Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 97631-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"

у Президента РФ
25.12.2008

Номер законопроекта:97631-5
Комментарий законопроекта:в части расширения перечня федеральных законов, в отношении которых Общественная палата может проводить экспертизу
Дата внесения законопроекта в ГД:09.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/97631-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Профильный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Дата изменения статуса/фазы:25.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:283-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Груздев Владимир Сергеевич, Депутат ГД
Макаров Андрей Михайлович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №97631-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"

в части расширения перечня федеральных законов, в отношении которых Общественная палата может проводить экспертизу

Дата заседания 17.12.2008, номер заседания 62, строк в стенограмме 8697

О проекте федерального закона № 97631-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части расширения перечня проектов законов, в отношении которых Общественная палата может проводить экспертизу).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1275 Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

1276 "Об Общественной палате Российской Федерации". Доклад председателя Комитета

1277 по делам общественных объединений и религиозных организаций Попова Сергея

1278 Александровича.

1279

1280 Пожалуйста, Сергей Александрович.

1281

1282 ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных

1283 объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1284

1285 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

1286 представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

1287 закон "Об Общественной палате Российской Федерации", подготовленный Комитетом

1288 по делам общественных объединений и религиозных организаций к третьему чтению

1289 в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. Законопроект

1290 прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний юридико-технического

1291 и лингвистического характера не имеется. Комитет предлагает принять

1292 законопроект в третьем чтении.

1293

1294 Спасибо.

1295

1296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у представителей фракций вопросы? Нет, коллеги.

1297 Также выносим на "час голосования".

1298

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1561 Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

1562 "Об Общественной палате Российской Федерации".

1563

1564 По мотивам - депутат Обухов.

1565

1566 ОБУХОВ С. П. Спасибо, Любовь Константиновна.

1567

1568 И в первом, и во втором чтениях фракция КПРФ не поддерживала законопроект "О

1569 внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской

1570 Федерации". Мы согласились с самокритикой автора законопроекта - адвоката

1571 Макарова, - что законопроект сырой и не более чем идея. Героические усилия

1572 Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций

1573 реанимировать законопроект, добиться, чтобы он служил задачам развития

1574 общественной инициативы, должного эффекта и не могли дать, потому что

1575 концепция была порочной.

1576

1577 Законопроект, наверное, решает поставленную перед ним задачу - создаёт

1578 иллюзию, имитацию бурной жизни гражданского общества под чутким руководством

1579 "ЕДИНОЙ РОССИИ", её национального лидера. Но как всякое порождение

1580 государственной бюрократии, законопроект лишь воспроизводит под видом

1581 структуры гражданского общества эту самую разновидность бюрократии.

1582

1583 Когда в прошлом месяце в Москве собирались для обсуждения законопроекта

1584 руководители местных общественных палат, в выступлении одного из местных

1585 руководителей гражданского общества, так сказать, прозвучала замечательная

1586 фраза: "Президент поручил гражданскому обществу и поставил перед ним задачи".

1587 Видимо, под эту концепцию и подвели управленческую вертикаль, которая и

1588 оформлена в обсуждаемом законопроекте. Более того, фантазии у авторов,

1589 видимо, оказалось маловато, поэтому при учреждении, так сказать, структуры

1590 управления гражданским обществом воспроизвели структуру управления Советом

1591 Безопасности при президенте. И Совбез, и Общественная палата доназначаются

1592 президентом с той лишь разницей, что там профессиональные представители

1593 спецслужб, а здесь так называемые уважаемые адвокаты, певицы, юмористы и

1594 прочие бывшие доверенные лица нынешнего и бывшего главы государства. И в

1595 Совбезе при президенте, и в Общественной палате при президенте та же

1596 бюрократическая структура управления, здесь и там секретари и многочисленные

1597 заместители секретарей, а соответственно, и все положенные в таких случаях

1598 штаты, финансирование, координация и методическая помощь.

1599

1600 Здесь уже упоминалось совещание руководителей местных палат, так там

1601 прозвучала здравая мысль: Общественной палате надо сначала что-то сделать,

1602 чтобы это было проверено и оценено на практике, а потом уже законодательно

1603 закреплять. Трудно не согласиться с этой оценкой.

1604

1605 И по поводу так называемого расширения экспертного пространства, которое

1606 якобы представляет данный законопроект. Представитель правительства на этом

1607 же совещании жаловался на так называемые экспертизы, поступающие из

1608 Общественной палаты. Цитирую: "Мы получаем зачастую романы о международном

1609 опыте или исторические справки. Если мы будем от Общественной палаты получать

1610 очередной вариант экспертизы Института законодательства и сравнительного

1611 правоведения, то это будет только нагрузка на бюджет". Конец цитаты. Ну

1612 освоят, уважаемые депутаты, адвокаты и певицы дополнительные финансовые

1613 средства, обяжут госструктуры писать для них заключения - и это будет

1614 называться демонстрацией бурной жизни гражданского общества?!

1615

1616 Всё это подтверждает изначальный вывод КПРФ: этот закон - лишь

1617 бюрократический муляж, витрина для демонстрации активности гражданского

1618 общества, это... (Микрофон отключён.)

1619

1620 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект в

1621 третьем чтении. Кто за? Прошу проголосовать.

1622

1623 Покажите результаты голосования.

1624

1625 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 52 сек.)

1626 Проголосовало за 351 чел.78,0%

1627 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1628 Воздержалось 1 чел.0,2%

1629 Голосовало 352 чел.

1630 Не голосовало 98 чел.21,8%

1631 Результат: принято

1632

1633 Принято.

