Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 99780-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

у Президента РФ
28.02.2009

Номер законопроекта:99780-5
Комментарий законопроекта:о поэтапном повышении требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций
Дата внесения законопроекта в ГД:17.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99780-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:28.02.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:28-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №99780-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

о поэтапном повышении требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций

Дата заседания 11.02.2009, номер заседания 72, строк в стенограмме 5732

О проекте федерального закона № 99780-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (о поэтапном повышении минимального размера собственных средств (капитала) кредитных организаций).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2046 Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

2047 "О банках и банковской деятельности". Владислав Матусович Резник, пожалуйста,

2048 ваш доклад.

2049

2050 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется

2051 подготовленный к третьему чтению законопроект "О внесении изменений в

2052 Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части поэтапного

2053 повышения банковского капитала. Законопроект прошёл все необходимые

2054 экспертизы, юридическую, лингвистическую, подготовлен к третьему чтению.

2055 Предлагаем его поддержать. Проекты соответствующих документов вам розданы.

2056

2057 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2058

2059 Есть предложение фракции ЛДПР выступить по мотивам перед голосованием. Я три

2060 минуты дам. Также от фракции КПРФ Багаряков. Ещё и Резник от фракции "ЕДИНАЯ

2061 РОССИЯ". Это по пункту 7. Но тем не менее никто не возражает против вынесения

2062 данного вопроса на голосование в третьем чтении.

2063

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2184 Пункт 7. По мотивам - депутат Свистунов, от фракции ЛДПР. Напоминаю: у нас

2185 процедура выступления по мотивам от фракций.

2186

2187 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

2188

2189 Спасибо.

2190

2191 Конечно, очень трудно надеяться на то, что моё выступление возымеет какое-то

2192 действие и у этого законопроекта будет другая судьба. Тем не менее, учитывая

2193 всё сказанное, особенно в дискуссии об изменении Регламента, я хочу сказать,

2194 что полностью согласен с коллегами: выступать всё-таки надо, даже в том

2195 случае, если малы надежды, так сказать, на иной исход голосования.

2196

2197 Я прошу вспомнить всю дискуссию по этому законопроекту, касающуюся того,

2198 чтобы установить запретительную планку по капиталу для банков, убрав тем

2199 самым с рынка малые банки, которые не имеют капитала в размере 180 миллионов

2200 рублей. И отсюда у меня вопрос, он всё время звучал: для кого мы принимаем

2201 этот закон и для чего? Всё банковское сообщество, две ассоциации, Ассоциация

2202 региональных банков России и ассоциация коммерческих банков, высказались

2203 против этого законопроекта, а эти две ассоциации практически включают сто

2204 процентов коммерческих банков, которые действуют в Российской Федерации.

2205 Кроме того, самые крупные банки тоже высказались против. Мы не услышали

2206 также, что принятие подобного закона может привести к некой защите рынка или

2207 к увеличению капитализации. Тем не менее этот закон всё равно будет принят.

2208 Для чего? Почему? К чему он приведёт? Что он улучшит? Здесь этого никто и не

2209 понял, и не услышал.

2210

2211 Кроме того, увеличение капитала и защита капитала, о которой говорил здесь

2212 представитель Центрального банка ранее, в общем-то, имеют достаточно

2213 ограниченное действие. И мы видим эти примеры, вот сейчас жизнь показала:

2214 крупнейшие банки с огромным капиталом - капитал этих банков американских

2215 сопоставим с бюджетами таких стран, как Украина или Казахстан, - тем не менее

2216 потерпели крах. Таким образом, критерий капитала ни в коем случае не является

2217 окончательным.

2218

2219 Что же тогда остаётся? Остаётся полагать, что в данном случае мы просто

2220 преследуем позицию усиления монополизма на рынке. К чему это приведёт, мы уже

2221 видим. На сегодняшний день тарифы в государственных банках, которые занимают

2222 эти ниши, взлетели просто до небес - и в части обслуживания физических лиц, и

2223 в части кредитных ставок, и в части тарифов за осуществление денежных

2224 переводов, и в части различных курсов валют. Вот это монополизм. Это мы

2225 получаем на этом рынке.

2226

2227 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2228

2229 Депутат Багаряков.

2230

2231 БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.

2232

2233 Хочу напомнить, что малые банки успешно пережили кризис 98-го года и все

2234 последующие банковские кризисы. Они спокойно пережили бы и этот кризис, и

2235 даже без помощи государства, если бы мы им только не мешали. Так нет, мы

2236 принимаем решение уничтожить свыше трёхсот банков!

2237

2238 Идея консолидации банковского бизнеса действительно здравая, но время выбрано

2239 для её реализации крайне неудачное. Ещё пару лет назад, когда бурный рост

2240 экономики сопровождался ростом банковского капитала на 25 процентов в год,

2241 подобные меры были бы вполне целесообразны. Теперь же ситуация развернулась

2242 ровно на 180 градусов. Собственники банков в условиях жесточайшего дефицита

2243 ликвидности не в состоянии за полгода увеличить капитал, в отличие от крупных

2244 банков они не могут рассчитывать на помощь государства. Ликвидация этих

2245 банков приведёт к многочисленным негативным последствиям: работу потеряют

2246 десятки тысяч человек, которые пополнят ряды недовольных экономической

2247 политикой государства. Ещё более опасно непредсказуемое поведение вкладчиков,

2248 которые будут изымать деньги из банков вне зависимости от их величины и

2249 названия. Всё это усугубится невозвратом корпоративных заимствований. И

2250 однозначно это приведёт к росту тарифов и унификации услуг.

2251

2252 Возникает резонный вопрос. В России тысяча с небольшим банков, в США - шесть

2253 тысяч семьсот. В то же время аппарат Центрального банка составляет семьдесят

2254 семь тысяч человек, а аппарат аналога Центрального банка - ФРС США - двадцать

2255 тысяч человек. Чувствуете разницу?! Поэтому можно обратиться к представителям

2256 Центрального банка и спросить: почему бы, например, в случае сокращения на

2257 треть нашего банковского сообщества не сократить на треть аппарат

2258 Центрального банка? Это позволило бы сэкономить огромные деньги, работы ведь

2259 будет меньше.

2260

2261 Как известно, куда легче предотвратить панику, чем бороться с её

2262 последствиями. Поэтому мы должны отказаться от принятия губительного для

2263 банковской системы закона и, наоборот, требовать поддержки малых и средних

2264 банков со стороны государства, поскольку крупнейшие банки уже показали себя

2265 негативно, используя полученные средства от государства не по назначению.

2266 Малые банки всегда относились к своим обязанностям намного лучше больших

2267 банков.

2268

2269 Фракция КПРФ не будет поддерживать этот законопроект и будет голосовать

2270 против него. Спасибо.

2271

2272 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Аксаков, фракция "Справедливая Россия".

2273

2274 АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия".

2275

2276 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Процесс консолидации банковской

2277 системы под влиянием рынка, под влиянием кризиса неизбежно проходит и в

2278 Российской Федерации. Нам непонятно, зачем искусственно, в том числе с

2279 помощью закона вмешиваться в этот процесс. Те банки, которые найдут свою нишу

2280 в экономике, смогут кредитовать население, предприятия, - а надо иметь в

2281 виду, что малые банки в основном кредитуют малый бизнес в России, - они будут

2282 продолжать свою жизнь. Они, действительно, выдержали кризис 95-го года,

2283 кризис 98-го года, когда крупнейшие финансовые институты России банкротились.

2284 И это как раз показывает, что малые банки зачастую являются более

2285 эффективными институтами, они лучше знают своих клиентов, они более быстро

2286 работают с заёмщиками. Многие и многие представители малого бизнеса даже в

2287 этих трудных экономических условиях идут именно в малые банки, потому что

2288 знают, что их здесь вовремя обслужат, быстро обслужат, качественно обслужат,

2289 и этот бизнес может получить соответствующие средства.

