Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 98592-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в первом чтении
27.02.2009

Номер законопроекта:98592-5
Комментарий законопроекта:по вопросу об установлении административной ответственности за нарушение срока и порядка рассмотрения обращений граждан
Дата внесения законопроекта в ГД:12.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/98592-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:27.02.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1796-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Казаков Виктор Алексеевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №98592-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

по вопросу об установлении административной ответственности за нарушение срока и порядка рассмотрения обращений граждан

Дата заседания 27.02.2009, номер заседания 77, строк в стенограмме 5014

О проекте федерального закона № 98592-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение срока и порядка рассмотрения обращений граждан).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3174 Переходим к обсуждению пункта 19 порядка работы. О проекте федерального

3175 закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об

3176 административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы

3177 Виктора Алексеевича Казакова. Пожалуйста, Виктор Алексеевич.

3178

3179 Включите микрофон.

3180

3181 КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3182

3183 Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект

3184 предполагает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об

3185 административных правонарушениях и устанавливает ответственность за нарушения

3186 государственным органом, органом местного самоуправления или соответствующим

3187 должностным лицом конституционного права граждан Российской Федерации на

3188 обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также

3189 за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан государственными

3190 органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

3191

3192 В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ

3193 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица,

3194 виновные в нарушении данного федерального закона, несут ответственность,

3195 предусмотренную законодательством Российской Федерации.

3196

3197 Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации не содержит

3198 норм, устанавливающих ответственность за нарушения государственного органа,

3199 органа местного самоуправления или должностного лица именно в сфере

3200 реализации гражданами Российской Федерации права на обращение в указанные

3201 органы.

3202

3203 В связи с этим представляется целесообразным дополнить главу 5 Кодекса

3204 Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 5.57,

3205 предусматривающей административную ответственность за нарушения

3206 законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской

3207 Федерации.

3208

3209 Прошу принять данный законопроект.

3210

3211 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич.

3212

3213 Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному

3214 законодательству и государственному строительству Александр Петрович

3215 Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович.

3216

3217 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые депутаты! Мы

3218 абсолютно согласны с важностью поднимаемой автором темы, так как право

3219 граждан на обращение имеет конституционный статус и в действующей Конституции

3220 имеется по этому поводу отдельная статья. Кроме того, действует в настоящее

3221 время и Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан

3222 Российской Федерации", а принятый нами ещё в 2002 году новый Гражданский

3223 процессуальный кодекс не только инкорпорировал ранее наработанные нормы в

3224 этом вопросе, но и весьма существенно их развил в специальной главе - главе

3225 25.

3226

3227 Также необходимо отметить, что в 2007 году постановлением Правительства

3228 Российской Федерации были внесены изменения в Типовой регламент

3229 взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и в Типовой

3230 регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

3231 Постановлением уточнены административные процедуры по работе с обращениями

3232 граждан, более чётко прописаны процедуры продления сроков рассмотрения

3233 обращений (сейчас это отнесено к полномочиям руководителя, а не его

3234 заместителя).

3235

3236 Сегодня мы отмечаем, что органы власти стали включать нормы, регулирующие

3237 работу с обращениями граждан, в инструкции по делопроизводству, и большинство

3238 федеральных органов совершенно правильно относят рассмотрение обращений

3239 граждан к государственной функции. И конечно, всё это будет во многом

3240 способствовать формированию эффективной демократической системы

3241 исполнительной власти. Многие органы государственной власти настолько

3242 продвинулись в этом направлении, что включают в свои регламенты и положения,

3243 регулирующие аналитическую работу с обращениями граждан.

3244

3245 Но что при всём при этом я бы ещё отметил? Политические права в целом и право

3246 на обращение в частности являются средством реализации народовластия, поэтому

3247 можно выделить четыре компонента понимания права на обращение: правозащитное,

3248 правообеспечительное, социально-психологическое и публично-властное. И исходя

3249 из этого вытекают три функции, которые выполняет институт обращений:

3250 правозащитная, информационная и коммуникационная.

3251

3252 Вы вполне резонно можете спросить меня: зачем я всё это говорю? А для того,

3253 уважаемые коллеги, чтобы отразить, что работа с обращениями граждан - это не

3254 механический процесс: направил, получил, отправил. Это крайне сложный и

3255 тонкий процесс. Исходя из компонента понимания и вида функции должны

3256 определяться и задачи тех или иных органов власти, управления и должностных

3257 лиц. Мы ведь уже достаточно чётко понимаем, что при развитом правопорядке

3258 каналы поступления обращений граждан в органы госвласти выстраиваются по

3259 отраслевому принципу, а если правопорядок не развит, то большая часть

3260 обращений направляется лицу, которое, по мнению граждан, обладает

3261 возможностью принимать решения, то есть, образно говоря, правителю. И многие

3262 граждане пока ещё довольно широко понимают полномочия высших должностных лиц

3263 и членов парламента, в том числе депутатов Государственной Думы, направляя им

3264 обращения практически по всему тематическому спектру, даже по вопросам, к

3265 примеру, касающимся решений судов.

3266

3267 Полагаю, изложенного уже достаточно, чтобы утвердиться во мнении, что

3268 одиночное и одностороннее воздействие на решение этого вопроса не будет

3269 состоятельным, тем более что предлагаемый законопроектом вариант, по сути,

3270 создаёт ситуацию "жалоба на жалобу" и тем самым происходит лишь эскалация

3271 напряжения, а не решение самого вопроса. В связи с этим нет надобности в

3272 установлении предлагаемой ответственности, её и так немало - от

3273 дисциплинарной до уголовной. А вообще-то, лучше всего, конечно, работать с

3274 кадрами, как следует работать, а не формировать режим грубого воздействия,

3275 который, к сожалению, на стратегический результат не работает.