1634

Дата заседания 12.12.2008, номер заседания 61, строк в стенограмме 7860

О проекте федерального закона № 97631-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части расширения перечня проектов законов, в отношении которых Общественная палата может проводить экспертизу).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2431 Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

2432 закон "Об Общественной палате Российской Федерации". Докладывает заместитель

2433 председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных

2434 организаций Сергей Александрович Марков.

2435

2436 МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2437

2438 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается

2439 подготовленный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных

2440 организаций ко второму чтению проект федерального закона "О внесении

2441 изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации".

2442 При рассмотрении законопроекта в первом чтении, как вы помните, был проявлен

2443 большой интерес к этому законопроекту, состоялась обширная дискуссия, был

2444 задан ряд вопросов. Эти вопросы, в частности, мы и хотели бы осветить сейчас.

2445

2446 Сегодня в соответствии вот с этим законом функционирует Общественная палата,

2447 которая стала серьёзным институтом в России. В сорока пяти субъектах

2448 Российской Федерации приняты региональные законы об общественных палатах, в

2449 большинстве из них такие палаты сформированы, в части идёт формирование. Ещё

2450 десять законопроектов находится на разных стадиях рассмотрения, в ближайшее

2451 время они, видимо, будут приняты. Мы предполагаем, что в течение примерно

2452 года-полутора будут сформированы общественные палаты практически во всех

2453 регионах страны. И так же постепенно идёт формирование общественных палат в

2454 ряде крупных городов, где они играют примерно ту же самую роль.

2455

2456 Второй вопрос, который поднимался и обсуждался, - это вопрос о том, как

2457 Общественная палата участвует в экспертизе законопроектов. С 2006 по 2008 год

2458 в план экспертной деятельности Общественной палаты было включено около

2459 двухсот проектов федеральных законов и нормативных актов. По восьмидесяти

2460 пяти проектам законов и нормативных актов была проведена экспертиза и

2461 направлены в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации

2462 заключения. Тридцать пять из этих законов были подписаны президентом, а

2463 одиннадцать - отклонены и сняты с рассмотрения Государственной Думы. В целом

2464 мнение Общественной палаты было учтено более чем в пятидесяти принятых

2465 федеральных законах и нормативных актах.

2466

2467 Сегодня мы предлагаем вам принять законопроект, который расширяет полномочия

2468 руководящих органов Общественной палаты, даёт возможность этому влиятельному

2469 институту ещё активнее работать в регионах и воплощать на практике идею

2470 обсуждения законопроектов гражданами.

2471

2472 Коллеги, в комитет к данному проекту федерального закона поступило

2473 девятнадцать поправок от депутатов Государственной Думы, членов Совета

2474 Федерации. Все они внимательно рассмотрены и подробно обсуждены на заседании

2475 комитета 4 декабря, которое прошло при активном участии членов Общественной

2476 палаты и членов Совета Федерации. Одиннадцать поправок включено в таблицу 1,

2477 которую мы рекомендуем принять, семь поправок внесено в таблицу 2, которую мы

2478 предлагаем отклонить.

2479

2480 Среди отклонённых есть поправки нескольких типов. Одни в общем и целом

2481 повторяют то, что уже есть в законопроекте либо в базовом законе о работе

2482 Общественной палаты. Некоторые поправки носят концептуальный характер, они,

2483 независимо от того, хорошие они или плохие, могли бы быть рассмотрены только

2484 при обсуждении в первом чтении. И если авторы настаивают на том, чтобы их

2485 идеи были реализованы в законе, то это означает лишь то, что они должны

2486 предложить, по сути дела, новый законопроект. Я думаю, через какое-то время

2487 это всё будет уточняться.

2488

2489 Таким образом, уважаемые коллеги, мы предлагаем рассмотреть подготовленные

2490 комитетом таблицы поправок 1 и 2 и принять законопроект во втором чтении.

2491

2492 Ещё хотел бы добавить относительно общей логики этого законопроекта. Мы

2493 прекрасно понимаем, что Общественная палата за это время утвердила себя как

2494 институт, у неё выработалось два основных направления деятельности:

2495 во-первых, общественный контроль и, во-вторых, проведение общественной

2496 экспертизы. Принятием законопроекта предполагается увеличить эффективность

2497 общественной экспертизы. В частности, теперь члены Общественной палаты не

2498 будут через различные свои контакты, в том числе личные, дружеские, искать,

2499 что в работе Государственной Думы представляет для них интерес, вместо этого

2500 мы будем высылать им весь пакет законопроектов, и они сами будут

2501 определяться, по каким законопроектам какую позицию занимать и выступать со

2502 своими предложениями.

2503

2504 Кроме того, поскольку для проведения своей экспертизы им нужно получить

2505 какой-то отзыв от государственных структур, в этом законопроекте

2506 устанавливается, каким образом Общественная палата будет получать экспертный

2507 отзыв от такого рода структур.

2508

2509 Далее, в этом законопроекте предусматривается возможность для Общественной

2510 палаты Российской Федерации теснее взаимодействовать с общественными палатами

2511 регионов. В частности, предполагается проведение конференций, "круглых

2512 столов", рабочих совещаний с общественными палатами регионов, что, конечно,

2513 повысит эффективность их деятельности.

