечать за того дядю.

5969

5970 Теперь что касается самих работ. Сегодня их выполняют кто во что горазд, а мы

5971 говорим, что, мол, не надо, пускай регионы сами определяют. Денег не хватает,

5972 программа недофинансируется, однако в бюджете Ульяновской области появляется

5973 такая строка расходов, как благоустройство, то есть сыпятся дома,

5974 разваливаются, но в разряд работ включаются установка площадок, газонов и всё

5975 остальное, что с этим связано. Первейшей необходимости в выполнении этих

5976 работ, конечно, нет, но они туда включены и пролоббированы!

5977

5978 Что касается лифтов. Вот тоже одна из знаменательных афер, которую пытались

5979 провести в нашей области: сразу 1 миллиард 200 миллионов рублей в ущерб

5980 основной программе попытались пустить на приобретение новых лифтов.

5981 Прокуратура остановила: всё было по завышенным ценам, всё было в нарушение

5982 порядка - аферу пресекли.

5983

5984 Как реализуется сама программа - это к вопросу об ответственности

5985 губернатора, который вроде бы ни за что не отвечает. 2015 год: из 17 крупных

5986 аукционов в 15 аукционах был один-единственный участник, и понятно, что это

5987 было по максимальной цене, понятно, что это были колоссальные потери для

5988 собственников. 2016 год: ФАС отменила 28 аукционов, объявленных местным

5989 фондом, региональным фондом капитального ремонта, причём нарушения всё время

5990 были одни и те же, они не устранялись, это касалось и ПСД, и цен, которые

5991 завышались. В итоге в октябре 2016 года кое-как продавили, опять же

5992 шантажируя тем, что мы сорвём выполнение программы, я имею в виду, что

5993 шантажировали ФАС уже напрямую. Отремонтировали ряд домов, которые через два

5994 года пойдут под снос, то есть как будто не знали про это: отремонтировали,

5995 вложили государственные деньги, а потом выпустили муниципальную программу, в

5996 соответствии с которой те дома, в ремонт которых только что вложили немалые

5997 деньги, - понятно, что это не государственные деньги, а деньги собственников,

5998 - будут снесены. Спрашиваем: кто за это отвечает? Нам наше правительство,

5999 правительство Ульяновска, говорит: никто не отвечает, вот есть фонд, есть

6000 некоммерческая организация - пускай она внутри себя и валится. Это деньги не

6001 бюджетные, это деньги собственников, - колоссальные деньги собственников! - а

6002 губернатор ни при чём.

6003

6004 Я вас уверяю, что если завтра будет поставлен вопрос о персональной

6005 ответственности губернатора и если ему будет сказано, что, мол, уважаемый

6006 Сергей Иванович, не справишься - будь добр, по собственному желанию, как пять

6007 губернаторов, недавно отправленных в отставку, тогда ситуация тут же

6008 нормализуется и отношение первого лица к этой программе, к этим деньгам будет

6009 совершенно иное. Я думаю, что даже при недостатке финансирования, даже при

6010 нехватке средств мы сможем использовать их эффективно, но, повторяю, опять же

6011 с учётом установления прямой ответственности губернатора.

6012

6013 Те безобразия, о которых я только что говорил, подтверждаются документами.

6014

6015 Спасибо за внимание.

6016

6017 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.

6018

6019 Пожалуйста, Качкаев Павел Рюрикович.

6020

6021 КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6022

6023 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не

6024 поддерживает данный законопроект, и не потому, что нас не волнуют такие

6025 проблемы, как аварии лифтов, текущие крыши, отсутствие тепла, и многие

6026 другие, мы не поддерживаем этот законопроект, потому что считаем, что

6027 основная проблема не в том, на что направлен этот законопроект, а совершенно

6028 в другом. Проблемы возникают, к сожалению, не только из-за того, что не так

6029 определено, кто устанавливает порядок формирования региональных программ

6030 капитального ремонта, ремонта конкретного многоквартирного дома -

6031 правительство или регион, или чья персональная ответственность -

6032 регионального руководителя или главного государственного жилищного инспектора

6033 Российской Федерации, а совершенно по другим причинам.

