Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 98614-5 О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"

О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"

в первом чтении
21.01.2009

Номер законопроекта:98614-5
Дата внесения законопроекта в ГД:12.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/98614-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:21.01.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1614-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Ростовской области
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №98614-5 О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"

Дата заседания 21.01.2009, номер заседания 68, строк в стенограмме 7093

О проекте федерального закона № 98614-5 "О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4200 Пункт 13, проект федерального закона "О признании утратившим силу пункта 4

4201 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

4202 Доклад представителя Законодательного Собрания Ростовской области Владимира

4203 Васильевича Золотых.

4204

4205 Пожалуйста, Владимир Васильевич.

4206

4207 ЗОЛОТЫХ В. В., представитель Законодательного Собрания Ростовской области.

4208

4209 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Почему возникает

4210 необходимость исключить пункт 4 из статьи 4 Федерального закона "О мировых

4211 судьях в Российской Федерации"? Потому что норма, содержащаяся в данном

4212 пункте, является препятствием к эффективному использованию имеющегося в

4213 каждом субъекте Федерации общего числа мировых судей, она же является

4214 препятствием к обеспечению равного доступа граждан к правосудию. Эффективной

4215 можно признать такую организацию работы мировых судей, при которой

4216 обеспечивается равномерная служебная нагрузка среди всех мировых судей

4217 субъектов Федерации.

4218

4219 Пункт 4 статьи 4 названного закона, как известно, содержит положения,

4220 определяющие условия распределения общего числа мировых судей, установленного

4221 для каждого субъекта Федерации, а именно из расчёта численности населения на

4222 судебном участке от пятнадцати до двадцати трёх тысяч человек. При таком

4223 положении судьи распределяются по территории субъекта Федерации не в

4224 зависимости от служебной нагрузки, то есть количества судебных дел в том или

4225 ином административно-территориальном образовании, а в зависимости от

4226 численности населения в этих образованиях. К чему это приводит, вы можете

4227 судить по приведённым в пояснительной записке сведениям о диспропорции

4228 служебной нагрузки, с которой работают, например, мировые судьи в городах и

4229 сельских районах. Диспропорция в их служебной нагрузке достигает соотношения

4230 1:64. При этом следует отметить, что положение, при котором отдельные мировые

4231 судьи работают с нагрузкой, в десятки раз превышающей нагрузку своих коллег,

4232 создаёт проблемы не только и не столько для самих мировых судей, сколько для

4233 граждан, вынужденных стоять в очереди за правосудием.

4234

4235 Такие проблемы мы имеем с мировыми судьями, работающими с чрезмерной

4236 нагрузкой, а с мировыми судьями, работающими с недостаточной нагрузкой, мы

4237 имеем проблему неоправданного расходования денежных и материально-технических

4238 средств. Такое положение и раньше нельзя было признать оправданным, в

4239 настоящее же время вынуждать субъекты Федерации затрачивать средства на

4240 сотрудников аппаратов мировых судей и на материально-техническое обеспечение

4241 деятельности мировых судей, выполняющих десятую часть объёма работ, просто

4242 недопустимо.

4243

4244 Ответственный комитет предлагает данный законопроект отклонить, при этом

4245 указывает несколько оснований. В частности, комитет полагает, что

4246 предлагаемое рассматриваемым законопроектом изменение повлечёт отмену

4247 положения пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях...",

4248 согласно которому общее число мировых судей субъекта определяется федеральным

4249 законом по инициативе субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом,

4250 либо по инициативе Верховного Суда, согласованной с субъектом Федерации.

4251 Сложно разделить данные опасения комитета.

4252

4253 Как будет разрешаться данный вопрос в случае принятия рассматриваемого

4254 сегодня законопроекта? В случае необходимости увеличения общего числа мировых

4255 судей в каком-либо регионе либо субъект Федерации, либо Верховный Суд на

4256 основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях..."

4257 обратится с соответствующей законодательной инициативой, а Государственная

4258 Дума рассмотрит данный законопроект с учётом различных критериев - и

4259 численности населения, и судебной нагрузки, и особенностей территории

4260 региона. Будет работать, по сути, та же технология, которая в настоящее время

4261 применяется в случаях необходимости увеличения количества федеральных судей в

4262 том или ином субъекте Федерации.

4263

4264 Комитет также полагает, что субъекты Российской Федерации вправе

4265 самостоятельно регулировать нагрузку на мировых судей путём изменения границ

4266 судебных участков. Должен заверить вас, что в настоящее время это невозможно.