2514

2515 Законодательно оформляется практика информационного обеспечения Общественной

2516 палаты. В частности, до сих пор палата была вынуждена искать в какие-то

2517 источники финансирования сайта, выпуска бюллетеней Общественной палаты,

2518 каких-то рабочих сборников документов, что, конечно, неправильно. В

2519 законопроекте мы прописываем возможность осуществлять это финансирование

2520 нормальным образом. В целом законопроект, как и работа Общественной палаты,

2521 направлен на формирование обратной связи между структурами государственной

2522 власти и российским гражданским обществом. Как вы понимаете, это особенно

2523 важно сейчас, в условиях, когда возможны какие-то кризисные проявления в

2524 экономике и социальной сфере. Я бы сказал, что этот закон в случае его

2525 принятия внесёт свой вклад в социальную и политическую стабильность общества,

2526 поэтому мы предлагаем его поддержать.

2527

2528 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за обстоятельный доклад.

2529

2530 Уважаемые депутаты, у нас таблицы 1 и 2. В таблице 1 одиннадцать поправок.

2531 Есть ли по ним замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1.

2532

2533 Покажите результаты.

2534

2535 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 38 сек.)

2536 Проголосовало за 348 чел.77,3%

2537 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2538 Воздержалось 0 чел.0,0%

2539 Голосовало 348 чел.

2540 Не голосовало 102 чел.22,7%

2541 Результат: принято

2542

2543 Принимается.

2544

2545 Таблица 2. Семь поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, есть ли по

2546 ним замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2.

2547

2548 Покажите результаты.

2549

2550 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 12 сек.)

2551 Проголосовало за 339 чел.75,3%

2552 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2553 Воздержалось 0 чел.0,0%

2554 Голосовало 339 чел.

2555 Не голосовало 111 чел.24,7%

2556 Результат: принято

2557

2558 Принимается.

2559

2560 Ставится на голосование обсуждаемый проект федерального закона во втором

2561 чтении.

2562

2563 Включите режим голосования.

2564

2565 Покажите результаты.

2566

2567 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 45 сек.)

2568 Проголосовало за 352 чел.78,2%

2569 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2570 Воздержалось 0 чел.0,0%

2571 Голосовало 352 чел.

2572 Не голосовало 98 чел.21,8%

2573 Результат: принято

2574

2575 Принято.

2576

Дата заседания 31.10.2008, номер заседания 51, строк в стенограмме 7003

О проекте федерального закона № 97631-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части расширения перечня проектов законов, в отношении которых Общественная палата может проводить экспертизу).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5296 Пункт 19. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

5297 закон "Об Общественной палате Российской Федерации".

5298

5299 Докладывает депутат Государственной Думы Макаров Андрей Михайлович. Краткость

5300 - сестра таланта.

5301

5302 МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, перед тем как я вышел на трибуну, мне

5303 напомнили наши уважаемые коллеги, что краткость - это сестра таланта, и, хотя

5304 я человек, безусловно, неталантливый, я постараюсь удовлетворить эту просьбу.

5305

5306 Итак, я искренне верю в то, что мне не надо в этой аудитории говорить о том

5307 огромном значении, которое мы придаём общественному контролю за качеством

5308 законодательства, за деятельностью государственного аппарата. Так ли это, или

5309 мне надо обосновать эту позицию?

5310

5311 ИЗ ЗАЛА. Нет!

5312

5313 МАКАРОВ А. М. Не надо. Спасибо огромное. Поэтому, я думаю, нет необходимости

5314 доказывать, как важна роль Общественной палаты. Единственное, на что я

5315 потрачу пятнадцать секунд времени, - на то, чтобы напомнить нашим оппонентам:

5316 когда мы принимали закон о создании Общественной палаты, сколько было криков,

5317 что она не нужна, это будет карманная Общественная палата, не выражающая

5318 ничьих интересов. Я думаю, сама деятельность Общественной палаты доказала,

5319 каким правильным было решение о создании этого органа. Одновременно, принимая

5320 закон "Об Общественной палате...", мы прекрасно понимали, что новый орган,

5321 новая структура, новые взаимосвязи обязательно потребуют изменений, по мере

5322 того как будет развиваться деятельность этого органа.

5323

5324 Необходимость в настоящем законопроекте связана с тем, что по мере развития,

5325 усиления значения Общественной палаты потребовалось внести ряд изменений в

5326 закон "Об Общественной палате...". Какие это изменения? Я не буду подробно об

5327 этом говорить, потому что все материалы розданы и депутаты могут с ними

5328 ознакомиться. Часть поправок касается организационных изменений, поэтому мы

5329 их подробно проработали с Общественной палатой, и она, строго говоря,

5330 определяет, как ей удобнее работать. Я думаю, нам следует поддержать

5331 предложения Общественной палаты в этой части, они нашли отражение в

5332 законопроекте. Другой вопрос - то, какие материалы представляются

5333 Общественной палате на общественную экспертизу, какие права им

5334 предоставляются с точки зрения получения экспертных заключений или запроса

5335 мнений государственных органов.

5336

5337 Вот суть законопроекта, который внесён депутатом Груздевым и вашим покорным

5338 слугой и который мы предлагаем принять в первом чтении, чтобы потом, во

5339 втором чтении, создав специально рабочую группу, учесть все необходимые

5340 интересы, доработать, чтобы Общественная палата стала работать ещё

5341 эффективнее.

5342

5343 Просим поддержать принятие законопроекта в первом чтении.

5344

5345 Спасибо.

5346

5347 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5348

5349 Уважаемые депутаты, для содоклада я приглашаю на трибуну Сергея

5350 Александровича Маркова, заместителя председателя Комитета по делам

5351 общественных объединений и религиозных организаций. Пожалуйста.