6034

6035 Кстати, в статье 12 Жилищного кодекса есть полномочие правительства по

6036 методическому обеспечению установления необходимости проведения капитального

6037 ремонта. И почему-то все забыли, что 4 августа 2014 года в Минстрое был

6038 подписан и вышел приказ № 427/пр, устанавливающий основные критерии, которые

6039 необходимо учитывать при формировании региональных программ капитального

6040 ремонта, и в каждом субъекте Российской Федерации принят нормативный правовой

6041 акт, подписанный главой субъекта Российской Федерации, которым

6042 устанавливаются особенности региона, в том числе и климатические условия,

6043 критерии формирования региональной программы капитального ремонта. Более

6044 того, в соответствии со статьёй 168 Жилищного кодекса региональная программа

6045 утверждается высшим должностным лицом, и высшее должностное лицо несёт

6046 персональную ответственность за выполнение этой программы. Пример?

6047 Пожалуйста: губернатор Забайкальского края был снят с должности только из-за

6048 того, что сорвал выполнение программы капитального ремонта многоквартирных

6049 домов.

6050

6051 Новеллы данного законопроекта напоминают мне времена СССР, когда мы - и те

6052 люди, которые работали, руководили предприятиями в советское время, это

6053 помнят - за каждой копейкой ездили в Госплан или в родное министерство,

6054 ездили, чтобы получить разрешение снять какие-то средства со счетов

6055 предприятия, где они были, для капитального или текущего ремонта жилого

6056 сектора, которого было в нашей стране почти 80 процентов...

6057

6058 Выступление от фракции, Вячеслав Викторович.

6059

6060 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.

6061

6062 КАЧКАЕВ П. Р. Рассматриваемый законопроект был внесён тогда, когда ещё не был

6063 принят федеральный закон № 176-ФЗ, в соответствии с которым регионы до 1

6064 января 2017 года должны были актуализировать, уточнить программу капитального

6065 ремонта многоквартирных домов. Сегодня основная проблема состоит не в том,

6066 кто и как составил эту программу, и не в том, кто будет контролировать её

6067 исполнение, а в том, каков её объём. Мы за двадцать пять лет бездействия

6068 довели жилищный фонд до того, что сейчас у нас около 1 миллиарда квадратных

6069 метров жилья требует ремонта. Естественным является желание каждого жителя,

6070 чтобы его дом был отремонтирован сегодня, завтра, а не послезавтра и не через

6071 два года, поэтому суть большинства обращений и сводится к тому, чтобы сегодня

6072 был отремонтирован тот или иной многоквартирный дом.

6073

6074 На мой взгляд, усилия всех наших партий, думских партий, всех наших

6075 депутатов, депутатов законодательных собраний должны быть направлены на то,

6076 чтобы региональная программа выполнялась и объёмы по региональной программе

6077 составляли не 50 или 100 миллионов квадратных метров, как в 2015 и 2016

6078 годах, а 150 и 200 миллионов квадратных метров, чтобы капитальный ремонт

6079 многоквартирных домов шёл в соответствии с нормативными сроками, а это

6080 зависит от того, как будет организована работа по контролю за региональными

6081 программами краткосрочного ремонта и как мы поможем нашим регионам выполнять

6082 эту работу с нормальным качеством и в нормальные сроки.

6083

6084 Ну и несколько ремарок. Мы много сегодня говорили с этой трибуны о поручении

6085 президента. Оно появилось после того, как он встретился с представителями

6086 "Общероссийского народного фронта", и в этом поручении говорится о внесении

6087 изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а не в

6088 федеральные законы. И последнее: содержание регионального оператора по закону

6089 и фактически идёт за счёт региональных бюджетов, а не за счёт средств,

6090 которые люди вносят за капитальный ремонт, - это тоже прописано в федеральном

6091 законодательстве.

6092

6093 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Лысаков Вячеслав Иванович.

6094

6095 ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6096

6097 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Не могу об этом не сказать:

6098 когда коллега Коломейцев утверждал, что Галина Петровна Хованская занимается

6099 ЖКХ шестьдесят лет, я думаю, он преувеличил, прибавил ей годков, поэтому

6100 предлагаю считать, что она занимается этой темой не более тридцати лет.

6101

6102 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6103

6104 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В хорошее русло вы перевели дискуссию, Вячеслав

6105 Иванович, это надо всё-таки признать.

6106

6107 Коллеги, мы с вами завершили обсуждение.

6108

6109 Выступление полномочного представителя президента? Нет. Правительства?

