Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 98106-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
17.06.2010

Номер законопроекта:98106-5
Комментарий законопроекта:в части защиты прав участников долевого строительства
Дата внесения законопроекта в ГД:10.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/98106-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по финансовому рынку
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:17.06.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:119-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Антонов Роман Валерьевич, Депутат ГД
Баринов Игорь Вячеславович, Депутат ГД
Бурносов Александр Леонидович, Депутат ГД
Гальцова Ольга Дмитриевна, Депутат ГД
Денисов Валентин Петрович, Депутат ГД
Игошин Игорь Николаевич, Депутат ГД
Коган Александр Борисович, Депутат ГД
Орлова Светлана Юрьевна, Член СФ
Осадчий Сергей Юрьевич, Депутат ГД
Панов Валерий Викторович, Депутат ГД
Рязанский Валерий Владимирович, Член СФ
Самойлов Евгений Александрович, Член СФ
Фадзаев Арсен Сулейманович, Член СФ
Хайруллин Айрат Назипович, Депутат ГД
Хинштейн Александр Евсеевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №98106-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части защиты прав участников долевого строительства

Дата заседания 04.06.2010, номер заседания 167, строк в стенограмме 6277

О проекте федерального закона № 98106-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях защиты прав участников долевого строительства).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

761 Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

762 закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

763 ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад

764 председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. С

765 места.

766

767 Пожалуйста, включите микрофон.

768

769 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

770 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

771

772 Глубокоуважаемые коллеги, законопроект "О внесении изменений в Федеральный

773 закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

774 ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части защиты

775 участников долевого строительства подготовлен комитетом к третьему чтению,

776 прошёл все необходимые экспертизы - юридико-техническую и лингвистическую.

777 Комитет рекомендует палате принять данный законопроект в третьем чтении.

778

779 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

780

781 Нет замечаний? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

782

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

862 По 3-му вопросу. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального

863 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной

864 регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные

865 законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

866

867 Включите режим голосования.

868

869 Покажите результаты голосования.

870

871 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 20 сек.)

872 Проголосовало за 314 чел.69,8%

873 Проголосовало против 0 чел.0,0%

874 Воздержалось 0 чел.0,0%

875 Голосовало 314 чел.

876 Не голосовало 136 чел.30,2%

877 Результат: принято

878

879 Принято.

880

Дата заседания 12.05.2010, номер заседания 162, строк в стенограмме 6484

О проекте федерального закона № 98106-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях защиты прав участников долевого строительства; принят в первом чтении 13 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав участников долевого строительства").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

834 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

835

836 Спасибо.

837

838 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я предлагаю снять пункты 7 и

839 8 с учётом того, что изменена концепция принятых в первом чтении

840 законопроектов, а также потому, что не профильные комитеты готовили их ко

841 второму чтению.

842

843 И второе. Я предлагаю всё-таки пригласить на ближайший "правительственный

844 час" (взамен уже запланированного) руководителя технадзора и спросить, почему

845 у нас лучшие электростанции при нём взрываются, и это притом, что ранее были

846 вынесены предписания. Лучшие шахты взрываются! Опять же в феврале было

847 вынесено предписание. Оно по какой-то причине (или известно всем, по какой

848 причине) не выполнено, а хозяева живут на Кипре, в Англии и в других странах.

849 И вообще, надо Трутнева спросить: как у нас природные ресурсы

850 разрабатываются, кем и для кого?

851

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

979 Коломейцев Николай Васильевич предлагает сегодня пункты 7 и 8 не

980 рассматривать. Давайте послушаем мнение комитета по пункту 7. Это Комитет по

981 финансовому рынку.

982

983 Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.

984

985 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на

986 то, что комитет является профильным и всегда являлся профильным по данному

987 законопроекту, Николай Васильевич, как обычно, перепутал что-то, и мы,

988 естественно, настаиваем на принятии данного законопроекта. Никаких оснований

989 его не рассматривать у нас нет.

990

991 Спасибо.

992

993 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 7-му вопросу определяемся, уважаемые коллеги.

994 Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича: снять

995 7-й вопрос с рассмотрения. Комитет против. Кто за? Прошу голосовать.

996

997 Включите режим голосования.

998

999 Покажите результаты голосования.

1000

1001 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 57 сек.)

1002 Проголосовало за 60 чел.13,3%

1003 Проголосовало против 2 чел.0,4%

1004 Воздержалось 0 чел.0,0%

1005 Голосовало 62 чел.

1006 Не голосовало 388 чел.86,2%

1007 Результат: не принято

1008

1009 Не принято.

1010

1011 Вопрос 8. Комитет по экономической политике и предпринимательству, Салихов от

1012 комитета прокомментирует. Пожалуйста.

1013

1014 Включите микрофон.

1015

1016 САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1017

1018 Уважаемые коллеги, законопроект под пунктом 8 прошёл все процедуры, и поэтому

1019 нет оснований его не рассматривать сегодня на пленарном заседании.

1020

1021 Спасибо.

1022

1023 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата

1024 Коломейцева Николая Васильевича: снять 8-й пункт сегодня с повестки. Кто за?

1025 Прошу голосовать.

1026

1027 Включите режим голосования.

1028

1029 Покажите результаты голосования.

1030

1031 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 13 сек.)

1032 Проголосовало за 58 чел.12,9%

1033 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1034 Воздержалось 0 чел.0,0%

1035 Голосовало 58 чел.

1036 Не голосовало 392 чел.87,1%

1037 Результат: не принято

1038

1039 Не принято.

1040

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1937 Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

1938 закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

1939 ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад

1940 председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.

1941

1942 Пожалуйста.

1943

1944 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представлен

1945 законопроект, направленный на усиление правовой защиты участников долевого

1946 строительства, в основном посвящённый именно этому.

1947

1948 В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению были учтены замечания

1949 Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, всех

1950 заинтересованных сторон. Законопроект был доработан таким образом, что его

1951 концепция, суть изменилась, но, так сказать, была усилена.

1952

1953 У вас есть таблицы поправок. Комитет предлагает принять таблицу поправок 1,

1954 рекомендованных к принятию, и таблицу поправок 2, рекомендованных к

1955 отклонению.

1956

1957 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1958

1959 Таблица 1 содержит двадцать четыре поправки. Есть ли необходимость какую-либо

1960 из них рассматривать отдельно? Нет.

1961

1962 Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к

1963 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

1964

1965 Включите режим голосования.

1966

1967 Покажите результаты голосования.

1968

1969 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 50 сек.)

1970 Проголосовало за 320 чел.71,1%

1971 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1972 Воздержалось 0 чел.0,0%

1973 Голосовало 320 чел.

1974 Не голосовало 130 чел.28,9%

1975 Результат: принято

1976

1977 Принято.

1978

1979 Таблица 2 содержит двенадцать поправок. Есть ли необходимость какие-либо из

1980 них рассматривать отдельно? Нет.

1981

1982 Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к

1983 отклонению. Кто за? Прошу голосовать.

1984

1985 Включите режим голосования.

1986

1987 Покажите результаты голосования.

1988

1989 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 34 сек.)

1990 Проголосовало за 315 чел.70,0%

1991 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1992 Воздержалось 0 чел.0,0%

1993 Голосовало 315 чел.