2290

2291 Наконец, надо иметь в виду, что в тринадцати субъектах Федерации нет ни

2292 одного банка, имеющего капитал более 90 миллионов рублей. К сожалению, это в

2293 основном депрессивные субъекты Федерации, в том числе на Кавказе. И если

2294 уйдут, исчезнут в связи с принятием этого закона из этих субъектов Федерации

2295 малые банки, то соответственно сократится кредитование малого бизнеса, будут

2296 потеряны рабочие места и в самих банках, и на тех предприятиях, которые не

2297 получат кредитов.

2298

2299 Поэтому решение нашей фракции - не голосовать за этот законопроект, поскольку

2300 он нанесёт вред нашей экономики. Надо иметь в виду, что в совокупности малые

2301 банки, с капиталом менее 90 миллионов рублей, выдали в прошлом году 200

2302 миллиардов рублей кредитов. Это огромная сумма. Может быть, она мала

2303 относительно общей суммы кредитов, выданных в экономике, но в принципе это

2304 огромная сумма. Значит, на 200 миллиардов рублей не получат субъекты малого

2305 бизнеса кредитов. Надо это нам? На мой взгляд, нет. Просьба не поддерживать

2306 этот законопроект. "Справедливая Россия" будет голосовать против.

2307

2308 Спасибо.

2309

2310 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Владислав Матусович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2311

2312 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы привести несколько

2313 примеров.

2314

2315 Вот выступавшие коллеги говорили о том, что 90 миллионов рублей к 2010 году -

2316 это непомерная нагрузка на акционеров банка, на владельцев банка: они не

2317 найдут деньги, банки должны будут уйти с рынка. Или 180 миллионов рублей к

2318 2012 году. Для примера: в Европе - и выступавшие передо мной отлично знают -

2319 минимальный капитал равен 5 миллионам евро, меньше нет. Кроме того, в нашем с

2320 вами государстве, для того чтобы заниматься игорным бизнесом, требуется

2321 капитал в 600 миллионов рублей. Посмотрите: 600 миллионов или 90 миллионов,

2322 то есть игорный бизнес или банковский бизнес.

2323

2324 Единственная страна, где разница между капиталами банков более чем двести

2325 пятьдесят тысяч раз (это разница между самым маленьким и самым крупным), -

2326 это только у нас. Ну, по-моему, эти цифры говорят сами за себя.

2327

2328 Кроме того, я хотел бы напомнить Анатолию Геннадьевичу, что именно благодаря

2329 позиции, занятой в том числе вами и вашей ассоциацией, не был достигнут

2330 компромисс. Компромисс заключался в сдвиге на один год. Именно потому, что вы

2331 отказались от этого компромисса (на заседании комитета об этом говорилось),

2332 вернулись - и правильно сделали - к первоначальному варианту.

2333

2334 Кроме того, коллеги, не надо говорить, о том, что у нас появится большое

2335 количество безработных. Те банковские организации, которые не сумеют собрать

2336 капитал, - я думаю, что таких на самом деле будет немного, - никуда с рынка

2337 не уйдут и только превратятся в небанковские кредитные организации, рабочие

2338 места не сократятся. Вы это, коллеги, также понимаете.

2339

2340 Поэтому со спокойным сердцем можно проголосовать за этот закон, принятие

2341 которого приведёт только к укреплению нашей банковской системы, снижению

2342 рисков для банков оказаться в "серой" зоне и в конечном итоге абсолютно точно

2343 благотворно скажется на сбережениях наших граждан. Прошу поддержать.

2344

2345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Ставится на

2346 голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

2347 закон "О банках и банковской деятельности".

2348

2349 Включите режим голосования.

2350

2351 Покажите результаты.

2352

2353 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 41 сек.)

2354 Проголосовало за 313 чел.69,6%

2355 Проголосовало против 127 чел.28,2%

2356 Воздержалось 1 чел.0,2%

2357 Голосовало 441 чел.

2358 Не голосовало 9 чел.2,0%

2359 Результат: принято

2360

2361 Принято.

2362

Дата заседания 30.01.2009, номер заседания 71, строк в стенограмме 7503

О проекте федерального закона № 99780-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (о поэтапном повышении минимального размера собственных средств (капитала) кредитных организаций).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4324 Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

4325 "О банках и банковской деятельности", второе чтение. Докладывает председатель

4326 Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник.

4327

4328 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет рассмотрел законопроект,

4329 предлагаемый ко второму чтению, и представляет вашему вниманию таблицу

4330 поправок, рекомендованных к принятию. Вместе с тем я хотел бы отметить, что

4331 поправка 1 и поправки 3 и 4 носят противоречащий друг другу характер. В этой

4332 связи в ходе заседания комитета было принято решение о вынесении этих

4333 поправок на отдельное голосование на пленарном заседании. Прошу вынести эти

4334 поправки на отдельное голосование. Собственно говоря, они представляют собой

4335 почти всю таблицу поправок.

4336

4337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, я хочу понять. У нас с вами две таблицы. В таблице

4338 1 четыре поправки к принятию, а в таблице 2 одна поправка к отклонению. Мы

4339 эту таблицу рассматриваем?

4340

4341 РЕЗНИК В. М. Нет, сначала я предлагаю рассмотреть таблицу поправок к

4342 принятию.

4343

4344 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, мы сейчас рассматриваем таблицу поправок к

4345 принятию, здесь четыре поправки.

4346

4347 РЕЗНИК В. М. Таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию, содержит четыре

4348 поправки, да.

4349

4350 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре поправки. Коллеги, есть ли замечания по этой

4351 таблице?

4352

4353 РЕЗНИК В. М. Да, есть. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 1,

4354 поправку 3 и поправку 4.

4355

4356 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1, 3 и 4.

4357

4358 Ставится на голосование таблица, за исключением поправок 1, 3, 4.

4359

4360 Включите режим голосования.

4361

4362 Покажите результаты.

4363

4364 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 25 сек.)

4365 Проголосовало за 315 чел.70,0%

4366 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4367 Воздержалось 0 чел.0,0%

4368 Голосовало 315 чел.

4369 Не голосовало 135 чел.30,0%

4370 Результат: принято

4371

4372 Принимается таблица 1 поправок, поправка 2.

4373

4374 Теперь будем обсуждать поправку 1. Пожалуйста.

4375

4376 РЕЗНИК В. М. Коллеги, чтобы не тратить много времени, я скажу следующее. Эта

4377 поправка 1 стала результатом компромисса, который был достигнут с банкирами.

4378 Речь шла о сроке, в течение которого мы должны избавиться от слабых банков -

4379 называю вещи своими именами, - дать возможность собственникам либо дорастить

4380 уставный капитал банка, чтобы это был действительно солидный банк, либо дать

4381 возможность собственникам продать их, слиться с другими, более серьёзными

4382 банками.

4383

4384 В первом чтении у нас были приняты цифры "2010 год" и "2011 год",

4385 соответственно, капитал к 1 января 2010 года надо было довести до 90

4386 миллионов рублей, к 2012 году - до 180 миллионов рублей. Мы уходили от сумм в

4387 евро. По действующему сегодня законодательству это 5 миллионов евро, капитал

4388 для вновь создаваемых банков. В качестве компромисса было предложено срок

4389 сдвинуть на год, и в этом суть поправки 1. Но поскольку компромисс был

4390 нарушен, были внесены другие поправки, откладывающие этот период ещё на энное

4391 количество лет, соответственно этот срок ещё на год, то, считая, что

4392 компромисс не был достигнут, я отзываю поправку 1, снимаю её с рассмотрения.

4393

4394 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда мы её не голосуем?

4395

4396 РЕЗНИК В. М. Мы её не голосуем, её нет.

4397

4398 Я предлагаю рассмотреть и отклонить поправки 3 и 4. Это поправки,

4399 увеличивающие относительно редакции первого чтения срок на два года для

4400 наращивания капитала. Прошу их отклонить.