6110 Александр Юрьевич, знаете, ваше нежелание принять участие в дискуссии

6111 навевает мысли, что эта тема только депутатского корпуса. Вообще, я вот

6112 подумал, что мы должны всё-таки более творчески подходить к норме Регламента.

6113 Выступление полномочного представителя правительства предусматривает

6114 заявление позиции. Почему вы не поддержали инициативу? Ведь если бы вы

6115 поддержали, фракция большинства тоже поддержала бы. "Может быть", - сказал

6116 сейчас на это Жуков. Когда проходит обсуждение таких законопроектов, которые

6117 вы не поддержали, вам можно было бы приглашать группу поддержки из

6118 министерства и аргументированно заявлять о своей позиции. Тогда, возможно, у

6119 нас не было бы такого количества выступлений и дискуссия вышла бы на другой

6120 уровень, проходила бы с участием третьей стороны. Как вам такое предложение?

6121

6122 Включите микрофон.

6123

6124 Видите, вам даже микрофоны выключают, потому что вы не выступаете.

6125

6126 СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в

6127 Государственной Думе.

6128

6129 Вячеслав Викторович, спасибо.

6130

6131 Мы готовы в том числе и к такой форме представления позиции Правительства

6132 Российской Федерации. Единственно, нам действительно придётся тогда держать,

6133 наверное, целую дежурную группу от каждого министерства, потому что вопросы,

6134 которые поднимают уважаемые депутаты, касаются всего спектра деятельности

6135 правительства.

6136

6137 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А по-другому как? (Аплодисменты.) Дело в том, что тогда

6138 реально получится дискуссия, ведь решающее-то слово в плане отклонения

6139 комитетом было за правительством, а вы от дискуссии уходите.

6140

6141 СИНЕНКО А. Ю. Мы готовы.

6142

6143 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда всё продумаем. Это действительно будет

6144 более содержательно, а самое главное, возможно, услышав аргументы от

6145 представителя министерства - это же реальная обязанность статс-секретаря, -

6146 депутаты поймут логику, которая здесь присутствует, и, может быть, с чем-то

6147 согласятся, а потом мы к этому вернёмся. Это будет повышать качество, ну и вы

6148 всегда будете в тонусе.

6149

6150 Значит, пока вы отказались выступать.

6151

6152 Заключительное слово докладчика? Да.

6153

6154 Вот посмотрите - видите? Тогда в будущем все тоже будут гадать, сколько вы

6155 занимаетесь этой профессией. А почему? Потому что душой будете всегда молоды!

6156

6157 Пожалуйста, Галина Петровна.

6158

6159 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Я

6160 пришла из науки и гораздо больше времени посвятила системному

6161 программированию в Институте прикладной математики, тем не менее

6162 действительно уже более двадцати лет занимаюсь жилищными проблемами, это для

6163 справки. А пятьдесят-шестьдесят лет - это что-то многовато, столько не живут!

6164

6165 Ну а теперь, коллеги, серьёзно, всё-таки вернёмся к нашей законодательной

6166 инициативе. Вообще, я примерно понимаю, что значит отрицательный отзыв

6167 правительства, но дело в том, что рассмотрение этого отрицательного отзыва на

6168 заседании комитета было в ноябре, а поручение президента появилось 31

6169 декабря, как подарок к Новому году гражданам Российской Федерации, у которых

6170 появилась надежда на то, что норма, прописанная сейчас в такой форме, как

6171 "субъекты вправе", будет действовать, а сейчас этим правом субъекты не

6172 пользуются.

6173

6174 Я вам приведу только один маленький пример с сокращением срока выхода из

6175 общего котла, он был два года. Знаете, сколько субъектов сократили? Менее

6176 четверти. А остальные сказали: пусть депутаты внесут поправку в ЖК, только

6177 тогда мы будем так действовать. Вот сейчас мы внесли - сократили срок до

6178 года. Вот как всё это происходило. Я не буду приводить другие примеры того,

6179 что мы действительно очень много полномочий дали субъектам Федерации, а они

6180 их как будто не видят, как будто их нет, понимаете? Ну не действуют нормы, то

6181 есть субъекты вправе, но право это не реализуется, и граждане недоумевают

6182 почему.