5352

5353 Информирую депутатов, что при обсуждении данного вопроса присутствует член

5354 Общественной палаты Российской Федерации Зыков Олег Владимирович.

5355

5356 МАРКОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по делам

5357 общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию

5358 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

5359 Общественной палате Российской Федерации", внесённого депутатами

5360 Государственной Думы Груздевым и Макаровым.

5361

5362 Предлагаемые изменения, с нашей точки зрения, являются важными. Они

5363 направлены на совершенствование деятельности Общественной палаты. В чём суть?

5364 Прежде всего, расширяются полномочия руководящих органов Общественной палаты

5365 - чтобы она сама в большей степени определяла характер своей работы. Кстати

5366 сказать, это в принципе предлагалось и раньше, когда этот законопроект

5367 обсуждался.

5368

5369 Кроме того, появляется возможность больше работать с региональными

5370 общественными палатами, в частности проводить семинары и так далее. За это

5371 время число общественных палат в регионах выросло. При этом я хочу напомнить,

5372 что речь никоим образом не идёт о формировании какой-то партии Общественной

5373 палаты, какой-то вертикали общественных палат, поскольку в нашем

5374 законодательстве - это принципиальное имеет значение - нет общего закона о

5375 формировании региональных палат, всё строится на основе регионального

5376 законодательства. Это подчёркивает как раз федеративный характер этой

5377 структуры: в каждом регионе Общественная палата формируется в соответствии с

5378 собственной логикой развития.

5379

5380 Кроме того, устанавливается обязанность органов государственной власти давать

5381 ответы на запросы Общественной палаты. Это связано с тем, что ряд

5382 бюрократических структур не вполне готовы к такому роду взаимодействия. Нет

5383 сомнений, что работы, конечно, здесь прибавится, но это поможет Общественной

5384 палате проводить более оперативно свою работу. Это повысит качество

5385 общественной экспертизы наиболее значимых для страны законопроектов и усилит

5386 общественный контроль.

5387

5388 В этой связи хотелось бы также подчеркнуть, что за эти три года Общественная

5389 палата стала реально действующим общественным институтом, который оказывает

5390 реальное влияние на ситуацию по важным для населения вопросам. Общественная

5391 палата утвердилась как важный фактор общественной жизни и влиятельный

5392 инструмент общества. За это время чётко выделились и её основные функции,

5393 прежде всего это усиление общественного контроля над структурами

5394 бюрократической власти. В какой-то мере Общественная палата является

5395 компенсацией недостаточно развитых институтов гражданского общества и

5396 подталкивает это гражданское общество к дальнейшему развитию.

5397

5398 Второе - это введение независимой экспертизы. И в этой связи Общественная

5399 палата является одним из факторов, способствующих развитию гражданского

5400 общества вообще, а значит, и становлению, укреплению демократических

5401 институтов российской политической системы, что является, конечно,

5402 стратегической и главной целью всего этого развития. При этом речь никоим

5403 образом не идёт о подмене парламента Общественной палатой, поскольку, ещё раз

5404 повторяю, она за это время смогла найти своё место в общественно-политической

5405 системе, концентрируясь прежде всего на общественной экспертизе и на

5406 общественном контроле. В этом направлении идут и предлагаемые законопроекты.

5407 Я полагаю, что в дальнейшем, когда мы будем возвращаться к этим вопросам,

5408 конечно, это обязательно произойдёт и дальнейшее развитие пойдёт именно в

5409 этом направлении - укрепление экспертизы, укрепление общественного контроля.

5410

5411 Конечно, сто двадцать шесть человек не могут играть слишком большую роль, но

5412 наша задача дать им возможность опереться на более широкие массы,

5413 общественные организации, дать возможность им больше работать и

5414 активизировать эту работу. Вот это и называется развитием демократии, по

5415 этому пути мы пойдём, и этого мы добьёмся.

5416

5417 Спасибо.

5418

5419 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5420

5421 Уважаемые коллеги, есть вопросы, я вижу. Четыре руки: депутаты Грешневиков,

5422 Москалькова, Останина и Локоть.

5423

5424 Пожалуйста, депутат Грешневиков.

5425

5426 ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия".

5427

5428 Вопрос к Андрею Михайловичу.

5429

5430 Андрей Михайлович, чтобы профессионально исполнить эти расширенные полномочия

5431 по проведению экспертизы, естественно, понадобятся дополнительные чиновничьи

5432 ресурсы, то есть это будет рост числа чиновников, экспертов и так далее. Во

5433 сколько выльется данный законопроект, в какую сумму? Этот вопрос связан,

5434 сегодня мы обсуждали, с тем, что на предприятиях идёт сокращение рабочих

5435 мест, а количество чиновников мы увеличиваем. Во сколько обойдётся вот эта

5436 экспертиза?

5437

5438 МАРКОВ С. А. Коллеги, вы, видимо, не поняли: это общественная экспертиза. Это

5439 люди, которые и так делают всё это, они...

5440

5441 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5442

5443 МАРКОВ С. А. Да, между прочим. Они и так работают в других структурах,

5444 поэтому цель - дать им возможность эту общественную экспертизу более

5445 эффективно проводить. В частности, например, когда мы обсуждаем

5446 законопроекты, есть какой-то временной лаг. Им нужно, для того чтобы

5447 повысить качество экспертизы, получить какие-то данные от государственных

5448 структур, нормально работающих чиновников. Чтобы они успевали это делать,

5449 предлагается сократить сроки, в которые им дадут ответы на эти письма. Вот

5450 это расширение функций пойдёт также в рамках существующих бюджетов.