4401

4402 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будем обсуждать эти две поправки?

4403 Желание обсудить есть.

4404

4405 Депутат Свистунов.

4406

4407 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

4408

4409 Спасибо.

4410

4411 Уважаемые коллеги, это поправки депутата Аксакова. Он не смог здесь

4412 присутствовать в это время и оставил мне доверенность специально для

4413 обсуждения этих двух поправок - 3-й и 4-й.

4414

4415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте.

4416

4417 СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо.

4418

4419 Депутат Аксаков (и мы его поддержали в комитете) предложил увеличить срок

4420 вступления в силу ограничения по капиталу, то есть закона о минимальном

4421 уставном капитале. Чем это объясняется? Ну вот даже сегодня мы от выступавших

4422 здесь представителей правительства слышали, что кризис, который сейчас

4423 происходит, - это не на год явление, а как минимум на три года. Вот

4424 пожалуйста - в то время, когда все бьются за новые рабочие места, этим

4425 законопроектом мы предлагаем их фактически сокращать! Для банков что это

4426 означает - ограничение по капиталу? Это означает, что около трёхсот банков,

4427 которые не имеют на сегодняшний день этого капитала, уйдут с рынка, и нигде

4428 они не найдут никаких инвестиционных ресурсов для увеличения этого капитала,

4429 особенно в кризисное время. Более того, сейчас уже есть со стороны

4430 правительства такой стимул: если собственник вкладывает часть своих денег,

4431 правительство добавляет свои субординированные, так скажем, ресурсы для

4432 увеличения капитала. Вот это - стимул, а то, что предлагается, - это не

4433 стимул, это заградительная мера самая настоящая, которая приведёт к

4434 сокращению рынка, к уходу с него ряда банков.

4435

4436 Уважаемые депутаты, я прошу поддержать любое улучшение условий, то есть

4437 удлинение срока, это работает для наших избирателей, это прежде всего рабочие

4438 места. Прежде всего! Поэтому прошу проголосовать здесь именно принципиально.

4439 Вот Владислав Матусович тоже говорит о принципиальности, потому что нарушили

4440 там некую договорённость, некое перемирие... Мы не были свидетелями этой

4441 договорённости и этого перемирия. Я прошу вас всех быть принципиальными,

4442 прежде всего принципиально подойти с социальной точки зрения к решению этого

4443 вопроса.

4444

4445 Прошу поддержать.

4446

4447 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает, чтобы также высказался

4448 представитель Центрального банка.

4449

4450 Пожалуйста.

4451

4452 СУХОВ М. И., директор Департамента лицензирования деятельности и финансового

4453 оздоровления кредитных организаций Центрального банка Российской Федерации.

4454

4455 Сухов Михаил Игоревич, член Совета директоров Центрального банка.

4456

4457 Центральный банк поддерживает предложение Владислава Матусовича. Мы считаем,

4458 приведённый аргумент, что принятие данного законопроекта вызовет негативные

4459 экономические и социальные последствия, не имеет под собой реальных

4460 оснований, потому что банковскую деятельность, которую в небольших объёмах

4461 сейчас осуществляют банки с небольшим размером капитала, вполне могут

4462 осуществлять крупные, многофилиальные банки, что, собственно, подтверждается

4463 по всем параметрам их работы и на региональных сегментах рынка, в отдельных

4464 областях, в федеральных округах, и в целом по Российской Федерации. Мы

4465 считаем, что позитивные последствия принятия данного законопроекта очевидны.

4466

4467 Спасибо.

4468

4469 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось, точки зрения

4470 за и против высказаны. Будем голосовать две поправки, их обсуждение уже

4471 состоялось.

4472

4473 Ставится на голосование поправка 3. Депутат Свистунов предлагает её

4474 поддержать, комитет предлагает её отклонить.

4475

4476 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4477

4478 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в той редакции, в которой она сейчас в

4479 таблице, комитет предлагает её не поддерживать. Так я понимаю позицию?

4480

4481 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4482

4483 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну Резник предлагает. Резник от имени комитета

4484 предлагает или от себя лично? От себя лично, уточняет Резник.

4485

4486 Ставится на голосование поправка 3 из таблицы принятых.

4487

4488 Включите режим голосования.

4489

4490 Покажите результаты.

4491

4492 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 57 сек.)

4493 Проголосовало за 132 чел.29,3%

4494 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4495 Воздержалось 0 чел.0,0%

4496 Голосовало 132 чел.

4497 Не голосовало 318 чел.70,7%

4498 Результат: не принято

4499

4500 Отклоняется поправка.

4501

4502 Ставится на голосование поправка 4 из таблицы принятых.

4503

4504 Включите режим голосования.

4505

4506 Покажите результаты.

4507

4508 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 27 сек.)

4509 Проголосовало за 76 чел.16,9%

4510 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4511 Воздержалось 0 чел.0,0%

4512 Голосовало 76 чел.

4513 Не голосовало 374 чел.83,1%

4514 Результат: не принято

4515

4516 Отклоняется.

4517

4518 Переходим к таблице отклонённых поправок. Здесь у нас одна поправка.

4519

4520 Ставится на голосование таблица 2. Нет других предложений? Нет.

4521

4522 Включите режим голосования.

4523

4524 Покажите результаты.

4525

4526 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 09 сек.)

4527 Проголосовало за 313 чел.69,6%

4528 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4529 Воздержалось 0 чел.0,0%

4530 Голосовало 313 чел.

4531 Не голосовало 137 чел.30,4%

4532 Результат: принято

4533

4534 Таблица принимается.

4535

4536 Уважаемые коллеги, ещё две поправки розданы в зале. Автором одной из них

4537 является депутат Резник, автором второй - депутат Багаряков.

4538

4539 Пожалуйста, обоснуйте поправку, внесённую вами, Владислав Матусович.

4540

4541 РЕЗНИК В. М. Спасибо.

4542

4543 Глубокоуважаемые коллеги, данная поправка носит юридико-технический характер

4544 и сохраняет те сроки, которые были приняты в первом чтении. Поэтому есть

4545 предложение её поддержать.

4546

4547 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С учётом состоявшегося обсуждения предлагаю...

4548

4549 А, у депутата Свистунова другая точка зрения. Пожалуйста.

4550

4551 СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович.

4552

4553 Конечно же, другая точка зрения. И я хочу отреагировать на выступление

4554 Михаила Игоревича, уважаемого руководителя департамента Центрального банка.

4555 Вот только перед этим здесь представители правительства и ваш руководитель

4556 Игнатьев говорили о том, что нужно всеми средствами, всеми силами

4557 способствовать сохранению рабочих мест, поддержанию спроса в экономике и так

4558 далее, а с вашей стороны прозвучал ответ: ничего страшного, большие

4559 филиальные банки готовы принять функции этих малых банков, которые уйдут с

4560 рынка, на себя, ничего страшного не произойдет. С точки зрения банковского

4561 дела, наверное, не произойдет, а с точки зрения рабочих мест, с социальной

4562 точки зрения? Ведь каждый банк - это как минимум сто человек, потому что

4563 технология такова. Триста банков - тридцать тысяч. И как с этим быть? Как с

4564 этим быть? Вы говорите: не будет никаких проблем, большие московские

4565 филиальные банки возьмут на себя все эти задачи, да? Вот так легко махнуть

4566 рукой... Вы бы нам пояснили, зачем вы это просите, зачем это вам, поясните

4567 нам. Чем они вам мешают? Что там происходит не так? В чём трудность? Тогда,

4568 может быть, и была бы эта поддержка оказана. А так вот - непонятно...

4569

4570 Спасибо.

4571

4572 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Центрального банка, своё отношение

4573 выскажите, поскольку Резник уже высказал.

4574

4575 ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо.