1994 Не голосовало 135 чел.30,0%

1995 Результат: принято

1996

1997 Принято.

1998

1999 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

2000 внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на

2001 недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты

2002 Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

2003

2004 Включите режим голосования.

2005

2006 Покажите результаты голосования.

2007

2008 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 15 сек.)

2009 Проголосовало за 317 чел.70,4%

2010 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2011 Воздержалось 0 чел.0,0%

2012 Голосовало 317 чел.

2013 Не голосовало 133 чел.29,6%

2014 Результат: принято

2015

2016 Принято.

2017

Дата заседания 13.05.2009, номер заседания 93, строк в стенограмме 6576

О проекте федерального закона № 98106-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав участников долевого строительства".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2146 Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

2147 законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав участников

2148 долевого строительства". Доклад депутата Государственной Думы Хинштейна

2149 Александра Евсеевича.

2150

2151 ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2152

2153 Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Сегодня нам

2154 с вами предстоит рассмотреть и, надеюсь, принять очень важный законопроект,

2155 который направлен на решение важнейшей и очень сложной социальной проблемы -

2156 проблемы так называемых обманутых дольщиков, проблемы соинвесторов долевого

2157 строительства жилья.

2158

2159 Ни для кого не секрет, что ситуация в этой области сегодня складывается

2160 крайне непростая. Основной пик этого кризиса произошёл в 2005 году, когда

2161 большое число граждан оказались без жилья, не сумели получить квартиры по уже

2162 оплаченным ими договорам. Эта ситуация получила настолько серьёзный

2163 общественный, социальный резонанс, что в неё были вынуждены вмешиваться и

2164 руководство страны, и руководство Государственной Думы. В частности, в рамках

2165 партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" была создана рабочая группа по защите прав дольщиков,

2166 которая на протяжении двух с половиной лет совместно с региональными

2167 властями, с Правительством Российской Федерации, с другими заинтересованными

2168 органами разрабатывала различные алгоритмы и механизмы действий, чтобы решить

2169 эту проблему. Кратко скажу, что в значительной степени эту проблему удалось

2170 погасить: более половины пострадавших граждан по России сумели получить

2171 жильё, половина проблемных объектов оказалась достроена. Однако сегодня в

2172 рамках мирового финансового кризиса жизнь ставит перед нами новые проблемы и

2173 новые задачи. В связи с этим нам необходимо разработать механизмы, которые не

2174 позволили бы появиться новой волне обманутых дольщиков.

2175

2176 Представленным законопроектом вносятся изменения сразу в шесть федеральных

2177 законов. И все изменения условно можно разделить на две категории: первая

2178 часть - это те поправки, которые направлены на окончательное разрешение уже

2179 имеющихся проблем, вторая часть связана с мерами, направленными на

2180 недопущение и предотвращение возможных негативных последствий, на то, чтобы у

2181 нас не появилось новых обманутых дольщиков.

2182

2183 По первой части, по тем поправкам, которые вносятся в законодательные акты с

2184 целью разрешения уже имеющихся проблем. Во-первых, это поправки в закон "О

2185 несостоятельности (банкротстве)", которыми вводится особый механизм

2186 банкротства строительных организаций, привлекавших средства граждан для

2187 долевого строительства. Предлагаемый нами механизм предусматривает

2188 возможность выкупа региональными властями или муниципальными властями

2189 объектов незавершённого строительства и расположенных под ними земельных

2190 участков в приоритетном порядке для дальнейшей достройки и предоставления

2191 гражданам жилья. То есть этот выкуп будет носить целевой характер.

2192

2193 Если говорить о мерах, направленных на недопущение появления новых обманутых

2194 дольщиков, то в первую очередь это поправки, которые вносятся в закон "Об

2195 участии в долевом строительстве многоквартирных домов...", в Кодекс об

2196 административных правонарушениях, в Налоговый кодекс. Если кратко, суть этих

2197 поправок сводится к следующему.

2198

2199 На сегодняшний день практика показала, что закон о долевом строительстве,

2200 214-й федеральный закон, к сожалению, не всегда является совершенным. В

2201 частности, существует правовая коллизия: 214-й федеральный закон

2202 устанавливает, что единственным способом привлечения средств граждан для

2203 долевого строительства жилья является привлечение на основе данного закона, а

2204 Гражданский кодекс предусматривает свободу договора. В результате многие

2205 застройщики пользуются этой правовой коллизией и привлекают средства граждан

2206 в обход действующего законодательства, тем самым создавая очень опасный

2207 прецедент, потому что привлечение средств граждан через различные обходные

2208 схемы (а их большое множество, в частности это и вексельные схемы, это схемы

2209 предварительных договоров) не даёт никакого механизма гарантий и защиты прав

2210 граждан в случае каких-либо недобросовестных действий со стороны

2211 застройщиков. В связи с этим предлагается ужесточить норму, прописанную в

2212 214-м федеральном законе, установив, что единственным способом привлечения

2213 средств граждан в целях долевого строительства является именно Федеральный

2214 закон № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве...", все иные способы

2215 привлечения средств граждан являются незаконными.

2216

2217 В связи с этим, чтобы эта норма не носила декларативного характера, вносятся

2218 поправки в Кодекс об административных правонарушениях, а привлечение средств

2219 граждан в обход действующего законодательства становится административно

2220 наказуемым деянием. И устанавливается ответственность: для юридических лиц

2221 эта ответственность устанавливается в виде штрафа в размере от 500 тысяч

2222 рублей до 1 миллиона рублей за каждый, - подчёркиваю! - за каждый выявленный

2223 факт привлечения средств граждан; для должностных лиц - в размере от 25 тысяч

2224 рублей до 50 тысяч рублей.

2225

2226 При этом мы предлагаем принять и меры стимулирующего характера, чтобы не

2227 только, что называется, не пущать, хватать застройщиков, но и дать им

2228 возможность работать в правовом русле, дать им возможность работать в более

2229 мягком, скажем так, режиме. Мы предлагаем внести поправку в Налоговый кодекс,

2230 которой услуги застройщика освобождаются от обложения налогом на добавленную

2231 стоимость. По нашим расчётам, в результате принятия этих поправок значительно

2232 снизится налоговая нагрузка на застройщиков, в конечном счёте при пересчёте

2233 на абсолютные цифры это составит порядка 70 процентов от стоимости каждого

2234 квадратного метра жилья. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день это тем

2235 более важно, поскольку большинство застройщиков не выполняет закон "Об

2236 участии в долевом строительстве..." и, соответственно, налог на добавленную

2237 стоимость они не платят.

2238

2239 Также мы предлагаем значительно упростить процедуру государственной

2240 регистрации договоров долевого участия: сократить сроки государственной

2241 регистрации договоров долевого участия, сократить перечень обязательных

2242 документов, предоставляемых для государственной регистрации, с тем чтобы

2243 снизить вот этот пресловутый административный барьер.

2244

2245 Поправки касаются и закона "Об ипотеке...". Ещё одной поправкой мы также

2246 снижаем административные барьеры, снижаем вот эту большую нагрузку, которую

2247 сегодня, к сожалению, наш бизнес вынужден нести. В частности, мы предлагаем

2248 дать возможность регистрировать договора долевого участия по земельным

2249 участкам, которые находятся у застройщиков не только на правах аренды, но и

2250 на правах субаренды, а также регистрировать земельные участки, которые

2251 находятся по договору аренды сроком менее одного года.