4267 Как, извините, можно регулировать судебную нагрузку, если, например, в одном

4268 из центральных районов Ростова, где проживает шестьдесят три тысячи человек,

4269 мы не можем создать более четырёх участков (и, значит, там будет четыре

4270 должности мировых судей), а в другом районе с населением двести тысяч человек

4271 не можем образовать менее девяти судебных участков, и это при том, что общее

4272 количество судебных дел в этих районах примерно одинаково?

4273

4274 В заключение хотелось бы напомнить, что рассматриваемая сегодня проблема -

4275 это некие исторические грабли, на которые мы наступаем уже второй раз. Первый

4276 раз это было в дореволюционной России. Правда, в то время быстро поправили

4277 закон, который первоначально также предусматривал для образования судебных

4278 участков один критерий - численность населения. Закон поправили, наряду с

4279 численностью населения стали также учитывать другие критерии, а именно число

4280 дел на участке и его территорию.

4281

4282 Я прошу поддержать внесённый законопроект и принять его в первом чтении.

4283

4284 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

4285

4286 По ведению - депутат Шлегель.

4287

4288 ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Я не по указанному законопроекту. Прошу техническую службу

4289 отметить, что по пункту 7 повестки дня, второе чтение, как и по всему закону,

4290 Корендясев, Чижов, Шлегель и Острягин голосовали за. Произошёл сбой, видимо.

4291

4292 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4293

4294 Содоклад по данному законопроекту от комитета сделает Рамиль Кабирович

4295 Искужин.

4296

4297 Пожалуйста.

4298

4299 ИСКУЖИН Р. К. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В настоящее

4300 время вся деятельность мировых судей регламентируется законом "О мировых

4301 судьях в Российской Федерации" исходя из расчёта численности населения на

4302 одном участке от пятнадцати до двадцати трёх тысяч человек, а в

4303 административно-территориальных образованиях с численностью населения менее

4304 пятнадцати тысяч человек создаётся один судебный участок.

4305

4306 Представленным законопроектом предусматривается изменение порядка создания

4307 судебных участков путём исключения установленного действующим

4308 законодательством численного критерия формирования судебных участков. Авторы

4309 законопроекта объясняют своё предложение неравномерной служебной нагрузкой

4310 мировых судей по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел.

4311

4312 Прежде всего необходимо отметить, что данная диспропорция в служебной

4313 нагрузке носит динамичный, а не постоянный характер. С целью решения задачи

4314 уменьшения нагрузки на мировых судей было внесено изменение в закон,

4315 вступившее в силу с 1 января 2007 года, согласно которому уменьшена

4316 максимальная нагрузка: численность населения, из расчёта которой создаётся

4317 один участок, снижена с тридцати до двадцати трёх тысяч человек. Это было

4318 обусловлено необходимостью пересмотра установленного числа мировых судей в

4319 субъектах Российской Федерации.

4320

4321 В настоящее время число мировых судей в регионах увеличено на восемьсот

4322 семьдесят семь единиц. Таким образом, штатная численность мировых судей

4323 составляет семь тысяч четыреста тридцать пять единиц. Также в соответствии с

4324 пунктом 3 статьи 4 данного федерального закона субъекты Российской Федерации

4325 вправе самостоятельно регулировать нагрузку на мировых судей путём изменения

4326 границ судебных участков.

4327

4328 Помимо этого в настоящее время вступил в силу федеральный закон,

4329 предусматривающий исключение из компетенции мировых судей некоторых категорий

4330 гражданских дел, имеющих более длительный характер рассмотрения. Вы помните,

4331 мы недавно приняли этот закон, в соответствии с которым большая часть этих

4332 гражданских дел переведена в ведение федеральных судей.

4333

4334 Комитет отмечает, что передача права субъектам Российской Федерации своими

4335 законами устанавливать порядок образования судебных участков и определять

4336 критерии, которыми при этом следует руководствоваться, может привести к

4337 многообразию данных критериев, что затруднит порядок определения общего числа

4338 судей.

4339

4340 Кроме того, данный проект закона вступает в противоречие с пунктом 2 статьи 4

4341 указанного закона, который устанавливает единый и правильный порядок

4342 образования судебных участков и определения количества мировых судей, их

4343 нагрузки, определяет единый, стандартный порядок, в соответствии с которым

4344 определяется всё судопроизводство и который напрямую действует на порядок и

4345 качество рассмотрения всех категорий дел, а также обеспечивает потребность

4346 граждан в судебной защите.

4347

4348 Комитет полагает, что отсутствие чёткости в правовом регулировании построения

4349 судебных участков создаст проблему единства правоприменительной практики

4350 субъектов Российской Федерации. С учётом изложенных доводов Комитет по

4351 конституционному законодательству и государственному строительству

4352 рекомендует представленный законопроект отклонить.