4576

4577 Данные соображения высказывались при принятии законопроекта в первом чтении,

4578 и в этом смысле позиция не изменилась. Дело в том, что банковское дело по

4579 экономической сути является, что называется, крупнооптовым бизнесом. Банки,

4580 располагающие небольшим размером капитала, подвержены изначально более

4581 высоким рискам, их деятельность, как правило, сильно завязана на их

4582 учредителей, и поэтому кредиторы и вкладчики этих банков несут повышенные

4583 риски. На сегодняшний день государство в лице Агентства по страхованию

4584 вкладов сформировало достаточный резерв для того, чтобы вкладчики небольших

4585 банков были защищены, и размер сформированного фонда страхования вкладов уже

4586 сейчас более чем в два с половиной раза перекрывает возможный размер

4587 ответственности перед вкладчиками. Поэтому мы считаем, что позитивные

4588 возможности развития банковского бизнеса на базе крупных банков перевешивают

4589 экономические интересы владельцев небольших банков.

4590

4591 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник, добавляйте, и будем голосовать.

4592

4593 РЕЗНИК В. М. Я хотел бы единственное добавить. Считаю, что аргументы

4594 социального характера о том, что у нас появятся безработные люди из этих

4595 банков, тоже не соответствуют действительности, потому что в реальной жизни

4596 эти банковские организации либо увеличат свой капитал и продолжат работать,

4597 либо превратятся в небанковские кредитные учреждения.

4598

4599 Предлагаю поддержать мою поправку.

4600

4601 Спасибо.

4602

4603 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка депутата Резника,

4604 розданная на отдельном листке.

4605

4606 Включите режим голосования.

4607

4608 Покажите результаты.

4609

4610 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 39 сек.)

4611 Проголосовало за 314 чел.69,8%

4612 Проголосовало против 5 чел.1,1%

4613 Воздержалось 0 чел.0,0%

4614 Голосовало 319 чел.

4615 Не голосовало 131 чел.29,1%

4616 Результат: принято

4617

4618 Принято.

4619

4620 У нас ещё одна поправка, поправка депутата Багарякова.

4621

4622 Включите микрофон депутату Багарякову для обоснования поправки.

4623

4624 БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.

4625

4626 Спасибо.

4627

4628 Начнём с того, что в России уже не раз поднимался вопрос о необходимости

4629 консолидации банковской системы. Основные аргументы сторонников консолидации

4630 заключаются в том, что российская банковская система, видите ли, излишне

4631 диверсифицирована и избыточна, а количество банков необходимо сократить в

4632 разы.

4633

4634 Немного истории. Кризис 98-го года потряс нашу банковскую систему, в то же

4635 время показал её наиболее слабые места. На грани банкротства оказались

4636 крупнейшие банки страны. Особенно показательной стала заморозка средств

4637 граждан в Сбербанке. В то же время большинство малых банков спокойно пережили

4638 кризис 98-го года и благополучно дожили до сегодняшних дней. Почему такое

4639 произошло? Ответ на этот вопрос до банальности прост. Потому что крупнейшие

4640 банки нашей страны оказались вовлечены в спекуляцию на фондовом рынке, в то

4641 время это были ГКО и ОФЗ. Малые банки, напротив, в основном находились в

4642 регионах и не участвовали в фондовых спекуляциях, а участвовали в

4643 кредитовании реального сектора экономики. И сегодняшняя картина в точности

4644 повторяет десятилетнюю, только вместо ГКО сегодня спекулируют другими

4645 инструментами фондового рынка. На 1 декабря 2008 года в России было тысяча

4646 шестьдесят пять банков. И вот специально для Михаила Игоревича я скажу, что

4647 добрая их половина находится в Москве, а в таких громадных регионах, как

4648 Урал, Сибирь и Дальний Восток, всего лишь двадцать - тридцать банков, и

4649 дальнейшее их уничтожение приведёт к следующим серьёзным последствиям: резко

4650 снизится конкуренция и однозначно увеличатся цены на услуги. Крупные банки

4651 придут в регионы со своими ценами, со своими услугами. Учитывая их масштаб и

4652 неповоротливость, цены будут только расти.

4653

4654 Мы действительно не против консолидации и укрупнения банков, но считаем, что

4655 время выбрано для этого крайне неудачное. В сегодняшних условиях, учитывая

4656 абсолютную неопределённость в отношении финансового кризиса, который легко

4657 может продлиться и до 2014 года, вводить подобное ограничение нужно крайне

4658 осторожно. Считаю, что ужесточение требований к увеличению собственного

4659 капитала банков можно ввести лишь только с началом устойчивого роста в

4660 экономике. Учитывая докризисные темпы роста собственного капитала банков на

4661 уровне 20 процентов в год, нетрудно посчитать, что банковской системе

4662 понадобится примерно два года для того, чтобы преодолеть отметку от 90 до 120

4663 миллионов рублей. Дальнейшее увеличение до 180 миллионов рублей может

4664 произойти за год, учитывая инфляцию энергии.

4665

4666 Именно исходя из предыдущего опыта развития нашей банковской системы и точных

4667 расчётов, мною предложена следующая поправка: о поэтапном увеличении капитала

4668 банка, начиная от 90 миллионов, 120 миллионов и в последний, 2015 год - 180

4669 миллионов рублей. Считаю, что такая поправка позволит с минимальными потерями

4670 тем банкам, которые посчитают нужным участвовать в этой системе, дальше жить

4671 и работать. (Микрофон отключён.)

4672

4673 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.

4674

4675 Пожалуйста, мнение комитета.

4676

4677 РЕЗНИК В. М. У комитета нет мнения по этой поправке, он её не обсуждал,

4678 поэтому я могу высказать своё мнение, но я полагаю, что более тактично будет

4679 предоставить слово представителю Центрального банка.

4680

4681 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение представителя правительства.

4682

4683 ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в

4684 Государственной Думе.

4685

4686 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Правительство поддерживает

4687 поправку коллеги Резника, только что рассмотренную и принятую. Она,

4688 естественно, входит в прямое противоречие с предложением продлить срок до

4689 2015 года. Соответственно, мы просим отклонить предложенную поправку.

4690

4691 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка, внесённая депутатом

4692 Багаряковым.

4693

4694 Включите режим голосования.

4695

4696 Покажите результаты.

4697

4698 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 58 сек.)

4699 Проголосовало за 132 чел.29,3%

4700 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4701 Воздержалось 0 чел.0,0%

4702 Голосовало 132 чел.

4703 Не голосовало 318 чел.70,7%

4704 Результат: не принято

4705

4706 Отклоняется поправка.

4707

4708 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

4709 Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" во втором чтении.

4710

4711 Включите режим голосования.

4712

4713 Покажите результаты.

4714

4715 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 31 сек.)

4716 Проголосовало за 308 чел.68,4%

4717 Проголосовало против 79 чел.17,6%

4718 Воздержалось 0 чел.0,0%

4719 Голосовало 387 чел.

4720 Не голосовало 63 чел.14,0%

4721 Результат: принято

4722

4723 Принят законопроект во втором чтении.

4724

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6714 ОСАДЧИЙ С. Ю. Коллеги, по пункту 8 повестки дня, это о проекте федерального

6715 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской

6716 деятельности", Носкова, Нюдюрбегов, Скоробогатько, Южилин и Фахритдинов

6717 голосовали за.

6718

6719 Спасибо.

6720

6721 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, внесём в протокол.

6722

Дата заседания 21.11.2008, номер заседания 57, строк в стенограмме 8708

О проекте федерального закона № 99780-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (о поэтапном повышении минимального размера собственных средств (капитала) кредитных организаций).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6220 Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

6221 закон "О банках и банковской деятельности". Докладывает также депутат Резник

6222 Владислав Матусович.

6223

6224 РЕЗНИК В. М. Нахожусь перед дилеммой: сделать длинный доклад, использовать

6225 всё время - тогда будет много вопросов, если короткий... Ну, давайте начнём с

6226 короткого, в случае чего буду длинно отвечать на вопросы, приводить цифры и

6227 так далее, и так далее.