2252

2253 Данная законодательная инициатива получила положительное заключение

2254 Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления

2255 Президента Российской Федерации, всех профильных комитетов Государственной

2256 Думы. Мы рассчитываем, что в случае принятия данного законопроекта ситуация,

2257 связанная с долевым строительством жилья в России, значительно изменится в

2258 лучшую сторону. Мы полагаем, что предлагаемые меры приведут как к созданию

2259 механизма, направленного на недопущение в будущем появления у нас новых

2260 обманутых дольщиков, так и к разрешению уже имеющегося сегодня кризиса, чтобы

2261 те обязательства по достройке объектов и предоставлению пострадавшим людям

2262 жилья, которые власть взяла на себя публично, были наконец окончательно

2263 исполнены. Прошу поддержать.

2264

2265 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

2266

2267 Содоклад от Комитета по финансовому рынку Пепеляевой Лианы Витальевны.

2268

2269 Пожалуйста.

2270

2271 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2272

2273 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Обсуждаемый законопроект

2274 направлен на решение сложнейших проблем, возникающих при участии граждан в

2275 долевом строительстве. Комитет по финансовому рынку поддерживает мнение о

2276 необходимости создания дополнительных мер защиты прав и имущественных

2277 интересов участников долевого строительства. Высокая социальная значимость

2278 таких мер очевидна и сомнений не вызывает.

2279

2280 Вместе с тем ряд положений законопроекта требует дополнительного обсуждения и

2281 корректировки. Так, законопроект предлагает освободить от обложения налогом

2282 на добавленную стоимость услуги застройщика в рамках договора участия в

2283 долевом строительстве. В случае принятия данной нормы возможность

2284 освобождения от налогообложения услуги будет предоставлена не только

2285 застройщикам многоквартирных домов, но и застройщикам объектов

2286 производственного назначения. При этом указанная льгота не будет

2287 предоставляться в части услуги строительства жилых домов, которые не являются

2288 многоквартирными, в частности жилых домов блокированной застройки.

2289

2290 Законопроект предусматривает внесение ряда изменений в Федеральный закон "Об

2291 ипотеке (залоге недвижимости)". В частности, предусматривается, что в целях

2292 обеспечения исполнения обязательств застройщика земельные участки,

2293 находящиеся в государственной муниципальной собственности, а также земельные

2294 участки, государственная собственность на которые не разграничена, считаются

2295 находящимися в залоге. При этом речь идёт о земельных участках, которые

2296 предоставлены в постоянное бессрочное пользование для строительства жилья или

2297 иных объектов недвижимости. Комитет по финансовому рынку отмечает, что в

2298 соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации для строительства

2299 жилья земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляться

2300 не могут, они предоставляются только в собственность, либо в аренду, либо в

2301 безвозмездное срочное пользование.

2302

2303 По законопроекту имеется ещё целый ряд существенных замечаний, они высказаны

2304 в заключении ответственного комитета - Комитета по финансовому рынку, а также

2305 в заключениях комитетов-соисполнителей. Вместе с тем все комитеты

2306 поддерживают мнение о необходимости принятия законопроекта в первом чтении

2307 для последующей доработки ко второму чтению. Правительство Российской

2308 Федерации также поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при

2309 условии устранения ряда существенных замечаний. Должна быть проведена большая

2310 работа ко второму чтению, с тем чтобы принятый в дальнейшем закон был

2311 эффективно работающим.

2312

2313 Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять

2314 законопроект при рассмотрении его в первом чтении.

2315

2316 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне.

2317

2318 Есть ли вопросы? Прошу записаться.

2319

2320 Включите режим записи.

2321

2322 Покажите список.

2323

2324 Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.

2325

2326 РОХМИСТРОВ М. С. Какой-то праздник сегодня: опять первый.

2327

2328 У меня вопрос к авторам законопроекта. Было отмечено в докладе нашим

2329 известным борцом за права обманутых вкладчиков, что проблемы, которые есть...

2330 Решает ли этот законопроект проблемы тех, кто сегодня уже заключил так

2331 называемые договора либо по вексельным схемам, либо предварительные договора

2332 купли-продажи? Имеет ли закон своего рода обратную силу, обязывает ли он тех,

2333 кто сегодня заключил договора по продаже квартир, заключить их после

2334 вступления в силу этого закона по 214-му с учётом изменений, которые

2335 предлагаются авторами?

2336

2337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна, отвечайте.

2338

2339 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Вопрос был к Александру Евсеевичу, к автору.

2340

2341 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К автору?

2342

2343 Тогда включите микрофон Хинштейну по карточке Вахаева.

2344

2345 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Максим Станиславович, закон не имеет, безусловно,

2346 обратной силы и не может распространяться в такой конструкции, которую вы

2347 озвучили, на те отношения, которые возникли до его принятия. То есть, иными

2348 словами, те застройщики, которые заключили с гражданами какие-либо иные

2349 договорные отношения в обход закона № 214-ФЗ, конечно же, не могут быть после

2350 принятия этого закона... Официально правовыми механизмами завтра их

2351 невозможно будет принудить к тому, чтобы договора перезаключить, но я хочу

2352 отметить - я же не случайно об этом в своём выступлении сказал, - что более

2353 половины пострадавших граждан за последние два с половиной года получили

2354 жильё. И конечно же, абсолютное большинство этих теперь уже бывших обманутых

2355 дольщиков не заключали договоров долевого участия, то есть государство в лице

2356 региональной власти, в лице федерального центра проблемы этих людей решает,

2357 вне зависимости от того, заключали ли они договорные отношения как договора

2358 долевого участия или по каким-либо иным схемам. Они для нас все одинаково

2359 являются дольщиками.

2360

2361 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лиана Витальевна хотела бы добавить.

2362

2363 Пожалуйста.

2364

2365 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Я хочу сказать, что в статье 7 данного проекта федерального

2366 закона указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования,

2367 за исключением статьи 3, для которой установлен специальный режим, это в

2368 части налога на добавленную стоимость. То есть в статье это указано.

2369

2370 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2371

2372 Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.

2373

2374 РЯБОВ Н. Ф. Александр Евсеевич, современная власть создала болезнь под

2375 названием "квартирный грипп", а теперь пытается её лечить, вместо того чтобы

2376 полностью ликвидировать. Вы утверждаете, что проблема доступности жилья

2377 гражданам напрямую связана с объёмом ввода жилья. Как говорится, ой ли? И

2378 второе. Вы утверждаете, что понуждение к заключению договоров ликвидирует

2379 пирамиды, обман дольщиков. Тоже: ой ли?

2380

2381 Спасибо.

2382

2383 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос-то?..

2384

2385 Включите, пожалуйста, депутату Хинштейну микрофон по карточке депутата

2386 Вахаева.