5451

5452 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5453

5454 Пожалуйста, Москалькова.

5455

5456 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5457

5458 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он ответил то, что считал... А, Макаров...

5459

5460 МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемые коллеги...

5461

5462 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, Макаров тогда, я просто не понял.

5463

5464 Пожалуйста, Макаров.

5465

5466 МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович!

5467

5468 Спасибо за вопрос. На самом деле, безусловно, почти нечего добавить к тому,

5469 что сказал представитель комитета. Единственное, хотелось бы сказать, что,

5470 если бы вы ознакомились с финансово-экономическим обоснованием, которое

5471 прилагается к законопроекту, вы бы увидели, что вся сумма расходов на

5472 следующий финансовый год, на два плана вперёд, составляет порядка 105

5473 миллионов рублей. Естественно, в зависимости от изменений, которые будут

5474 приняты в этот закон, и от того, в каком варианте он будет окончательно

5475 принят, эта сумма может либо увеличиться, если мы с вами решим, что

5476 необходимы какие-то дополнительные полномочия, либо уменьшиться, если мы

5477 сократим эти полномочия. Сегодня я вам сумму по расчётам назвал, она есть в

5478 финансово-экономическом обосновании.

5479

5480 И дальше хотелось бы заметить, что это не вопрос чиновничьего аппарата,

5481 вопрос в том, что Общественная палата получает право запрашивать информацию в

5482 государственных органах, которые должны давать ответ Общественной палате, в

5483 данном случае те же самые чиновники, которые получают зарплату. Но

5484 естественно, простите, если Государственная Дума будет направлять в

5485 Общественную палату все законы, а не так, как она сегодня направляет только

5486 некоторые, просто расход на бумагу, чтобы напечатать эти документы, будет

5487 увеличиваться.

5488

5489 Поэтому я думаю, что сейчас речь идёт не о деньгах, они посчитаны, а о том,

5490 какое решение мы с вами примем.

5491

5492 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

5493

5494 Депутат Москалькова, пожалуйста.

5495

5496 МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно,

5497 хотелось бы, чтобы у докладчиков были какие-то эмпирические данные, которые

5498 подтверждали бы, обосновывали необходимость внесения изменений в действующее

5499 законодательство. В связи с этим у меня к вам будет конкретный вопрос:

5500 сколько законопроектов в этом году было представлено на общественную

5501 экспертизу и насколько её результаты были учтены парламентариями при

5502 рассмотрении здесь, в Госдуме?

5503

5504 Спасибо.

5505

5506 МАРКОВ С. А. У меня сейчас нет ответа на этот вопрос. Если вы хотите, это

5507 количество будет вам названо позже.

5508

5509 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Локоть.

5510

5511 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Сергей Александрович, я понимаю, что у нас депутаты

5512 разные, с разным жизненным опытом здесь, в конечном итоге всё знать нельзя,

5513 но вы-то, на мой взгляд, должны понимать, что система не терпит в своём

5514 управлении двоецентрия. Как только появляется двоецентрие - два центра

5515 принятия решений или два центра анализа, - неизбежно происходит конфликт, это

5516 потом для всей системы оборачивается тяжёлыми последствиями. Не кажется ли

5517 вам, что, увеличивая полномочия Общественной палаты, мы тем самым строим ещё

5518 один центр управления и забюрокрачиваем... Вот при всём уважении к тем людям,

5519 которые работают, там действительно замечательные люди есть и самоотверженно

5520 работают, но, объективно говоря, придавая новые функции, мы забюрокрачиваем

5521 эту систему и превращаем её в ещё один центр управления. Неизбежно это

5522 приведёт к конфликту, который неизвестно как будет разрешаться: либо это

5523 будет третья палата парламента, либо парламент переместится... (Микрофон

5524 отключён.)

5525

5526 МАРКОВ С. А. Да, я понял вопрос.

5527

5528 Вы знаете, мне представляется, что в связи с конкретными изменениями, которые

5529 вносятся, забюрокрачивания не будет. Например, Общественная палата по этому

5530 законопроекту получает возможность проводить больше мероприятий с

5531 региональными общественными организациями. Как вы понимаете, бюрократии от

5532 этого больше никак не станет. Кроме того, она, например, получает

5533 законопроекты до сих пор от Государственной Думы по запросу. Вот бюрократия -

5534 по запросу. А по новому законопроекту просто автоматически все они будут идти

5535 в Общественную палату, им будет просто легче получить и разобраться. От этого

5536 тоже бюрократия никоим образом не возникает.

5537

5538 Но я вижу в вашем вопросе ещё и сущностный вопрос - по поводу того, не

5539 приводит ли развитие такого рода институтов к уменьшению роли парламентаризма

5540 в стране? Эта озабоченность высказывалась многими людьми тогда, и сейчас, она

5541 имеет абсолютно объективную природу. И я эту озабоченность полностью

5542 разделяю, но мне кажется, что время как раз показало, что Общественная палата

5543 не стремится вытеснить парламент, так сказать, с его должности. Я вам скажу

5544 честно: проблема не в том, что кто-то нас старается подвинуть, проблема в

5545 том, что мы сами должны больше действовать как парламент и больше развивать

5546 парламентские принципы. Я думаю, что с этим согласятся практически все.

5547

5548 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна Останина, ваш вопрос.