6228

6229 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6230

6231 РЕЗНИК В. М. Коллеги, тогда будем экономить время.

6232

6233 Представляемый вашему вниманию законопроект направлен на поэтапное повышение

6234 требований к минимальному значению собственных средств для кредитных

6235 организаций. Вообще, тема минимально допустимого капитала российских банков

6236 обсуждается давно. Последние законодательные изменения в этой связи были

6237 приняты 3 мая 2006 года, что дало банковскому сообществу определённый сигнал

6238 о необходимости поэтапного повышения капитала, своей капитализации. Сегодня

6239 мы предлагаем сделать следующий шаг - довести минимальные требования к

6240 капиталу банков до 180 миллионов рублей к 1 января 2012 года, то есть в

6241 течение следующих трёх лет. По состоянию на 1 июля 2008 года количество

6242 действующих банков с капиталом менее 180 миллионов рублей составляло триста

6243 двадцать девять банков, то есть 30 процентов от общего количества. На первый

6244 взгляд, эта цифра кажется внушительной. Естественно, у малых банков всегда

6245 очень много защитников, я думаю, что это и так всем понятно, они скажут: если

6246 их такое большое количество, то ясно, к чему приведёт принятие данного

6247 закона. То есть якобы эти банки уйдут с рынка - трагедия для людей и прочее,

6248 и прочее. Я потом объясню, почему это не так, если такие вопросы будут. Но

6249 если мы ещё раз посмотрим на эту цифру, которая кажется внушительной, и на

6250 динамику увеличения собственного капитала банков, то увидим, что за период с

6251 2004 года до середины 2008 года доля банков с собственным капиталом более 180

6252 миллионов рублей существенно выросла, вдвое - с 36,5 процента до 70 процентов

6253 от общего числа банков. С учётом специфики банковской деятельности такая

6254 тенденция к увеличению капитализации банков представляется единственно

6255 верной, в силу того что бизнес банка с низкой величиной капитала неизбежно

6256 будет связан с повышенными финансовыми рисками. Но и так понятно, что, когда

6257 заработать трудно, то начнёшь заниматься более рисковыми операциями. Иногда

6258 такими, которые многие называют сомнительными, я употребляю слово

6259 "сомнительными" в кавычках, потому что такой нормы нет, никакой

6260 ответственности за это на сегодняшний день нет, это вкусовое определение.

6261 Необходимо отметить, что в складывающейся в настоящий момент ситуации банки с

6262 низкой капитализацией фактически не способны конкурировать ни на рынке

6263 банковских услуг, ни на рынке капитала.

6264

6265 Хотелось бы особо подчеркнуть, что предлагаемый законопроект не направлен на

6266 сокращение числа кредитных организаций. Закон в случае его принятия послужит

6267 стимулом для консолидации и увеличения капитализации банковской системы в

6268 последующие три года.

6269

6270 Кроме того, о чём я сказал, есть ещё ряд новаций. Речь идёт об увеличении

6271 уставного капитала для тех небанковских кредитных организаций, которые не

6272 занимаются привлечением средств. Для тех, кто не занимается привлечением

6273 средств, остаются нормы те же. Минимальный уставный капитал для вновь

6274 создаваемых (подчёркиваю, вновь создаваемых) небанковских кредитных

6275 организаций, которые имеют право осуществлять расчёты по поручению

6276 юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам,

6277 с 18 миллионов рублей увеличивается до 90 миллионов рублей.

6278

6279 Вводится ещё достаточно важная норма о том, что для тех банковских

6280 организаций, которые будут просить или получать генеральную лицензию,

6281 существенно повышается уставный капитал - до 900 миллионов рублей, в отличие

6282 от установленного на сегодня размера в 180 миллионов рублей. Но в целом все

6283 эти нормы гармонизированы с европейским законодательством, направлены на

6284 повышение устойчивости банковской системы, и в конце концов направлены на

6285 сохранение накоплений наших граждан.

6286

6287 Считаю, что мы должны заботиться в этой ситуации не о владельцах банков, у

6288 которых, кстати, всё время конфликты с председателями правлений. Ну, понятно,

6289 конфликт интересов: председатели правлений хотят более активно заниматься

6290 серьёзным бизнесом, а владельцы, естественно, особенно в сегодняшней

6291 ситуации, экономят свои капиталы. Так вот, не о них мы должны заботиться, мы

6292 должны заботиться о банковской системе в целом и о наших гражданах, об их

6293 капиталах.

6294

6295 Эта позиция, на сегодняшний день она общая, поддерживается правительством,

6296 Центральным банком. Не поддерживается она, естественно, банковскими

6297 ассоциациями и в основном теми, кто их представляет.

6298

6299 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

6300

6301 Содоклад сделает Константин Борисович Шипунов, член Комитета по финансовому

6302 рынку.

6303

6304 ШИПУНОВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6305

6306 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На пленарное заседание

6307 выносится в первом чтении законопроект о поэтапном повышении требований к

6308 минимальному размеру собственного капитала банков. Представленным

6309 законопроектом предлагается довести минимальный размер собственного капитала

6310 российских банков до 180 миллионов рублей к 1 января 2012 года. Также

6311 законопроектом предлагается использовать национальную валюту для определения

6312 ориентиров величины собственных средств, сейчас для этой цели используется

6313 евро.

6314

6315 Повышение минимального размера капитала банков в сочетании с иными мерами,

6316 содействующими капитализации, направлено на реализацию Стратегии развития

6317 банковского сектора Российской Федерации. При этом важно отметить, что при

6318 предлагаемом увеличении требований к минимальному размеру собственного

6319 капитала кредитным организациям предоставляется трёхлетний период для

6320 принятия соответствующих мер по увеличению размера собственного капитала.

6321

6322 По мнению Комитета по финансовому рынку, предлагаемые законопроектом

6323 изменения в целом приведут к росту капитализации банковской системы России, к

6324 повышению устойчивости банковского сектора, а также послужат стимулом для

6325 реорганизации и консолидации банков путём слияния и объединения.

6326

6327 Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию

6328 рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его

6329 в первом чтении.

6330

6331 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока задержитесь, вопросы есть.

6332

6333 Я вижу: три руки, четыре, пять, ещё - много. Давайте запишемся. Шесть рук я

6334 видел. Есть предложение: по вопросу от фракции. Давайте так.

6335

6336 Кто от фракции КПРФ? Депутат Федоткин, пожалуйста.

6337

6338 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к коллеге Резнику.

6339

6340 Вот он в своём выступлении сказал, что цифры, которые он обозначил,

6341 требования к минимальным размерам собственных средств банков, гармонизируются

6342 с европейскими требованиями, европейской практикой. Но, простите, у нас

6343 парламент-то российский. Почему мы при каждом шаге, всё время ссылаемся на

6344 западный опыт? Там другие страны, там другие размеры, там другая политика,

6345 там другие требования. Объясните, пожалуйста, вот из чего исходили при

6346 определении этих цифр, опирались ли на нашу практику, учитывали ли наши,

6347 российские особенности и условия кризиса? Мы же не Франция, мы же не Австрия,

6348 тем более не Америка. Почему эти цифры вы написали в законе и как они связаны

6349 с российской действительностью, не с европейской? Я о России больше думаю, а

6350 не о Европе.

6351

6352 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Кто больше любит Россию, Резник или

6353 Шипунов? Кто отвечает? Резник, да?

6354

6355 Резник, пожалуйста.

6356

6357 РЕЗНИК В. М. Спасибо.