2387

2388 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Николай Фёдорович, я, честно говоря, не очень понял

2389 ваш вопрос, но вот отвечу по тому, как я его услышал. Что касается первой

2390 части, того, что количество вводимого жилья прямо влечёт за собой увеличение

2391 его доступности, то это совершенно очевидная вещь. Что касается второго

2392 аспекта вашего вопроса, о том, повлечёт ли за собой понуждение застройщика

2393 действовать в рамках закона исчезновение строительных пирамид или

2394 недобросовестных застройщиков как таковых, полагаю, что эта проблема лежит не

2395 в рамках законодательства, а в рамках психологии. У нас с вами Уголовный

2396 кодекс, например, Николай Фёдорович, предусматривает невозможность совершения

2397 каких-либо противоправных деяний, начиная от изнасилования и заканчивая

2398 убийствами, и тем не менее и насилуют, и убивают. Но наша с вами, как

2399 депутатов, как законодателей, задача заключается в том, чтобы законодательно

2400 прописать меры, запрещающие использование каких-либо противоправных схем,

2401 создающие легальный, прозрачный и понятный механизм. Этот механизм мы, таким

2402 образом, создаём. Дальше уже у государства, у органов власти появляются

2403 возможности его реализовывать на практике.

2404

2405 Для справки скажу, Николай Фёдорович, вам как моему земляку-нижегородцу, что

2406 у нас на территории Нижегородской области проблема обманутых дольщиков

2407 практически решена именно в результате активной деятельности и региональной

2408 власти, и федерального центра. И буквально совсем недавно, месяц тому назад,

2409 мы с губернатором вручали ключи ещё двумстам шестидесяти четырём, если мне не

2410 изменяет память, обманутым дольщикам.

2411

2412 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.

2413

2414 ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, вопрос к Александру Евсеевичу. Одна из

2415 серьёзных проблем дольщиков, связанных со строительством жилья, заключается в

2416 том, что причины задержки строительства, удорожания часто находятся вне их

2417 компетенции. Когда ведётся строительство в условиях кризиса, застройщики

2418 сообщают дольщикам, что произошло значительное удорожание кирпича, цемента,

2419 каких-то технических услуг, поэтому нужно или изыскивать дополнительные

2420 средства, а их многие дольщики не могут просто-напросто найти, или

2421 задерживается строительство из-за этого, а надо платить по кредитам или по

2422 залогам в банк, а это тоже ведёт к разорению людей и к тому, что их из ныне

2423 существующих квартир, скажем, двухкомнатных или однокомнатных просто могут

2424 выбросить на улицу. Вот в связи с этим данный закон, поскольку эта причина

2425 государственная, а не вина людей или фирмы этой, кризис я имею в виду,

2426 какие-то меры защиты и самих застройщиков, и дольщиков предусматривает или

2427 они также будут зависеть от кризиса в?.. (Микрофон отключён.)

2428

2429 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Евсеевич.

2430

2431 ХИНШТЕЙН А. Е. Владимир Николаевич, я ещё раз обращаю внимание, что мы ведём

2432 разговор о необходимости исключения любых обходных схем для привлечения

2433 средств граждан, то есть о том, что все сделки с привлечениями денежных

2434 средств граждан должны вестись только через закон о долевом строительстве, а

2435 закон о долевом строительстве, он же № 214-ФЗ, совершенно чётко говорит о

2436 том, что цена по договору за жильё фиксированная, никакого увеличения

2437 стоимости жилья не может быть. Поэтому та проблема, которую вы озвучили, она,

2438 к сожалению, применима не к сделкам в рамках долевого строительства, не к

2439 сделкам, которые реализуются в рамках закона № 214-ФЗ, а вот как раз к

2440 входным схемам, мною перечисленным: к вексельным договорам, к предварительным

2441 договорам, когда у застройщика огромные полномочия и права, а у дольщиков

2442 прав никаких, кроме одного - платить деньги всякий раз, когда его об этом

2443 просит застройщик, и долго ждать. Поэтому если мы всё чётко переводим в русло

2444 одного закона прозрачного, внятного и понятного, то проблема, связанная с

2445 удорожанием стоимости жилья, на дольщиков не ложится.

2446

2447 Кроме того, обращаю внимание, что закон № 214-ФЗ даёт большой и исчерпывающий

2448 перечень возможностей, при которых в случае неисполнения застройщиком своих

2449 обязательств как по срокам сдачи объектов, так, кстати, и по ценовым вопросам

2450 у дольщиков есть право расторгнуть этот договор и получить средства. Закон

2451 надёжно защищает права граждан.

2452

2453 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Питкевич Михаил Юрьевич.

2454

2455 ПИТКЕВИЧ М. Ю., фракция ЛДПР.

2456

2457 Александру Евсеевичу вопрос. Сегодня уже второй закон касается НДС. Скажите,

2458 пожалуйста, как вы лично считаете, вот сколько ещё видов деятельности нам

2459 необходимо освободить от уплаты НДС для того, чтобы мы наконец поняли, что

2460 НДС - это самый вредный, ненужный и коррупционный налог в Российской

2461 Федерации? Ваше личное мнение, как вы считаете?

2462

2463 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Евсеевич.

2464

2465 ХИНШТЕЙН А. Е. Михаил Юрьевич, я никак не считаю по одной простой причине:

2466 полагаю, что в каждом конкретном случае, с каждым конкретным видом облагаемой

2467 налогом деятельности нужно разбираться предметно.

2468

2469 А относительно того, является ли НДС самым коррупционноёмким налогом или нет,

2470 полагаю, этот вопрос не по адресу. У нас есть Комиссия по законодательному

2471 обеспечению противодействия коррупции, Алексей Николаевич Волков её

2472 возглавляет. Полагаю, что вы этот вопрос можете ему спокойно переадресовать.

2473

2474 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович.

2475

2476 ИЛЮХИН В. И. Спасибо.

2477

2478 У меня вопрос к Александру Евсеевичу. Уважаемый Александр Евсеевич, вот вы

2479 заявили о том, что в случае необходимости объекты строительные могут быть

2480 выкуплены. Вот в этой части вы анализировали способность регионов выкупить

2481 объект?

2482

2483 И вторая часть моего вопроса заключается в том, что не будет ли вот этот

2484 выкуп своего рода, мягко говоря, откровенным мошенничеством или, наоборот,

2485 скрытым мошенничеством и не будет ли он откровенно стимулировать банкротство

2486 строительных организаций? Ведь они могут получить большой куш, когда

2487 заключают договоры на строительство. У них лишние деньги, по сути дела. Я

2488 могу сказать: в полтора-два раза берут больше с гражданина, чем тратят. И

2489 второй момент: они ведь также могут продать по солидной цене эти же объекты.

2490 Вот развейте мои сомнения, пожалуйста.

2491

2492 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.

2493

2494 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Виктор Иванович, я без труда развею ваши сомнения

2495 следующими доводами.

2496

2497 Первое. Законопроект предусматривает достаточно чёткий и прописанный

2498 досконально механизм выкупа объектов незавершённого строительства и

2499 находящихся под ними земельных участков. Законопроект предусматривает, что

2500 этот выкуп происходит на основании оценки рыночной. Эта рыночная оценка

2501 проводится внешним или арбитражным управляющим. Затем эта оценка утверждается

2502 саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, в состав которых

2503 входит данный арбитражный управляющий. Сделано это с тем, чтобы не нарушить и

2504 не ущемить права и интересы других участников процедуры банкротства и иных

2505 кредиторов. Таким образом, выкуп незавершённого объекта строительства и

2506 расположенного под ним земельного участка происходит по рыночной стоимости.

2507 Это первое.