6183

6184 Я хочу сказать, что оптимальным вариантом было бы сейчас принять законопроект

6185 в первом чтении и довести эту законодательную инициативу до полной реализации

6186 всех поручений президента. Я, конечно, знаю, что мы не можем выполнить

6187 поручение президента в части софинансирования и помощи субъектам Федерации, -

6188 этого мы не можем сделать, так как здесь речь идёт немного о другом, это

6189 другая законодательная инициатива, это бюджет, но многие позиции, в том числе

6190 по ограничению взноса на капитальный ремонт, мы можем в эту законодательную

6191 инициативу внести во втором чтении. И делать это нужно обязательно, потому

6192 что иначе мы снова будем час посвящать нашей инициативе, которая будет ровно

6193 на эту тему и тоже в рамках поручения президента.

6194

6195 По поводу восстановления технической инвентаризации я говорила уже в своём

6196 вступлении, не буду повторять, но это крайне важная позиция, её тоже нужно

6197 реализовать. Сейчас мы можем отклонить, а потом, в июле, в конце сессии,

6198 перед депутатским отпуском, нам от правительства срочно внесут то же самое,

6199 ну, может быть, чуть в большем объёме, может быть, чуть переделают какие-то

6200 слова, но суть останется той же самой, и скажут, что депутаты медленно

6201 работают: они в отпуск ушли, понимаете ли, в августе, а 1 сентября не за

6202 горами, и надо отозвать их из отпуска, чтобы срочно выполнить поручение

6203 президента. Ну, у нас такая история была в связи с 122-м законом, когда нас

6204 отзывали из отпуска. Это я для новичков говорю, это реально, это не мои

6205 фантазии.

6206

6207 Так что, уважаемые коллеги, в любом случае я вам благодарна за дискуссию.

6208 Ничего лишнего в нашей законодательной инициативе на сегодняшний день нет. К

6209 великому сожалению, мой заместитель, уважаемый Павел Рюрикович, не прочёл

6210 пункт 2, который нельзя реализовать без внесения изменений в Жилищный кодекс,

6211 а процитировал только 1-й пункт поручения президента. Так что поручения

6212 президента надо читать с карандашом, подчёркивая все важнейшие для граждан

6213 Российской Федерации позиции.

6214

6215 Огромное спасибо за внимание! (Аплодисменты.)

6216

6217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Вы видите, что зал полон,

6218 только ваша родная фракция почему-то ваши аргументы не захотела выслушать -

6219 всего шесть человек из двадцати трёх присутствует в зале. Коллеги, нам важно,

6220 чтобы свои, единомышленники всегда поддерживали, тогда и оппоненты будут

6221 считаться с вами, будут приниматься законы, а если единомышленники не

6222 приходят, не поддерживают, что вы хотите от ваших оппонентов?

6223

6224 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6225

6226 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам об этом и говорю.

6227

6228 Пожалуйста, Илья Владимирович Осипов.

6229

6230 ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, Галина Петровна! Пункт 2 поручения президента

6231 Правительству Российской Федерации (я читаю только пункт 2, который сегодня

6232 упоминался): "...наделить федеральный орган исполнительной власти

6233 полномочиями по контролю за обоснованностью устанавливаемых органами

6234 исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеров взносов на

6235 капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и реализацией

6236 программ капитального ремонта". Извините, коллеги, где об этом речь в

6237 рассматриваемом законопроекте? Давайте отделять мух от котлет! Вы сегодня,

6238 говоря о капитальном ремонте, к сожалению, в очередной раз вывалили на стол

6239 все проблемы, которые существуют. Они существуют, никто этого не отрицает, но

6240 только решать их нужно планомерно, планово, одну за другой, а не сваливая всё

6241 в кучу и не обвиняя фракцию большинства в том, что мы не видим каких-то

6242 очевидных вещей! Мы видим, но только мы также понимаем, что избыточное

6243 регулирование вредит, централизация полномочий вредит. Это решение очень

6244 серьёзно обсуждалось в комитете. Я не хочу давать политическую оценку

6245 выступлениям, которые сегодня звучали, но речь идёт о юридической оценке, о

6246 юридической чистоте, причём таких вещей, как поручение президента. Давайте

6247 этим не злоупотреблять всё-таки, а качественно работать над

6248 законодательством. Есть проблемы, а поручения президента нужно исполнять.

6249 Давайте вместе сядем, поставим подписи одной фракции, другой и исполним,

6250 потому что это важно, важно для наших избират?