6358

6359 Ну, с моей точки зрения, когда мы говорим о банковской системе... известно,

6360 что на сегодняшний день мы многое при регулировании банковской системы делаем

6361 так, как делается во всём мире. За критерии у нас взяты, скажем, базельские

6362 принципы надзора и регулирования, и в этом, в общем, ничего плохого нет. И

6363 если устойчивость банковской системы в Европе выше, чем устойчивость

6364 банковской системы на сегодняшний день в России, то это обусловлено

6365 определёнными причинами, в том числе и теми, о которых мы говорим. А мы

6366 говорим о том, что банковская система должна иметь серьёзную устойчивость, не

6367 должно быть много... или, наверное, вообще не следует иметь слабые и мелкие

6368 банки, а лучше иметь банки с высокой ликвидностью и крупные.

6369

6370 Ну и одним из методов повышения капитала и консолидации банков (кстати, этот

6371 законопроект связан ещё и с тем, который пойдёт следующим, о возможности

6372 облегчения реорганизации банковской системы) может быть, так же как и в

6373 Европе, установление для банков размера капитала в 5 миллионов евро. Считаю,

6374 что мы ничем не хуже, и наши граждане должны иметь гарантии не в меньшей

6375 степени, чем граждане тех стран, которые живут в Европейском союзе.

6376

6377 Вот именно поэтому я и предлагаю принять данный законопроект независимо от

6378 того, какое отношение у вас к Европе, Австрии или к другой стране. Мы не об

6379 этом.

6380

6381 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свистунов от фракции ЛДПР.

6382

6383 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

6384

6385 Спасибо.

6386

6387 Уважаемый Владислав Матусович, я хотел бы ещё раз уточнить, какова же

6388 всё-таки цель вносимого законопроекта, если говорить сжато, конкретно.

6389

6390 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон для ответа.

6391

6392 РЕЗНИК В. М. Спасибо.

6393

6394 Целью законопроекта является дальнейшее поэтапное повышение требований к

6395 минимальному значению собственных средств - капитала для кредитных

6396 организаций. Вот это является целью законопроекта, как это сформулировано в

6397 самом проекте, в пояснительной записке и в моём выступлении. Готов это

6398 повторить ещё раз.

6399

6400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат...

6401 Малашенко, да? Или Медведев?

6402

6403 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6404

6405 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Малашенко.

6406

6407 МАЛАШЕНКО В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6408

6409 Уважаемый Владислав Матусович, вам хорошо известно, что в субъектах

6410 Российской Федерации работают в основном филиалы головных московских банков,

6411 например в Брянске их около пятидесяти. Вот эти предлагаемые суммы, размеры

6412 капитала, будут распространяться на головные банковские структуры или на

6413 филиалы в регионах? Можете пояснить?

6414

6415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Резнику.

6416

6417 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, конечно, это распространяется на

6418 юрлица, на банки, не на филиалы, филиалы как есть, так они и будут, если у

6419 банков они имеются. Но для того, чтобы, в общем, вы несколько спокойнее себя

6420 чувствовали при голосовании по этому законопроекту, я, наверное, приведу ещё

6421 несколько цифр для тех, кто в деталях не знакомился с данным законопроектом.

6422 Я спрашивал, как выступать, короче или длиннее, но попробую дать ответ.

6423

6424 Итак, по состоянию. Ну, в настоящее время на долю банков с капиталом менее

6425 180 миллионов рублей приходится 0,7 процента активов по действующим банкам,

6426 0,6 процента - ссудные задолженности, 0,7 процента - вклады физических лиц и

6427 0,9 процента - вклады юридических лиц. Ну, эти цифры говорят сами за себя. На

6428 долю банков с капиталом менее 90 миллионов рублей, а такие банки у нас есть,

6429 приходится 0,2 процента активов по действующим банкам, 0,1 процента - ссудные

6430 задолженности, 0,2 процента - вклады физлиц и 0,3 процента - средства

6431 юридических лиц. Поэтому - эти цифры говорят сами за себя - мы не нанесём

6432 вреда.

6433

6434 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6435

6436 И от фракции "Справедливая Россия" - Тумусов. Пожалуйста.

6437

6438 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "Справедливая Россия".

6439

6440 Спасибо.

6441

6442 Уважаемый Владислав Матусович, какие бы мы ни говорили правильные слова о

6443 повышении устойчивости банков, и вы сейчас абсолютно верные цифры назвали,

6444 всё равно в сумме активов - менее 1 процента... Но эти банки находятся именно

6445 в малых городах, где живёт одна треть населения России, там больших банков

6446 нет. И что же, у вас рука не дрогнет, чтобы их задушить? Вот у меня вопрос:

6447 почему вы считаете, что их надо искусственно задушить? Почему вы так

6448 считаете?

6449

6450 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник.

6451

6452 Константин Борисович, вы можете присаживаться.

6453

6454 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, во-первых, я не считаю, что их надо

6455 искусственно задушить. Я, наоборот, считаю, что надо обеспечить стабильность

6456 банковской системы и защитить граждан, что наша задача - защищать наших

6457 граждан, а не владельцев банков. Это первое.

6458

6459 И второе. Я готов дать, если необходимо, развёрнутую справку по регионам и по

6460 филиалам. Уверяю вас, вы увидите, что это не так. Вот я могу представить

6461 следующие данные. В четырнадцати субъектах Федерации, в каждом из которых

6462 зарегистрировано по одному банку с размером капитала более 180 миллионов

6463 рублей, находятся в совокупности более двух тысяч восьмисот филиалов и

6464 внутренних структурных подразделений банков с размером собственных средств

6465 более 180 миллионов рублей.

6466

6467 Количество точек самообслуживания банков с размером собственных средств менее

6468 180 миллионов рублей в указанных субъектах составляет шестьдесят девять. Если

6469 вы посмотрите пояснительную записку к законопроекту, там есть таблица, из

6470 которой всё это видно, то ваши опасения, я думаю, исчезнут.

6471

6472 Спасибо.

6473

6474 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы от фракций заданы. Есть ли

6475 желающие выступить? Да, есть, две руки я вижу, три. От фракции КПРФ -

6476 Коломейцев, от фракции ЛДПР - Свистунов и от фракции "Справедливая Россия" -

6477 Тумусов.

6478

6479 Пожалуйста, Коломейцев.

6480

6481 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

6482

6483 Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Безусловно, как говорил мудрец,

6484 приходит время разбрасывать камни и приходит время их собирать. И вот здесь,

6485 в этом зале, знаете, что меня удивляет? Я помню (много раз принимались

6486 законы), когда эти же люди говорили, как важно создать конкурентную среду в

6487 банковской системе и как важно дать возможность всем попробовать себя

6488 немножко банкирами. А сегодня, оказывается, самый главный вопрос: почему

6489 банковская система не выполняет свою роль как кровеносная система экономики?

6490 Это потому, что маленький уставный капитал. Но, к сожалению, вывод капитала

6491 за рубеж, и в том числе выделенного нами, производится как раз банками, у

6492 которых с уставным капиталом всё в порядке, и даже в чрезвычайном порядке.

6493 Поэтому, может быть, этот закон нужен. И наверное, правильно, когда десять -

6494 пятнадцать банков имеют разветвлённую филиальную сеть, доступную, кстати,

6495 всем гражданам. И здесь я с коллегой Тумусовым, в общем-то, согласен, потому

6496 что у нас, к сожалению, степень доступности многих услуг по мере развития

6497 рыночной экономики всё время снижается, понимаете как, и чем дальше от

6498 Москвы, туда, за Урал, тем сильнее.

6499

6500 Поэтому мне кажется, Владислав Матусович, что всё-таки правильнее было бы

6501 вашему комитету сегодня разобраться и предложить законопроекты, как нам

6502 сделать так, чтобы, может, поучившись у китайцев... Деньги выделяем, 6

6503 триллионов, - а в реальный сектор не попало. Что надо сделать, чтобы они

6504 попали? Вот закон и нужен. Это закон законов, который нужно принимать первым.