2508

2509 Второе. Выкуп происходит исключительно с целью достройки объектов, то есть

2510 это целевой выкуп. И регион - это опять же прописано в законопроекте - или

2511 муниципалитет в случае наличия соответствующего регионального закона выкупает

2512 их исключительно с одной целью: с целью достройки и завершения всех расчётов,

2513 выполнения прав требований перед третьими лицами, то есть перед дольщиками.

2514 Перепродажа этого объекта, использование его в каких-то иных целях

2515 категорически не допускаются.

2516

2517 Безусловно, предлагаемые нами меры не влекут за собой обязательства региона

2518 или муниципалитета по выкупу этого объекта, это право региона или

2519 муниципалитета, но мы полагаем, что это право им надо предоставить по одной

2520 очень простой причине: появление такого рода проблемных объектов в таком

2521 количестве - в значительной степени это результат отсутствия должного

2522 контроля со стороны органов власти на местах. Региональные и муниципальные

2523 власти допустили появление этой проблемы, и именно региональные и

2524 муниципальные власти и должны на сегодняшний день с этой проблемой

2525 разбираться. Мы анализировали, каким образом этот механизм может работать.

2526 Более того, у нас есть уже большое число конкретных примеров, когда регионы

2527 достраивают объекты, в том числе и путём выкупа. Я говорил, отвечая на вопрос

2528 вашего коллеги Николая Фёдоровича Рябова, о том, что, в частности, в

2529 Нижегородской области эта проблема практически решена. Она была решена таким

2530 образом: инвестконтракт на строительство десяти домов печально известной

2531 "Социальной инициативы" в Нижнем Новгороде был выкуплен правительством

2532 Нижегородской области, затем началась реализация этого инвестиционного

2533 контракта, на сегодняшний день все дольщики по этому объекту получили жильё.

2534 Такая же практика имеет место и во многих других регионах: и в Москве, и в

2535 Московской области, в Ленинградской области, в Орловской области, в

2536 Ульяновской области, в Самарской области, в Саратовской области. Могу вам

2537 привести... (Микрофон отключён.)

2538

2539 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2540

2541 Коломейцев Николай Васильевич.

2542

2543 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2544

2545 Уважаемый Александр Евсеевич, у меня несколько вопросов.

2546

2547 Первый вопрос. Заключение правительства в комплекте, который я письменно

2548 запросил, мне почему-то не дали. Если оно есть, дайте мне его.

2549

2550 Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, на чём основано ваше заявление о том, что

2551 половина дольщиков якобы получили уже свои квартиры? Где вы такую статистику

2552 нашли?

2553

2554 И третий вопрос. Не считаете ли вы, вообще-то, закон коррупционным - 5

2555 миллионов за квартиру собрал, а 500 тысяч штрафа заплатил? Так сейчас все

2556 заплатят по 500 тысяч, а по 4,5 миллиона оставят себе. Не считаете ли вы

2557 возможным введение уголовной ответственности за подобное деяние? Получается,

2558 вы даёте скрытую форму отмывания денег: жулики собрали частные деньги, а

2559 муниципалитету или региону вы даёте право выкупать. Какой же это закон?!

2560

2561 Спасибо.

2562

2563 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Хинштейну.

2564

2565 ХИНШТЕЙН А. Е. Николай Васильевич, отвечаю на все три вопроса.

2566

2567 Первое. Почему вам не дали заключение правительства - вопрос явно не по

2568 зарплате. Никаких проблем - я вам копию заключения предоставлю.

2569

2570 Второе, относительно цифр. Цифры, озвученные мной, были собраны рабочей

2571 группой партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по защите прав вкладчиков и дольщиков и

2572 проанализированы. Я могу вам назвать абсолютные цифры на конец 2006 года.

2573 Реестр, который мы составили по Российской Федерации, включал в себя

2574 шестьдесят две с небольшим тысячи пострадавших соинвесторов, на конец

2575 прошлого, 2008 года у нас насчитывалась тридцать одна тысяча пострадавших

2576 соинвесторов. Таким образом, ровно 50 процентов обманутых дольщиков за два

2577 года сумели получить своё жильё. Каким образом они его получили? По каждому

2578 конкретному объекту готов дать исчерпывающее пояснение, потому что всё это

2579 зафиксировано у нас в реестре и сегодня, по сути, мы владеем информацией по

2580 всем объектам, по всем проблемам, которые с этим связаны.

2581

2582 Что касается недостаточно жёсткой, с вашей точки зрения, меры ответственности

2583 и наказания, которую мы вводим за привлечение средств граждан в обход

2584 действующего законодательства. Первое, у нас сегодня вообще никакой

2585 ответственности за это не предусмотрено. Уверяю вас, что сумма в 500 тысяч -

2586 1 миллион рублей за каждый, подчёркиваю, выявленный факт - это более чем

2587 существенная сумма. За каждый, ещё раз обращаю ваше внимание, выявленный

2588 факт! То есть если застройщик будет собирать средства граждан, скажем, с

2589 сорока квартир в обход 214-го закона, он заплатит штраф в размере от 20 до 40

2590 миллионов рублей. Это более чем серьёзное для него наказание. Но воспринимать

2591 всех застройщиков как мошенников, которые, собрав средства, тут же исчезнут,

2592 было бы неправильно. Кроме того, если все застройщики будут работать в рамках

2593 214-го закона, то тогда будет действовать совершенно иной механизм -

2594 механизм, предусматривающий процедуру защиты прав и интересов участников

2595 долевого строительства.

2596

2597 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2598

2599 Лиана Витальевна хотела добавить что-то по предыдущему вопросу. Я забыла

2600 предоставить ей эту возможность. Пожалуйста, у нас осталась ровно одна

2601 минута.

2602

2603 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Любовь Константиновна, спасибо большое.

2604

2605 Я хотела бы уточнить для стенограммы, что отчёт оценщика подвергается

2606 экспертизе со стороны саморегулируемой организации оценщиков, а не

2607 арбитражных управляющих, это статья 5 законопроекта. Александр Евсеевич

2608 просто оговорился.

2609

2610 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2611

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3962 Беляков Антон Владимирович, ваш последний вопрос. Скажите, к кому, докладчику

3963 или содокладчику, потому что и тот, и другой в зале.

3964

3965 БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия".

3966

3967 Спасибо.

3968

3969 У меня вопросы к обоим докладчикам, но прежде я хотел бы заметить, что в

3970 нарушение Регламента - у нас оставалась минута до завершения - почему-то было

3971 сокращено обсуждение. Кроме того, горела кнопка "по ведению" у меня, я хотел

3972 предложить рассмотреть вопрос до конца. Это неправильно.

3973

3974 Вопроса два. Первый - к Лиане Витальевне. Скажите, пожалуйста, Лиана

3975 Витальевна, экономическое обоснование отмены НДС для строительной отрасли

3976 есть или нет? Первое.

3977

3978 Второе. Мне очень приятно, что инициатива "Справедливой России" о том, что

3979 нужно всё-таки в условиях кризиса снизить резко НДС, воспринята, но почему

3980 только для этой конкретной отрасли? Давайте уберём НДС у

3981 сельхозпроизводителей. Мне приятно, что о нас, дольщиках, заботятся, но,

3982 может быть, мы понизим тогда цены на продукты, что будет для большей части

3983 населения актуально?