4353

4354 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4355

4356 Коллеги, есть ли вопросы? Есть один вопрос, у Николая Васильевича

4357 Коломейцева.

4358

4359 Включите микрофон.

4360

4361 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

4362

4363 Уважаемый Рамиль Кабирович, вы, наверное, как и Владимир Васильевич, всю свою

4364 жизнь посвятили судебной деятельности. Я считаю, мы были не очень объективны,

4365 когда затраты на содержание мировых судов разделили, а полномочия все отдали

4366 Федерации. Почему? Ну, наверное, местным органам власти лучше видно, где у

4367 них перегруз, а где недогруз. Почему мы боимся отдать им полномочия, которые

4368 в принципе, с моей точки зрения, несущественны, но могут принести пользу,

4369 чтобы в одном месте в шестьдесят четыре раза больше не было нагрузки на

4370 судью, чем в другом, как сказал Владимир Васильевич? Вот мне лично непонятно,

4371 почему комитет не идёт навстречу в очевидном вопросе. Докладчик очень

4372 конкретно сказал: в шестьдесят четыре раза больше нагрузка на одного судью,

4373 чем на другого. И мы противимся, чтобы не дать возможности назначить ему двух

4374 помощников вместо одного. Тут же другого вопроса нет: финансирование

4375 федеральное, то есть региональное, аппарата.

4376

4377 Спасибо.

4378

4379 ИСКУЖИН Р. К. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос.

4380

4381 Я хотел бы ответить исходя из своей практики и из анализа законопроекта.

4382 Действующий закон "О мировых судьях..." однозначно обеспечивает систему

4383 деятельности мировых судей. Речь идёт о нагрузке только на мировых судей,

4384 других вопросов нет. Порядок формирования количества судебных участков и

4385 числа судей на территориях тех или иных субъектов Федерации относится к

4386 ведению и самих субъектов, но за базовый взят стандарт от пятнадцати до

4387 двадцати трёх тысяч населения на одном участке.

4388

4389 Но я однозначно сказал, что вопрос стоит не о постоянной нагрузке,

4390 динамичной, а о возникающей. Эта нагрузка может быть в каком-то месяце

4391 больше, а в каком-то, наоборот, меньше на данном судебном участке. Поэтому

4392 говорить, что и этот вопрос надо отдать в ведение субъектов Российской

4393 Федерации, чтобы органы местной власти по-своему интерпретировали...

4394 определяли, что на территории, например, центрального района какого-то

4395 субъекта, где расположены все органы власти, вместо одного участка и

4396 конкретного мирового судьи, который, может быть, не устраивает органы власти,

4397 будет два мировых судьи, один из которых отвечает интересам законности, а

4398 второй действует по усмотрению местной власти, наверное, будет не совсем

4399 объективно и правильно. Нарушение этой системы приведёт к снижению качества

4400 рассмотрения, решений, приговоров мировых судей, к их субъективизму.

4401

4402 Комитет полагает, что ныне действующий закон, регламентирующий количество

4403 судебных участков и число мировых судей, деятельность судов в целом, в корне

4404 отвечает всем потребностям населения, которое там проживает. Более того, если

4405 мы беспокоимся о нагрузке, я уже сказал, что эта нагрузка может быть и сейчас

4406 местными органами власти субъектов изменена. Если мировой судья ушёл в

4407 отпуск, его нагрузка перекрывается соседним мировым судьёй, как показала

4408 практика, или привлекается мировой или федеральный судья, который находится в

4409 отставке. Если население на участке превышает норму в двадцать три тысячи

4410 человек, скажем, на пятьсот, шестьсот или тысячу человек, там органы власти

4411 субъекта могут образовать два участка, и это будет в соответствии с законом.

4412 Более того, мы сами были участниками того, когда, учитывая нагрузку, сняли

4413 часть гражданских дел, которые были подведомственны мировым судьям, и

4414 передали их в компетенцию федеральных судов. То есть государство в нашем лице

4415 этот процесс регулирует, тем самым обеспечиваются единообразие и законность

4416 рассмотрения всех категорий дел этими институтами судебной власти.

4417

4418 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4419

4420 Вопрос был только один.

4421

4422 Пожалуйста, присаживайтесь, Рамиль Кабирович.

4423

4424 Есть ли желающие выступить?

4425

4426 Николай Васильевич Коломейцев.