6505 Мне кажется, надо сделать закон об ответственности банкиров, которые, получив

6506 госсредства, не переводят их, потому что с экрана телевизора можно грозить,

6507 но реально ни с одного банкира, который незаконно перевёл выделенные деньги,

6508 не упал ни один волос, понимаете?

6509

6510 И третье. Мне кажется, что на самом деле Комитету по финансовому рынку...

6511 Наверное, он правильно делает, что лоббирует во всех отраслях свои интересы.

6512 Вот посмотрите: фонд содействия реформированию ЖКХ и ускорению строительства

6513 - комитет Владислава Матусовича пролоббировал все средства на покупку ценных

6514 бумаг. Сегодня вот Чубайсу не успели выделить 130 миллиардов - опять

6515 подсуетился комитет Владислава Матусовича: уже сегодня вы примете закон, и

6516 эти деньги вместо того, чтобы пойти на развитие станкостроения и

6517 действительно сложных технологий, опять пойдут в ценные бумаги и в никуда.

6518

6519 Поэтому, при всей важности обозначенных в докладе целей, мы всё-таки

6520 воздерживаемся от поддержки этого закона. Мы думаем, что он сегодня не

6521 первоочередной и не главный в условиях финансового кризиса, который всё

6522 больше накрывает нашу страну.

6523

6524 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Свистунов, фракция ЛДПР.

6525

6526 СВИСТУНОВ А. Н. Я в предыдущем своём выступлении специально задал вопрос по

6527 поводу сфокусирования цели, и Владислав Матусович мне её сформулировал:

6528 повышение капитализации банковской системы. И вот здесь я сразу позволю себе

6529 не согласиться, потому что логика не даёт ответа. Если мы убираем с рынка

6530 банки, убираем фактически, то мы как бы говорим определённому числу банков: у

6531 вас не соответствует размер капитала, и в 2012 году ваши лицензии превратятся

6532 в бумагу пустую, если вы не увеличите капитал. А они не могут увеличить, тем

6533 более что кризис такой ещё здесь, не могут, потому что... Отдельно

6534 остановлюсь. Так вот, если они уйдут с рынка, как же мы увеличим

6535 капитализацию банковской системы? Мы не увеличим, получается, а уменьшим.

6536

6537 Теперь второй вопрос - по поводу того, что стимулов не хватает для увеличения

6538 капитализации самих банков. Стимулов довольно, потому что ссылка на

6539 европейские и мировые нормы регулирования банковской системы абсолютно верна,

6540 так как у нас регулирование Центральным банком осуществляется почти в

6541 соответствии с этими мировыми нормами. Соответственно, у нас уже давно

6542 применим Базель - это нормы такие банковского регулирования, - и даже более

6543 жёсткие, чем Базель, на самом деле у нас применяются нормы, особенно в части

6544 требований к капиталу. Дело в том, что Базель предусматривает гораздо меньшую

6545 норму по первому нормативу, о достаточности капитала, гораздо меньшую. Если у

6546 нас норматив 10-11 процентов является достаточным, то по Базелю - 2 процента

6547 к привлекаемой акции актива. Вот такая правда жизни на сегодняшний день.

6548 Более того, Центральный банк, вводя вот такие нормы, отсекающие

6549 дополнительные обязательства банка в зависимости от капитала, уже их

6550 стимулирует к повышению этой капитализации, и некоторые повышают, а другие не

6551 могут - ну, такой рынок.

6552

6553 Вот, кстати, одна из положительных черт этого закона - то, что коммунисты,

6554 например, рыночниками стали, вы слышали, да? Николай Васильевич Коломейцев за

6555 рынок, за то, что свободная конкуренция должна быть. Абсолютно правильно!

6556 Потому что эти маленькие банки в отличие от больших, с капиталами, с

6557 большущими капиталами, не требуют вообще финансовой помощи, да им никто её и

6558 не даёт отсюда, например, а они всё равно живут, ничего с ними не происходит.

6559 Ни в первый кризис 1998 года никто им никакой помощи не давал, ни сейчас ни

6560 копейки не дошло до этих банков, а они всё равно живут, и если уходят с рынка

6561 - ну, обычная ситуация, - вместе с ними уходят с рынка и такие большие банки,

6562 как, например, Связьбанк - огромный банк, из первой сотни. Ну так его спасли.

6563 Понятно, какими резервами спасли, какими вливаниями, да? И другие примеры

6564 можно привести. За границей ни о чём не говорит этот капитал, да? "Леман

6565 Бразерс" - извините меня, такой капитал... у нас в России нет такого банка, с

6566 таким капиталом, просто нету его. И где он сейчас? То есть не в капитале

6567 дело, я вот о чём хочу сказать. Капитал важен на момент регистрации банка.

6568 Когда регистрируют банк, то говорят: да, это серьёзное требование, у нас оно

6569 применяется ко всем, и к акционерным обществам, и к обществам с ограниченной

6570 ответственностью, и к банкам, соответственно, тоже.

6571

6572 Но когда действующий бизнес, уже зарегистрированный, то исходя из размера

6573 капитала нельзя его закрыть по такому формальному требованию, ни в коем

6574 случае. Это абсолютно никакое не рыночное требование, это не спасает ни от

6575 каких рисков, это не ведёт ни к какой дальнейшей капитализации банка. Более

6576 того, я вот пачку документов сюда принёс. Это план действий, направленных на

6577 оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики,

6578 который принят правительственной комиссией. И вы, кстати, участник, Владислав

6579 Матусович. Так вот там нет такого пункта - о том, что надо вносить

6580 законопроект об ограничении банков по капиталу. Нету, совершенно нету! Более

6581 того, есть другой пункт, пункт 6: снятие ограничений, связанных с размером

6582 уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ в целях

6583 повышения возможности по привлечению финансирования... и так далее, и тому

6584 подобное. Кстати, он относится ко всем, не только к банкам, хотя и к банкам в

6585 том числе, так же ведь?

6586

6587 Так вот, ещё хотелось бы заметить по поводу конфликта интересов менеджеров и

6588 собственников банка - это из вашего выступления. Действительно, таковые есть,

6589 но, извините меня, есть и другой конфликт. Ведь что такое триста банков? Мы

6590 так легко говорим: там маленькое количество активов. Хотя если назвать в

6591 абсолютных цифрах, то это на уровне 50-60 миллиардов рублей, вот так

6592 примерно. А если говорить о количестве просто, каждый банк вот из этих

6593 маленьких - в среднем где-то до ста человек. Триста банков - тридцать тысяч

6594 рабочих мест. И вот в это тяжёлое время мы этим людям говорим: всё, завтра вы

6595 прекратите работать. А как же поддержка того же самого малого бизнеса? Ведь

6596 эти банки - это фактически тот же самый малый бизнес, просто занимаются

6597 банковской деятельностью. Как тогда быть с этим?

6598

6599 Понимаете, мы говорим: у нас правая рука не знает, что делает левая. И вот

6600 этот вопрос мой по-прежнему остаётся без ответа: для чего вот в это время, в

6601 период кризиса, мы вносим такой законопроект? Мы об этом говорили в течение

6602 десяти лет и всё равно оставили в таком виде, как сейчас, то есть эту

6603 дедушкину оговорку оставили: пусть те, у кого был зарегистрирован капитал,

6604 остаются и не меняют его по сравнению с уровнем, который был на 1 января 2008

6605 года. А тут мы опять к этому возвращаемся. Зачем? Ответ у меня только один,

6606 товарищи: вот эти малые банки уже так надоели Центральному банку, так устал

6607 от них Центральный банк, что он не может и не хочет больше заниматься этим

6608 регулированием. Вот восемьдесят тысяч сотрудников Центрального банка устали

6609 регулировать и следить за этими маленькими банками, всё, им некогда, у них

6610 кризис, надо заниматься другим - смотреть, чтобы деньги дошли до предприятий,

6611 до реального сектора и так далее, а тут малые банки со всех сторон:

6612 посмотрите, что делается!