3984

3985 И вопрос аналогичный, если позволите, коллеге Хинштейну. Понимая все его

3986 заслуги в решении проблемы дольщиков, тем не менее спрошу: скажите,

3987 пожалуйста, примерно год назад пострадавшие дольщики... (Микрофон отключён.)

3988

3989 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо укладываться в то время, которое вам отведено.

3990

3991 Добавьте десять секунд депутату Белякову.

3992

3993 БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.

3994

3995 Была жалоба пострадавших соинвесторов на имя Грызлова по поводу лоббизма

3996 банкротства "Социальной инициативы" в интересах определённых юридических

3997 структур... (Микрофон отключён.)

3998

3999 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна, потом Хинштейн.

4000

4001 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Антон Владимирович, безусловно,

4002 финансово-экономическое обоснование имеется, оно является одним из

4003 документов, приложенных к проекту федерального закона, на четырёх листах. Оно

4004 составлено на основании данных Росрегистрации. Это первый вопрос.

4005

4006 Что касается второго - необходимости и целесообразности снижения налога на

4007 добавленную стоимость либо исключения его по другим сферам, - мне кажется,

4008 что это не предмет обсуждения данного проекта федерального закона. Конкретно

4009 по данной сфере мы считаем целесообразным в части налога на добавленную

4010 стоимость рассмотреть возможность предоставления льгот.

4011

4012 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Резника - Хинштейн. Пожалуйста.

4013

4014 ХИНШТЕЙН А. Е. Антон Владимирович, я, честно говоря, не очень понял ваш

4015 вопрос. Я так понимаю, что речь идёт о процедуре банкротства компании

4016 "Социальная инициатива", коммандитного товарищества, привлекавшего средства

4017 граждан. О лоббировании банкротства в интересах тех или иных структур мне

4018 ничего не известно, но коль вопрос задан по самой ситуации, кратко скажу, что

4019 на сегодняшний день процедура банкротства идёт. Со своей стороны рабочая

4020 группа "ЕДИНОЙ РОССИИ" постаралась сделать максимум возможного для того,

4021 чтобы люди не пострадали, чтобы никто из числа соинвесторов долевого

4022 строительства не стал по-настоящему обманутым, поэтому из общей конкурсной

4023 массы совместными усилиями, вместе со службой судебных приставов и органами

4024 государственной власти в регионах, было вычленено большое число объектов

4025 недостроя, которые в настоящий момент достроены, и в них уже живут люди.

4026 Одновременно с этим заканчивается в Басманном суде города Москвы слушание по

4027 уголовному делу по обвинению генерального директора коммандитного

4028 товарищества "Социальная инициатива" Карасёва в совершении преступлений,

4029 предусмотренных частью четвёртой статьи 159. В следующий понедельник

4030 рассчитываем на оглашение приговора.

4031

4032 Относительно первого вопроса коллеги Белякова к тому, что сказала Лиана

4033 Витальевна, хотел бы добавить, что трудно назвать инициативу о снижении... об

4034 отмене НДС на услуги застройщика инициативой "Справедливой России", потому

4035 что эта инициатива исходила от строительного комплекса ещё в те времена,

4036 когда партии "Справедливая Россия" не только не существовало, но не было ещё

4037 даже в проекте. Это старая и очень больная тема, о которой говорилось на

4038 протяжении многих лет, и я полагаю, что принятие этого решения сегодня стало

4039 возможным в том числе в связи с имеющимся финансовым кризисом, когда

4040 государство понимает, что необходимо снижение налогового бремени. Нужно ли

4041 распространять какие-то иные налоговые послабления на другие отрасли?

4042 Безусловно, нужно, но это не предмет сегодняшнего обсуждения и не предмет

4043 данного законопроекта.

4044

4045 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, обсуждение. Есть ли желающие

4046 выступить? Депутат Жириновский, депутат Беляков - две руки.

4047

4048 Коллеги, я тогда сразу вношу предложение продлить работу нашего пленарного

4049 заседания до завершения этого вопроса, а потом объявить перерыв. Нет

4050 возражений? Никто не настаивает на голосовании? Нет.

4051

4052 Депутат Жириновский, с места.

4053

4054 Пожалуйста, включите микрофон.

4055

4056 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Тема очень важная, и действительно не надо здесь пытаться

4057 доказывать, какая партия и когда подняла этот вопрос первой. Это наши

4058 граждане, и любая политическая партия, депутаты их обязаны защищать. Что

4059 касается закона об НДС, ЛДПР уже двадцать лет о нём говорит, тогда ещё

4060 родители не встретились некоторых сидящих в зале депутатов, а не то чтобы они

4061 вносили подобные предложения. Это очень вредный налог, он тормозит развитие

4062 любой экономики, и был введён правительством Гайдара именно с этой целью. В

4063 условиях быстрого перехода к капитализму Россия могла бы, сохраняя

4064 преимущества, полученные при прежнем режиме, сделать рывок вперёд, но

4065 специально ввели налог, который тормозит.

4066

4067 Что касается защиты прав участников долевого строительства. Здесь изначально

4068 схема была неправильная. С самого начала всегда были деньги граждан, которые

4069 никак не были защищены. Почему позволили фирмам строительным собирать деньги

4070 у граждан? У них не было никаких правовых оснований. Ведь в советский период

4071 уже была система жилищных кооперативов, когда граждане образовывали

4072 юридическое лицо - кооператив, который за деньги (это были первые взносы,

4073 какие-то деньги могли получить с государства) заказывал документацию на

4074 строительство дома, оплачивал её. Нанимали строительную компанию - трест,

4075 управление, нулевой цикл сделан - заплатили, первый этаж сделан - заплатили,

4076 и так по стадиям строительства. И никто никого не мог обмануть.

4077

4078 Поэтому все наши обманутые дольщики - по вине региональных органов

4079 управления, которые специально позволили создать вот такую строительную

4080 пирамиду. С самого начала здесь уже были элементы мошенничества: собрать как

4081 можно больше денег. Сперва их собирали под акции каких-то "МММ" и прочих, а

4082 потом распадались эти структуры. Так и здесь. Самый болезненный вопрос -

4083 жильё. Граждане с удовольствием сдавали деньги, поскольку им обещали,

4084 показывали: вот через год уже здесь будет стоять дом. То есть это... Не имели

4085 право разрешать строительство фирмам, у которых нет собственных средств. Но

4086 фирмы строительные с собственными финансовыми средствами были, их просто не

4087 пускали на площадки Москвы или других крупных городов. И у них были рабочие

4088 свои, и не нужны им были мигранты. Когда нам говорят, что на строительство

4089 домов нужны иностранные рабочие, - это ложь. Огромное количество строительных

4090 компаний в России готовы были бы строить в Москве и других крупных городах

4091 намного дешевле, никого не обманывая и не привлекая иностранных рабочих,

4092 рабочие - наши, ростовские там, или из Тамбова, или ещё откуда-либо. Поэтому

4093 с самого начала это была ещё одна попытка собрать деньги с населения: кинуть

4094 людей, бросить их, обмануть - в чистом виде мошенническая схема. Как и право

4095 получать кредит за рубежом. Пожалуйста, получайте в соответствии со

4096 стоимостью ваших активов. Если ваши активы 10 миллионов долларов, вы можете

4097 получить на половину - 50 процентов. Почему мы этого не установили? Тоже

4098 разрешили брать сколько угодно, но под залог уже крупных, хороших

4099 предприятий. А теперь погашаем долги этих недобросовестных получателей

4100 кредитов.