5549

5550 ОСТАНИНА Н. А. Хочу обратиться к обоим докладчикам. Менее всего хотелось бы

5551 упрекать вас в политической недобросовестности, но, если Андрей Михайлович

5552 назвал цифру "105 миллионов", то Сергей Александрович говорил, что

5553 Общественная палата исполняет почти на общественных началах свои новые

5554 полномочия. Вот передо мной заключение правительства. Руководитель аппарата

5555 правительства Сергей Собянин пишет, что как минимум этот закон вступает в

5556 противоречие со статьёй 83 Бюджетного кодекса и что финансирование этого

5557 закона предполагается в сумме 258 миллионов рублей. При этом расчётов и

5558 обоснований дополнительных ассигнований к прилагаемому законопроекту нет.

5559 Скажите, пожалуйста, на самом деле сколько стоят поправки в этот закон "Об

5560 Общественной палате..." и где вы собираетесь брать эти деньги, поскольку

5561 бюджеты уже утверждены и скорректированы, и не кажется ли вам аморальным в

5562 нынешней ситуации кризисной вносить вот этот законопроект, который потребует

5563 ещё дополнительных расходов на содержание аппарата чиновников?

5564

5565 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.

5566

5567 МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

5568

5569 Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Вопрос, безусловно, очень интересный.

5570 Авторы, внося законопроект, внесли соответственно и финансово-экономическое

5571 обоснование, посчитав те затраты, которые связаны с принятием данного закона.

5572 В отзыве правительства указывается, что они считают, что расходы на

5573 реализацию данного законопроекта могут быть больше.

5574

5575 По поводу политической недобросовестности, в которой вы не хотели бы нас

5576 упрекнуть, но всё-таки упрекнули, я хотел бы сказать следующее. В бюджете

5577 средства предусматриваются только после того, как закон принят, и поэтому

5578 обязательства бюджета могут быть только по принятым законам, а не по тем,

5579 которые мы с вами только собираемся обсуждать или сегодня обсуждаем в первом

5580 чтении. Ещё раз говорю: окончательный расчёт затрат, которые потребуются по

5581 данному закону, зависит от той окончательной редакции, в которой палата этот

5582 закон примет. И естественно, если палата примет этот закон в определённой

5583 редакции, эти средства будут предусмотрены в бюджете ровно в том объёме, в

5584 котором требует этот закон.

5585

5586 Теперь с точки зрения того, стыдно или не стыдно просить деньги в этот

5587 момент. Я не слишком понимаю, чем этот момент отличается от любого другого

5588 момента с точки зрения общественной экспертизы деятельности государственных

5589 органов или законов. Мы считаем, что это важнейший - важнейший, ещё раз

5590 говорю, - фактор, который, нам кажется, важен всем партиям, всем тем, кто

5591 сегодня работает в парламенте, чтобы те законы, которые мы с вами принимаем,

5592 были приняты обществом, потому что любой закон - это договор, договор

5593 государства и общества. И в этом плане Общественная палата является важнейшим

5594 инструментом обратной связи между государством и народом. Те средства,

5595 которые предусматриваются в данном законе, абсолютно минимальны для решения

5596 этой задачи. И я здесь не вижу никакой политической недобросовестности.

5597 Политическую недобросовестность я вижу в том, чтобы пытаться торпедировать

5598 этот закон, при этом постоянно прикрываясь мнением народа и пытаясь любыми

5599 средствами не допустить выявления и выяснения этого мнения.

5600

5601 Спасибо.

5602

5603 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, будем ли обсуждать? Будем. У

5604 Маркова тоже есть замечания.

5605

5606 Пожалуйста.

5607

5608 МАРКОВ С. А. Я полностью согласен с мнением Андрея Михайловича, но здесь я

5609 тоже хотел бы сказать о некоторой всё-таки политической ангажированности.

5610 Коллеги, понимаете, в чём дело? По этому закону Общественная палата получит,

5611 в частности, возможность организовывать семинары представителей региональных

5612 общественных организаций, региональных общественных палат. Разве это наносит

5613 удар по России? Наоборот! Мы с вами жаловались неоднократно на то, что, к

5614 сожалению, российские регионы замыкаются сами на себе, что люди мало ездят из

5615 региона в регион, мало они проводят мероприятий, мало они имеют возможности

5616 общаться друг с другом. А этот закон создаёт возможность это делать. И в этом

5617 смысле, я бы сказал, он укрепляет в том числе территориальное единство

5618 Российской Федерации. Очень немножко, в меру своих сил, но это идёт именно в

5619 позитивном направлении. Честно сказать, это одно из лучших государственных

5620 дел - дать больше возможностей наиболее активной, социально, политически

5621 активной части российских граждан высказывать своё мнение. Это ли не есть

5622 демократия?

5623

5624 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей

5625 Александрович.

5626

5627 Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Вот я вижу: ЛДПР, КПРФ.

5628 Тогда я предлагаю: давайте по одному выступлению от фракции. Первый - Иванов

5629 Сергей Владимирович. Пожалуйста.

5630

5631 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

5632

5633 Коллеги, я не понимаю, что такого страшного в этом законе? Очень

5634 своевременный и нужный закон. Все избиратели, кого ни спроси, знают, что в

5635 Госдуме присутствует Жириновский, Грызлов, обязательно вспомнят коллегу

5636 Макарова. Кто помнит членов Общественной палаты? Никто практически не помнит.

5637 Поэтому обязательно нужно поднять, повысить её статус. В противном случае

5638 зачем она нужна?

5639

5640 Мы - конституционный орган, прописанный в Конституции, добровольно сами себя

5641 обязываем направлять основную массу законопроектов в Общественную палату -

5642 пусть теперь злопыхатели на Западе не говорят, что у нас мало демократии. Мы

5643 сами себя, извините... сами подберёте слово, что мы с собой делаем. И это

5644 нормально, это всё правильно!