6613

6614 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6615

6616 СВИСТУНОВ А. Н. И ещё социальный пакет, совершенно верно.

6617

6618 То есть мы считаем этот законопроект абсолютно несвоевременным, мало того,

6619 абсолютно ни к чему не приводящим. Вот та цель, которая в нём заявлена, - она

6620 недостижима. Кроме всего прочего, там есть ещё один маленький пункт про

6621 генеральную лицензию, 900 миллионов. А как быть с теми банками, которые уже

6622 получили генеральную лицензию, но у них нет 900 миллионов, - тоже будем их

6623 лишать? Этот момент никак не регулируется, вообще в этом законопроекте не

6624 оговаривается. То есть опять у нас тут: эти лучше, эти хуже, эти учитываем,

6625 эти не учитываем.

6626

6627 Поэтому законопроект, на наш взгляд, никуда не годится, наша фракция его не

6628 будет поддерживать, и вас просим не поддерживать его. Более того, две

6629 ассоциации, Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков,

6630 которую возглавляет наш коллега Аксаков, написали письма президенту,

6631 председателю правительства, и их представители выступали у нас в комитете,

6632 но, к сожалению, не поддержал их комитет, хотя голосование было

6633 принципиальное: десять против шести.

6634

6635 Поэтому, уважаемые коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", прошу внимательно

6636 посмотреть этот законопроект, внимательно. На сегодняшний день он просто не

6637 нужен. Это тот сигнал дополнительный... Когда в банковской системе и так

6638 присутствуют все вот эти колебания, вибрации, турбулентность, он только льёт

6639 воду, так сказать, даёт сигнал нормальным клиентам забирать вклады из

6640 банковской системы, уходить из неё.

6641

6642 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6643

6644 Так, пожалуйста, депутат Тумусов от фракции "Справедливая Россия".

6645

6646 ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной

6647 Думы! Если мы с вами примем этот закон в предложенной редакции, мы нанесём

6648 непоправимый ущерб экономике страны. Буквально позавчера здесь министр

6649 экономического развития Российской Федерации заявила, что старая модель

6650 развития экономики страны исчерпала себя. Она, старая, умирающая модель,

6651 опиралась на высокие цены на нефть и на дешёвые зарубежные кредиты. Сегодня

6652 ведь, не секрет, лучшие умы страны думают, ломают голову над новой моделью

6653 развития экономики.

6654

6655 Надо прямо признать, мы убеждены - об этом говорят и Президент Российской

6656 Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич, и премьер Путин Владимир

6657 Владимирович, - что одним из ключевых элементов модернизированной экономики

6658 страны будет малый и средний бизнес. И это особенно актуально для периферии,

6659 для малых городов и сёл.

6660

6661 Предлагаемый законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках

6662 и банковской деятельности", хотя и преследует вроде бы благородные цели,

6663 является классическим порождением старой модели развития. Кого и как коснётся

6664 данный законопроект, если будет принят? Речь идёт, как уже здесь не раз было

6665 сказано, о трёхстах небольших банках, которые работают в регионах России и на

6666 которые приходится не более 1 процента банковских активов. Речь идёт о 200

6667 миллиардах рублей кредитов, выданных региональному малому и среднему бизнесу.

6668 Речь идёт о малых городах, отдалённых и периферийных районах. Например, в

6669 Адыгее вообще нет местных банков с капиталом более 60 миллионов рублей.

6670 Аналогичная ситуация складывается ещё в четырнадцати субъектах, об этом здесь

6671 Владислав Матусович говорил. Крупные федеральные банки не приходят в малые

6672 города, они приходят в краевые, областные, республиканские центры, в малые

6673 города они не приходят. В этих городах и на селе проживает более трети

6674 населения Российской Федерации, и именно их, малый бизнес именно в этих малых

6675 городах обслуживают небольшие банки. Большие банки пока вообще не работают в

6676 такой нише, те банки, для которых не проблема дать бизнесу 100, 200 тысяч

6677 рублей, не работают там. 200 миллиардов рублей активов - это почти миллион

6678 кредитов. По сути, малые банки сегодня кредитуют миллион малых

6679 предпринимателей, создавая почти пять миллионов рабочих мест. Таким образом,

6680 сегодня речь идёт не об 1 проценте активов, как здесь было сказано, и не о

6681 собственниках, а речь идёт о 25 процентах малого бизнеса страны, о миллионе

6682 малых предпринимателей. Мы считаем, что для них должны быть доступны кредиты,

6683 депозиты и платёжные услуги.

6684

6685 Экономика и бизнес слаборазвитых субъектов Российской Федерации пока не

6686 нуждаются в крупных кредитах, им нужны малые кредиты, но доступные и дешёвые.

6687 Авторы законопроекта полагают, что везде много филиалов крупных банков, да и

6688 малые банки быстро превратятся в филиалы этих крупных банков и всё будет

6689 нормально. А вот и не будет нормально! Более того, будет намного хуже.

6690 Сегодня у филиала банка получить кредит почти невозможно в силу

6691 бюрократических причин. Вот на моей малой родине, в Верхневилюйске, есть

6692 филиал Сбербанка. Чтобы получить маленький кредит, надо три ступеньки пройти

6693 - в столице, городе Якутске, потом ещё в Магаданской области, где находится

6694 отделение этого Сбербанка. Это длится два-три месяца, ну а потом отказывают.

6695

6696 Мы, конечно, готовы согласиться с тем, что уставный капитал банков надо

6697 увеличивать, тем более если банки находятся в столице, Москве, в Питере.

6698 Понятно, они занимаются сомнительными операциями (в кавычках это было

6699 сказано). Мы готовы согласиться с таким предложением, но мы не согласны с

6700 тем, что надо искусственно и одномоментно убивать малые банки, тем более в

6701 малых городах и в слаборазвитых субъектах Российской Федерации. Поэтому есть

6702 у нас компромиссное решение данной проблемы: минимальный размер уставного

6703 капитала банков привязать к размеру валового регионального продукта. Тогда

6704 для Москвы минимальный размер капитала пусть будет 180 миллионов рублей, а

6705 для субъекта с меньшим валовым региональным продуктом будет меньше размер

6706 капитала. Но если он открывает филиал, скажем, в Москве, то размер капитала

6707 считается по максимальному валу на региональную продукцию, где имеется филиал

6708 банка. Это позволит сохранить вот те малые банки, которые обслуживают малый

6709 бизнес именно в отдалённых, периферийных малых городах.

6710

6711 Уважаемые коллеги, просим поддержать наши предложения и отклонить

6712 предлагаемый законопроект.

6713

6714 Спасибо.

6715

6716 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, закончилось обсуждение.

6717

6718 Слово для выступления в заключение перед голосованием просит дать ему Резник

6719 Владислав Матусович.

6720

6721 РЕЗНИК В. М. Спасибо.

6722

6723 Глубокоуважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы обратиться к

6724 глубокоуважаемому коллеге Свистунову Аркадию Николаевичу. Я хотел бы сказать,

6725 что я никогда - ни в своём выступлении, ни отвечая на ваш вопрос - не говорил

6726 о том, что целью внесённого мною и представляемого вам законопроекта является

6727 увеличение капитализации банковской системы. Я ещё раз повторяю, что целью

6728 этого законопроекта является поэтапное повышение требований к минимальному

6729 значению собственных средств кредитных организаций, именно это. Поэтому не

6730 хотел бы быть неправильно понятым. Это первое.

6731

6732 Второе. Глубокоуважаемые коллеги, ещё раз говорю вам о том, что никто не

6733 занимается уничтожением маленьких банков. Они не уничтожатся. Они либо найдут

6734 возможность у своих акционеров увеличить уставный капитал - это первый путь,

6735 либо они сольются, консолидируются, либо станут небанковскими кредитными

6736 организациями - никто их с рынка не убирает.

6737

6738 Считаю, что мы со спокойной душой можем прого