4101

4102 И то же самое здесь. Нельзя было разрешать им начинать строить. В любом

4103 случае нужно было все деньги взять под контроль и, естественно, от НДС

4104 освободить, максимально обеспечить, облегчить. И строить не многоквартирные

4105 дома, где как раз больше риск потери крупных денег, а одноэтажные дома,

4106 деревянные дома, дешёвые дома, которые стоят там 500 тысяч рублей, допустим,

4107 800 тысяч рублей. И семья могла бы собрать первый взнос, там 200-300 тысяч, а

4108 потом уже могла бы, получив кредит у банка, двадцать, тридцать, сорок лет

4109 выплачивать. И никто бы никого не обманул, а кредит бы дали под какой-то из

4110 объектов недвижимости этой семьи, например, под квартиру родителей, дети же

4111 не будут сбегать, так сказать, с этими деньгами и разрушать свою собственную

4112 семью. Всё это можно было сделать. Поэтому ответственность несут именно

4113 губернаторы и мэры городов, главы администраций, которые разрешили этим

4114 фиктивным строительным компаниям организовывать, так сказать, строительство

4115 объектов, сразу... (Микрофон отключён.)

4116

4117 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять минут потому что, Владимир Вольфович.

4118

4119 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4120

4121 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А мы договорились, палата сегодня проголосовала утром.

4122

4123 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4124

4125 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я объясню, просто вас не было в зале, было

4126 двадцать семь законов первого чтения, и чтобы успеть их рассмотреть, мы

4127 договорились, что даём выступать от фракции по пять минут. Завершайте

4128 выступление, поскольку вас не было.

4129

4130 Добавьте пятнадцать секунд для завершения выступления депутату Жириновскому.

4131

4132 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я их использую на то, что буду просить на будущее Аппарат

4133 Госдумы меня письменно информировать, в кабинет, что в нарушение Регламента

4134 время сократили. И я буду уже знать, что это пять минут. Я же настроился на

4135 десять минут.

4136

4137 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините...

4138

4139 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы нанесли ущерб моему здоровью.

4140

4141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, единственное, я просто не успел заметить, были ли

4142 вы в тот момент в зале. Не успеваю: четыреста пятьдесят человек.

4143

4144 Пожалуйста, депутат Беляков.

4145

4146 БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, уважаемые коллеги.

4147

4148 Уважаемый коллега Жириновский уже поставил вопрос, кто виноват. Если

4149 позволите, я выдам свою версию этой ситуации. И не могу обойти вопрос об

4150 участии в этом партии голубого медведя, как я с недавнего времени называю

4151 своих политических оппонентов, а именно в принятии 214-го закона, о котором

4152 уже говорил коллега Хинштейн. Личное участие его в решении проблемы

4153 пострадавших дольщиков я ни в коей мере не умаляю, я считаю, что он очень

4154 много времени уделяет, и за это ему большое спасибо. Но тем не менее.

4155

4156 30 декабря 2004 года был принят 214-й закон в его первой редакции по

4157 инициативе комитета по строительству и наукоёмким технологиям. Председателем

4158 комитета тогда был Мартин Люцианович Шаккум, а основным лоббистом - Георгий

4159 Валентинович Боос. Так вот, этот закон является прямой причиной возникновения

4160 ситуации с пострадавшими соинвесторами. Была введена только одна норма -

4161 солидарная ответственность банков и строительных компаний. В результате

4162 банки, которые были поставлены в ситуацию, когда если дал кредит, то мало

4163 того, что рискуешь тем, что тебе не вернут его, ты ещё и несёшь

4164 ответственность перед вкладчиками вместе со строительными компаниями.

4165 Конечно, банки перестали кредитовать. Именно тогда как прямое следствие

4166 ошибки, совершённой в этом зале нажатием на кнопки, возникла ситуация с

4167 пострадавшими соинвесторами. Я стоял тогда у истоков войны, простите, борьбы

4168 пострадавших дольщиков за свои права. Я очень хорошо помню, как в одном

4169 подмосковном кафе мы придумали само словосочетание "пострадавшие дольщики

4170 жилья" и стали бороться за свои права. Сегодня существует общероссийское

4171 общественное движение "Комитет пострадавших дольщиков...". Мы обсуждали ту

4172 инициативу, о которой сегодня говорим, очень подробно. Отношение нас,

4173 дольщиков, самих дольщиков к инициативе, которую сегодня мы рассматриваем,

4174 крайне и резко негативное.

4175

4176 Но возвращаюсь тем не менее к вопросу, о котором Александр Евсеевич сказал,

4177 что он не в курсе. Когда был создан при "ЕДИНОЙ РОССИИ" совет по решению

4178 проблемы, его возглавлял изначально помощник депутата Драганова господин

4179 Шапкин, который на заседании совета открыто лоббировал интересы ряда

4180 коммерческих компаний по банкротству социальной инициативы. В результате

4181 этого было написано письмо на имя Бориса Вячеславовича Грызлова с просьбой

4182 отстранить этого человека от руководства, потому что он дискредитировал

4183 партию своими действиями. Я как раз хотел узнать, пострадал всё-таки он или

4184 нет.

4185

4186 Теперь возвращаюсь всё-таки к законопроекту, который мы обсуждаем. Он не

4187 имеет ничего общего с защитой прав граждан, это лоббистский законопроект,

4188 который решает проблему строительной отрасли. Я не против того, чтобы

4189 строителей освобождали от НДС, я считаю, что кроме строителей надо ещё

4190 освободить сельхозпроизводителей и много кого, но при чём здесь дольщики?

4191 Никакого отношения к ним законопроект не имеет. Давайте посмотрим по пунктам.

4192

4193 Итак, отмена НДС, для того чтобы якобы избежать серых схем. Да не за ради

4194 экономии идут на серые схемы застройщики, они идут потому... не

4195 налогообложение минимизируется, а они идут на это потому, что, заключив

4196 договор, по 214-му закону в его новой редакции граждане могут потребовать

4197 выполнения обязательств в суде. Ничего общего с НДС эта ситуация не имеет.

4198

4199 Дальше. Предложение авторов законопроекта по поводу того, что необходимо

4200 запретить серые схемы. Они и так запрещены сегодня гражданским

4201 законодательством, это просто декларативное заявление, которое опять-таки

4202 никакого отношения к рынку реальному иметь не будет.

4203

4204 Далее. Предложение уменьшить количество документов, которые подаются для

4205 регистрации договора. Это вредное для дольщиков предложение. Абсолютно

4206 вредное! Потому что участнику долевого строительства потом в суде нечем будет

4207 обосновывать свои претензии к полученному объекту, кроме ссылки на то, что

4208 был мифический договор с первым соинвестором и документы уже предъявлены - их

4209 просто не будет.

4210

4211 Далее продолжаю (я стараюсь уложиться в пять минут, поэтому буду спешить). В

4212 законопроекте говорится о том, что муниципалитеты будут выкупать имущество,

4213 но нигде не сказано о том, что они обязаны это делать - они могут это делать,

4214 могут не делать. А главное, нигде не сказано, кто, где и на каких условиях

4215 потом будет давать дольщикам их квартиры. Выкупать - да, а потом как будут их

4216 люди получать - то ли за деньги, то ли за маленькие, то ли за большие? Ничего

4217 этого в законопроекте нет.