5645

5646 Мы не можем найти ни копейки для того, чтобы депутаты в регионах отчитывались

5647 перед избирателями (не надо, этого делать не нужно!), зато в случае с

5648 Общественной палатой все расходы относятся на счёт организаций, куда та

5649 обращается, и также на федеральный бюджет. Всё правильно, так мы и должны

5650 делать, так и должны делать! В противном случае для чего всё это? Мы сами

5651 Госдуму опускаем ниже плинтуса. Давайте продолжать в том же духе!

5652

5653 И, уважаемый коллега Макаров, мы с удовольствием проголосуем за данный

5654 законопроект, если ко второму чтению там будет дополнение небольшое, что если

5655 будет отрицательное заключение Общественной палаты, то законопроект Госдумой

5656 не рассматривается.

5657

5658 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5659

5660 Пожалуйста, депутат Обухов.

5661

5662 ОБУХОВ С. П. Уважаемые коллеги, обсуждаемые поправки в закон "Об Общественной

5663 палате Российской Федерации" формально вносятся с благой целью, но вся беда в

5664 том, что для достижения благих вроде бы целей - повысить роль общественных

5665 организаций - предлагаются негодные средства. Более того, вся стратегическая

5666 линия, которая реализуется под видом повышения статуса и значимости

5667 Общественной палаты, ведёт к дальнейшей дискредитации принципа

5668 парламентаризма, к ослаблению авторитета парламентского института как

5669 такового.

5670

5671 Сначала о законопроектной технике. Позвольте привести цитату из стенограммы

5672 обсуждения этого законопроекта на заседании Комитета по делам общественных

5673 объединений и религиозных организаций. Вот что говорил автор - адвокат

5674 Макаров, наш коллега, по этому поводу: "Объективно законопроект сырой, и

5675 понятно, что, по существу, то, что мы принимаем в первом чтении, - это не

5676 более чем идея. Более того, принятие закона в том виде, в каком он внесён, к

5677 сожалению, приведёт к целому ряду серьёзных нестыковок между действующим

5678 законом и тем, что мы вносим". Конец цитаты. Наверное, это тот редкий случай,

5679 когда я полностью подписываюсь под этой самоубийственной для разработчиков

5680 законопроекта самооценкой.

5681

5682 Итак, противная сторона, используя известную формулировку адвоката Макарова

5683 времён процесса по делу КПСС в Конституционном Суде, честно признаёт на

5684 заседании комитета: законопроект негодный по исполнению, сырой, это вообще

5685 только идея, вызывает ряд серьёзных нестыковок.

5686

5687 Достаточно прочитать заключение правительства, которое возглавляет, напомню,

5688 беспартийный лидер "ЕДИНОЙ РОССИИ" Владимир Владимирович Путин, и мы увидим

5689 оценки, которые просто в прах разбивают концепцию законопроекта. Цитирую

5690 разгромное правительственное заключение: "Возложение на федеральные органы

5691 исполнительной власти обязанности направлять экспертные заключения,

5692 подготовленные по определённой процедуре (по результатам проверок,

5693 исследований и так далее), в Общественную палату Российской Федерации для

5694 проведения ею общественной экспертизы противоречит конституционно-правовому

5695 статусу Правительства Российской Федерации". И ещё: "Законопроект подготовлен

5696 без учёта требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

5697

5698 Уже наличие двух этих серьёзнейших аргументов в любом нормально работающем

5699 парламенте давно похоронило бы тот законодательный брак, что выносится как

5700 законопроект на первое чтение. К сожалению, в условиях полной однопартийной

5701 монополии законодательный процесс в Думе построен так, что такой

5702 законодательный брак, такое скопление законодательных отходов и недоделок

5703 осознанно выносится на пленарное заседание в благообразной упаковке, с

5704 приятной для самолюбия авторов законодательной недоделки загогулиной:

5705 "Законопроект поддерживается при условии его доработки". И так, в блестящем

5706 фантике, коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" проглотят сомнительное содержимое. Никто

5707 не возмутится, не возразит, и все послушно проголосуют за порочную концепцию.

5708

5709 А теперь по некоторым концептуальным проблемам в связи с обсуждаемым

5710 законопроектом.

5711

5712 Ни для кого не секрет, что показатели общественного доверия к Государственной

5713 Думе, мягко говоря, не впечатляют. Более того, граждане в своём большинстве

5714 упорно из года в год заявляют социологам, что без Государственной Думы можно

5715 вообще спокойно прожить. Нет смысла цитировать издевательские публикации с

5716 предложением о закрытии Государственной Думы, которые то тут, то там

5717 появляются в средствах массовой информации.

5718

5719 Хотелось бы, чтобы формально правящая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и составляющая

5720 парламентское большинство фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" задумались над

5721 перспективами существования самого парламентского учреждения в России. Ведь

5722 предлагаемый законопроект - это одно из действий, которое в перспективе

5723 гробит институт парламентаризма, во-первых, за счёт создания и усиления

5724 квазипредставительной структуры под названием "Общественная палата",

5725 во-вторых, за счёт дублирования иным представительным органом традиционных

5726 парламентских процедур - запрос, расследование, экспертиза, в-третьих, за

5727 счёт создания более льготных условий для реализации парламентских функций

5728 представителям параллельной квазипарламентской структуры.