3276

3277 С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и

3278 государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты,

3279 рассматриваемый законопроект отклонить.

3280

3281 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

3282

3283 Есть ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Пока вижу одного

3284 желающего.

3285

3286 Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.

3287

3288 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Алексеевич, вот вы, как автор

3289 законопроекта, ответьте, пожалуйста. Если в администрацию президента или к

3290 губернатору поступила жалоба, - а, как вы знаете, подавляющую часть этих

3291 жалоб в глаза не видят ни губернатор, ни президент, отвечает чиновник, - кто

3292 в данной ситуации ответчик: президент или руководитель отдела по работе с

3293 письмами? Аналогичная система не только у губернатора, но и мэра и других.

3294

3295 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, Виктору Алексеевичу Казакову

3296 микрофон.

3297

3298 КАЗАКОВ В. А. К сожалению, сложилась такая система, когда действительно

3299 первые руководители зачастую не видят этих обращений и их автоматически

3300 готовят руководители отделов писем и подписывают замы. Я полностью

3301 удовлетворён тем перечнем прав руководителей муниципальных образований,

3302 государственных органов, которые они могут применить к своим подчинённым,

3303 недобросовестно выполняющим эту работу, но меня не удовлетворяет то, что

3304 этими правами слишком редко пользуются.

3305

3306 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.

3307

3308 Больше вопросов нет, присаживайтесь, Александр Петрович.

3309

3310 Есть ли желающие выступить? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста.

3311

3312 Включите микрофон.

3313

3314 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я, с вашего позволения, с места.

3315

3316 Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! На самом деле поднятая

3317 проблема сегодня актуальна, как никогда. Почему? Потому что, к сожалению,

3318 высшие должностные лица не выполняют даже вот тот усечённый закон о работе с

3319 письмами и обращениями: они, как правило, отвечают формально или отвечает,

3320 так сказать, восьмая вода на киселе. Поэтому мне кажется, что правильнее бы

3321 было принять поправку не в административный кодекс, а в закон о работе с

3322 письмами и обращениями граждан, там прописать в специальном разделе

3323 ответственность за невыполнение работы с обращениями граждан.

3324

3325 Возьмём для примера наши депутатские запросы. Я убеждён, что многие в этом

3326 зале, те, кто работает по обращениям граждан и посылает запросы, зачастую

3327 удивляются или полученным ответам, или тому, кто их подписал. Сегодня вот

3328 такая практика в правительстве (с административной реформой поборолись, так

3329 сказать, вместо одного заместителя, коим был Жуков у Фрадкова, сейчас семь

3330 заместителей, из которых два первых): пишешь первому заместителю, а получаешь

3331 ответ от руководителя департамента непонятного, который в принципе комплексно

3332 не может эту проблему даже воспринять, не говоря о том, чтобы по существу

3333 ответить.

3334

3335 Мне кажется, что это в первую очередь связано с разрушением вообще

3336 отраслевого управления в правительстве. У нас сегодня многие министерства

3337 представляют из себя мини-правительство, здесь за каждую отрасль отвечают три

3338 - пять человек, зачастую не работавших ни дня в отрасли в качестве министра.

3339 Я думаю, что эта же ситуация - у нас ведь всегда смотрят наверх, а наверху

3340 так безответственно относятся к работе с обращениями - проецируется на регион

3341 и тем более на муниципалитет и поселение.

3342

3343 Поэтому мы поддерживаем эту инициативу, хотя считаем, что ко второму чтению

3344 её надо конкретизировать и ужесточить меры наказания.

3345

3346 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3347

3348 Докладчик и содокладчик просят слова? Пожалуйста, Александр Петрович

3349 Москалец.

3350

3351 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, вы говорите об ответственности

3352 высших должностных лиц и разрушении отраслевого управления. К сожалению, это

3353 инерционный подход к решению этой проблемы. Он связан с той информацией,

3354 которую несла в своё время статья 6 Конституции, когда была направляющая и

3355 руководящая сила, которая, так сказать, воспринимала весь объём обращений

3356 граждан по любым вопросам, и по правоохранительной системе, и по судебной

3357 системе, и по работе отраслей народного хозяйства. Сегодня вся беда как раз в

3358 том, что мы совершенно не понимаем, - даже мы, депутаты Государственной Думы,

3359 не говоря о других, - что должны работать по коммуникационной схеме. И если

3360 бы мы об этом задумались, тогда таких запросов и поручений, которые мы

3361 сегодня готовим в правительство, министрам, просто не было бы.

3362

3363 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

3364

3365 Представители президента, правительства? Нет.

3366

3367 Переходим к голосованию.

3368

3369 Кто за то, чтобы принять рассматриваемый законопроект в первом чтении?

3370

3371 Включите режим голосования.

3372

3373 Покажите результаты.

3374

3375 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 36 сек.)

3376 Проголосовало за 92 чел.20,4%

3377 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3378 Воздержалось 0 чел.0,0%

3379 Голосовало 92 чел.

3380 Не голосовало 358 чел.79,6%

3381 Результат: не принято

3382

3383 Законопроект отклонён в первом чтении.

3384