4218

4219 Я могу продолжать бесконечно, но повторяю ещё раз, что это абсолютно

4220 лоббистский законопроект. Общероссийское общественное движение "Комитет

4221 пострадавших дольщиков..." не ограничится моим выступлением, мы обязательно

4222 проведём серию акций протеста по всей стране против принятия этого закона. Мы

4223 считаем, что пиариться на проблемах граждан - это бессовестно. И к сожалению,

4224 в отличие от депутата Хинштейна, который реально занимается... (Микрофон

4225 отключён.)

4226

4227 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Спасибо.

4228

4229 Пожалуйста, комитет хотел бы выступить?.. Извините, сначала я обращаюсь к

4230 представителю президента. Гарри Владимирович, вы не настаиваете на участии в

4231 дискуссии? Нет. Представитель правительства также нет.

4232

4233 Лиана Витальевна, есть желание выступить? Пожалуйста.

4234

4235 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, ответственный комитет, Комитет по

4236 финансовому рынку, считает чрезвычайно важным создать дополнительный механизм

4237 защиты прав граждан, которые являются участниками долевого строительства. Мы

4238 понимаем, что необходимо провести очень серьёзную работу по доработке

4239 законопроекта ко второму чтению, тем не менее, учитывая исключительную

4240 социальную важность данных проблем, мы считаем целесообразным рекомендовать

4241 Государственной Думе принять его в первом чтении. Такую большую работу,

4242 безусловно, мы проведём вместе с комитетами-соисполнителями.

4243

4244 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4245

4246 Докладчик настаивает на заключительном слове? Да, пожалуйста, Александр

4247 Евсеевич.

4248

4249 ХИНШТЕЙН А. Е. Практически укладываемся в регламент.

4250

4251 Уважаемые коллеги, я не хотел переводить обсуждение этого вопроса из

4252 плоскости законодательной в плоскость политическую, но, к сожалению, коллеги

4253 не оставляют нам выбора, поэтому, если вы позволите, подводя итоги горячего

4254 обсуждения данного законопроекта, я хотел бы также ответить на те упрёки,

4255 которые были высказаны.

4256

4257 В моём понимании на самом деле эти упрёки в значительной степени

4258 свидетельство того, что их авторы не читали или не вчитались в текст

4259 законопроекта, потому что все те проблемы, которые озвучивались и подавались

4260 как нерешаемые, на самом деле данным документом решаются.

4261

4262 В частности, вы говорите, Антон Владимирович, о том, что сегодня серые схемы

4263 запрещены законодательно и поэтому наши предложения носят декларативный

4264 характер. Позвольте вам возразить. Гражданский кодекс совершенно чётко

4265 устанавливает свободу договора, таким образом, Гражданский кодекс с точки

4266 зрения правовой имеет абсолютно ту же самую силу, как и федеральный закон

4267 номер 214, и возникает правовая коллизия, в рамках которой и действуют

4268 сегодня недобросовестные застройщики, а заложниками этого становятся наши

4269 избиратели. Мы устраняем эту правовую коллизию.

4270

4271 О какой, простите, декларативности предлагаемой нормы может идти речь, когда

4272 мы вводим норму прямого действия и предусматриваем административную

4273 ответственность за её нарушение, когда мы вводим драконовский, не побоюсь

4274 этого слова, штраф? Такого штрафа - в размере от 500 тысяч до миллиона рублей

4275 - за каждый выявленный факт нет ни по одному другому виду административных

4276 правонарушений.

4277

4278 Вы говорите о том, что этот законопроект является лоббистским, был написан и

4279 принимается в интересах строительной отрасли. Это самая оригинальная из всех

4280 версий и самое занятное из всех обвинений, которые мне приходилось слышать в

4281 последнее время. С тем же успехом нас можно было бы обвинить в том, что этот

4282 законопроект был написан в интересах Центрального разведывательного

4283 управления США или принимается в интересах инопланетян с Марса.

4284

4285 Огромное количество времени и сил авторы законопроекта - а это, хотелось бы

4286 отметить, большое число депутатов Государственной Думы и наш коллега

4287 заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Юрьевна Орлова - потратили

4288 ровно на то, чтобы выработать общий язык с застройщиками, потому что, после

4289 того как законопроект был внесён, застройщики, представители практически всех

4290 крупнейших компаний строительных и девелоперских вышли в правительство, в

4291 Министерство регионального развития Российской Федерации с категорическим

4292 неприятием данного закона. Нам приходилось встречаться, пришлось создавать

4293 специальную рабочую группу Минрегионразвития, которая на сегодняшний день

4294 работает, чтобы снимать совместно претензии. На сегодняшний день мы

4295 договорились со всеми основными строительными общественными объединениями и

4296 организациями о том, что при подготовке ко второму чтению будем внимательно

4297 выслушивать их предложения, потому что данный законопроект в той конструкции,

4298 в какой он принимается, для застройщиков не только нисколько не удобен, не

4299 только не даёт им дополнительных полномочий, он для них создаёт огромные

4300 сложности. А НДС, который сейчас они не будут платить, они и так не платили,

4301 ибо они обходили эту норму, просто-напросто не выполняли.

4302

4303 Вы говорите о том, что мы не устанавливаем обязательности выкупа

4304 муниципалитетами или регионами, но мы и не можем этого делать, потому что это

4305 право субъекта и право региона, и не все регионы, не все субъекты находятся

4306 сегодня, тем более с учётом кризиса, в одинаковом положении. Как, простите,

4307 регион, являющийся дотационным, имеющий убыточный бюджет, может сегодня

4308 выкупать? Никак! Таким образом, если бы мы прописали норму обязательности,

4309 это и был бы тот самый пиар, та самая декларативность, о которой вы говорите.

4310

4311 И последнее. Я не знаю, где на эмблеме нашей партии вы увидели голубой цвет,

4312 но хочу вам сказать, что в природе, как известно, голубых медведей не бывает,

4313 а вот животное под названием "выхухоль" имеет, Антон Владимирович, совершенно

4314 разные оттенки, в том числе и голубой. И не исключаю, что усилиями

4315 селекционеров из других политических партий удастся даже вывести выхухоль

4316 зелёного цвета, цвета американского доллара.

4317

4318 Спасибо.

4319

4320 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение.

4321

4322 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

4323 отдельные законодательные акты ...".

4324

4325 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4326

4327 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, Антон Владимирович, дорогой мой, за год работы

4328 в Государственной Думе вы могли бы изучить Регламент, который говорит о том,

4329 что по мотивам вы имеете право выступать только при процедуре третьего чтения

4330 и только от фракции.

4331

4332 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

4333 отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав

4334 участников долевого строительства". Первое чтение.

4335

4336 Включите режим голосования.

4337

4338 Покажите, пожалуйста, результаты.

4339

4340 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 39 сек.)

4341 Проголосовало за 372 чел.82,7%

4342 Проголосовало против 4 чел.0,9%

4343 Воздержалось 0 чел.0,0%

4344 Голосовало 376 чел.

4345 Не голосовало 74 чел.16,4%

4346 Результат: принято

4347

4348 Принято.

4349