5729

5730 Задача любого парламента в теории - ограничивать, теснить исполнительную

5731 власть, контролировать её, но именно с этой ключевой оппонирующей функцией

5732 парламента имеющая абсолютное большинство в Думе фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не

5733 справляется. И более того, она размывает, дискредитирует в глазах общества

5734 даже хилые представительские контролирующие функции парламента.

5735

5736 Итак, взглянем с точки зрения необходимости укрепления общественного

5737 авторитета парламента на предлагаемые законопроектом новации и изменения в

5738 функционировании Общественной палаты. На заседании нашего комитета эти

5739 поправки были названы революционными. Я так понимаю, что революционными с

5740 точки зрения подрыва принципа парламентаризма. Авторы предлагают установить

5741 четырнадцатидневный срок ответа на запросы Общественной палаты в случаях,

5742 установленных Общественной палатой.

5743

5744 Напомню, что в соответствии с законом о статусе депутата, статья 14, нам,

5745 депутатам Государственной Думы, должностные лица должны давать ответ на

5746 запрос не позднее чем через тридцать дней со дня получения. Я не буду это

5747 комментировать - у вас у всех богатый опыт, вы знаете, во что выливается

5748 практика наших депутатских запросов, как нам отвечают и хотят ли нам вообще

5749 отвечать. Но в любом случае более льготный режим, который устанавливается для

5750 Общественной палаты, - это, ну, я не знаю, это не только дублирование, это

5751 перетекание парламентских функций и обеспечение более благоприятных условий

5752 для функционирования этого внеконституционного представительного органа -

5753 Общественная палата.

5754

5755 Теперь по проблеме экспертизы думских законопроектов со стороны Общественной

5756 палаты. К сожалению, господа разработчики нам внятно так и не объяснили, как

5757 же справляется с этой экспертизой Общественная палата, то есть данных нет.

5758

5759 Я не буду касаться технических тонкостей заключения теперь уже Правового

5760 управления Аппарата Государственной Думы, но с политической точки зрения

5761 юристы подталкивают нас к довольно неприятному выводу: исходя из совокупности

5762 статей 3, 10, 11, 94, 104 и 105 Конституции и правовой позиции,

5763 сформулированной Конституционным Судом, поползновения Общественной палаты на

5764 особые процедурные привилегии при анализе законопроектной деятельности Думы,

5765 мягко говоря, антиконституционны. Здесь уже недалеко и до присвоения

5766 конституционных думских полномочий.

5767

5768 Правовое управление Аппарата Госдумы справедливо отмечает недопустимость

5769 установления неограниченного круга вопросов, по которым законопроекты

5770 проходят экспертизу в Общественной палате.

5771

5772 И ещё один аспект проблемы. Дума, как парламентское учреждение, не реализует

5773 в своей деятельности ключевой принцип - оппонирующую в отношении

5774 исполнительной власти функцию. Деятельность оппозиции затруднена. Процедурно

5775 большинство зачастую не создаёт возможности для дискуссии, полноценной

5776 дискуссии, и сопоставления позиций. Оппозиция испытывает затруднения в

5777 организации экспертной работы, так как заблокирован, по сути дела, такой

5778 канал, как протокольные поручения депутатов в палате. Легендарная, печально

5779 знаменитая статья 60 Регламента в том виде, как она толкуется регламентным

5780 комитетом, просто превратилась в дубину для кардинального ограничения

5781 возможностей оппозиции запрашивать информацию в правительстве. То есть, с

5782 одной стороны, для оппозиции мы ликвидируем ту самую экспертную функцию, с

5783 другой стороны, благоприятные условия для её осуществления мы создаём для

5784 Общественной палаты, каких-то там представителей - говорят, уважаемых,

5785 наверное, хороших - адвокатов, общественных организаций, для них мы создаём

5786 льготные условия. То есть налицо ещё появление квазиоппозиционного органа,

5787 который должен, по сути дела, заменить в общественном сознании функции и роль

5788 оппозиции в нашем обществе.

5789

5790 Мы продолжаем отказываться от конституционных полномочий, не влияем на

5791 формирование Счётной палаты, мы ограничили себя при обсуждении бюджетного

5792 процесса. Ну и вот последняя поправка, когда мы вывели из законодательного

5793 процесса - сегодняшние наши перипетии - 40 процентов бюджетных средств,

5794 вывели из нашего контроля. Вообще, это ужасная ситуация. Я практически такого

5795 не знаю, чтобы какой-нибудь парламент в мире отдавал свои полномочия

5796 исполнительной власти и не контролировал финансы. Думаю, что мы благодаря

5797 принятым сегодня решениям войдём в историю политологии, историю политических

5798 учений как уникальный парламент.

5799

5800 Хотя, наверное, уникальность довольно относительная. Я вам напомню, что

5801 происходило в 92-м году, когда высший орган государственной власти РСФСР,

5802 съезд, пошёл на беспрецедентное ограничение своих полномочий. Более того, он

5803 передал часть законодательных функций президенту. В постановлении съезда была

5804 заложена норма о приоритетном исполнении президентских указов, принятых в

5805 ходе экономической реформы. И тогда благодаря нарушениям процедуры в

5806 парламенте, благодаря тому, что был сокрыт указ о приватизации - он был

5807 сокрыт от парламента, - этот указ вступил в силу по умолчанию. Вот к чему

5808 приводит отказ от конституционных полномочий и передача их исполнительной

5809 власти! То есть вся нынешняя ваучерная приватизация основана на том порочном

5810 решении, которое принял Верховный Совет, и на тех недобросовестных действиях,

5811 которые позволили вопреки закону провести ваучерную приватизацию.

5812