4427

4428 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

4429

4430 Уважаемые коллеги, родоначальник парламента и первых законов Солон говорил,

4431 что закон должен быть прост и понятен и ремесленнику, и землепашцу, и

4432 аристократу. В данной ситуации, конечно, вопрос более глубокий, но мне

4433 кажется, что автор поправки очень доходчиво пояснил, что как раз ныне

4434 действующая система - комитет настаивал, что она якобы объективна и

4435 справедливо регулирует, - привела к тому, что разница в нагрузке двух судей -

4436 в шестьдесят четыре раза. Вы вдумайтесь: это же не в один, не в два, а в

4437 шестьдесят четыре раза!

4438

4439 Второе. Я думаю, те, кто проводит приёмы граждан, наверное, видят динамику:

4440 спальный район - это одна специфика вопросов, район частных подворий - совсем

4441 другая специфика вопросов, и там, как правило, мировые судьи будут загружены

4442 по межевым спорам в первую очередь во много раз больше.

4443

4444 Третье. Мы с вами должны учитывать и то, где больше зарегистрировано

4445 коммерческих организаций и юридических лиц, а где - частных предпринимателей.

4446 И мне кажется, что мы здесь упорствуем понапрасну. Почему? Потому что, ещё

4447 раз подчёркиваю, система мировых судей финансируется по двум каналам. С

4448 другой стороны, мы должны понимать, что система судебная в принципе у нас

4449 единая, и я уверен, что ни один субъект Федерации без предложения областного,

4450 республиканского суда не принимает решение о том, чтобы произвольно где-то

4451 нарезать, где-то урезать, всегда это идёт, как правило, при прямом участии

4452 или судебного департамента, или областного суда.

4453

4454 Поэтому мне кажется, что нам всё-таки надо внимательнее прислушиваться и в

4455 этой части к инициативам субъектов. Точно так же, как когда мы с вами

4456 упраздняем или организовываем новые участки по предложению субъектов, надо и

4457 здесь - просто критерии расширить. Но если у нас перегруз идёт... Я вот по

4458 Ростову-на-Дону знаю: есть самый большой район, в котором более двухсот тысяч

4459 жителей, Ворошиловский, но это спальный район, там всего пять предприятий, и

4460 всё, и есть Кировский район, в котором все административные здания, но он

4461 частный по своей сути - там ветхое жильё, дурдом, "ромашка", там по

4462 двенадцать семей прописано в каждой квартире.

4463

4464 Поэтому я предложил бы поддержать этот законопроект, а в систему критериев

4465 расчёта нагрузки ввести и количество рассматриваемых судебных дел в интервале

4466 пяти или трёх лет, срока, на который мы назначаем мирового судью. Мы будем

4467 поддерживать эту инициативу.

4468

4469 Спасибо.

4470

4471 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4472

4473 Представители президента и правительства не хотели бы высказаться? Есть ли

4474 желание выступить с заключительным словом у докладчика и содокладчика?

4475

4476 Пожалуйста, несколько минут у вас есть.

4477

4478 ЗОЛОТЫХ В. В. Я хотел бы отреагировать на те замечания, которые содокладчиком

4479 были здесь изложены относительно того, что была снята проблема с нагрузкой,

4480 когда был снижен критерий с тридцати до двадцати трёх тысяч. Проблему это не

4481 решило, наоборот, увеличило диспропорцию. Почему? У нас в Ростовской области

4482 было пять районов с численностью населения от двадцати трёх до двадцати шести

4483 тысяч. Там работал один мировой судья, ему хватало работы. Когда критерий

4484 стал от пятнадцати до двадцати трёх тысяч, нужно было по два участка сделать

4485 в этих районах, где одному было работы достаточно, и стало по двое судей там.

4486 И вот в этих пяти районах на десять мировых судей ложится такая же нагрузка,

4487 какая ложится на одного мирового судью в Ростове. Почему говорят о том, что

4488 будут какие-то субъективные критерии подхода к образованию судебных участков

4489 и должностей мировых судей, которые, мол, будут работать как-то вне закона?

4490 Это обоснование совершенно мне непонятно. Я ещё раз хочу обратиться с

4491 просьбой внимательно рассмотреть наш законопроект и наши доводы.

4492

4493 Спасибо.

4494

4495 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителей президента

4496 и правительства? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект?

4497 Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить.

4498

4499 Включите режим голосования.

4500

4501 Покажите результаты.

4502

4503 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 00 сек.)

4504 Проголосовало за 58 чел.12,9%

4505 Проголосовало против 12 чел.2,7%

4506 Воздержалось 1 чел.0,2%

4507 Голосовало 71 чел.

4508 Не голосовало 379 чел.84,2%

4509 Результат: не принято

4510

4511 Не принято.

4512